Графиня и пионер

Олег Крюков 3
На дворе стояла осень, та её часть что бывает тёплой. Мягкая тишина лениво разливалась по поместью. Листья на деревьях полыхали ярким багряным пламенем, многие из них уже начали опадать, медленно кружась и покрывая дорожки сада.

 Дворники сметали листья в большие кучи, поджигали и тяжёлые клубы белого дыма разносились в воздухе, напоминая всем, что пришла осень. Природа замерла, словно картинка в синематографе, когда вдруг переставали крутить ручку киноаппарата.

Графиня Л-ская восседала на веранде, прикрыв ноги пледом. Кресло-качалка мерно покачивалось под ней и вечно мурлыкающий кот искал, как бы запрыгнуть на колени. Нельзя сказать, что графиня была сегодня не в духе, слегка меланхоличное настроение последние дни всё чаще посещало её. Что послужило тому причиной, графиня никому говорить не хотела. Да и сомневалась поймут ли, осудят, а чего ещё хуже-засмеют.
Она уже в четвёртый раз перечитывала страницу какого-то французского романа, ни понимая и ни вникая в суть прочитанного.

В её годы она могла себе позволить наслаждаться одиночеством, вкушать все его прелести, ни заботясь не о семье, ни о муже. Дочь успешно вышла замуж за известного конезаводчика и уехала к нему в Н-скую губернию. Редко писала глупые, трудно читаемые письма ни о чём, увеличивая пропасть непонимания, всегда существовавшую между ними.

Муж, уже пять лет как покойный, тоже не будил в сердце графини никаких воспоминаний-брак их был делом исключительно коммерческим и любви не предусматривал. Каждый жил своей жизнью и не мешал жить другому. Другое дело Лялечка, племянница графини-гимназистка, девушка любознательная, пылкого ума и не по годам взрослая. При воспоминании о ней графиня улыбнулась, отложила томик, наклонилась и взяла на руки кота.

 Ляля- девушка особенная, графиня видела в ней себя, в те молодые годы, когда казалось что вся жизнь ещё впереди. Когда ошибки и разочарования ранят, но не глубоко, а любовь затмевает разум.
 Но Ляля не из тех, кто предаётся вольностям-она девушка честных правил и в мужчинах первым делом ценит ум и честь. За что графиня её не просто любит, но ещё и уважает. Пожалуй с ней и только с ней, графиня могла бы поговорить на волнующую её тему.

 Девушка обещала прибыть в поместье завтра к полудню, если,конечно, не случится ничего непредвиденного, как в прошлый раз, когда у телеги на полном ходу отлетело колесо. Повозку тряхнуло так, что Ляля приехала в гости к тёте с синеющей шишкой на лбу. "Господи убереги", графиня перекрестилась, высвободив руку из под недовольного этим действием кота.

Вечерело, с сада потянуло прохладой. Графиня медленно встав, прошла в дом. Горничная Фрося подала чай с вишнёвым пирогом.
-А на завтра-то осталось?
Волнуясь о приезжающей племяннице, спросила графиня.
-Не извольте беспокоиться, вишни в этом году много уродилось, я ещё испеку. 
Фрося работала у графини уж почитай тридцать лет и любила барыню всем сердцем. Знала, что хозяйка никогда не обидит, плохим словом не обзовёт, завсегда здоровьем поинтересуется, а на праздники подарки дарит. И сама пуще всех радуется, когда видит, что подарок понравился.

 А годов этак пять назад, заболела Фрося-простудилась. Так графиня самого лучшего доктора из уезда выписала, деньгами не скупилась. Сама ночи вокруг Фроси сидела, полотенца на голове меняла, да чаи заваривала. Наверное поэтому, Фрося быстро на поправку пошла. А хозяйке осталась вовек жизни благодарна, за любовь, да за заботу.

 После чаепития, графиня села за вышивание, а Фрося, крутясь по кухне, напевала  вполголоса любимый хозяйкой романс. Зажгли свечи, в гостиной на стенах поползли длинные тени.

