Крещение Иоанново Явление Христа народу. Ч. 2

Тина Гай 2
(Продолжение)Сознательное умаление размеров Мессии на фоне других фигур, напоминает иконы «Рождества Христова» и «Рождества Богородицы», на которых на первом плане тоже не Богомладенец и не только что рожденная девочка Мария, а те, от Кого они рождаются, давая место событиям, происходящих здесь и сейчас.


Если бы Господь был на первом плане, как на иконе «Крещения», то все внимание было бы сосредоточено на Нем, а не на людях, в которых отражается Его лик и Его любовь к ним. Но художнику важнее показать как воспринимается Его явление в разных по темпераменту, положению и возрасту людях, как мир, ожидавший несколько тысячелетий прихода Мессии, но дождавшись, не признал.


Он направляется к тем, кто от Него отвернулся - саддукеям, фарисеям и книжникам, изображенными уходящими от Него, спускающимися вниз, не оборачивающимися и не реагирующими на свидетельство и грозный призыв Крестителя.


В первоначальном варианте Спаситель шел навстречу тем, кто уже покрестился в водах Иордана и явно принимает Мессию, в окончательном же варианте – к тем, кто Его не принял, потому что, по словам Иисуса, Он был послан к погибшим овцам стада Своего, чтобы спасти их.


Сцену с очерствевшими законниками - книжниками и фарисеями - мы видим справа. В этой же группе, однако, стоит в коричневом хитоне, обернувшийся к Мессии, Гоголь, с которым Иванов был очень близок в годы написания картины. Среди этой группы, к которым направляется Иисус, стоят несколько женщин, среди них, наверняка, есть и та грешница, которую спас Христос, сказав ее обличителям: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень». Там же мы видим двух воинов на прекрасных конях, которые тоже пришли креститься у Иоанна.


Креститель их наставляет, они верят ему и становятся свидетелями явления Мессии, глядя на Которого, Иоанн называет «Сыном Божиим». Их кони тоже реагируют на идущего сзади человека, чуя нечто новое и необычное. Настолько необычное, что шарахаются в сторону, пугая женщин. Одна из них, с непокрытой головой, в страхе оперлась на руку самого сановитого книжника, даже не замечая неприличия этого жеста. Две другие – тоже пугаются. Так люди и животные реагируют на явление Иисуса.


В центре – самая многочисленная группа - несколько человек, одни из которых смотрят на Спасителя, как тот господин, что сидит к нам спиной, а другой – его раб - улыбается, может быть, впервые в жизни, почувствовав надежду на избавление и спасение. В глубине этой группы в широкополой шляпе и с посохом в руке художник изобразил самого себя, тоже обращенного в сторону Господа. И на лицах всей этой средней группы глубокое и живое сокрушение духа: кто-то поник к земле взором, кто-то с умилением смотрит в небо, а кто-то простирает руки к небу. Всех их объединяет стремление уединиться от людей в своем сокрушении.


Все фигуры и лица на картине непринужденные, свободные, такие, какими они действительно являются в жизни, какими застал их Господь в момент Своего явления. Все просто и естественно, как правда, которую несет Спаситель мира. Картина написана так, будто ее автор и люди уже слышат спасительный призыв «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою Вы».


Автор публикуется в блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru