О мести

Светлана Жукова 4
"... ибо для человека нет большей муки, как хотеть отомстить и не мочь отомстить".

Н.В.Гоголь. "Страшная месть".


     "Ужасно чувство боли от откровенной несправедливости, совершаемой собственно человеческим существом по отношению к другому человеческому существу.

     Совершенно невыносимо чувство абсолютной безысходности от осознания того факта, что месть твоя осуществилась, а боль от той самой несправедливости, из-за которой в душе возникла жажда мести, так и не прошла.

     Все, кому довелось в жизни осуществить свою месть, отлично понимают о чем я. И знают, что осуществленная месть не облегчает боль, а зачастую, только усугубляет её!

     Что я сделал в "Страшной мести"?
     Я обрек Ивана на муку более страшную, чем мука Петро. Потому, что он, вместе со своим сыном, кстати, выбрал то, чтобы вечно наслаждаться мукой предавшего его брата.

     А была ли чиста душа Ивана?

     Нет. Ведь выбор такого наказания для брата, это же - не с пустого места! Тьма всю жизнь тайно спала в его душе и вылезла наружу в момент свершенной по отношению к нему страшной несправедливости!

     Петро только предал и убил брата и его сына. А Иван совершил над ним казнь, которая будет длиться вечно: "...вечно бы его грызли".

     Оба брата - страшные грешники! Оба брата выбрали Тьму.

     Сейчас я понимаю, что не найдя альтернативного пути ни для одного из героев в "Страшной мести", показав только беспросветную тьму душ обоих братьев, сведя с ума Катерину, убив её сына и мужа, я сам совершил страшную подмену истины:
    
     Вот в чем эта подмена:
     Зло на земле торжествует всегда, так как оно - сильнее.
     Воздаяние за грех и награда, соответственно, выдается человеческой душе только после смерти. И грешник Бога обмануть не может. Если есть в нем Тьма, Бог за неё все равно накажет.
     Добро в человеке слабее и всегда проигрывает. Потому, что самая сильная страсть в человеке - жажда наступления Божьего Суда, то есть - жажда мести. Что означает: сильнее всего в человеке не любовь, а страсть, которая зовется "месть"."

Н.В.Гоголь. 19 января 2013 года.

   
     С детства, с особенным чувством, что что-то не так в этом произведении, читаю я "Страшную месть". Когда Гоголь сказал мне, что именно там "не так", я подумала, что он не мог до такой степени ошибаться, и спросила:

     "Коля, а разве ты не хотел показать именно это, как братья оба грешны, и как разрушительна для человеческой души эта самая страсть: "хотеть отомстить"?

     Он мне ответил:
     " Да, хотел. Но я показал, что Бог совершил возмездие по слову Ивана, который больше грешен! Каков Бог, таковы и Его дети - люди. А Бог в "Страшной мести" - жесток и мстителен. И Он исполняет желание того, кто - более грешен. В "Страшной мести" я отдал Бога Его Темной Стороне. Вот в чем была моя ошибка."
Н.В.Гоголь.