В сердцевине Архангельской области лежит Холмогорская земля, давшая России Михаила Ломоносова.
«Личность М. В. Ломоносова можно понять, только составив представление о природе, в окружении которой он вырос». Слова принадлежат историку, слависту позапрошлого века В.И.Ламанскому.
В ста километрах к югу от Холмогор течёт река Емца, впадающая в Северную Двину. Довелось будущему первому русскому академику пересекать её по льду во время похода с рыбным обозом в Москву за знаниями.
В селе Емецке, первое упоминание о котором находится в Уставе 1137 года новгородского князя Святослава, в двадцатом веке родился поэт Николай Рубцов.
Стартовые площадки самого работающего земного космодрома «Плесецк» также стоят на берегу Емцы.
Интересна река ещё и тем, что не бывает на ней привычного для всех северных рек Земли ледохода: ежегодно лёд сходит так называемой «полыньёй», закипает бурунами и пропадает, растворяется, словно сахар. Редчайшее явление.
Пришло время попытаться ответить на вопросы: что значит название реки, кто дал его, когда, почему.
В Книге Большому Чертежу (XVI—XVII века) в перечне рек, “которыя в Двину пали”, встречаются названия “Ямца” и “Емца”. Причём, речь идёт об одной и той же реке: “... а Пушенга вытекла из озера, протоку 100 вёрст, пала в Двину против Ямцы реки. ... А ниже устья реки Ямцы 50 вёрст город Колмагоры...А против Пушенги Двинскои, пала река Емца, протоку 250 вёрст, вытекла от реки от Онеги”.
В словаре Владимира Даля встречается несколько русских слов и значений с корнем ем.: “Емить - имать или брать, собирать. Емь ж. ряз. сбор, подать, пошлина или взятка. Емец м. орл. калужск. расторопный, смышленый; Емцы м. мн. емки, щипцы. | Емь или емы ж. мн. когти ловчей птицы; Емкий, о человеке кто за все берется с уменьем, решительный и ловкий. | Рассудительный, умный, все понимающий. | Цепкий, ловко хватающий зубами, когтями”.
Река Емца в течение нескольких веков была важной транспортной артерией, связывавшей Великий Новгород с Двинской землёй. В свою очередь, как отмечал С.М.Соловьёв “Задвинские дани и торговля были главным источником богатства для новгородцев”.
Весьма наглядным подтверждением этому служит исторический эпизод, описанный Н.М.Карамзиным: “Великий князь (Димитрий Донской) подписал мирную грамоту (1385 год), с условием, чтобы Новгород всегда повиновался ему как государю верховному, платил ежегодно так называемы черный бор, или дань, собираемую с черного народа, и внес в казну княжескую 8000 рублей за долговременные наглости своих разбойников.
Новгородцы тогда же вынули из Софийского сокровища (Софийское сокровище – доходы Дома Святой Софии) и прислали к Димитрию 3000 рублей, отправив чиновников в Двинскую землю для собрания остальных пяти тысяч: ибо двиняне, имев также участие в разбоях волжских, долженствовали участвовать и в наказании за оные”.
То есть колония, которой в те времена была Двинская Земля, должна была оплатить основную часть “грехов” метрополии (В.Новгорода).
Общеизвестно, что в те времена Русь платила дань Золотой Орде. Согласно исследованиям С.М. Каштанова дань, называемая “выход”, которую платило Московское княжество Орде, составляла 5000 рублей в год (данные за 1389 год).
На 1 рубль тогда можно было купить примерно 100 пудов (1600 кг) хлеба.
Население Руси составляло в те времена примерно пять миллионов человек и если бы эта дань была распределена на всех равномерно, то на каждого жителя Руси приходилась бы лишь 1/1000 тогдашнего рубля в год — то есть цена 1,6 кг хлеба.
Численность населения Двинской Земли тех времён не известна, но можно предполагать, что составляла она лишь несколько тысяч человек.
В связи с чем, нагрузка от новгородской дани, размером в пять тысяч рублей, была весьма ощутимой для каждого двинского жителя и многократно превосходила суммы дани, выплачиваемой Золотой Орде среднестатистическим жителем Руси того времени.
И поэтому когда в 1397 году “двиняне дружелюбно встретили московскую рать”, то, как пишет Н.М.Карамзин: “Новгородцы УЖАСНУЛИСЬ (выделено автором настоящей статьи): вместе с Заволочьем они лишались способа не только иметь из первых рук важные произведения климатов сибирских, но и выгодно торговать с немцами, которые более всего искали у них мехов драгоценных. Архиепископ новогородский Иоанн, посадник Богдан и знаменитейшие чиновники спешили в Москву; но великий князь, лично оказав им ласку, не хотел слышать о возвращении Двинской земли”.
Приведённые исторические факты могут служить косвенным обоснованием возможного происхождении названия “Емца” от русского слова “емь” в значении “сбор, подать”.
Но поскольку ареал употребления указанного значения слова, по мнению В.Даля, ограничен рязанской землёй, и в связи с тем, что в исторических документах и трудах о Суздальском, Ростовском и Московском княжествах, а также о Великом Новгороде, данному значению соответствуют слова “дань” или “ясак”, то рассматриваемую версию следует признать не очень убедительной.
Как известно, северные земли были главными поставщиками ещё одного важного в те времена товара – ловчих птиц, в связи, с чем вариант этимологии исследуемого названия от русского слова емь или емы в значении “когти ловчей птицы”, также возможен.
Существует и версия о происхождении названия “Емца” от имени племени “ямь” или “емь”, якобы когда-то обитавшего в здешних местах. Только вот отрицается она результатами исследований, посвященных вопросам происхождения и ареала расселения финского племени “хямь”.
Соловьёв С.М. указывает территорию обитания данного племени: “На север от Финского залива новгородцы ходили на чудское племя – ямь; походы эти имели такой же характер, как и походы на эстов: так, в 1188 ходили на ямь новгородские молодцы с каким-то Вышатою Васильевичем и пришли домой по здорову, добывши полона. В 1191 году ходили новгородцы вместе с корелою на ямь, землю ее повоевали и пожгли и скот перебили”.
Легенда о присутствии племени ямь (емь) на берегах Емцы, возможно, могла появиться в связи с близким звучанием самоназвания саамов - саамие, салме/самбе, саам и названия одной из группы финнов – хяме.
Когда-то некоторые представители саамов жили на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников — суоми и хяме — стало виной заметного отступления саамов к северу.
Саамы оставили множество «следов» в названиях рек и озёр севера. Саамские слова емья (ямме) в значении “мёртвый” и еммне в значении “земля, страна, территория, вполне подходят в качестве основы для приведённых в Книге Большому Чертежу названий.
В Мурманской области находится гора Мёртвых – Юммечор. Там же, в Хибинах есть ущелье Мертвых - Юмьекорр, с которым связана легенда о большом сражении между саамами и чудью. Причём, чудью саамы именовали вооруженные отряды скандинавов.
О жизни и битвах саамов на территории, прилегающей к реке Емце, история каких-либо свидетельств не донесла. Но, возможно, битвы и, как их печальный итог – погибшие воины, могли быть, и поэтому река могла получить в память о них такое название.
Кроме того, места для кладбищ саамы предпочитали выбирать на высоких, сухих местах, чаще всего “за водой” (на островах, за рекой и т. д.), так как вода считалась надежной преградой, препятствующей возвращению умершего обратно, в мир живых. И на этом основании река могла получить название “Мёртвая” или – река“ Смерти”.
Версия о происхождении названия реки от саамского слова еммне в значении “земля, страна, территория” также имеет достаточные основания.
Квасов Д.Д. в работе “Позднечетвертичная история крупных озёр и внутренних морей Восточной Европы” пишет: “Среди других северодвинских притоков первого порядка р.Емца не отличается значительными размерами и водностью, однако она имеет целый ряд особенностей, позволяющих характеризовать её, как УНИКАЛЬНУЮ (выделено автором настоящей статьи) водную экосистему Европейского Севера России. В ледниковый период её русло являлось началом водной системы, объединявшей бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры”.
Без сомнений, река, чьё русло стало прародителем больших рек, имеет право называться Рекой земли (страны, территории).
Жили на берегах реки и представители финских народов. Карельское и финское ема в значении “мать”, по указанной выше причине, также достойно быть основой названия реки - матери северных рек.
