2. Здравоохранение в Ставропольской губернии

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Здание бывшей Благодарненской тюрьмы, построенное в 1894 году. Фото В.И. Пузикова - автора. Город Благодарный Ставропольского края.

***

ГЛАВА 2

НАРОДНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
В СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1891-1896 гг.

В 1891 году в Ставропольской губернии медицинскую помощь населению по линии гражданского ведомства оказывали 26 врачей, из них состояло на государственной службе 13 человек. Из 26-ти врачей: членов врачебного отделения – 2, городовой врач – 1, уездных – 4, при управлении кочевыми народами – 1, служащих по сельской врачебной части – 4, при больнице Приказа общественного призрения – 1, вольнопрактикующих – 11, женщин-врачей – 2. Кроме того, медицинской практикой занимались врачи, размещенных в городе Ставрополе войсковых частей, и отставные медики.

Губернский город Ставрополь медицинскими работниками был обеспечен на высоком уровне, а вот на 4 уезда, численностью 611172 человек, приходилось только 8 врачей. На одного врача нагрузка составляла 76,4 тыс. человек и территория – 4408 квадратных верст. По этой причине население уездов медицинскую помощь своевременно не получало. В 1891 году огромный Новогригорьевский уезд обслуживали: уездный врач-лекарь, не имеющий чина Иван Васильевич Мартынов, окружной сельский врач Давид Самойлович Яходс и две повивальные бабки: уездная – Вера Павловна Протопопова и сельская – Евдокия Акимовна Дрямова.

В Ставропольской губернии недостаточно была развита аптечная сеть, действовало всего 15 аптек. В селе Благодарном население обслуживала вольная аптека провизора Ивана Борисовича Витмана. Его аптека отпустила за 1891 год лекарств на сумму 646 рублей по 1014 рецептам. Без рецептов населению продано лекарств и медицинских препаратов на 2 558 рублей. [8]

В 1891 году врачи гражданского ведомства Ставропольской губернии приняли 71471 больного, на 18559 человек больше, чем за предыдущий год. Стационарно было пролечено всего 1959 человек, 2,7 процента от числа обратившихся за медицинской помощью. Смертность среди лиц, обратившихся в лечебницы, составила 4,9 процента. А вот, среди лиц, лечившихся на дому – 17,4 процента.

В отчетном году преобладали болезни: малярийные, пищеварительных органов, заразные, дыхательных путей. Высокая смертность, от 35 до 44 процентов, наблюдалась среди жителей, заболевших заразными болезнями: оспой, дифтеритом, скарлатиной и корью.
 
Из отчета за 1891 год: «…проявление оспы наблюдалось более в Ставропольском и в особенности – Медвеженском уезде, на который падает 52 % всех заболеваний оспою; проявление скарлатины – в Александровском и Ставропольском уездах; дифтерита – в Медвеженском и Александровском уездах и кори – в Новогригорьевском уезде». [8]

Чтобы выявить больных заразными болезнями, подворные обходы совершали фельдшера, полицейские, сотские, выборные из числа жителей. При дифтерите, оспе и скарлатине к домам, где были больные этими болезнями, выставлялись посты из числа полицейских чинов. Они строго следили за тем, чтобы к больным не проходили другие лица, тем самым исключался перенос и распространение заразных болезней.

Власти рекомендовали местному духовенству: «…а) никого не хоронить без записки врача, а в селах - фельдшера или волостного правления; б) отпевать умерших дома или на кладбище, не занося их в церковь; в) приобщать больных, если можно, дома и г) разъяснять жителям, путем проповедей, необходимость принимаемых против заразных болезней мер». [8]

Дети из больных семейств не посещали школ, да и сами школы в периоды массовых эпидемий прекращали занятия. Жилища, в которых выявлялись больные, дезинфицировались раствором сулемы или карболовой кислоты, окуривались серой и хлором. Деревянные полы в домах вымывались щелоком, с земляных полов снимался верхний слой грунта. Стены белились известью, деревянные части дверей, окон, потолков и полов вновь перекрашивались красками. С согласия владельцев, многие предметы из жилищ и одежда, подвергшиеся заражению, сжигались.

Особое внимание в губернии было уделено оспопрививанию: «…В 1891 году привитие предохранительной оспы произведено 36426 детям, что составляет 83,6 % всех родившихся в 1891 году детей; по сравнению с 1890 годом сделано более на 4341 оспопрививание». [8]

***

Реформа медицинской части в Ставропольской губернии началась только в 1897 году. В предшествующие годы народное здравоохранение по отчетам губернского ведомства находилось в «…крайне ненормальных и тяжелых условиях. Коэффициент смертности в течение пяти лет (1892-1896 гг.) был очень значительным: в среднем 45 смертных случаев на 1000 человек». [1]

Приведем статистику коэффициента смертности по годам (количество смертей на 1000 чел.) в Ставропольской губернии:
Годы    Коэффициент
1892              68,5
1893              43,9
1894              45,5
1895              45
1896              38

В отчете губернского ведомства указаны причины столь высокой убыли населения от болезней: «…Это явление находило себе главное объяснение в антисанитарном состоянии губернии и почти полном отсутствии медицинской помощи сельскому населению». Эффективность медицинской помощи населению Ставропольской губернии за период с 1892 по 1896 годы отражена в таблице:

