Лен, нем. Lehn, феодальное владение - этимология

Сергей Колибаба
               
Когда ты придешь в землю, которую 
Господь Бог твой дает тебе в УДЕЛ               
(ивр. НАХАЛА), и овладеешь ею,
и поселишься в ней
Втор. 26:1, Закон о десятине



Рассматривая ход культурного освоения какой-либо территории (период формирование имен), мы постоянно упускаем из виду идеологию (религию). Считают, что история, это этнизм (история народов), а её содержание – их судьбы и деяния;  этнос - общность людей обладающих сознанием своего единства и отличия от других, единство сознания обеспечивается - языком. Нынешний историк или лингвист – человек светский, он сформировался (получил образование) в обществе, где религия отделена от государства, а абсолютное большинство  населения являются людьми неверующими. Современный общественный строй (анархо-либеральный и попсово-песенно-танцевальный) и полученное нацио-атеистическое образование не позволяют исследователю правильно интерпретировать факты и явления прошлого. 

По традиции, заложенной в античности, описание прошлого (произведение) содержит историю факта и его интерпретацию - теоретическое обоснование; историческая работа – истолкование событий и явлений с точки зрения автора. В интерпретации артефактов мы не связываем состояние языка (не обучены, нет методик) с рассматриваемым историческим фактом, нельзя говорить о самостоятельном (национальном) развитии какой-либо этнической группы в условиях примитивной племенной лексики и отсутствия образовательной системы.
Философское осмысление действительности (начало культурного развития) происходит лишь при наличии принятой терминологии, которая формируется в определенной образовательной и идеологической среде. Не обозначив рационально действительность, нельзя развернуть процесс познания, наш язык выступает как философская система осмысления окружающего мира  и  одновременно как Программа развития.

Если в племенном мире (в нашем случае – немецком) не сложилась своя оригинальная система образования и идеологии, не подготовлены собственные «научные» кадры, то соответственно и не будет существовать специальной терминологии, объясняющей устройство мира, или из-за примитивности терминологии ей невозможно будет пользоваться. В такой ситуации у племени, вышедшего на естественные торговые пути, остаётся один выход, чтобы не отстать в развитии от других народов, – заимствовать (присвоить) идеологические,  культурные и лексические модели у общепризнанных  культурных этносов.

Изменение общественного сознания германца, а соответственно и языка, обычно связывают с косвенным влиянием Римской империи, но немцы ведь иудеохристиане, Риму не удалось завоевать германские земли, граница между двумя языческими мирами проходила по Рейну и Дунаю. Каким «чудесным» образом идея еврейского Бога Яхве оказалась на берегах Рейна, кто принес идеологию единства (Бог – один), обучил и воспитал в понятиях иудеохристианства германский племенной мир?   Кто способствовал духовно и материально (в Европе этого периода драгоценные металлы не добывались) в организации уже христианских немецких королевств, герцогств и княжеств?

Рим не создал своей Сверхидеи, а присвоил - иудейскую, которую начал насаждать на Рейне и Дунае, следовательно, причиной заимствования идеологии, повлекшей явление развития на территории Европы, является НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ духовной (идеологии) и материальной культуры, как римлян, так и германцев.
Если мы обратим внимание на процесс формирования старых немецких городов, то легко обнаружим, что на городской (рыночной) площади соседствуют ЦЕРКОВЬ и ратуша, СИНАГОГА и еврейский квартал. Инфраструктура города направляет поиски основ германской культуры и экономики в совершенно определенном направлении к «краеугольному камню» – иудейской общине немецкого города.
Очевидные успехи германской городской культуры мы можем связать с жизнью и деятельностью евреев, которые были как иудеями, так и христианами; христианская религия ведь еврейское вероучение, средневековые христиане лишь чуть трансформировали (недопоняли) его обрядность (форму), без изменения содержания.
Таким образом, для осмысления древнегерманского лексикона  (древнего слова) нам необходимо связать этническую историю германцев с философской системой (идеологией)  –  с ЯЗЫКОМ иудеохристианства.

