Негромкие мысли 16

Елена Куманичкина Лена Радова
 Ещё лет десять назад, когда телефон дома молчал, чувствовала некий дискомфорт - как это так? Неужели никому не нужна?..
А сейчас иногда отключаю телефон, потому что не хочу ни с кем разговаривать, потому что все новости - плохие, трагичные и ,наоборот, хорошие, приятные, радостные, - всё, все, в прошлом.
Ну, или почти всё...
ХХХ
Лет пять-шесть назад у нас на заочке учились две нестандартные студентки.  На момент выпуска одной (Кире) стукнул 81 год, другой (Римме) было 59.
Мы называли их по имени отчеству, потому что они были старше каждого из нас.
Одна была из Питера, другая - из Вологды.
Учились они усердно и честно, ни на какие послабления (в смысле оценок не претендовали).
В группе относились к ним с понимающим юмором, но всё равно скептически посмеивались, ну, на кой им высшее-то образование?
Я тоже всё думала, ну, зачем? Кому тот диплом показывать?
А им обеим самим себе доказать было нужно, что смогут. Ну вот так сложилась у них жизнь, что то высшее образование, о котором они всю жизнь мечтали, некогда им было получать - работали, семьи кормили...
Вот и всё. И смогли - хотя память уже не та, да и ездить в Москву тяжеловато,
Правда, Кира ввела в меня в шоковое состояние перед госами.
Методист выкладывала на стол билеты, из членов комиссии была я одна.
Кира, как коршун, хватала каждый билет, переворачивала его стороной с вопросами, лихорадочно читала, быстро возвращала его на место,  потом цапцарапала следующий, смотрела, возвращала, и так штук пять проинспектировала.
Тут я сказала: "Вообще-то Кира Михайловна, это Вам не фунт изюма, который можно вот так перебирать, пока никто не видит, а госэкзамен!!!"
Она схватила пятый, наверное, по счету билет, и  облегченно сказала: "Вот!!!", - прижала билет к груди и пошла готовиться
Тут вошли все остальные члены комиссии и сели на свои места, председатель дал команду "тянуть билеты", а я сказала, что К.М. уже билет взяла, но ведь ничего страшного... 
Но это уже другая история... из области специфических техник и технологий сдачи госов.
Короче говоря, век живи - век учись, и учиться никогда не поздно.
ХХХ
Моя подружка, укатившая давным-давно в Израиль, привезла туда с собой обычный граненый стакан, пользовалась им как мерным, по старинке не признавала ничего другого, и в результате, сроднилась с ним, а тут стакан возьми да и выпади у нее из рук... разбился.
- Купи мне стакан, умоляю...  - звонит, чуть не плачет.
Я ей про какие-то мерные чашки и ложки, а она уже рыдает:
- Не могу я ими пользоваться,  у меня все рецепты на граненом стакане замешаны. Ты понимаешь, что я его в руки беру и Родину вспоминаю??? Пусть это глупо  и смешно...
Поняла, случай клинический.
Стала спрашивать у всех знакомых про граненый стакан.
Мало того, что все смотрят, как на идиотку, так ещё и ни у кого стакана того нет.
К старушкам - те тоже головами  отрицательно помахивают.
Пошла в галерею "Роза Азора" на Никитской, а я там накануне была на выставке чУдной, может, попозже напишу (и о галерее - тоже, познакомились с "хозяйкой" - замечательная женщина...), там много предметов, вещей советской эпохи, и их можно купить... 
- А граненый стакан у Вас есть?
- А вот целых два!!!
Ух, как я обрадовалась!
Купила.
А мне там его историю рассказали:
 Изобретатель его -  скульптор Вера Мухина ( автор композиции "Рабочий и колхозница" на ВДНХ).
 На стакане( классическом... от Мухиной) должны быть 15 граней - каждая грань - союзная республика. Ободок вверху - их объединение, -  символ СССР.
Вот такая история. Пришла домой, в интернете копнула - да... все так.
Так что подружка моя не так уж и не права, что он ей Родину напоминает, - ту, старую, утраченную...
ХХХ
Галерея «Роза Азора» (Никитский бульвар, 14; понедельник - суббота с 12 до 20 часов, в воскресенье  - до 18 часов) - выставка режиссёра-аниматора, художника, продюсера Михаила Алдашина «Летнее».
Сходила туда в выходные по наводке Валеры valerytan, - до сих пор тепло на душе.
Совпали: погода, выставка, настроение.
На картинах – простые вещи, которые делают нашу непростую жизнь «вкуснее», солнечней.
Если у пришедших сюда будет желание, картины с вами «поговорят»…
Фрукты – те вообще свои биографии рассказывают – бесхитростно и забавно, а чего им скрывать-то?  В отличие от нас у них никаких «скелетов в шкафах» нет…
Тексты внизу картин  светлые, доверчивые.  А ведь текст – это человек, а картины его – маленькие зеркальца, в которых отражаются заповедные уголки его души.
Мне кажется, нам так сейчас не хватает доброго наивняка в ереси нашей быстротекущей жизни…
Михаил Алдашин:
«Иногда я чувствую счастье, на душе хорошо, я улыбаюсь, хочется любить весь мир, его красота входит в меня и, кажется, что жизнь имеет какой-то смысл. Я помню почти все эти мгновенья. Я их коплю в специальной копилке внутри себя. И в своих картинах стараюсь поделиться этим счастьем, а так же тем, что я понял, как мне кажется, про эту жизнь.
Желание было написать такие картины, которые выразят мои чувства к простым вещам, пейзажам, простым людям, животным и птицам, прекрасным в своей простоте и ясности. И чтобы было в них пение красок и согласие форм. И чтобы картины были добрыми и веселили глаз и душу. И чтобы зрителям хотелось отнести какую-нибудь домой, повесить на стену и жить с ней.
И ещё – я же режиссёр, и когда писал картины, попутно придумывал внутри них сценки для будущего фильма, фантазировал. И эти фантазии частично отражены в подписях. Можно читать, и вроде как я сам с вами иду вдоль картин и рассказываю, что думал или вспоминал. Но можно и не читать, и так вроде всё понятно.
Я родился в Туапсе. Мои родители приехали туда, потому что там тепло. И фрукты. Это такой маленький городок у Чёрного моря, окруженный горами. Однажды я рассказал о своем детстве другу. И он сказал, что я родился в раю. Отчасти он прав. Я же ему только про хорошее рассказывал. А нехорошего и так в жизни хватает. Зачем его плодить. Мне кажется, искусство — особенно сейчас — должно помогать людям жить, обнадеживать, вдохновлять, радовать и даже веселить. Чувствовать тепло. Я думаю это правильно».
ХХХ
Мне нужно перечитать набоковскую "Защиту Лужина", я делаю это, испытывая кайф, потому что специально читаю медленно.
У Набокова, помимо того, что он - блестящий стилист, гениальная память и, мне кажется, именно потому он мастер детали, мастер эпизода. Гениальный мастер.
Читаю эпизод, как в  годовщину смерти тестя Лужин-старший устроил у себя на квартире вечер, пришло много гостей, и Лужин-младший чувствовал себя неуютно в этой компании, кто-то сказал родителям, какой он, мол, стал у вас огромный...  Далее цитата: 
«Вовсе не огромный, а, напротив, очень маленький для своих лет, он ходил между гостей, стараясь найти тихое место. Иногда кто-нибудь ловил его за плечо, спрашивал ерунду"...
Вдруг остро вспомнила  свои детские ощущения на аналогичных "сборищах" взрослых, когда до ребенка никому нет никакого дела. Ведь именно ерунду (безумно раздражающую) спрашивали тогда у меня гости, и ерунду (слащавую и лживую) мне говорили.
Вот как... если бы не Набоков,  уж точно, и не вспомнила бы никогда.

PS: Ну, не вспомнила бы - что от этого изменилось бы? Ни-че-го!
ХХХ
Вчера ехала в метро, народа мало, на Смоленской останавливается вагон  - никто не входит.
Мимо по перрону идут два юноши, доедающие мороженое.
За две секунды до отправления поезда в вагон летят обертки от мороженого, пустая пачка из-под сигарет, ещё какая-то оказавшаяся им ненужная мелочь.
Будто все мы, кто в том вагоне ехал, в мусорке передвигаемся, а не в метро.
Двери закрываются. Они корчат нам рожи за стеклом.
Мелкие пакостники, а настроение испортили до конца пути.
ХХХ
Попросили меня сегодня найти достойного человека на высокооплачиваемую должность.
Контора стабильная.
Перспективы роста.
Работа в сфере PR.
Стала я бомбардировать письмами и звонками своих  студентов (выпускников и пятикурсников) - лучших, грамотных, ответственных, в кого верю, на кого надеюсь, и за кого поручиться могу.
У меня таких пятеро.
 В ответ получила пять уроков скромности. И несмотря на то, что наорала на каждого, была в эти минуты счастлива!
Человек, который сомневается в своих силах, совестлив, чувствителен, честен.
А тот, кто не сомневается в себе, мне кажется, не совсем нормальный человек (хотя где грань, где??? - но это не по теме...), тот,  кто  слепо себе верит,  гордыней грешит немеряной...
