Без права на формализм

Саид-Хамзат Нунуев
 
Без права на формализм

     На днях в нашей республике побывал премьер Правительства России, кандидат в Президенты страны Владимир Владимирович Путин. В своем выступлении на совещании с руководителями Северокавказского региона он особо говорил о проблеме занятости населения. Данная проблема давно перестала быть проблемой только экономической, ибо затрагивает политические основы нашего общества. Правительство республики на выступление Путина отреагировало оперативно и своим постановлением   создало Координационный комитет содействия занятости населения. По этому поводу мы беседуем с писателем, ученым Нунуевым Саид – Хамзатом, который несколько лет назад на страницах нашей газеты уже поднимал данную проблему.

    О. Джургаев: Убежден, что во всех социально – политических потрясениях нашего народа за последние десятилетия и даже столетия экономический фактор имеет определяющее значение. Что бы вы сказали по этому поводу?

     С-Х. Нунуев: Полностью с Вами согласен. Благополучное в экономическом и культурно-образовательном плане общество невозможно дестабилизировать, ввергнуть в пучину братоубийственной гражданской войны. Неблагополучные общества – прекрасная среда для реализации любых зловещих политических технологий.

К примеру, недавний общественно - политический взрыв в Чечено-Ингушетии в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века был предопределен не по причине «воспаленной исторической памяти», как писали московские «специалисты», имея в виду Кавказскую войну середины Х1Х века и сталинскую депортацию, и не религиозными мотивами. Народ восстал по причине массовой безработицы, резко обострившейся после того, как свернули государственную программу сельского строительства, как не соответствующую принципам рыночной экономики. (Именно по этой программе Москва выделяла деньги всей аграрной отрасли СССР, благодаря чему 250 – 300 тыс. трудоспособных чеченцев выезжали на так называемые «шабашки», облегчая властям проблему занятости.)
      О. Джургаев: У этой проблемы есть свои причины, корни я бы сказал. И вы эти корни довольно объективно раскрывали в своих публикациях и выступлениях на научно – практических конференциях.

     С-Х. Нунуев: Истоки проблемы начинаются с 1957-го года, когда при восстановлении ЧИАССР высокогорные районы: Чеберлойский, Шаройский, Итум-Калинский, Галанчожский, Галашкинский и другие решили забросить, превратить в альпийские пастбища для равнинных совхозов и колхозов.

 А ведь из документов известно, что именно эти районы производили основные объемы мясо-молочной продукции республики и население здесь (в основном хуторское) составляло около половины (!) всего коренного населения. В результате таких непродуманных, волюнтаристских решений горцы начали оседать на плоскости.  Резко выросло количество населения в таких селах, как Шали- 32 тыс. чел; Урус-Мартан- 37 тыс чел.

Статистика отмечала их как самые крупные села в СССР. Селами они оставались, потому что здесь не развивалась промышленность. Промышленность не развивалась, потому что в этом случае вырос бы национальный рабочий класс.

Национальный рабочий класс не развивался, потому что в этом случае пришлось бы увеличить прослойку вайнахов – коммунистов, что в свою очередь отразилось бы на структуре обкома КПСС, на национальном составе его руководства. К моменту разрушения СССР русскоязычных коммунистов - рабочих в республике было вдвое больше чем вайнахов. 
 
     О. Джургаев: В итоге разразилась война, которая также во многом носила злонамеренный характер и была чрезвычайно востребована антироссийскими силами. Отсюда ее затяжной, загадочный характер. Она бы и сейчас не завершилась, если бы не последовательная позиция Президента Путина и не политическое мужество отца и сына Кадыровых.

    С-Х. Нунуев: Полностью с Вами согласен.

    О. Джургаев: Теперь давайте поговорим о сегодняшней ситуации. Ведь прошедшие войны проблему не решили, но обострили. Однако на данном этапе проблема намного опаснее, потому что появилась прослойка военных специалистов-боевиков, прошедших школу диверсионно-партизанской борьбы. Кроме того, слишком свежи неоправданные зверства со стороны некоторой части федералов.

