Поганки и зеленая книга. Народ

Евгений Садков
 Продолжим изучение духовного наследия ушедшего от нас полковника Каддафи. В шестой главе первой части его "Зеленой книги" описывается построение фундамента демократического общества. Сам неологизм "джамахирия" происходит от древнего арабского слова "народ". Чувствуется историческая связь с кропотскинским "народоправством". Именно такую форму руководства считал наиболее эффективной на ранних стадиях построения нового общества. Общества бесклассового, основанного на принципах добровольности и "безначалья".

 По идее Кропоткина при построении безгосударственного коммунизма образуется вольный федеративный союз самоуправляющих единиц. Общины и города делегируют своих представителей в конгрессы и комитеты. Именно такие структуры, как единственную форму правления, видит и Каддафи в своей Третьей Всемирной Теории. Со всеми остальными формами правления, говорит в своей книге лидер джамахирии, будь то парламентаризм, партийная власть, массы должны бороться. Лишь создание народных комитетов и народных конгрессов может привести к созданию полноценного демократического общества.

 Далее Каддафи обозначает путь построения указанной формы правления. Всё население разбивается на низовые конгрессы. Они в свою очередь формируют административные структуры. Ну и так далее. При этом низшие звенья контролируют работу вышестоящих структур. В тоже время избранники берут на себя функции администрирования и хозяйственной деятельности в своих округах. Орудием правления становится народ. Окончательно и навсегда во всем мире решается проблема демократии.

 Думаю, именно в последних словах этой части "Зеленой книги" и кроется основное противоречие. Народ сам создает  инструмент, которому вынуждена будет подчиняться личность. Не случайно в самом начале Каддафи говорит о главной проблеме человеческого общества-проблеме орудия власти. Орудие, которое при любом раскладе рано или поздно будет довлеть над личностью.

 Неизбежно возникает дилемма, противоречие между государством и личностью. Вот, что говорит по этому поводу Кропоткин.

 "Или государство раздавит личность и местную жизнь, завладеет всеми областями человеческой деятельности, принесёт с собой войны и внутреннюю борьбу из-за обладания властью, поверхностные революции, лишь сменяющие тиранов, и — как неизбежный конец — смерть. Или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникнет в тысяче и тысяче центров, на почве энергической, личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения… Если вы хотите, как мы, чтобы полная свобода индивидуума и его жизни были уважаемы — вы поневоле принуждены будете отвергнуть владычество человека над человеком, какого бы вида оно ни было; вы будете принуждены принять принципы анархизма, которые вы так долго отвергали."

 У Каддафи же нет прямой увязки развития личности и эволюционного замещения  власти государства властью народа. Есть, как мне показалось, простая схема построения общества и создания обществом инструмента управления самих себя. Чем это закончилось на практике, мы уже видели. Народная масса, явно руководимая иными силами, растерзала личность. И столкновение сейчас разнополюсных сил на Ближнем Востоке и на всем Африканском континенте, подтверждает одну мысль. В такую эпоху миллионы отдельных личностей  равны большому стаду баранов, которые бегут покорно к большой мясорубке, думая, что там ждет их еда и зрелища.

 А не подобное ли было у нас, в России сто лет назад? Когда внутренние противоречия, подогреваемые внешним воздействием, привели на короткое время к безвластию, а в конечном счете захвату власти небольшой группой людей.  Народные массы, затаптывая солдатскими сапогами отдельные личности, построили себе новое орудие власти. Очень эффективное на определенной стадии развития нового государства. Подчиняя новыми идеями народные массы, оно построило за короткое время уникальную систему выживания. И столкнувшись через двадцать лет с иной, не менее эффективной формой правления народными массами, сумело навязать свою, "народную" форму власти. Где при формальном народовластии все держалось в руках одного человека. Так благие намерения быстро трансформируются в диктатуру и в конечном счете в тоталитаризм.