 "Надобно подумать, как с Лялечкой завтра к сему деликатному разговору подойти", кладя ровные стежки размышляла графиня.
 "Как бы не испугать дитя, рассказать ей всё осторожно, без суеты и спешки. А то, чего доброго подумает, что совсем старуха из ума выжила"-тревожные мысли не покидали графиню. Вечер плавно переходил в ночь, скоро время отходить ко сну.

-Фрося, не заметила ли ты чего необычного?
-Что вы барыня, такого мыслите, какого такого необычного, где?

-Когда в спальне у меня...когда сплю я. Не замечала ли, может говорю во сне?
Фрося опустила глаза, не смея врать хозяйке.

-Боялась вам сказать, думала ругать будете, что по ночам не сплю. Да только вы, каждую ночь с кем-то беседуете, Петей его кличете. Не гневитесь на меня, Бога ради, думала с кем не бывает. Думала оно само собой пройдёт-ан нет, каждую ночь, уже почитай цельную неделю.

-Ты вот что, чтоб никому.
-Христом Богом клянусь, что я не понимаю...
- Да, понимаешь, "если знают двое,знает и свинья". Слухи поползут, ну и бес с ними, одним больше одним меньше, подумала про себя графиня.

 Смеркалось. Сверчки на крыльце завели своё нескончаемое пение.
-Поди любезная, постели мне, да достань перину, ночами уж прохладно становится.

"Чем он меня сегодня порадует, или огорчит?" Задумалась графиня, предвкушая ночную встречу.
После купания и расчёсывания, графиня наконец облачилась в ночное и с удовольствием скользнула под перину, на свежую, прохладную простыню. Думала на ночь почитать, но отложила томик и задула свечу.

"Ну с Богом", была её последняя бодрствующая мысль. Сон ласково взял её за руки и увёл в своё царство. А там, в тенистом саду, пахло жасмином, тёплый ветерок ласкал лицо.

Утро было ясным, графиня открыла глаза. Позвонила в колокольчик, на зов пришла Фрося.
-Как спалось, барыня?
-Хорошо, благодарствую. Подай-ка мне быстрее бумагу да перо, кое-что записать хочу, пока не забыла.

Фрося принесла прибор и несколько листов писчей бумаги для писем, с фамильным вензелем.

Графиня спешила, писала с сокращениями, одной ей понятными. "Только не забыть,  только точно, как сказал"-шептала она. Потом откинулась на подушки пристально посмотрела на Фросю.

Фрося в глаза не глядит, взгляд отводит. И вдруг, в слёзы, да на колени бухнется.
-Ой, не гневись матушка! Ой, виновата! Клянусь Богом, он сам пришёл!

 Графиня не сразу поняла о чём речь.
-Кто пришёл? Да не реви, не реви говорю! Отвечай как на духу, кто пришёл, куда?
Фрося растирала сопли по лицу.

-Да Ванька-конюх, прости Бога ради, не устояла. Утром он на конюшню убёг, а я и проспала.
Графиня улыбнулась, но порядок есть порядок.
-Смотри, на этот раз прощаю, а впредь, чтоб утром вовремя была. В делах твоих душевных, я тебе не советчица, сама решай, только чтоб без глупостей. А коли любовь у вас, так недолго и свадьбу сыграть.

Фрося краской залилась.
-Ну да ладно, ступай, завтракать пора, к полудню Лялечку ожидаю.
-Непременно, я к её приезду пирог с вишней испеку, уже тесто поставила.

Фрося вышла на кухню и загремела посудой. Графиня про себя усмехнулась. Как говорил один её знакомый офицер: "главное в нашем деле-это взять на пушку".
  Время до полудня пролетело незаметно, Фросин пирог наполнил дом аппетитным ароматом. Графиня с нетерпением поглядывала на дорогу, где ж оно, сердцем любимое дитя? Наконец, вдалеке показалась повозка. Пегая лошадка, не спеша переставляла копыта.
Стройная девушка, приятной наружности, с длинными кручёными локонами каштановых волос, спрыгнула с подножки и побежала навстречу графине.
-Милочка, слава Богу, а то я уже заволновалась воскликнула графиня, раскрывая объятия.

-Здравствуйте тётушка! Дорога действительно долгая и я так рада вас видеть.
-Уж как я рада! Ну-ка обернись. Подросла, похорошела. Дай я тебя поцелую. Сколько ж я тебя не видела, почитай цельный год?