 Не ослабли  намерения зарубежных провокационных сил продолжать разыгрывать «чеченскую» карту в качестве инструмента политического влияния на Россию. Не вызывает никакого сомнения, что от намерений вновь дестабилизировать ситуацию в республике они не откажутся. Благодатная почва для них – если проблема массовой безработицы в Чечне будет решаться с отставанием. Да и на внутреннюю обстановку в России, как говорил Путин, проблема оказывает весьма неблагоприятное влияние.

     С-Х. Нунуев:   Она становится острейшей политической проблемой всероссийского, и, возможно, международного уровня, имея в виду растущий террористический интернационал. Вот один весьма показательный пример. ВВС США ежемесячно доплачивает военнослужащим 500 долларов за изучение русского и чеченского языков.

 О чем это говорит? О желании читать Пушкина или Раису Ахматову на родном языке? Вряд ли. Это говорит о том, что с мечтами вновь дестабилизировать Россию через доверчивых и наивных чеченцев американцы и Запад не расстались.

А в соответствии с теорией дестабилизации недовольство населения, его экономическое неблагополучие – основное условие. В своей книге «Ноев Завет» я даже прямо писал о том, что безработица в Чечне – результат провокационной деятельности некоторых прозападных министров в Правительстве России. слава Всевышнему, что Путин озабочен возникающей патовой ситуацией.

     О. Джургаев:  Благодаря общепризнанному таланту организатора Рамзана Ахматовича в республике быстро развивается социальная, культурная, спортивная инфраструктура. Но скоро закончится федеральная целевая программа восстановления республики и все это надо содержать на республиканский бюджет. Встанет вопрос как в песне у Высоцкого: «Где деньги, Зин?» А деньги (налоги), как известно, поступают из производства, с которой у нас проблемы.

В складывающейся ситуации необходимы радикальные, чрезвычайные меры на опережение негативного развития событий.  Что бы вы предложили в связи с этим конкретно?

     С-Х. Нунуев: В настоящее время на строительно-восстановительных работах республики, (включая производство стройматериалов, работу транспорта, ремонт и строительство собственного жилья и т.д. ) занято не менее 70 тыс. чел.  В ближайшее время основные  работы завершатся, и указанная рабочая сила пополнит уже существующую армию (300 тыс.) безработных.

Кроме того, запущены даже те производства, которые еще при советской власти были рентабельными. К примеру, в селе Махкеты Введенского района работал пищекомбинат, который выпускал различную консервную продукцию. На комбинате было трудоустроено более полусотни человек. Здесь даже в зимние месяцы кипела работа, консервируя знаменитую черемшу. А теперь пищекомбинат ржавеет. Алюминиевые емкости разрезаны и сданы на металлолом. У людей во дворах пропадают тысячи тонн фруктов.

Такое я бы назвал, прежде всего, нравственной катастрофой, наряду с развитием наркомании. Ведь даже Леонид Брежнев в своей книге приводил исламский хадис о том, что можно наступить на Коран, если нужно дотянуться до хлеба! Есть принципиальная разница, кто будет приходить в наши великолепные мечети – люди голодные, злые, только и мечтающие где бы чем поживиться, или люди обеспеченные, могущие обзаводиться семьями и достойно их кормить.

     О. Ждургаев: Чего же мы в праве ожидать от недавно созданного Правитльством координационного Комитета?

     С-Х. Нунуев: Прежде всего, Комитет не имеет права на формализм в своей работе. Это очевидно в связи с судьбоносностью данной проблемы. Хочу повторить свои предложения трехлетней давности.

На начальном этапе, на стадии формирования проекта реформы занятости, желательно создание Экспертного совета, возглавляемого одним из авторитетных руководителей республики, куда можно было бы включить депутатов, представителей общественности, а также:
- зам. Министра труда и занятости;
- зам. Министра экономики;
- зам. Министра финансов;
- зам. Министра по промышленности;
- зам. Министра сельского хозяйства;
- зам. Мэра г.Грозного;
- зам. Глав Администраций ряда районов республики;
- работники банковских учреждений;
- предприниматели.
Для лоббирования в г. Москве проектов, выходящих на федеральный уровень, целесообразно привлечение:
- депутатов Государственной Думы РФ;
- представителя в Совете Федерации;
- членов Общественной палаты РФ;
- постпредство ЧР при Президенте РФ;
- государственных чиновников, выходцев из ЧР.
- ученых-экономистов, и других специалистов, выходцев из ЧР.
 (Желательно  создание филиала Экспертного совета в г.Москве при Постпредстве ЧР.)
    Предлагается  инвестирование строительства в крупных населенных пунктах республики цехов, фабрик, заводов, комбинатов известным предпринимателям, выходцам из республики.
 (Определяется конкретный ответственный  за изучение и осуществление мониторинга на этом участке  работы)

       В последующем создается Республиканский Штаб занятости, который возглавляется Главой Республики или Председателем Правительства.

       Для успешной реализации реформы создается благоприятный идеологический (пропагандистский) климат. (Это будет сравнительно не трудно, потому что имеются свежие примеры бесспорных успехов руководства Республики в области строительно-восстановительных работ).

 К примеру, объявляется программа «Каждому селу – цех или фабрику; каждому городу – градообразующее предприятие!» Внимание средств массовой информации нацеливается к чрезвычайной важности данной проблемы, провоцируется ее всенародное, массовое обсуждение.

Это особенно важно для привлечения частных инвестиций, для морально-психологического влияния на предпринимателей, как в качестве средства поощрения, так и в качестве средства объективной критики.

 К примеру, некоторые чеченские предприниматели развернули деятельность по выпуску консервной продукции в Краснодарском крае  в то время, как в селах республики ежегодно пропадают сотни тысяч тонн культурных и дикорастущих сортов плодов и ягод

      Реформа занятости объявляется важнейшей политической задачей с периодическим отчетом перед Штабом всех чиновников, задействованных в ней. Результаты работы опубликовываются в печати, оглашаются на телевидении и радио.

      О. Джургаев: А что бы вы сказали о федеральном уровне решения проблемы? Ведь масштаб и значимость проблемы таковы, что решить ее силами республиканской власти без помощи федерального центра практически невозможно.

       С-Х.Нунуев: От Москвы требуется помощь и поддержка как в принятии благоприятствующих развитию экономики республики федеральных Законов, так и в бюджетном финансировании наиболее крупных производственных проектов, направленных, прежде всего на углубленную переработку основного национального сырья – нефти.

 Транспортировка из республики сырой нефти, а не нефтепродуктов в условиях наличия опасной политической проблемы – подобно должностному преступлению. На решение этой проблемы необходимо мобилизовать возможности всех земляков и других друзей Чечни, находящихся в г. Москве. 

        Необходима проработка вопроса открытия в республике филиалов крупных российских машиностроительных, автомобильных и других предприятий. В нашем случае опасно оставлять эти процессы под законами рынка и макроэкономики. Нужна целевая государственная поддержка как в чрезвычайной поствоенной зоне.

        Федеральный уровень решения проблемы осложнен из-за предвзятого отношения к республике и ее народу со стороны отдельных  депутатов Госдумы РФ типа Жириновского и других, выбрасывающих в общество провокационные лозунги «Хватит кормить Кавказ». 

 Подтверждением тому служит  их отношение к обращениям со стороны Парламента и Правительства ЧР по поводу необходимости создания в республике особой экономической зоны. Распускаются в прессе слухи о том, что  чеченцы не хотят работать на производстве, поголовно склонны к криминальному бизнесу, все разворуют. 

