И возьмёт священник святой воды...

Николай Шошунов
В преддверии православного праздника Крещения один мой неверующий коллега обратился ко мне с ехидным вопросом: буду ли я и в этот раз набирать святую воду? Не является ли у нас этот обычай религиозным атавизмом, пережитком примитивной первобытной магии? Ведь в Библии нет никакой святой воды…

Мой коллега неправ. Святая вода впрямую упоминается в книге Чисел: "и возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд" (Чис 5:17). Речь там идёт о способе экспертного исследования виновности жены на тот предмет, обоснованна ли внезапно возникшая ревность мужа. Разумеется, в описанном обряде многое идёт от древних магических действий, хотя в данном библейском фрагменте звучит прямая речь Господа к Моисею. Но вообще теологический смысл сочетания воды и святости в Библии раскрывается намного глубже и выходит далеко за рамки чисто культовой области. Давайте почитаем Библию.

Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт 1:1-2). Последняя фраза всегда была камнем преткновения для толкователей Библии, которые даже при самых точных переводах с еврейского не могли понять, о чём тут идёт речь. Богословы давно уже пришли к общему мнению, что небом здесь назван идеальный, духовный мир, а землёй – мир материальный, вещественный. Но откуда в ещё пока пустом и тёмном материальном мире взялась вода? Одна из лексико-семантических особенностей Шестоднева – это то, что в описании сотворения мира часто одним и тем же словом в разных местах обозначаются разные вещи. В 13 м веке до нашей эры, когда писалась книга Бытия, в человеческом языке ещё просто не было терминов, обозначающих такие специфические состояния материи, как "вакуум", "плазма" или же "квантовый бозе-газ (ферми-газ)". Тем не менее, получаемое богодухновенное откровение авторы Писания должны были хоть как-то выразить в словах – вот в данном случае и было употреблено слово "вода".

Из слов "земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною" мы видим, что речь, очевидно, идёт о вакууме – пустоте, в которой нет ни вещества, ни излучения. Но что ж такое здесь вода, если это не жидкость аш-два-о? В современной физике различают два понимания вакуума – классико-статистическое и квантово-механическое. В первом понимании вакуум – это очень разреженный газ, в котором средняя длина свободного пробега молекулы много больше рассматриваемого объема. С этой точки зрения вещественная среда космического пространства с учётом гигантских размеров видимой Вселенной – это совсем не вакуум, а нечто прямо-таки близкое к жидкости. В другом же понимании вакуум даже в ограниченном малом объёме – это также не пустота, а динамичная среда, где то и дело происходят квантовые флуктуации, возникают и исчезают виртуальные частицы со своими физическими полями. Вот в свете этих научных представлений нам, кажется, становится немного яснее, что означают слова "и Дух Божий носился над водою".

В православной догматике Дух Божий, или Святой Дух – это одна из трёх ипостасей единого Бога. Святой дух исходит от Бога Отца (у католиков – и от Бога Сына), но не является тварной субстанцией, поскольку, в частности, имеет самостоятельную способность животворить тварный мир. Григорий Нисский, обосновывая нетварность, божественность, ипостасность Святого Духа, так и писал: "тварь животворится, а Дух животворит". Животворение неживой (как писал Вернадский, "косной") материи означает прежде всего её информационное наполнение, перевод её из статичного состояния в динамичное, обеспечение её направленного развития и усложнения, в отличие от естественно присущей ей деградации в сторону увеличения энтропии. С появлением из косной материи живых существ Святой Дух обеспечивает наличие и функционирование у них души, то есть надрефлекторной, сверхинстинктной и личностно детерминированной способности ощущать, желать, мыслить, оценивать обстановку, прогнозировать события, планировать свои действия и т.п. С появлением человека Святой Дух обслуживает, помимо телесной и психической деятельности, работу его внутреннего духа, давая ему "информацию к размышлению", что есть необходимое условие для приближения человека к Богу.

