Неожиданная встреча

Ирек Фатхелисламов
            «КТО СКАЗАЛ, что надо бросить песни на войне»...

             В народной памяти навсегда сохранится светлый образ девушки с санитарной сумкой через плечо. Она была всюду: на поле боя, в партизанском отряде, в эвакогоспитале, в санитарном поезде, среди руин разбомблённых вражескими стервятниками городов. Одна из них - Татьяна Николаевна Кевлич. Вот ее рассказ. 
 

           - Осенью 1943 года на Ленинградском фронте шли активные боевые действия. Срочно в Архангельске было сформировано несколько санитарных поездов. Для работы в них привлекались военные медики, работавшие в госпиталях, и вольнонаёмные,такие, как я, - сандружинницы. Наш санитарный поезд № 2531 впервые отправился в рейс в сентябре 1943 года. Когда мы подъезжали к месту назначения, в южной части Ладожского озера у реки Свирь услышали гул артиллерийской стрельбы. Вскоре стали поступать раненые. Их было много. Мы стали их грузить и распределять по вагонам. Совсем рядом разрывались вражеские снаряды. К счастью, всё обошлось. Наш поезд состоял из 14 вагонов. В теплушках размещали легкораненых. А в спальные - получивших тяжёлые ранения.
             В мою теплушку положили восемь бойцов. Все они были лежачими, потому что получили ранения в ноги. Я заботилась о них, поила, кормила, помогала умываться, перевязывала раны. А ещё в мои обязанности входило поддерживать чистоту в вагоне и отапливать его. Мы совершили немало рейсов, вывозя раненых из многих окрестных городов: Петрозаводска, Мончегорска, Медвежегорска, Кировска и Мурманска. Кроме наших солдат, поступали англичане и американцы. Их спасали наши моряки с кораблей, потопленных немецкими подводными лодками.
             В нашем поезде оказалась гармошка, но никто, кроме меня, не умел на ней играть. Её отдали мне. В свободное время я развлекала раненых. Играла на гармошке, пела песни, стараясь этим облегчить их боль и страдания, поднимала им настроение. Под стук колёс бойцы тихо подпевали мне популярные в ту пору песни.
             Запомнился такой случай. Солдаты запели романс Николая из оперетты Исаака Дунаевского «Золотая долина». Я стала им подпевать, хотя слов не знала. Выручил меня Владимир Иванович Маркевич. На клочке бумаги он написал текст этой песни ("Еще туманом город весь окутан, еще с Невы чуть веет ветерком...") и подписал свою фамилию. Поэтому он мне и запомнился.
             Война заканчивалась. Я уволилась и уехала в Архангельск. Поступила в медицинский институт, окончив его в 1950 году, получила распределение в Ступино. Шли годы. Однажды на нашем металлургическом комбинате я совершенно случайно встретила Маркевича. Оба были удивлены этой встречей, вспомнили фронтовое прошлое, наши «концерты». Потом видела его в Ступине ещё несколько раз...
      
             Годы бегут незаметно. А у меня перед глазами до сих пор стоит моя теплушка, вспоминаются подробности фронтового быта. Не забыла я и песен, которые веселили солдат, поднимали им настроение, помогали бороться с недугами и преодолевать их.