ХХХ
Почему люди так легко теряют свою уникальность?
 И как им её не жаль...
Или они руководствуются принципом: отдавай - легко, теряй - легко, прощайся - легко.
Или не было никакой той уникальности, а одно только вешание лапши на уши... на душу...
ХХХ

Диалог по скайпу с подругой:
Она: Доброе утро, как настроение?
Я: Нормальное. Доброе утро, Ваше величество королева Ашдода!!!Сашку повезли на какую-то прививку, а я все равно, как дура проснулась в 6 утра.
Она: Говори, говори, слова-то хорошие про королеву... А что без королевства и состояния, так какие наши годы! Чем собираешься заниматься, раз выходная на пару часов?
Я: Ты шо, истории не знаешь??? Ты нищая королева. А королева - она и в рубище - королева!!!
Пойду туалет убирать!  Чем заниматься, чем заниматься...

Это так, на поржать, вот вся наша жизнь...
ХХХ
Смотрю на орхидеи... до чего ж все-таки это развратные цветы...
Говорят видом орхидей надо наслаждаться так же, как наслаждаются, целуя женщину или читая стихи...
ХХХ
Пляж, как город без одежд,
 как отдельная страна...
Молодежь без стеснения занимается любовью (а, может, любят друг друга действительно, я ж не спрашивала, не интересовалась... как можно прОцесс нарушить... ), старички ( он - маленький худенький, дробненький, щупленький, она  - огромная, мощная, властная, правда, на исхудавших ножках) поливают другу другу спинки соленой водичкой, весело хихикают... В набегающих на берег волнах маленькая женщина в белых шортах и такой же маечке  мотыляется в песке и воде, всем видом своим выражая восхищение, - сразу и не определишь ее возраст: то ли ей все сто... то ли она только родилась...
А я все смотрю на кромку (море+небо), уставившись на эту линию с упорством одержимой... чего я там собираюсь узреть, мне и самой неясно, наверное, что-то важное.
Главное дело сделано - голова уже пуста, но пока не улетаю... как там у Шпаликова?..
"Голова моя пуста,
Как пустынные места,
Я куда-то улетаю
Словно дерево с листа"...
ХХХ
...Наши ранне утрешние разговоры с Ольгой перед моим уходом на пляж и её отправлением к бабульке, за которой она ухаживае, надо бы записывать на диктофон, только никто этим не занимается.
Сегодня вспоминали нашу учительницу по литературе и русскому, которая буквально отвратила весь класс от этих замечательных предметов, это же уметь надо... Ржали, что я одна из всего класса осталась такая стойкая, что на журфак пошла...
 Говорим о всякой ерунде, которая только нам двоим представляется такой значительной...
Никого не виним и не ругаем, очень по-доброму говорим.
Гы-гы... лишнее подтверждение пушкинского провидчества: "что пройдет, то будет мило"...
ХХХ
Человек мучается, страдает, переживает,  - не получается у него стать хорошим учителем или хорошим врачом, или (что современнее звучит и весомей) классным бизнесменом, а, может, попросту предназначение у него в жизни другое, и он его вовремя в себе не разгадал?
ХХХ
И век бы ее не знать, и не видела я её ни разу, но она мне исправно письма на почту шлет, то зонтики предлагает,  то предметы туалета, то разную дорогостоящую ерундовину...
А сейчас вот часы впаривает: "Breitling + Hublot = подарок от Viptime! Только в июле! Если Вы уже клиент нашего магазина, для Вас специальны­е скидки по дисконтной­ карте на вторые часы в заказе".
Клеопатре, конечно, сто раз плевать, что все ее сообщения я исправно маркирую как "спам", потому что от этого толку  (для меня) никакого, и поток писем не прекращается.
Клеопатра настойчива, навязчива и уже раздражает.
Хотя бы тот, кто придумал эту осточертевшую мне рассылку, якобы, от пользователя, прикинул - какое доверие к товарам может быть, когда его предлагает женщина с таким именем и фамилией?..
Всю весну я просто ржала, потом недоумевала,  и  теперь, наконец, поняла: Клеопатра Оскрометова forever, это диагноз!!! 
ХХХ
Мы - странные люди и дикие забойные эгоисты. Часто не замечаем чужую боль… иногда не понимаем, почему печалятся и плачут другие… Не слышим, как кричит душа другого человека...
Тогда почему мы удивляемся, когда не понимают нас???
Что ж тут непонятного-то...
PS. Не подумайте, что я всех под одну гребенку стригу. Это я больше  о себе... о ком бы мы ни писали, мы пишем прежде всего о себе-любимых, это ещё кто-то (не помню) из великих сказал.
ХХХ
"Вне всякого сомнения, Москва — существо женского пола. У нее ослаблено чувство времени, поэтому в отличие от городов-мужчин, она равнодушна к прошлому и живет исключительно настоящим. Вчерашние герои и вчерашние памятники для нее мало что значат — Москва без сожаления расстается с ними, у нее короткая память и несентиментальное сердце". Б. Акунин, "Внеклассное чтение".

...Будто я совсем в  другом городе живу... не могу с этим согласиться - никак, кроме того, что Москва, конечно же, женщина... только совсем не беспамятная... к тому же у неё очень доброе  отважное и храброе сердце... И конечно, она - красавица, что бы там кто ни говорил...
ХХХ
Подслушала (невольно) диалог в магазине.
Впереди меня стояла девушка, узнала паренька, подозвала его к  себе. Чувствовалось, что они давно не виделись. Он крутил в руках лоточек с запеленутым в целлофан куриным филе.
- Ты как? Не задалась у меня жизнь в Москве-то... не задалась! А у тебя?
- Да и у меня, - отвечает юноша. - Уедешь домой?
- Ни за что! - сурово ответила девушка. - А ты?
- Аналогично!

PS. Люблю таких настырных, не сдающихся... Жизнь именно тем и хороша, что не всегда соответствует нашим ожиданиям (не я - точно, а кто говорил, - не помню... )
ХХХ
Многие спят днем - и счастливы.
А мне так жалко тратить время на сон. Драгоценные часы и чудесные мгновения - на сон???
А вообще, конечно,  с другой стороны, сон дневной, по идее, продлевает жизнь... гы-гы, сном мы её сокращаем, одновременно продлевая...
ХХХ
Подруга попала в конце июля на предпремьерный показ в Ленкоме спектакля Глеба Панфилова по мотивам Алехандро Касоны  "Ложь во спасение"...
Показала мне афишку... прочитала  я её и озадачилась:
"Может ли ложь быть во спасение?
Можно ли ложью спасти человека?"
Не знаю... я однобокая или убогая... по мне лучше правда. Какой бы тяжелой она ни была.
Ситуации бывают разные, лгать всегда тяжело... да и плохо умею... глаза выдают и мимика.
ХХХ
Сейчас с соседом разговаривала. 
Шел с очередной медкомиссии, расстроенный в доску... у него ухо одно не слышит, голова в одну сторону не до конца поворачивается. Контужен был сильно, потом ещё в танке горел...
Ему пишут в карте, что он ко всему годен и группа здоровья у него основная, потому, иначе государство ему должно будет .
А детям, наоборот, пишут так, чтобы денег сдоить побольше... Переоформляли внучку в сад, в поликлинике все в отпуске, поехали по платникам, потому что директрисса позвонила, что срочно, вот сегодня карта нужна...
Педиатр на основании кардиограммы ставит диагноз синусоидная тахикардия, рекомендует пойти к кардиологу детскому, потому  что есть возможность "вклиниться" в очередь, видимо, они в паре работают...
Родители, конечно, в шоке, позвонила знакомой, та быстро нашла хорошего детского кардиолога, мотнули к нему,  успокоились только когда услышали, что того педиатра надо бы «к стенке за такие диагнозы»...
…Да что ж это за маразм в государстве?..
Жалко соседа Алексея, жалко дочку и внучку, даже зятька своего жалко,  потому что он сегодня полдня прокатал по врачам, себя, всех жалко, раздражает всё... как жить так можно, людей опуская... деньги вымогая?..
Причем с кого? На детях навариваясь и тех, кого государство отправило в Чечню воевать, их желания не спросив.
Они ж больные все оттуда вернулись...
ХХХ
"С моей, мужской точки зрения... Впрочем, точка зрения может быть только мужская. Женской точки зрения не существует. Женщина, сама по себе, вообще не существует. Она тело и отраженный свет. Но вот ты вобрала мой свет и ушла. И весь мой свет ушел от меня". Георгий Иванов.
Ну, что за самоуверенность ( ржу), как это мы не существуем? Ведь именно одна из нас свет забрала у  Г. Иванова, поэта и прозаика интересного?
А, если все наоборот? Если мужчина -  тело и отраженный свет?
ХХХ
Сейчас прочитала, что Тонино Гуэрра однажды спросил у Феллини: «Ты не боишься умереть?» На что тот ответил: «Откуда мы знаем, может быть, смерть это неизвестное нам увлекательное путешествие».