Так, опять же согласно догматике, в ветхозаветное время Святой Дух, так сказать, поддерживал канал передачи информации от Бога к людям, говоря через пророков. После же прихода на землю Иисуса Христа Святой Дух действует в созданной и возглавляемой Им Церкви – и потому она имеет догматическое определение Святая. И, также по догматике, Святому Духу следует поклоняться и славить Его вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Что же касается хулы на Святого Духа, то Иисус Христос, обличая фарисеев, говорил: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем" (Мф 13:31-32). Почему так? Но ведь в самом деле: можно сомневаться в Боге Отце, которого никто не видел, можно сомневаться в свидетельствах евангелистов об Иисусе Христе – но как сомневаться в самом очевидном, что только может быть? Хулить Святого Духа – не значит ли это отвечать вместо благодарности злословием за полученный нами божественный дар, отличающий нас от бесчувственных и бессмысленных камней?

В ветхозаветных текстах мы видим ещё смутное, не вполне ясное, интуитивное понимание сакрального смысла соединения воды и Святого Духа – в том, что вода используется не только для чисто гигиенических, то и для сугубо ритуальных омовений. Так, в книге Исхода читаем: "И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их" (Исх 30:17-21). А также: "И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику [служить], тогда омывались [из него], как повелел Господь Моисею" (Исх 40:30-32).

В книге Левит мы читаем многочисленные указания о необходимости полугигиенических, полуритуальных омовений в случаях физического осквернения: при прикосновении к трупу животного (Лев 11), в том числе и для неевреев (Лев 17:15-16), и при истечениях из тела (Лев 15); там же повторяются указания об омовениях при выполнении жертвоприношений (Лев 16). Кроме того, в книге Чисел есть указание об омовении левитов перед отправлением служб в скинии собрания (Чис 8:21), а во Второзаконии – об омовении воинов во время похода вне стана (Втор 23:11). При строительстве Иерусалимского храма Соломон устроил в нём специальные ёмкости для ритуальных омовений: "И сделал десять омывальниц, и поставил пять по правую сторону и пять по левую, чтоб омывать в них, - приготовляемое ко всесожжению омывали в них; море же - для священников, чтоб они омывались в нём" (2 Пар 4:6). Это "море", по-еврейски "миква" – по-видимому, большая ёмкость для воды, что-то вроде ванны или бассейна. Интересно, что тем же еврейским словом "миква" передано и упоминаемое в Шестодневе "собрание вод".

Весьма любопытен фрагмент Библии, описывающий чудесное исцеление прокажённого сирийского военачальника Неемана, по совету пророка Елисея семь раз окунувшегося в реку Иордан: "И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: `омойся, и будешь чист'. И пошёл он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился" (4 Цар 5:9-14).

Ветхозаветные заповеди предписывали ритуальные омовения от физических осквернений – но не от совершённых грехов. Лишь в поздней второканонической книге Иисуса сына Сирахова мы находим некое сомнение по поводу омовений от внешнего осквернения в связи с избавлением от грехов: "Когда кто омывается от осквернения мёртвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? Так человек, который постится за грехи свои и опять идёт и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он оттого, что смирялся?" (Сир 34:25-26). Кроме того, мы обнаруживаем весьма многозначительное пророчество Исайи, проводящее параллель между водой и Духом Божиим: "ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих" (Ис 44:3). Наконец, имеются данные о том, что ещё в ветхозаветные времена ритуальное омовение было одним из элементов многостадийного обряда гиюр – обращения неевреев-язычников в иудейство.

Переводя Библию с греческого на славянский язык, Кирилл и Мефодий столкнулись с проблемой адекватной передачи важнейших понятий. Поскольку их буквальный перевод оказывался ужасно банальным и ничего не говорил ни сердцу, ни уму, братья придумали ряд неологизмов, оказавшихся весьма удачными. Так, греческое "анастасис" (буквально "вставание") они перевели как "воскресение", а греческое "баптизма" (буквально "погружение") – как "крещение". Крещение – это одно из семи церковных таинств, самое первое, после которого становятся доступными все остальные таинства. Крещение принимается однократно, единственный раз в жизни, "перекрещиваний" и "раскрещиваний" не предусмотрено. Внешняя, видимая, обрядовая сторона крещения заключается в исполнении священником особого богослужебно-молитвенного чина, существенным моментом которого является троекратное полное погружение крещаемого в воду. Сакральный смысл этого аспекта крещения – оставление крещаемым грехов, избавление от них, освобождение из греховного плена, открывающее путь в новую жизнь. В Символе веры говорится: "Исповедую едино крещение во оставление грехов".

Именно с такой целью проводил своё крещение Иоанн Креститель, троюродный брат Иисуса Христа: "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои" (Мф 3:1-6). Открытое покаяние и исповедание своих грехов – такого ветхозаветная традиция не знала; само слово "покаяние" мы находим только в молитве иудейского царя Манассии во время вавилонского плена (2 Пар 36:23а-м) и в поздних второканонических книгах. По словам Иоанна Крестителя, необходимость в покаянии возникла тогда, когда исполнилось время, приблизилось Царство Небесное и Сам Господь готов был въяве выступить перед людьми.

Ещё раз подчеркнём: то, что делал Иоанн Креститель, имело совершенно иной, новый сакральный смысл – это уже не было ни ритуальным омовением от скверны, ни обращением язычников в иудейство. Ведь порой приходится слышать суждения, что Иоанн Креститель делал то же самое, что и до него иудейские священники – только самовольно. Что же,  дискуссия эта не новая: "Тогда у Иоанновых учеников произошёл спор с Иудеями об очищении" (Ин 3:25). Впоследствии апостол Павел писал: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы" (1 Пет 3:21-22).

Впрочем, креститься к Иоанну шли и сами иудейские законоучители: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: `отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф 3:7-10). Однако, как свидетельствует Лука: "И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него" (Лк 7:29-30).

Но сам же Иоанн Креститель говорит о том, что он исполняет только внешнюю, видимую и предварительную стадию полного таинства крещения – и открывает, в чём будет заключаться следующий, завершающий этап: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнем неугасимым" (Мф 3:11-12). Для людей, шедших креститься к Иоанну, эти слова, по-видимому, звучали странно и непонятно: погружение в воду видимо и ощутимо – но кто должен прийти за Иоанном, что такое крещение Духом Святым и как понимать иносказание про неугасимый огонь? Но вот к Иордану приходит и Тот, о Ком говорил Иоанн Креститель – пока мало кому известный Галилеянин, один из многих идущих. Вспомните картину Александра Иванова "Явление Христа народу" – возможно, примерно так всё и было.

"Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его" (Мф 3:13-15). А и в самом деле: зачем Иисусу, по определению безгрешному, идти к Иоанну креститься в покаяние, какие грехи Ему исповедовать? И вот тут нам открывается другая, невидимая, таинственная сторона крещения – а каждое из семи церковных таинств имеет и такой мистический аспект, потому оно и называется таинством, а не просто обрядом. Итак, простой галилеянин Иисус как обычный человек принимает крещение от Иоанна, которого уже множество народа считает несомненным пророком – и что же происходит?

"И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф 3:16-17). Многие представляют себе это событие так, что будто бы такое великое знамение видели все собравшиеся у Иордана – но это не так. Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн прямо пишут, что очевидцем этого был только Иоанн Креститель, Лука вообще умалчивает об очевидцах, а Иоанн добавляет, что Иоанн Креститель свидетельствовал об этом собравшимся. Да, таинственная сторона крещения, как и любого таинства, совершается невидимым образом – но не символически, как иногда некоторые думают, а вполне реально. Что же, и многие вполне реальные природные процессы происходят невидимым образом – кто, к примеру, своими глазами видел движение электронов в проводнике?

Итак, евангельские свидетельства о крещении Иисуса Христа в Иордане дают нам ясное представление о невидимой, таинственной, божественной сущности этого таинства: крещение есть приобщение крещаемого к Богу Отцу, приобретение им богосыновства через схождение на него Святого Духа. Люди, приходящие в храм креститься или приносящие для крещения своё дитя, должны чётко понимать, в чём смысл того, что они хотят сделать, а священник должен подробно разъяснить им это. Как часто в прежние времена люди крестили детей "для здоровья", а то и "на всякий случай" или же вообще "просто так" – но чаще всего потому, что "все так делают"! Были выявлены вопиюще дикие случаи, когда само таинство вообще не проводилось, а считалось совершённым по факту оплаты в храмовую кассу. Сейчас в Русской Православной Церкви введено правило, требующее перед проведением крещения обязательной предварительной подготовки для крещаемых или крёстных родителей длительностью не менее двух недель. Ведь и Сам Иисус Христос говорил: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лк 12:50).

