Фланелевая Булава

Владимир Калуцкий
     Удивительно, как в России продолжает ещё выживать армия! Всё-таки запас прочности у нее, привыкшей к тяготам и  лишениям с суворовских времен, оказался не по зубам ни Гитлеру, ни НАТО, ни Сердюкову с Путиным. И даже внутреняя реформа никак не может её добить. Уж и на контракт её переводят, и военные округа перекраивают, и вороватых девок в неё напринимали  – а она ничего, только простуживается на платцах да нелетающую «Булаву» всё пытается запустить. Никто ведь не сказал армии, что булава летать и не должна. Ею принято бить  по головам .
  Я сам служил ещё в Советской Армии.   По ночам часто снится.

«Часовой – это труп, завернутый в тулуп.
Проинструктированный до слез, и выставленный на мороз.
Во все стороны глядящий, не идёт ли разводящий» .

 Там много было дури, но гораздо больше хорошего. Ещё и сейчас при встрече с офицером спинка сама подбирается, а правая рука тянется к виску в приветствии. Но самое теплое воспоминание осталось о шинели и портянках.

   «Шла с учения третья рота,
У деревни на виду,да на виду,
Мимо сада-огорода,
Мимо девушек в саду, да  мимо девушек саду!..»

Как я понял – шинелей у солдат давно уже нет. А нынче добрались и до портянок. «Министр обороны РФ Сергей Шойгу выразил мнение, что в российской армии до конца 2013г. должны забыть, что такое портянки. Поручение об отказе от портянок он дал на селекторном совещании по проблемным вопросам строительства и развития Вооруженных сил РФ(РБК)».
    Как-то не верится, что новому министру обороны больше заняться нечем. Но уж коли взялся он за портянки, прежде чем за стратегическое оружие, значит – назрело.
   Вот только что назрело – большой вопрос.  Как человек, два года изо дня в день носивший портянки, заверяю: более удобной и практичной вещи я не знаю.  В сочетании с кирзовыми сапогами эта всепогодная обувка незаменима. Конечно, на гражданке можно покапризничать, повыбирать. Но уж в структурах, призванных  «стойко переносить тяготы и лишения армейской жизни» на портянки покушаться нельзя. Во первых: в них зимой тепло, а летом не жарко. Во вторых: их не надо подбирать по размерам. В третьих: они идеально подходят хоть к сапогам, хоть к ботинкам, хоть к берцам. Знаю по своему опыту, что  сапоги и носки несовместимы. Потому что сапоги самовольно и зловредно на ходу снимают носки с ноги. А, если учесть, что наша промышленность точает ботинки ничуть не лучше, чем сапоги, то без портянок солдатским ногам обеспечены мозоли и кровоподтеки.
   Собственно, в армии уже пытались отказаться от портянок. В  крымскую кампанию ХХ века попробовали  в  залитой водой окопах обуть пехоту в носки. Вышло ещё хуже. Когда солдаты пытались стянуть мокрый носок с ноги, то он держался намертво. Тогда солдаты просто взмолились о второй паре портянок. Оттуда и вошло  в обиход одну пару портянок носить на ногах, а вторую в  это время сушить на груди.

   «Гладко было на бумаге,
 Да забыли про овраги,
А по ним ходить!»

  Хотели  отказаться  от портянок и в первые годы советской власти. Тогда в армии ввели обмотки. Ну – чтобы сразу отказаться от сапог, портянок и нижней части штанов. Вы не поверите, но длина обмотки на одну ногу равнялась двум с половиной (!) метрам. Представляете – с какими словами на устах каждое утро рабочее-крестьянская Красная армия начинала пеленать свои ноги?
   
 «Я хату покинул, пошёл воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать»
   
   И Великая Отечественная война доказала: лучше портянки обувки нет.  В ней, родимой, и прошагал Иван пол-Европы.

   «Я шёл к тебе четыре года,
Я три державы покорил!»

  И до сих пор марширует.
  И можно смело утверждать, что русская портянка – это не предмет солдатского обихода. Это наше секретное оружие, совершенно бесшумное и безотказное. Оно надежнее всей атомной триады и устранение портянки – это главное поражение Русской Армии за всю её историю.  Ведь армия пронизана духом портянки, она в ней родилась, как в пеленах, и прошла по жизни, как в  рубище. В ней же ей и умирать, как в саване.И наша главная военная тайна заключается в том, что армия по-прежнему обута в портянки.
  Но мне Господь подсказывает, что говорить о смерти Русской Армии ещё рано. Несмотря на старания НАТО, Сердюкова с Путиным и Главного управления вещевого довольствия.

"Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою,
Всегда и всюду узнаю
Я выправку солдатскую!"