Смерть, безусловно, никакой не конец, это только начало... И никакие религии тут ни при чем...
Но всё равно почти каждый стремится любыми способами оттянуть дату этого последнего увлекательного путешествия...
...Не  все... Мне сейчас подружка сказала:"Боже, как я устала жить... От всего устала"...
Я начала орать на нее, а она опять же,  - устало, - махнула рукой.
ХХХ
А иначе, как странным возраст после 45 и не назовешь... Особенно, когда душа молодая.
Об этой истории любви знаю лет семь, и наблюдаю воочию...
Она - моя подруга детства, он - преуспевающий доктор-ортопед. Хм, как у Жириновского получилось: "Мама - русская, папа- юрист"...
По другому... она - красавица (была и есть, несмотря на возраст), он - красавец фантастический, мачо (возраст не угадывается, ну, после сорока, открыла рот, когда узнала, что ему 61, на днях, то есть он много старше моей подруги).
Встретились на относительной старости лет, -  и тут же - вспышка молнии.
Так все эти годы на электрической дуге и живут.
У нее - муж, болен тяжело, у него - жена скандалистка.
У обоих дети, внуки...
Первые года два думала, что он мою подругу используют, даже говорила ей о своих опасениях. А она мне: "Ну, ты в своем ли уме? Да на фиг я ему нужна, у меня ж ничего нет, а у него - клиника, медсестры молодые..."
Секс? Да!
Но любовь в их отношениях живет несомненно. Вместе с трепетностью и нежностью. И я чувствую себя третьей лишней, когда мы отправляемся куда-то втроем: они идут, взявшись за руки, почти не разговаривают друг с другом, - только со мной. Хочется сквозь землю провалиться, орать:" На черта вы тратите на меня свое драгоценное время???"
Но молчу, понимая, что больше им просто некому продемонстрировать (слово идиотское)... нет... показать... нет... дать почувствовать себе и мне (Вот!!!), что они - семья.
ХХХ
Иногда мне безумно нравится получать от  одного студента односложные смс-ки типа: " Как поживаете?" или "Как Ваше драгоценное здоровье?", -  начинаю мелко и дробно хихикать, дурацкое веселье проникает в каждую клеточку ...
Иногда подобные смс безумно раздражают и хочется ответить по-хамски, потому что вообще какое тебе дело, блин, как  я поживаю и в каком физическом состоянии?
А вот сейчас пришла смс: "Приветствую Вас, Е.А!"  Ну, просто верх дебилизма! Дальше-то что? Аж задохнулась от наглости! )))
Маразм молодежный крепчает, так что пора прекращать сетовать на свой...))) 
ХХХ
А что такого судьбоносного совершено конкретно мною? Да ровным счетом ничего(((
Кажется, Фрейд (обчиталась его в юности) говорил,  что если человек начинает интересоваться смыслом жизни или её ценностью, это значит, что он болен...
В юности думала, что такие "планидные" устремления и размышления временные и пройдут, недавно поняла, что это клиника действительно...
Сегодня день рождения моей любимой подруги, - мы вместе учились в школе и универе... Потом она объездила весь мир, но мы все равно оставались подругами...
Семь лет  назад она умерла нелепой  страшной смертью... в один год с моим мужем.
Рок событий легко расправляется с днями. Много лет подряд это был веселейший день в году для меня и других людей, а теперь - поминаньный...   
ХХХ
Вчера ночью смотрела какой-то фильм, герой сказал: "Не надо путать правосудие с местью".
Подумала, а ведь это такое частое явление... и ещё в действительности нашей российской ( а может, и в каких других) правосудие вовсе не синоним понятию "справедливость".
ХХХ
Ненавижу, когда в разговоре со мной фразу предваряют или заканчивают словами:"Ну, Вы же ещё молодая женщина..."
Далее следует указание. что мне нужно сделать.
Само выражение ЕЩЕ МОЛОДАЯ - довольно странное, поскольку из него ясно, что УЖЕ НЕ МОЛОДАЯ...
А как дальше будет? Какие категории?
НЕ МОЛОДАЯ?
ЕЩЕ НЕ СТАРАЯ?
НЕ ОЧЕНЬ СТАРАЯ?
ПОЖИЛАЯ?
… «Детки»  в  сети потрясают некоторые, они с таким презрением пишут о вот таких, как я - ЕЩЕ МОЛОДЫХ...
В связи с тем, что в их годы я думала, что буду вечно молодой и никогда не постарею, я их прощаю, придет время, поймут, как это непросто...)))
"Будьте добрее, когда это возможно, а это возможно всегда", - это ещё Далай лама советовал. Как жаль, что понимаешь это очень поздно...