Как емья, еммне, ема стала Емцей?
В статье “Название ‘Тверь’ и ‘Тверца’ в письменных источниках” C.В.Богданов объясняет появление суффикса ца у реки Тфера (Тверь) следующим образом: “...в XIV в. жители Нового Торга добавили к названию реки слово река (реца) ...и в результате этого словообразования получилось Тфера-реца, а с течением времени – Тферца”.
Ухов С. в статье “История Вятки как часть этнической истории восточной Европы” предлагает другую версию: “Суффикс -ца редкий как в гидронимии, так и в апеллятивной лексике. Он восходит к праславянскому суффиксу –ka или –ьka, подвергшемуся палатализации, и коррелирует с суффиксом –ец, что проявляется, в частности, в образовании прилагательного: село Усть-Чепецкое. То есть наши предки совершенно справедливо воспринимали гидроним Чепца как русское слово и изменяли его по законам русского языка, поскольку были интуитивными лингвистами”.
Вне сомнений, появившиеся на берегах Емцы в X веке русские насельники, могли изменить полученное от предшественников название реки по законам русского языка.
Впрочем, предшественниками нашими могли быть не только саамы и финны, но и предки из так называемой протоиндоевропейской общности. Поскольку громко, уверенно звучит санскрит в названиях северных рек.
В Емцу впадают реки Иога с притоком Кумбыш, Мехреньга и Ваймуга с притоком Калажма.
Реки в недавние времена выполняли функцию дорог. В переводе с санскрита eмa - “ход, дорога, путь”. Йога (река Иога)_- “связь, единение, сосредоточение, усилие”.
Яма - “Бог смерти” (у саамов ямме – «мёртвый»); Яма-су - “воздержание”.
С точки зрения Йоги пятью формами воздержания являются: ненасилие, правдивость, целомудрие, отказ от алчности и стяжательства.
Названия реки Кумбыш, берущей начало в Великом болоте (там же находится и Великое озеро – странные, несколько высокопарные имена для обычных природных объектов?), впадающей в Иогу, созвучно санскритским словам кумбака - “задержка (пауза в дыхании)” и кумбха-мэла - “Состязание йогов, сиддхов и любых других существ что-то умеющих показать; показ каких-то необычных достижений и возможностей. Проводятся раз в 12 лет в год птицы”. Около реки Иоги!
Название реки Мехреньга этимологизируется при помощи санскрита, как «усилие разума».
Основа названия левого притока Емцы Ваймуги созвучно слову вама – «левый женский путь». Имя реки Калажма, впадающей в Ваймугу, также звучит в санскрите, где калажна - 1) “сведущий в искусстве, художник, актёр ” 2) “знающий время; астролог, петух”.
И, наконец, яма-су (Емца) - “та, что рождает близнецов”. Так как русло Емцы явилось началом водной системы, объединившей бассейны рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и Печоры, то эти реки можно считать “близнецами, порождёнными” Емцей.
О жизни современников авторов приведённых названий свидетельствует открытая археологами в 1969 году на левом берегу Емцы стоянка, датируемая II – I тысячелетиями до н. э.
Предки оставили нам памятники. Название реки «Емца» - один из них.
На снимке – весенний разлив Емцы. Конец мая 2012.
Литература:
1. Ламанский В. И. «Михаил Васильевич Ломоносов: Биографический очерк». СПб., 1864.
2. Книга Большому Чертежу. под ред. Дербиной С.165.
3. Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Книга II Тома 3-4 М.,1998 С.222.
4.Карамзин Н.М. История государства Российского М.,2002 С.378-379.
5.Каштанов С.М. Финансы средневековой Руси, М., 1988 С.8-10.
6. Карамзин Н.М. История государства Российского М.,2002 С.396.
7.Соловьёв С.М. “История России с древнейших времён” Том 2 гл 6
8. Квасов Д.Д. Позднечетвертичная история крупных озёр и внутренних морей Восточной Европы, Л.,1975.
9 Богданов С.В. Название “Тверь” и “Тверца” в письменных источниках// russianchange.narod.ru
10 Ухов С. История Вятки как часть этнической истории восточной Европы/ sema.ruxronos