-Десять месяцев. Я по Вам так соскучилась.
Графиня распорядилась относительно багажа и комнаты для племянницы.
-А Фрося, испекла твой любимый вишнёвый пирог.
-Ой, спасибо. А я то думаю, чем так вкусно пахнет. Вы меня балуете тётушка.

-А кого ж мне ещё баловать, как не тебя. Лишь о тебе одной все мысли мои. Каждый день о тебе молюсь.

Поддерживая графиню под руку, девушка направилась в сад. Опавшая листва приятно шелестела под их ногами.
-Как дела в гимназии, что нового, всё о тебе знать желаю.
-Скучно знаете ли тётя, ничего нового в моей жизни не происходит.
-Неужто не интересно учиться? Я в твои годы ох какая охочая до знаний была.

-Не то что не интересно, а как-то однообразно всё. Нет, знаете ли никаких перемен.
-А как же юноши, неужто не нравится никто?
-Юноши? Так они не юноши, тётушка, они мальчишки шебутные, несерьёзные, некому слова сказать.

Графиня остановилась, протянула руку, погладила племянницу по голове. "Как она похожа на меня, те же глаза и губы. И трудности те же-вечно я себе достойного собеседника найти не могла"-думала графиня подыскивая правильный момент для разговора, Т
того, к которому готовилась уже более двух недель.

-Ляля, ты ведь знаешь, как я тебя люблю?
-Знаю тётушка, я Вас тоже.
-Погоди, не перебивай, есть у меня к тебе разговор, не простой, а тайный.
-Тайный? Тётушка Вы мне можете всячески доверять, я никому!

-Я знаю, радость моя, знаю. Потому только тебе и никому другому. Снятся мне, милая, престранные сны. Я во снах этих с юношей беседую. Да только юноша тот, из будущего. Понимаешь? Из 1980-го года, то бишь сто лет вперёд. Я знаю, что скажешь, мол старуха из ума выжила, но я постаралась разговоры наши утром на бумагу записывать, чтоб не забыть. А так же о вопросах думаю, чтоб на следующую ночь спросить, уж больно любопытно мне, как будут люди через сто лет жить.

-А как его зовут?
-Петя.
-Пётр значит, красивое имя.
Сказала Ляля, задумчиво накручивая на палец прядь волос.

-А ему не нравится, говорит что несовременное. Как это понимать, не знаю. Пётр всегда Пётр. Царя-батюшку так звали. По-моему, наоборот, очень почётное имя.
-А сколько ему лет?

-Четырнадцать, как и тебе. Волосы на голове светлые, лицом пригож, красную тряпицу на шее носит, называет её-"пионерский галстук". Странный немножко, хотя серьёзные вещи говорит, страшные вещи.

Аллея парка привела к маленькому озерку, ряска дрожала от всплеска выпрыгнувшего карася.На берегу под развесистым дубом стояла ажурная скамейка, на ней они и устроились.

-Не извольте волноваться, тётушка. Я понимаю, сколь тайны переговоры Ваши. Вот скажите, а как там-в будущем, Россия будет?
-Будет.
-Слава Господу нашему.

-Россия-то будет, а царь-нет.
-Как так, без царя-то?
-Как во Франции: парламент и президент.
-А царь где?
-Убьют царя-батюшку и всю его семью убьют. В 1917 году. В шахту сбросят и всех дочерей и наследника.

Графиня спешно перекрестилась.
-А царя того звать будут Николай Алексеевич.
-Боже праведный, так это наследник, которому этим маем двенадцать годков исполнилось?
-Да.

Голос Ляли задрожал.
-Зачем убивать-то? А кто ж на престол, или как у них там...парламент возглавит? Какой зверь-не человек?
-Лениным зовут. Петя на груди значок с его изображением носит.
-С изображением убийцы?

-Да.
-Тётушка, что это за общество такое?
-Это ещё не всё. Петя говорит-Бога нет. Говорит, что в гим...школах ихних, Закону Божьему не учат. Запрещён, ровно как и церкви.Говорит "религия-есть опиум для народа."