 Видим ли мы эти тенденции в современной России? Формально после быстрого разрушения предыдущей империи к власти вновь пришел народ. И структура народовластия очень сходна со схемой, предложенной полковником Каддафи. Те же комитеты и конгрессы, делегирование своих прав вышестоящим структурам, контроль за ними. Но очень быстро все это превратилось в формальный придаток управления государства одним человеком. Мы видим это по дружному "одобрямс" всех структур. Всё большее и большее единогласие приводит к созданию порой парадоксальных законов. Законов, не подчиняющихся общей логике, а придуманных в угоду одного человека. Взять хотя бы закон о "нулевом промилле". В угоду вышестоящему не учитываются ни погрешности приборов, ни эндогенный алкоголь. Я сказал, ноль, значит будет ноль. Инструмент управления государством, то есть народ, начинает удивленно чесать "репу". А куда денешься, сами делегировали свои права. И механизм отзыва "самого тупого депутата" сами создали. А попробуй его, сказавшего такое, удали из этой структуры. Попытайся, попытайся.

 Рано или поздно подобные структуры, накапливая внутренние противоречия, заменяются другими. Возможно и у нас появится свой "полковник". Или генерал. Но и новое веяние истоком своим идет от возникшего в старой структуре. И народ в предложенной схеме, формально играя "первую скрипку", будет быстро заглушен очередными победными "фанфарами".  Все сказки про народовластие превращаются в создание небольшой группой людей очередного инструмента  управления безликой массой. Массой, от лица деятелей культуры, заслуженных и даже иностранных артистов, воздающей "осанну" одному человеку.

 А все иное, инакомыслие, а тем более действие, не укладывающееся в общие правила, предложенные "избранниками" народа, подвергается жесткой обструкции. Моментально запускается механизм подавления любыми способами возникшего инородного существа. Он превращается в насильника и извращенца. И народ в ужасе отшатывается от непопавшего в унисон. При этом у народа включается инстинкт самосохранения. Нет, нет, дружно кричит народ. Я такой, как и все. И депутаты у нас самые лучшие в мире. Даже самый тупой из них, все равно лучший.

 Но есть в нашей общей тенденции "одобрямс" одна маленькая деталь, указывающая на оздоровление. При взаимодействии государства и индивидуума в определенный период развития общества свою роль играют антидепрессанты. В России до недавнего времени бесспорным лидером был алкоголь. Можно привести множество примеров управления народными массами с его помощью. Порой это напоминало "море разливанное", реже "запретный плод". При всем при этом власть цинично наживалась за счет  побуждаемого ею же пристрастия. На словах кликушеская забота о здоровье нации, опять же всяческие ограничения, на деле же относительная доступность "зелья".

 Но что показало очередное повышение минимальной цены на узаконенный наркотик? Народ в целом безразлично отреагировал на смену ценников. Эксперты констатируют: потребление водки сокращается. Если в начале века среднестатистический россиянин ежегодно "принимал на грудь" не менее 15 литров "огненной воды", щедро поставляемой "пионерами" нового строя, то сейчас на глазах трезвеет. Не все так просто, сомневаются эксперты. Похоже, переходит народ на подручное зелье. Полноте, господа. Сейчас даже в глухой деревне с трудом отыщешь мастера этого народного искусства. Спаивают селян переселенцы из наших же южных краев забодяженной ключевой водой "гидрашкой". Но это, уж извините, косяк руководства административным округом. И по цепочке муниципальным, региональным, федеративным. Скованные одной цепью, связанные одной целью, как пел в начале этих славных дел вымерший моллюск.

 Лишь отделившись от им же созданного инструмента управления, народ может почувствовать себя свободным. Оставив разлагающейся верхушке сопутствующие кнуты и пряники, алкоголь, сребролюбие, чревоугодие. Не уподобаясь им, избранным. Лишь отделившись от власти над таким же, человек сможет почувствовать себя личностью. А почувствовав, совершенствовать не только себя, но и общество в целом.