      О. Джургаев: А что бы вы сказали о республиканском уровне решения проблемы?

       С-Х. Нунуев: Руководство республики давно и хорошо понимает остроту проблемы и намечает ряд серьезных мер по скорейшему решению проблемы безработицы. Об этом неоднократно и до Путина говорил сам Рамзан Ахматович.

Среди них – строительство крупного нефтеперерабатывающего завода, строительство каскада электростанций на реке Аргун а также ряд других серьезных объектов. Однако, с учетом остроты проблемы, могут быть предприняты и другие меры, которые могут быть обсуждены наравне с другими на созданной Комиссии.  Среди них могут быть:

                - немедленное восстановление промышленных предприятий, которые успешно работали на местном сырье и которые можно восстановить силами и средствами республики.

                - организация при Министерстве труда и занятости или при департаменте внешних связей республики специальной структуры, занимающейся заключением договоров и вывозом строительных бригад из Чечни в другие субъекты федерации, включая г. Москву. На первых порах вывозилось бы до 5 - 10 тыс. чел. В дальнейшем, при накоплении опыта, эту цифру возможно довести до 30 – 50 тыс. чел.

               - создание Министерства туризма и отдыха, отделив туризм от Министерства спорта.  Следует форсировать создание туристических баз, пансионатов, кемпингов, лагерей и т. д. в том числе и на средства инвесторов.   

               - внедрение практики заключения договоров Правительства с предпринимателями по предоставлению гарантий безопасности бизнеса. Данная процедура принципиально важна  в связи с распространенным мнением, будто бизнес в республике притесняется, подвергается  рэкету со стороны налоговых и иных силовых структур.

-  создание в республике службы по сбору, экспертизе и выработке предложений развития того или иного вида частного бизнеса. Использовать для развития приоритетных направлений бизнеса инструменты государственной власти, средства массовой информации.

-  предусмотреть систему прогрессивных налоговых и иных поощрений для производственных подразделений, в которых занято более 10, более 20… более 50  человек и т.д.

- максимально упростить процедуру регистрации производственных фирм. Объявить производство приоритетным направлением экономики республики.

                -  создание при отраслевых министерствах соответствующие службы, которые занимались бы изучением экономической целесообразности  открытия тех или иных трудоемких производств с учетом наличия большого избытка трудовых ресурсов.

                -   при создании  новых видов производств исходить из реальности, что чеченцы традиционно не боятся тяжелого физического труда, но при этом должна быть соответствующая их труду заработная плата.

-  разработка республиканской программы возрождения хуторов. Обеспечить прокладку в горы дорог, продолжить политику электрификации и газификации. Сделать привлекательным возвращение в покинутые села населения Итум-Калинского, Ножай-Юртовского, Веденского, Шатойского и других районов, пока еще не умерли старожилы. С течением времени возвращение будет все более проблематичным.

    О. Джургаев: Вы коснулись нравственного аспекта проблемы занятости. Что бы вы к этому добавили?

     С-Х. Нунуев: Научно доказано, что общество, в котором  производительным трудом занято менее половины населения,  обречено криминализации. Производство – это не только нужные и полезные товары, но и соответствующий образ жизни, соответствующая психология и уровень нравственности.

      Так случилось, что обстоятельства все больше превращают нас в нацию торгашей, в нацию людей, образ жизни которых – погоня за деньгами, часто сомнительными путями. Мы – не нация производственников, а нация добытчиков, как бы горько это не звучало.

Психология производственника и психология добытчика – это разные состояния морали и нравственности. Нельзя требовать от людей высокого уровня нравственности, не создавая ему возможностей честно зарабатывать свой хлеб, чтобы этого хлеба хватало для достойного воспитания своих детей. Таким образом, все важнейшие политические и духовно-нравственные проблемы Чечни оказались связанными с проблемой занятости.

 Село Махкеты
 Веденский  район
 Чеченская республика