-Страшные слова. А что ж у народа останется, коль у него веру отобрать?
-Не знаю, сама с ужасом думаю. Смута великая, кровушки людской прольётся немерено. Говорит войны будут, сначала за власть в стране, затем с Финляндией, Германией, Японией. Говорит миллионы людей погибнут, от ран да от голода. Правитель у России будет страшный, хитрый и жестокий. Имя ему...

Графиня вынула листок бумаги, на котором утром записи вела, глазами по нему пробежала.
-Сталин его имя. Много люду погублено будет, лучших да честнейших сынов отечества.
Ляля уже плакала навзрыд, тётушка обняла её.

-Не плачь, душа моя, историю не изменишь. К сожалению, каждый раз политические перевороты несут с собой массу невинных жертв. Одно важно-Россия жива. Не исчезла, как Римская империя, а жива хоть и непонятна нам с тобой сегодня. А подумай, что сто лет назад было, или триста. Всё другое, лучше ли, хуже ли-не нам судить. Иго татарское пережили, Пугачёва с Разиным тоже, Наполеона победили. Видать живучий у нас характер и хоть Бога и отменили, всегда он на нашей стороне будет. Пойдём уже в дом, Фрося на стол накрыла.
 
Они встали со скамейки и пошли по направлению к дому. По дороге к соседскому имению катил кабриолет.
-Ах да, Петя говорит авто заменят лошадей, говорит их так много будет, что на дорогах будут в очереди стоять.

Фрося ждала хозяйку, стол был уже накрыт. Она принесла со двора пузатый самовар и чаепитие началось. Пирог оказался невероятно вкусным, Ляла съела два куска. Чай крепкий, да с сушёной клюквой, пить не напиться.

После чая, графиня с племянницей устроились на веранде. Графиня в кресле-качалке, а племянница подле неё на стульчике. Кот ходит кругами, не знает кому вперёд на колени забраться. Ляля уже успокоилась, начала тётку вопросами донимать.

-Тётя, а какое у них в будущем образование будет, наверно все учиться захотят? Или не все, небось тоже богатые будут и бедные?

-Обучение бесплатным сделают для всех, но не всяк учиться захочет, потому как завсегда, в любом обществе, будут люди разных склонностей жить. Кого работать тянет, кого учиться. Петя говорит "по способностям". Стало быть хочешь учись, хочешь работай.
О,чуть было не забыла, это тебе понравится-школы и университеты организуют общие, юноши и девицы вместе учиться будут. Петя говорит веселей оно, когда вместе. Богатых и бедных не будет, не знаю как мне в это верить. Все говорит, будут ровны,а государство, мол, будет жалование определять. Кто более обществу полезен-тому и денег больше, наверное это правильно, справедливо. В.., сейчас посмотрю.
И графиня опять зашелестела своими записями.

-В 1961-ом году, человек вокруг Земли облетит, Юрием зовут,и  фамилия тоже красивая-Гагарин. Аэропланы станут по небу летать, из одного города в другой, и в другие страны тоже.
А в 1969-ом году люди смогут ходить по Луне, правда не русские-американцы. На ракете какой-то туда долетят, я сама толком не поняла.
Ляля мечтательно закатила свои очаровательные глаза.
-Как наверное счастливо люди заживут, тётушка, Вы простите меня, ради Бога, но этот Петя...может он всё придумал, ну нафантазировал? Ведь никто не может подтвердить его слов.

-А вот это милая моя мы завтра и выясним.
-Это как?
-Петя говорит, что в его школьном учебнике истории, представляешь, про меня написано. И годы жизни моей указаны.

-Не поняла, он что знает когда Вы...умрёте?
-Да.Завтра.
-Помилуйте любимая тётушка, завтра?
-Если верить Пете, то да.
-Поэтому Вы настояли, чтоб я сегодня приехала?

Графиня обняла Лялю, поцеловала в лоб.
-Я всегда знала, что ты у меня умненькая. Завтра и узнаем правду ли Петя говорит, или нет,а пока давай себя вести так, как если бы сегодня и правда был бы мой последний день.
И они наслаждались общением друг с другом, болтали и смеялись, спорили.
А утром, графиня умерла, как Петя и сказал-от сердечного приступа.