Негромкие мысли 17

Елена Куманичкина Лена Радова
"Бабушка ст-аренькая... хочет всё знать..." - сказала бы я сегодня своей  тетушке голосом Серафимы Аркадьевны (Анна Ардова, "Одна за всех").
Только невоспитанно это...
Предложила ей в интернете посмотреть предмет её "воздыханий", нашла, показала... снова:" А ты сходи  сфотографируй"...
Ну, блин, зачем  это Вам, любимая тетушка??? - взгляд такой суровый, мол, что же ты племянница, такая вредная. Дальше бы последовали разного рода укоры по поводу краткости земного существования и тд.
Ну, ладно, поперлась на Ваганьковское кладбище сфоткать могилу Япончика.
И вот что странно, я ж была там, почти сразу после его похорон, там стоял крест ( он и сейчас стоит позади памятника), раньше был Иваньков, а стал Иванков, соответственно, и на могиле матери его тоже "Ь" теперь отсутствует.
А вообщем это ерунда...
Все ерунда и суета сует... Говорят, смерть всех уравнивает.
В том, кого и как хоронят, в посмертных почестях равенства нет.
А общество у нас нездоровое, на могилу его  экскурсии водят... а почему нет?
Впрочем, может, он, действительно много сделал для отечественной культуры...
...На всех престижных кладбищах столицы: Ваганьковском, Староармянском, Даниловском, Николо- Архангельском - под бандитские аллеи отданы лучшие места.
Да всё нормально))) Они известные уважаемые люди))) И не может быть по-иному в нашей стране…
ХХХ
А-ля, назад в юность?..
И мы вчера с друзьями попробовали, и вроде как даже получилось.
Понятно, что на несколько часов всего.
Но потом вдруг поняли , что рядом нет уже стольких-стольких...((( и без них та юность уже будет другой.
Никто их не заменит. Никогда.
Потому любые утверждения о том, что людей незаменимых в мире нет, - опрометчивы или говорятся равнодушными людьми.
ХХХ
- Аааааааааа, Вы опять курить начали? А я так Вами гордилась! - говорю соседу по квартире дочери.
- После того, что со мной произошло, мне показалось это логичным, - отвечает он.
Дальше говорить не нужно, тема больная, видимо, опять на работе за правду боролся... и напоролся.
Не может он иначе - патологический правдолюб в свои сорок лет. Основную массу людей в этом возрасте уже "укатывают крутые горки", и они смиряются с идиотичной ерундой, творящейся вокруг, а он - экземпляр редкий.
Только такие резатели правды сейчас вообще никому не нужны. Хлопотно с ними очень.
ХХХ
Что красивей, - рассвет или закат? 
Но в любом случае, рассвет обнадеживает. Такая  уж у него "доля"...)
ХХХ
И чего настроение такое позитивное, - не знаю…, - посидела три часа на тягомотном заседании кафедры, послушала коллег и сама что-то лепила несусветное.
Но - родные лица, отдохнувшие и загоревшие, вселили какую-то полухмельную радость, что начинается НОВЫЙ (учебный) год, а неродные и тоже супер-загоревшие лица поселили наглую уверенность в том, что СВОИХ все-таки больше... Прорвемся!
А даже дождь, монотонно льющий уже почти третьи сутки, застучал с окаянной силой - 120 ударов в минуту.
От радости, наверное...)))
И зелень, к счастью, ещё не умирает...
И вообще - как классно жить!
И Москва такая промытая, это ей полезно для здоровья очень.
И лужи, которые машина не проезжает, а проплывает - привет мэру!
Все - фигня, когда душа цветет. Вот только почему - не знаю...
ХХХ
Так в волшебную страну захотелось - неудержимо, нагло, сумасшедше...
Бред... я ж не бабочка, как у Эльдара Рязанова, которая неодолимо стремилась к огню?
"Где бесподобен день любой"...
Гы-гы... " моя беда, а не вина, что я наивности образчик..."
...Последний раз видела Э.А. на предпремьере  Ленкома в начале июля, кажется... что же с нами делают болезни и годы...
ХХХ
Молоденькую девушку-спартанку однажды кто-то спросил, приходилось ли ей спать с мужчиной.
" О, нет! - ответила она. - Это ему со мной приходилось". (Плутарх)
Абсолютное большинство моих подруг (да и я) в молодости так и рассуждали.
Между тем все моментально повыскочили замуж, потом развелись...
Что имеем?
Все одиноки...
Мужчины не любят слишком самостоятельных и независимых женщин - это аксиома. Они их пугаются.
Как-то давным-давно сокурсник сказал мне, вращая восхищенными глазами: "В тебя  запросто влюбиться, но жениться на тебе нельзя! Сметешь. Как цунами".
А муж мой решился, и страдал, наверное (да точно!), всю жизнь от моей дури(((
ХХХ
Снова осень… Без вопросов... с обязательным дождем...
Но, по-моему, эти строки не мои - я где-то их прочитала, и получается, что это не имеет значения, поскольку я их присвоила вроде как... и теперь они мои... и вот это "единомыслие-присвоение" ужасно, а , может, наоборот)))
Сегодня ехала к дочери в Подмосковье, читала письма, переданные мне на сохранение подругой    ... ей писал влюбленный в нее (сто лет назад) человек, он потом умер - совсем молодым... Простые письма, бесхитростные, нерасчетливые, "антипиарские", чувство -  в каждом слове... про то, как рвали душу, будто алый парус...
Читала - не плакала. Грустно только очень было.
(- Возьми, Ленк. Вдруг, что со мной случится, не хочу, чтобы муж расстраивался...будет потом думать, неизвестно что, а ничего и не было... А ты, может, что напишешь потом...)
ХХХ
Дождливая погода переносится грустнее, чем солнечная...
А раньше всё было наоборот.  Шёл дождь – я блаженствовала…
Неужели старость?
ХХХ
"С тех пор, как я открыл для себя искусство, моя камера стала для меня настоящей тюрьмой", - это одна из последних фраз в фильме «Цезарь должен умереть». Его называют открытием Берлинского кинофестиваля, картина получила там «Золотого медведя».

Как всегда с опозданием... вчера посмотрела это фильм в ДомЖуре. 

Вероятно, каждое значительное произведение литературы и искусства можно спроецировать на современность. Режиссеры братья Тавиани экранизировали «Юлия Цезаря» Шекспира на тюремных подмостках с непрофессиональными актерами и минимальным бюджетом.

Краткая информация о картине: http://www.kinopoisk.ru/film/667252/

Все участвующие в  постановке – осужденные пожизненно.

Фильм тяжелый (сам шекспировский сюжет драматичен;  герои в «тройном формате»: заключенные, они же – актеры, они же герои шекспировской трагедии играют на «разрыв аорты»), смотрится на одном дыхании. 

Цвет в картине – вообще мистика – его видишь, там, где идет черно-белое кино, когда «актёры» полностью сливаются с героями Шекспира. В кинореальности цвет присутствует минимально.

 В образе Цезаря, Брута, Кассия, Антония и других выступают наркоторговцы,  мафиози и убийцы.

Зритель явно (режиссёры на это и не рассчитывают) не склонен думать, что переживая текст Шекспира, они раскаются в содеянном, переосмыслят свои жизни.

И всё-таки… и всё-таки отчего такая игра? Будто  с окончанием спектакля кончится жизнь? 

 А вопросы «слишком» вечные… Жизни и смерти, власти и предательства. Ими ведь каждый человек мучится –  и за решеткой, и свободный… да и свобода – понятие весьма относительное.

Это ведь как посмотреть… все мы  немножко заключенные, как ни крути…
ХХХ
Разговаривают коллеги по работе, опознать это просто. Обе женщины с одинаковыми стрижками - выбеленный до полной безжизненности участок волос от челки занесён назад, сама челка - охристого цвета. По-моему, жуть полная(((
Стоят, как двое из ларца одинаковы с лица,  жарко и сладострастно  обсуждают начальника, какой он говнюк, и с кем  он переспал со времени возвращения из отпуска. Ясно, что не с ними)))
Вдруг слышу:
- Да я, если захочу, вмиг его на чистую воду выведу, у меня зять крутой, он, зна-аешь, где работает? - грозит одна.
- А чего- крутой? Он, что не писает и не какает?
Я начала  тихонько ржать, потому что у мадам явный винегрет в голове из слов, да какой, - это же надо КРУТОГО со СВЯТЫМ перепутать?
А они тем временем - слово за слово - чуть ли не до драки дошли, видно, второй, в отличие от первой с зятем не повезло...
ХХХ
"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…"
Ф. Тютчев.
… Не то чтобы не терплю сочувствия - я его боюсь. Это значит, видно мою слабинку. ( Хотя Тютчев явно о другом сочувствии, - в значении "уметь поставить себя на место другого человека и пережить чужую боль, как свою")

… А что нам ещё даётся как благодать?

Любовь? Дружба? Близкие люди? Природа? Вдохновение? Сознание, что ты вечен? Что ещё? Счастье? Вероятно, иногда оно и нисходит к нам как благодать (как ощущение жизни), но, мне кажется, почти всегда - это послевкусие преодоления, победы, борьбы... пусть даже с самим собой.

Или все просто? Как-то так:

Привычным жестом надеваю маску,
смеюсь я  там, где впору бы рыдать...
Да, жизнь, - она порой  совсем не сказка,
но! жив пока - и это благодать!
ХХХ
"Кроме любви ничего нет..., - вдруг подумала.
Перебирала журнальную полку, выпал старый "Октябрь" за 2000 год. Там " Украденная книга" Сергея Шерстяка -  дневник...он пишет о своей жене Лене Майоровой... Прима ефремовского МХАТа погибла в огне в конце августа 1997-го. Её муж  - художник Сергей Шерстюк пережил её ровно на 9 месяцев, - время, необходимое для появления  на свет ребенка ...
Открыла наугад:
"“ P. S. 26 октября 1997 года, 2.25 ночи.
Пролистал сейчас дневник и поразился тому, что в нем так мало о Леночке, любимой и единственной, умершей два месяца и три дня назад. Иногда она читала мой дневник и говорила: “Разве это дневник? А где же мы с тобой? Ведь, кроме нас с тобой, тебя ничего не интересует. А-а, ты, наверное, пишешь не для себя, а для других ”. Вообще-то я собирался вдруг сесть и написать для нее пьесу, все придумывал и, сколько хорошего ни придумал, не придумал главного — о чем? Теперь я точно знаю, что пьесу для Леночки не напишу, хотя знаю — о чем, но... И вот тут-то я замолчу, потому что, как сказала одна девочка, “ счастье не знает, что оно счастье, а вот горе знает, что оно горе ”. Я хотел бы, чтобы Леночка сидела рядом, а я писал свою галиматью. Отныне это невозможно ”.
История этой яркой, красивой, талантливой пары в те годы просто голову мне снесла...
Она слишком нереальна, чтобы  быть правдой...
А в жизни вообще происходит именно то, что никогда и ни при каких обстоятельствах не может произойти...
...Перелистала журнальные страницы дневника назад, когда Лена была ещё жива...
Взгляд уперся в строчки Шерстюка:
"Кроме любви ничего нет".

Смутилась. Боюсь я, когда так мысли совпадают... слово в слово. Мороз по коже...
Хотя... мысль не нова и очевидна для многих)))
ХХХ
На днях вела занятия у первокурсников, слово за слово, спрашиваю:
-Без чего бы вы не могли прожить на свете?
Ответы:
-Без творчества....
-Без компа...
-Без знаний...
-Без родных и близких людей...
... и тд

- А без любви, - спрашиваю, - смогли бы?
Они смотрят на меня так непонимающе... в школе, видно, приучили отвечать, что положено, а не про какую-то там любовь-морковь...
- А без справедливости? - опять спрашиваю.
И снова вижу недоумение в их глазах.
Глаза доверчивые, но "непонимающие"...

Иные времена, иные нравы...
ХХХ
Какие слова замечательные, какое желание насущное...
А в Переделкино, у Пастернака мне не нравится совсем... Создан образ аскета: скромная обстановка, сапоги в углу, кепка на вешалке,, - зачем?
Он ведь им не был никогда...
Бездыханная какая-то дача его...
Он потому и мечтал впасть в ту самую простоту, что дело это было для него почти что невозможным...
А вот в доме у Чуковского всё так и смеётся, искрится улыбками, ждет гостей, живет и дышит. Начиная с чудо-дерева, увешанного разноцветными детскими туфелькаим, ботиночками и сапожками...
Как много зависит от неравнодушия рук и душ, которые хранят для нас память об удивительных людях 
Чуковский будто вышел ненадолго, а Пастернака в его собственном доме и духа нет... 
ХХХ
Русский мыслитель А.С. Хомяков(середина ХIХ  в.) :
«Мы отложили работу о совершенствовании всего своего, ибо в нас внушали любовь и уважение только к чужому, и это стоит нам нравственного уничижения. Родной язык не уважен; древний наш прямодушный нрав часто заменяется ухищрением; крепость тела изнеживается; новость стала душой нашей; переимчивость овладела нами...»
... Но ведь ничегошеньки не изменилось, все вышеперечисленные процессы лишь усугубились...
ХХХ
Ай, какой обалденный журавлиный клин пролетел сейчас за окном…
Отлет журавлей на Покров (говорят) предвещает раннюю зиму, - так ведь ещё ж не Покров...
А вообще вслед  улетающим птицам нужно крикнуть такие слова:
"Журавли мои беды унесли, а удачу оставили! Назад беды не возвращайте, там, где зимуете, оставьте!"
И ещё одна примета народная. Даже обряд.
Увидев улетающую стаю журавлей, скажите ей вслед трижды заговор:
"Из чужой стороны весной домой прилети!"
Потом положите в новый носовой платок щепотку земли и сохраните ее до весны. Весной, когда заметите возвращающийся с юга журавлиный клин, сохраненную землю бросьте на свой садовый участок или огород, сказав такие слова заговора:
"Журавли улетали, беды забирали. Как высоко журавлики летали, так бы высоко мои посадки поднимались. Да будет так!"

Может, и бред, но кто ж точно знает?
Здоровья -всем-всем-всем!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Считается, что такой обряд обеспечит хороший урожай.
Практически все народы любили и почитали этих сильных и красивых птиц, а кое-где даже говорили, что журавль - посланник богов. Поэтому крайне плохой приметой до сих пор считается показывать пальцем на летящих журавлей или считать их. И уж совсем никуда не годится плевать в ту сторону, куда летят журавли, и ругаться, увидев их клин.
ХХХ
Неувядаемый оптимизм.  Вот бы им заболеть... Так всерьез, чтобы не поддавалось лечению...
ХХХ
Рядом, в соседней палате лежит удивительная женщина. У нее рассеянный склероз...
Она красива, остроумна и из не сдающийся.
У нее умопомрачительно красивые взрослые дети - сын и дочь.
Они отчаянно любят друг друга...
И я в третий раз в жизни в абсолютно безвыходной ситуации УВЕРЕНА, что они должны победить болезнь. Она, ее дети, друзья, родственники.
Две подобные ситуации в моей жизни ( диагнозы были другими, но разницы нет) абсолютно сломали меня... зачем мне сейчас третья?
А как не верить?
Разве можно без веры жить?
Я полная фантастическая беспросветная и наивная идиотка((((((