1)  Развитие германской государственной ленной системы

В конце V в. самостоятельные племена франков, подчинились общему королю Хлодвигу (481-511). Стремясь укрепить власть, король, ранее исповедовавший христианство-арианство, принял католицизм в 496 г., затем католиками стали все франки. Быстрый территориальный рост Франкского государства (от Рейна до Гаронны) историки объясняют поддержкой оказанной королю классом землевладельцев и церковным аппаратом нуждавшихся в сильной королевской власти. Власть в старых римских округах в течении V в. сосредотачивалась в руках ЕПИСКОПОВ, а сам город был резиденцией епископа, власть в других округах  осуществляли служилые люди – ГРАФЫ, которые следили за соблюдением порядка и исполнением судебных решений, собирали подати и решали военно-мобилизационные вопросы.

В результате непрерывных дарений земель династия Меровингов потеряла политическую силу, власть постепенно переходила к выходцам землевладельческой знати – майордомам, в 715 г. майордомом Франкского государства стал Карл Мартелл (715-741). Карл Мартелл, в 732 г. отразил нападение арабов при Пуатье, ведя войну с маврами на юге, открыл доступ евреям в свою армию, евреи получили право на владение аллодиальной землёй (полная собственность); в его правление усилилось влияние церкви, Майнцское архиепископство подчинило себе все духовенство.

Майордом Пипин Короткий (741-768),  в 751 г. отстраняет Меровингов от власти и при поддержке папы Захарии (741-752) восходит на престол, новая династия получила имя «Каролинги». В правление Каролингов политический центр Франкского государства переместился в Германию, за помощь церкви король расплачивается захваченной у лангобардов Равеннской областью, которую передаёт папе, так было положено начало светской власти папства.

Король и император Карл Великий (768-814), в результате военных походов (всего 50) создал обширную империю, на западе границей были Пиренеи, а на востоке среднее течение Эльбы. При Карле Великом число евреев живших во Франции было велико, их положение регулировалось законом, а еврейские купцы исполняли дипломатические и торговые поручения императора. "Епископ из Фульде, заявлял, что при составлении своего сочинения, он совещался с евреями «знакомых с Библией» (ЕЭБЕ); быстрый рост еврейских общин в это время историки объясняют переходом какой-то части галло-германского населения в иудаизм.

В результате распада империи Карла Великого, Людовик Немецкий (804-874) по Верденскому договору (843) получил германские области к востоку от Рейна;  исследователи считают этот момент исторической вехой, в дальнейшем произошло политическое и этническое обособление населения Франции и Германии. 

Таким образом, очевидно, что становление германской государственности проходило в теснейшем взаимодействии королевской власти с христианской церковью, при активном участии в этом процессе –  значительного еврейского населения Франции и Германии. В дальнейшем оформились АРХИЕПИСКОПСТВА,  немецкие короли и императоры опирались в своей деятельности на церковную организацию и делали попытки создать общеевропейское государство с большой долей теократического управления, естественно по моделям, описанным в Библии, следовательно, общественно-политическая структура общества Германии была связана с ЕВРЕЙСКОЙ системой бытия.

2) Существующая этимология

В средневековом праве король (князь) считался верховным владельцем территории государства, часть своих земель он отдавал в пользование и управление своим приближенным и воинам, под условием исполнения известных натуральных и денежных повинностей. По различным причинам и независимые владельцы земель подчинялись королю - входили с монархом в ленные отношения, приобретая его защиту; каждый ленник (вассал), имел право передать часть земли и своих прав третьему лицу, которое зависело тогда непосредственно от него. Со временем эта система превратилась в Европе в господствующую, на ней базировалось государственное управление и землевладение

ЛЕН  - нем. Lehn (сокр.), или Lehen, в средневековой Германии ЗЕМЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ (или иной источник дохода), пожалованное правителем вассалу на условии выполнения военной или административной службы. Первоначально «лен» предоставлялся на определенный срок (термин фиксируется на рубеже VIII-IX вв.), с XII в. -  наследственное пожалование (феод); в ходе ленных пожалований сложилась иерархическая система феодального землевладения в Германии; термином "ЛЕН" именуются также аналогичные формы феодального землевладения в других странах.

а) Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973
лен
I "вид феодального землевладения", впервые у Петра I; см. Смирнов 177 и сл. Из нем. Lеhеn "лен". II лен, род. п. льна, дат. п. льну, укр. лен, род. п. льну, ст.-слав. льн;нъ "льняной" (Супр.), болг. лен, сербохорв. лан, словен. lan, род. п. lаnа, чеш. len, род. п. lnu, слвц. lаn, польск. len, lnu, в.-луж. len, н.-луж. lan.
Здесь возможно как древнее культурное заимствование, так и исконное родство. Ср. лит. linai мн. "лен", лтш. lini, др.-прусск. linno, греч. linon, алб. гег. lini, м., тоск. liri, а также лат. linum, гот. lein "холст", ирл. lin "лен"; см. Бернекер 1, 754; М.–Э. 2, 472; Траутман, Арr. Sprd. 371; Торп 368.
Сторонниками родства являются Хирт (Idgm. 654), Шрадер–Неринг (I, 323), Покорный (KZ 45, 362). Во всяком случае, не связано с греч. l;ta вин. п., ... дат. п. "льняная ткань"; см. Бехтель, Leхil. 217; Вальде–Гофм. 1, 810. Лат. или герм. происхождение слав. слов, вопреки Гофману (Gr. Wb. 181), невероятно ввиду различия в количестве гласных.


б) Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.   
 Лен, нем. Lehen, сокращен. Lehn; собств. значит: отдаваемая в наймы. В феодальные времена, участок земли, дававшийся вассалу на известных условиях.

в) Германская этимология (сокращена, перевод Гугл)
starling.rinet.ru/cgi.../etymology.cgi?.

Готский: l;han st. lend
Древнеисландский: lja st. (1 sg. prs. le, ptc. prt. lenir) leihen, leiga wk. leihen, borgen; lan n. Geliehenes, Gut, Lehen; l;a wk. leihen (перевод - одолжить, занять, феодальное владение)
Древнешведский: lea leihen (перевод – одолжить)
Древнеанглийский: leon leihen, lan f. geliehenes Gut, Lehen (перевод – занимать, феодальное владение)
Древнесаксонский: l;han, ptc. far-liwan (перевод - награжден) verliehen; lehan sbs.; lehnon vb.
Средне-нижненемецкий: lien vb.; lene f., len
Древневерхненемецкий: lihan (ver)leihen, geben (9.Jh.); (перевод  - сдавать в аренду, давать, IX век), {ptc. farliwan `verliehen}, lehan (um 800) geliehenes Gut, Lehen (перевод – феодальные владения); lehanon borgen, leien (9.Jh., anal;han;n, um 800)
Средне-верхненемецкий: lihen st. leihen, auf borg nehmen; leihen, auf borg geben; lehen, len st. n. gekiehendes gut, lehn; lehenen, lenen wk. als lehn geben, belehnen, leihen, entlehnen
Немецкий: leihen, Lehen (перевод – заимствовать, лен)

3) Терминология иврита

Процесс называния (освящения территорий) и формирования общего немецкого языка начался на Рейне (основная транспортная магистраль) после распада Римской империи, и продвигался на Восток по мере колонизации и христианизации региона. Базовыми пунктами этого процесса служили монастыри и епископства, руководители которых привлекали для идеологического и финансово-экономического обустройства территорий значительные еврейские силы и их финансовые средства (других не было). Евреи в этот период пользовались репутацией народа Бога, они были единственной прослойкой грамотных людей (мужчины - все, женщины – частично), которые могли прочитать и объяснить Законы  Бога Яхве, на которых строилось новое единое германское общество.

а) Нем. LEHN, LEHEN  - термин прочитан наоборот, LEHEN = NEHEL = иврит - НАХАЛА  земельное владение, участок, наследство, удел; переходить во владение, стать собственностью.

б) ивр. НАХАЛ наследовать, получать во владение; НИХЕЛ – одарять, давать в наследство, передавать во владение.

Источники

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1876 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_302.htm

* См. стронг иврита 5157,  НАХАЛ


Термин употребляется в книге Иисуса Навина 13:7: «Раздели землю сию в УДЕЛ (НАХАЛА) девяти коленам…» и в других книгах Библии, очевидно, связан с организацией землеустройства. 

Таким образом, «немецкий» термин LEHN, LEHEN  заимствован из библейских произведений, из языка идеологии иудеохристианства – иврита.

Наследство, поспешно захваченное вначале,
не благословится впоследствии.
Притчи 20:21