Несчастье заразно? Глава 3

Людмила Москвич
   
       Был уже темный вечер, когда Вовка возвращался домой.  – Наверно мама уже дома - думал он.  - Опять будет ругать, что поздно пришел, не убрал комнату, не вымыл посуду.-  Ему не хотелось идти домой.  Неуютная, бедно обставленная комната,  чужая обшарпанная  мебель, давно неработающий компьютер (нет денег на починку), допотопный черно-белый телевизор. За этот год  они уже третий раз сменили жилье, и каждый раз оно было все беднее и беднее. Отец появлялся все реже, все время пьяный, изможденный, в грязной одежде. Где он был, где ночевал, что делал, об этом сын его не спрашивал. Он уже давно вычеркнул его из своей жизни. А мать, на словах, тоже отказалась  от него, но как только он появлялся в дверях их очередной квартиры, она, молча, ставила на стол тарелку с едой и доставала с балкона старую раскладушку. Все слова уже были сказаны, все этапы разрушения брака прошли. Но мужу некуда было идти, он опять и опять являлся к брошенной семье с молчаливой просьбой дать поесть и переночевать. И она, также  молча,  давала и то и другое. Сын уходил в их единственную комнату и тушил свет. Мать долго не спала, всхлипывала, вздыхала, старый диван скрипел и постанывал под ней. Сын делал вид, что спит, но ему хотелось заплакать, закричать, выскочить на кухню и вытолкать отца из дома. Но куда? Куда пойдет этот опустившийся человек, кому он нужен?
         Как стыдился сын отца, как скрывал  от приятелей, что  отец его превратился в бомжа! Как жалел мать, которая выбивалась из сил, чтобы прокормить и одеть сына, дать ему закончить школу. Будущее пугало сына. Он уже осознал, что получить хорошее образование он не сможет. Мать еле сводила концы с концами, из долгов не вылезали, жилья своего не имели, да и здоровье матери стало сдавать. Работать  официанткой  в кафе  ей уже было трудно, уходила рано утром, возвращалась перед полуночью в полном изнеможении. В выходные пыталась подработать, убираясь у чужих людей. Но силы ее убывали, она на глазах старела и худела. Сын, худосочный, высокий мальчик, выглядел младше своих лет, он и водился больше с младшими ребятами.
       Прошлым летом  он устроился работать в гараж на  автомойку.  Хотелось хоть немного заработать.  Платили  мало, с работой он справлялся плохо, быстро уставал, еще до обеда выбивался из сил, дрожали руки, кружилась голова. Проработал меньше месяца, заболел. Назад уже не вернулся. На этом все и кончилось. Сын понимал, что надо матери помочь хоть немного, но она сама сдерживала его порывы. Ей казалось, что мальчик, обделенный нерадивым отцом, вовлекшим их в унизительную бедность, должен иметь максимум всего, что имеют дети в благополучных семьях. Она из кожи вон лезла, чтобы он имел приличную одежду, дорогой мобильник, компьютер. Она не  позволила, чтобы он после 9 класса пошел учиться в техникум, а настояла, чтобы он кончал 11 классов. Она хочет,  чтобы он получил высшее образование. Но для сына это утопия.  Учитывая реалии нашего времени, она одна не сможет обеспечить сыну возможность учиться на платной основе, и достойно содержать парня еще пять лет. И к труду его некому  приучать, пусть ребенок еще  побудет около мамы, под ее контролем и надзором, так думает она. Об армии мать и слышать не хочет, в армию его она не пустит.  Действительно, этому инфантильному,  физически слабому, не приученному к мужскому труду парню в армии будет ой как трудно.  Так, не сумев создать благополучную семью, эта несчастная женщина пытается создать показное благополучие для сына. А тут еще проблемы с мужем-алкоголиком.    Где выход, думала ночами женщина, как жить дальше, почему так бестолково сложилась ее семейная жизнь?
       Замуж Ирина вышла поздно, ей уже было за тридцать. Сестры ее тоже остались незамужними, но те хоть образование хорошее получили, стали независимыми и обеспеченными людьми. И она была безмерно счастлива, когда ей посчастливилось выйти замуж. Ее не пугало, что ее избранника выгнала жена, оставив себе двух сыновей, что он не имел хорошей специальности и всю жизнь работал  по найму на чужих дядей.  Даже стажа толком не заработал.  И любил выпить. Но это был ее первый,  долгожданный  мужчина,  и она на все закрывала глаза. Родился сын, горячо  любимый  ребенок. Она вскоре поняла, что Юрий ей не опора, но, были еще живы ее родители, и финансовая сторона вопроса как-то незаметно решалась сама собой. Наступили 90 годы, родители один за другим покинули этот мир. И вскоре стало ясно, что жить на заработки мужа и ее небольшую зарплату нельзя, за долги они потеряли жилье, стали ютиться по съемным квартирам. Сын подрастал, требовал внимания и заботы, но это все легло только на плечи матери. Отцу все было безразлично. Мать всеми силами пыталась скрыть от окружающих, что муж ее  лентяй и пьяница. Видимость благополучной семьи вводила в заблуждение даже близких людей. Она привыкла никогда и никому не жаловаться, но теперь уже скрывать  тунеядство  мужа стало невозможно. Решение бросить его пришло осознанно, Вовка не противился. В очередной раз сменили квартиру, стали жить вдвоем. Но Юрий опять явился, и не пустить его она не смогла, слишком жалкий и измученный вид имел этот потерянный человек. Отоспался, подлечился и опять, не объясняясь, ушел.  Куда? Они и не спрашивали, а он не объяснял. Ушел до следующего раза.