Годы    Пользовано, чел.   Умерло, чел.   % смертн.
1892              108 911               20 665              19,8
1893              105 012                9 553                9
1894              114 223                9 312                8,2
1895              119 234                9 067                7,6
1896              136 046                7 240                5,3

Стационарным лечением из числа лиц, обратившихся за медицинской помощью, пользовались не более 2 процентов больных. Больниц и лечебниц было крайне мало, на небольшое число коек, а в большинстве уездов стационаров не существовало вовсе. Так, в лечебнице села Медвежьего было всего 5 кроватей. Ставропольская городская больница Приказа Общественного Призрения на 20 кроватей постоянно была переполнена. [1]

***

27 марта 1894 года губернская газета «Северный Кавказ» опубликовала статью о состоянии народного здравия в селе Благодарном Новогригорьевского уезда. Автор корреспонденции скрылся под псевдонимом – «Мирза».

Так вот, Мирза сообщал: «…Читателям, конечно, известно, что село Благодарное – уездный административный центр, с многолюдным населением. И, если я поставлю вопрос: существует ли в Благодарном больница, или, в крайней мере больничный покой, то, вероятно, не заикнувшись, читатель ответил бы в утвердительном смысле! Но, к великому стыду благодарненцев, надо сознаться, что у них и в помине нет больницы или больничных покоев, да и сомнительно – возбуждался ли когда-либо злополучный вопрос об устройстве их.

Между тем, каждому мало-мальски знающему быт сельского и деревенского люда, хорошо известно, что в крестьянских хатах, не обладающих весьма часто даже и намеками на гигиену, абсолютно невозможно применить рационального медицинского ухода. Ведь от тщательности соблюдения ухода, в большинстве случаев, вполне зависит жизнь тяжелобольного. Всем хорошо известно, что сплошь и рядом в одной хате, где лежит больной, находятся несколько человек крестьянской семьи, нарушающей крайне необходимую для тяжелобольного тишину и спокойствие. Часто в той же хате помещаются телята и поросята…

Представляю судить читателю, возможно ли при условиях крайне неблагоприятных, при отсутствии самых элементарных требований гигиены, надеяться на выздоровление тяжелобольного? Никто не будет оспаривать того, что за больным необходим надлежащий уход.

Вот почему грустно и досадно бывает слышать, что, несмотря на предупреждение медицинского персонала, больной умер, благодаря лишь невежеству окружающих его лиц, которые накормили или напоили больного чем-либо для него вредным. Так часто, например, крестьяне при тифе дают больным холодное питье в большом количестве, соленые огурцы, арбузы и прочее, что ускоряет смерть больных…» [7]

***

Однако, уже летом 1894 года стационарное лечебное учреждение в селе Благодарном появилось. 15 августа в уездном центре Новогригорьевского уезда селе Благодарном была открыта уездная тюрьма, рассчитанная на 90 заключенных, а при ней – больница на 10 коек.

В.М. Забелин в статье «Благодарненская уездная тюрьма в конце  XIX Века» писал: «…Здесь впервые во всей восточной части современного Ставропольского края, фактически его половины с севера на юг, была открыта больница – хотя и тюремная.

 Больница помещалась в главном корпусе тюрьмы на верхнем этаже. Перед открытием она была снабжена всеми необходимыми для нее принадлежностями в достаточном количестве, расход на их приобретение был произведен «заимообразно из экономических сумм губернского тюремного комитета». Кроме того, уездное отделение на свои средства приобрело запас необходимых медикаментов на сумму 75 руб.

При больнице был фельдшер, получавший из сумм отделения общества жалованье в размере 180 руб. в год. Главное же заведование больницею принял на себя безвозмездно директор отделения Новогригорьевский уездный врач Иван Васильевич Мартынов». [9]

Благодарненская тюрьма № 4 была переведена из села Благодарного в город Пятигорск летом 1953 года. Ныне в одном здании бывшей тюрьмы размещается нервное отделение Благодарненской районной больницы, а другие здания принадлежат транспортному предприятию, в советское время – АТП «Благодарненское».

***

В конце XIX-го века для успешной работы в области здравоохранения недоставало медицинских кадров. Сельское население Ставропольской губернии численностью 790 тысяч человек обслуживали всего 4 окружных врача. Закрепленные участки были огромными: от 6-ти до 12-ти тысяч квадратных верст, с числом жителей более 175 тысяч каждый. Врачи не могли своевременно оказывать практическую помощь нуждающимся больным, выявлять и локализовать очаги заразных болезней. В результате чего, инфекционные болезни отличались большой интенсивностью с тяжелыми последствиями.

Так, вспышки дифтерита приводили к высокой смертности населения. В среднем в уездах смертность от дифтерита превышала 50 %, а в Александровском – до 64-х % от числа заболевших. Появление радикального средства против этой болезни – вспрыскивание антидифтерийной сыворотки, значительно сократило гибель людей. В городе Ставрополе в результате прививки сыворотки смертность от дифтерита понизилась с 54 до 15 процентов. [1]

Губернатору Ставропольской губернии, артиллерии генерал-лейтенанту Никифораки Николаю Егоровичу необходимо было принимать радикальные меры по строительству лечебниц в уездах, решать весь комплекс оздоровительных мер. И он в этом преуспел, возглавляя Ставропольскую губернию с 1885 по 1902 годы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

20 января 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков