Средневековье

Виктория Миллиан
Возвышение Христианства до уровня государственной религии Римской империи (380 г н.э.) дало возможность христианизировать впоследствии всю Европу.  Иудейские общины остались в ней единственными анклавами, которые сохранили верность старым верованиям и противостояли религиозной монополии христианской церкви. Поэтому уже с 4 века  они становятся объектом притеснения, выделения и ограничения, принудительного крещения и местных преследований. Не последнюю роль в преследованиях играла и жажда мести за прошлые притеснения, но месть противоречила  проповедуемой церковью морали. Поэтому были измышлены другие причины: колдовство, ритуальные убийства, отравление колодцев и надругательства над таинствами христианской церкви.

К восьмому веку большая часть Европы была уже католической. Хотя в это время активная антииудейская политика властями не проводилась, отцы церкви тем не менее не позволяли угаснуть в народе недоверию к иудеями продолжали осыпать своею паству житиями святых мученников, комментариями Евагельских текстов и всевозможными посланиями, распространявшими и поддерживавшими взгляд на иудеев, как на отвергнутый богом народ, на котором лежит неизгладимая вина за убийство Сына Божьего.

Отличавшийся толерантностью и государственной мудростью Карл Великий (747-814) дал евреям религиозное убещище на территории своей империи, предложив им, как оживлявшему экономику фактору, особые привилегии в торговле. Последнее привело даже к тому, что началось конвертирование определённых слоёв христиан  в иудаизм. Политику Карла Великого продолжил Людовик Благочестивый (778-840). Однако вскоре при введении специального налога и так называемых «еврейских писем» эти привилегии становятся платными.

В 9 веке в Европе повсеместно развиваются феодальные ленные отношения. Последние определяли достаточно стройную систему взаимных обязательств и привилегий между феодалом и его вассалами. Факт, что владение и обработка земли были необходимым условием принадлежности к слою защищенных феодалом вассалов, сделал невозможным для евреев вступление в такие отношения. Они не имели права владения землёй, не могли возводиться в рыцарское, а позднее во дворянское достоиство ни за какие заслуги. Вскоре они были повсеместно вытеснены из сельской местности в города.

В 10 веке в городах начинается формирование ремесленнических  цеховых объединений, которые носили в этот период характер христианских братств. Поэтому для иудеев оказалось невозможным или строго ограниченным вступление в цеховые объединеня,  таким образом и  практика большинства ремесленных профессий стала для них невозможной. В это же время усилиями папского клира происходит запрещение для христиан определенных видов деятельности, таких как кредитование, торговля подержанными вещами, ломбардное дело. В эти деловые сферы и вытеснялось евреи.

Вступление в цех требовало денежного взноса,  любую ремесленническую мастерскую трудно было открыть без кредита. Понятно, что кредитодатели популярностью не пользовались и к ним прикипала схизма стяжателей, ростовщиков и кровопийц, из которой произрасли стереотипы богатых, жадных мошенников-евреев.

К началу  11-го века трудами теологической пропаганды и экономической практики христианских правителей евреи становятся в глазах населения не только врагами истинной веры, но и союзниками внешних врагов Священно Римской Империи. Толерантность по отношению к ним становилась все более и более зыбкой и проблематичной.

В 1007 году Иерусалим был захвачен фундаменталистски настроенным халифом Аль-Хакимом. Он уничтожил церковь Гроба Господня и многие другие церкви Святой земли. Хотя он точно так же обошелся и с синагогами, в подготовленном общественом сознании  Франции быстро разгорелось мнение, что это «неслыханное преступление» было вызвано извечными кознями евреев и их ненавистью к Иисусу. В своей «Истории» монах Радульфус Глабер описывает антииудейскую истерию, которая вспыхнула в это время во Франции и сопровождалась неслыханными по жестокости убийствами целых еврейских общин, все жители которых, не взирая на возраст и пол, были изрублены, утоплены или сожжены.  Многие кончали собой при приближении озверевших толп, некоторые в панике бросались в церкви и соглашались выкрещиваться.

Напрасно Папа Иоанн ХVIII  посылал своих легатов, чтобы остановить огрию убийств, прокатившуюся по стране. Почва для них была давно подготовлена, страдавший от разразившегося в это время голода народ (монах Глабер описывает даже случаи каннибализма в Бургундии) видел в евреях врагов рода человеческого и их уничтожение считал богоугодным делом.

Первый век второго тысячелетия нашей эры был временем упорной борьбы между светской и церковной властью. После победы в  т. так называемом 1.Investiturstreit» (1075–1085)  Папе Урбану II удалось захватить  власть в Ватикане и подчинить своему влиянию королевские и императорские дома Европы. Эта победа распалила у католической церкви жажду власти  и  монопольного мирового господства. Поэтому, когда турки-сельджуки захватили Малую Азию и стали угрожать влиянию Византии, Урбан  II использовал своё новое положение в европейском мире и  27 ноября 1095 года впервые обратился ко всем европейцам с призывом к совместному крестовому походу против язычников.

Предполагалось, что Первый Крестовый поход должен освободить Иерусалим от  мусульманских осквернителей Святой земли. При этом как Крестьянское войско 1096 года, так и Рыцарское 1097 года считали себя в праве расправиться со всеми некатоликами, и начать  Крестовый поход на своей собственной земле с уничтожения иудеев (по словам хрониста 1-го Крестового похода монаха Гиберта фон Ногент) - «отвратительнийших врагов Господа».
По словам иудейского хрониста Соломона бар Симеона, один из предводителей похода герцог Готтфрид Бульонский дал клятву не сойти с пути крестоносца пока не отомстит за кровь Христову и всякому, кто носит имя иудея не дать на этом пути ни покоя, ни  надежды укрыться.

Деморализованные размахом террора, иудейские старейшины обратились за помощью к немецкому императору Генриху IV. Тот уговорил герцога Бульонского позволить евреям выкупить свои жизни, потребовав от них деньги и провиант для своего войска. Борцы за  чистоту учения Христа с удовольствием позволили себе заплатить, но свита другого вождя крестоносцев Эмихо фон Ляйнингена  не остановилась и после выкупа перед грабежами и убийствами. Увязшее в долгах рыцарство не упустило возможность расправы со своими кредиторами.

На всем пути крестового похода планомерно и поголовно одна за другой уничтожались все иудейские общины. Спасались только те, кто успевал выкреститься и имел время это доказать. Пострадали в это время в восточной Франции города Метц и Руан, В Рейнской земле Speyer (3. Mai), Worms (5.–18. Mai), Mainz (27. Mai), Trier, K;ln (1.–29. Juni), Neuss und Wevelinghoven (24.–25. Juni), Altenahr (25.–26. Juni), Xanten (27. Juni), Moers (29. Juni), Prag in B;hmen через неделю.

Только в в Венгрии  крестоносцы столкнулись с сопротивлением местного католического короля и были наголову разбиты. Их смешавшиеся ряды смогли всё-таки организоваться и достигли в конце концов Иерусалима, где учинили невиданную до того резню. Эта бойня вошла в иудейские анналы под названием  Gezerot Tatnu (Гонения 4856 года ),  до сих пор жертвы её оплакиваются в иудейской литургии.

Некоторые отцы церкви были сами напуганы неслыханным разгулом насилия и попытались его остановить. Так например поступил кёльнский архиепископ. Он распределил кёльских евреев по близлежащим селам. Но там им удалось укрываться только в течение трёх недель, пока они не были выданы крестоносцам местными осведомителями. Удалось спастись только небольшой группе в местечке Керпен. Во многих случаях члены иудейских общин совершали массовое самоубийство, как только место их укрытия было выдано.

Здесь мне бы хотелось сделать небольшое отступление от жестоких фактов и ещё раз напомнить, какое именно дерево пытались выкорчевать католические крестоносцы, какую культуру затушить! Ведь Еврейская община Кёльна  возникла в этом заложенном римлянами форпосте борьбы с германцами задолго до того, как на этой земле была создана какая либо организованная немецкая государственность! И сама Кёльнская христианская община, одна из старейших в Европе, отпочковалась в своё время от иудейской.

После бесчинств Первого Крестового похода император Генрих  IV выпустил в 1103 году декрет «Государственного мира» (Reichslandfrieden ), в котором принял иудейские общины под своё покровительство. Действие этого декрета не было достаточно радикальным, т.к. по нему именно нуждающиеся в защте были лишены права носить оружие. При жестокости средневековых нравов, невооруженные люди оставались полностью беззащитны.

Последующие Папы так же стали сдержаннее в антииудейской пропаганде. В так называемом  Decretum Gratiani от 1140 года обличению иудеев, как богоубийц, посвящено всего несколько канонов, что по сравнению с предыдущими текстами следует считать умеренностью. Когда во время Второго Крестового похода 1146 года монах Рудольф призвал к новым погромам, Папа Евгений Третий выпустил буллу  Sicut Judaeis («К защите евреев»), В Булле запрещалось принудительное крещение, погромы, вымогательства денег и провианта, осквернение еврейских кладбищ. Евреи брались под папскую защиту, им разрешались традиционные церемонии и праздники. Нарушителям буллы грозило отлучение от церкви.
В это же время уважаемый в церковных кругах теолог Петр Венерабилис де Клуни потребовал от французского короля Людовика Седьмого оставить евреев в живых, но полностью лишить их права собственности, употребив их имущество на организацию Крестового похода. По его словам: «Иудеи - бОльшие враги Господа, чем сарацины и должны быть сохранены, чтобы влачить жизнь, худшую, чем смерть.»

Против новых гонений выступил Св.Бернард де Клерво (аббат, теолог и церковный дипломат), цитируя псалм  Psalm 59,11f. EU: «Не убивайте их, чтобы мои народы никогда не забыли».
По его комментариям к этому псалму, иудеи рассеяны по миру, чтобы напоминать народам о страстях Господних, но они будут так же помилованы, как и все остальные. Это будет знаком беспредельной милости Божьей и поэтому их  не должно уничтожать. Своими выступлениями  Св.Бернард де Клерво смог предотвратить расправы над иудеями. Третий Латеранский Конклав 1179 года смягчил даже некоторые антииудейские законы. 

В Англии по сравнению с материковой частью Европы положение иудеейского меньшинства отличалось в лучшую сторону. Уже с  переселения на остров в 1066 году их приветствовали, как живительный компонент экономической жизни. Приор Вестминстерского аббатства Джильберт Криспин даже предложил иудаистским теологам религиозную дискуссию об аллегорической или буквальной трактовке текстов ветхого Завета.

Иудейские ученые предложили, чтобы христиане при интерпретации старинных тестов так же придерживались традиционных трактовок, чтобы Закон Торы соблюдался и вёл ко взаимному обогащению. К сожалению эта дисскуссия была уникальным случаем обмена мнениями между иудейской и христианской ученой мыслью.

К сожалению и а Англии в ходе подготовки Третьего Крестового похода разразилась антииудаисткая истерия с обвинениями в ритуальных убийствах и массовыми погромами. в В 1189 году вместе с объявлением короля Ричарда Первого о своём личном участии в походе начались грабежи и вспышки безудержной травли во всех районах поселения иудеев. Сильнее всего пострадала община Йорка, которую не спасла даже высказанная готовность крещения. Община была полностью уничтожена.

Филипп Второй Французский использовал  предлог «ритальных убийств», чтобы декретом от 16-го февраля 1181 года отобрать одним махом всю собственность живущих во Франции евреев и улучшить тем самыс своё жалкое финансовое положение. В 1182 году он полностью  изгнал евреев из страны, чтобы присвоить и то, что осталось после разорительных акций предыдущего года. С намерением крепче привязать к себе симпатии католического клира, он повелел «очистить» синагоги и передать их католической церкви. Но уже в 1198 году он постарался вернуть изгнанных евреев в страну, чтобы поправить бедственное состояние экономики Франции. Систорианский аббат Адам де Персень выпустил в том же году уничтожительный памфлет о жадности служителей католической церкви. «Иудеи могут быть обращены только через терпение и христианский пример. Добрые христиане должны своё рвение в обращении иудеев в первую очередь обратить на своих нечестивых братьев. »
В 12 веке еврейская международная торговля всё более и более отягчалась поборами, специальными пошлинами и налогами и постепенно была вытеснена с международной арены. В это время началось массовое переселение евреев в Восточную Европу.

В 13 и 14-м веках во время новых гонений евреи были изгнаны или истреблены во всей немецкоговорящей части Европы. Особую роль в антиеврейской истерии в это время сыграли властные притязания Римских Пап, учрежденная Инквизиция, свирепствовавшая в Европе чума и бедственное положение населения.

Хотя Реформация и покончила с властной монополией Римско-Католической церкви, но на положение евреев она никакого положительного влияния не оказала. Напротив, Мартин Лютер собрал в 1543 году все существовавшие антиеврейские предрассудки вместе и потребовал от властей полного запрета иудаизма и изгнания евреев, соединив тем самым антиидуазм средневековья с антисемитизмом нового времени.
Эпоха Просвещения секуляризировала антииудаизм и окончательно перевела его в статус рассистского антисемитизма.

Выводы из раннехристианской истории антисемитизма

Как мы показали, теология пронизывала каждый аспект жизни общества средневековой Европы. Жесткая христианская концептуализация евреев, как богоубийц, отвергших и убивших Христа, исключла еврейские общины  из главного русла христианского общества, что привело к их неизменной маргинализации и сопутствущей этому деморализации.  В это время антисемитизм становится массовым народным феноменом, и характер «еврея» внедряется в коллективное  воображение европейских христиан. Живое народное воображение, одержимое ненавистным образом врага рода человеческого, постоянно подпитывалось Католической Церковью, как в проповедях, так и в живописи, скульптуре, деревянной резьбе, рельфах, украшающих здания, религиозных мистериях и  церемониях, народных праздниках, историях и сказках, гимнах и песнях.

Воображение средневекового христианина создало некий характер, который имел власть и намерение контролировать мир, манипулировать правителями, влиять на события и тем самым ввергать мир в полный хаос — создало характер «еврея». Для европейца того времени «еврей» был тот, кто пытал и распял  Спасителя, тот, кто будет до конца времен  вредить Церкви, бороться против её заповедей и конгрегаций. Он был ритуальным убийцей и осквернителем, который в своих жертвенных «еврейских» ритуалах снова и снова воспроизводил распятие; он был отравителем и магом, который сражался вместе с Сатаной против святой Церкви. Вспомним ещё раз, что в Еванглии от Иоанна в уста Иисуса вложены слова, что евреи — дети дьявола. И конечно «еврей» был ростовщиком, который напоминал Иуду Искариота, сборщика податей и архитипического предателя, продавшего своего друга и учителя за тридцать серебрянников. Именно такая карикатурная фигура еврея разжигала антисемитское воображение, а вовсе не более обычная форма ксенофобии и враждебности.
 
Этот образ, который Европа сформировала к 12-му столетию, закрепила в 13-14-м и начала «экпортировать» в 16-м, отличается удивительным постоянством во времени и пространстве. Независимо от местности,  языка или национальности всюду в Европе главные характеристики образа «еврея» был статичными и монохромными: он заговорщик и манипулятор, он лживый, мстительный, ненавистный и неумолимо жестокий, он заносчивый, не видящий правды, продажный, жадный до денег и власти,  он предатель, изменник, преступник,  он порождение Зла.
 
Почему идеологизированное общественное сознание с готовностью формирует столь ненавистный фантом, мы рассмотрим в последней части этого небольшого исследования, но как уже нетрудно понять из сказанного, гитлеровским палачам не пришлось так уж много трудиться, чтобы создать образ врага немецкого народа.  Холокост был подготовлен всей историей христианской Европы. Разница была только в масштабах и размахе, ужас внушает только фабричная организация массовых убийств нацистами.

Вместе с другими атрибутами культуры антисемитизм был экспортирован европейцами во все страны и континенты, где они расселились. К концу ХХ столетия года антисемитизм стал глобальным явлением и впервые в истории он пышно расцвел вне христианского контекста. Интернет и спутниковое телевидение — вот транспортные стедства атисемитизма в наше время.  Это внушающая тревогу тенденция и, честно говоря, она не привлекает к себе должного внимания. Ещё тревожней, что явление расцветает на глазах менее, чем через 70 лет после уничтожения шести миллионов евреев и разрушения тысячелетней еврейской цивилизации  Европы.

По данным, распространённым фондом Фридриха Эберта (Friedrich-Ebert-Stiftung) в ноябре этого года - в Германии, стране, в которой ведётся серьёзная антинацистская пропаганда и действует широкая сеть образовательных программ - за период с 2010 года количество граждан Восточных земель, с твердыми право-эктремистскими убеждениями и неонацистским взглядом на мир скачкообразно увеличилось с 10,5 до 15,8%.
Боюсь, что мы уже вправе спросить мир, и в особенности западный: какие же уроки вынесло человечество из гитлеровского Холокоста?