Но мы уже предвидим много вопросов от читателей – тем более, что такие вопросы типичны и задаются сплошь и рядом. Один из самых частых: вот Иоанн Креститель говорил, что он крестит водой, а идущий за ним Иисус Христос будет крестить огнём и Духом Святым – и что, и где, и как? Да вот, Иисус Христос после воскресения и перед вознесением говорит Своим ученикам: "И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым" (Деян 1:4-5). И после вознесения Христа: "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:1-4).

А после этого апостол Пётр проповедует народу: "Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа… Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч" (Деян 2:38). А вот апостол Филипп крестит евнуха: "Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?   Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь" (Деян 8:36-39). А вот крещение водой не предшествует схождению Святого Духа, а следует за ним: "Когда Пётр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа" (Деян 10:44-48).

А вот апостол Павел крестит учеников: "Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати" (Деян 19:1-7). И тот же Павел о крещении водой и Духом Святым: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1 Кор 10:1-4). И ещё: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор 12:13).

Мы много сказали о двух сторонах, двух аспектах таинства крещения – но некоторых людей такие двойственные рассуждения не удовлетворяют, они пытаются поставить вопрос только так: или – или. Либо крещение есть чисто символический церковный обряд, за которым не стоит ничего сверх того, что совершается видимо – либо крещение есть невидимое божественное воздействие, и тогда внешний церковный обряд вообще не нужен. Самое интересное, что такую дилемму однажды поставил Сам Христос перед иудейскими мудрецами: "И когда пришёл Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, - боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю" (Мф 21:23-27).

Но люди неверующие такой безответный вопрос в принципе считают праздным и схоластическим, они спрашивают прямо и грубо: крещение водой от людей и/или Духом Святым с небес – какое это вообще имеет значение для человека? И если это не просто культовое действо, а влечёт важные реальные последствия, то что важнее – сам обряд крещения или же его мистический аспект? Вопрос серьёзный, он был задан и Христу – и Христос на него ответил: "Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа" (Ин 3:1-8).

Но и такой ответ кажется людям неверующим уклончивым. Спросим по-другому, - говорят они, - если я приму крещение, я войду в Царство Небесное? Нет, такого Иисус Христос никому не гарантировал: "Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев" (Мф 20:20-24) Да уж, такими вопросами кого угодно можно достать.

В альтернативной постановке подобные вопросы в самом деле не имеют однозначного ответа. Как и, к примеру, другой частый вопрос: что нужно для спасения – верить в Бога или же принять крещение? Одно от другого неотделимо – Христом заповедано: "Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет" (Мк 16:16). То есть для спасения нужны и вера, и крещение, в то же время крещение без веры подлежит осуждению. Или другой подобный вопрос: чем должна заниматься Церковь – проповедовать слово Божие или же отправлять религиозные культы? Опять же Христом заповедано: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28:19-20).

Но изощрённый ум человеческий упорствует: крещение не нужно, и без него можно верить в Бога и тем спасаться. Что тут сказать? Если прямая речь Иисуса Христа таким людям не указ – ну что ж с ними поделаешь. Может быть, они могут привести примеры, когда человек, не принявший крещение водой, тем не менее стяжал Духа Святого. Или некрещёный человек был причислен к лику святых. Я таких примеров не знаю. Но могу напомнить о византийском императоре Константине Копрониме, который получил своё прозвище за то, что в младенчестве при крещении обделался прямо в купель. Став же взрослым, император превратился в яростного и жестокого иконоборца, уничтожавшего иконописные изображения – а заодно и пытавшихся препятствовать этому монахов.

Однако не хотелось бы заканчивать на столь грустной ноте. Мы начали разговор о святой воде – о ней же поговорим и в конце, вспомнив одну евангельскую историю. "Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошёл опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.  Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.  Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.  Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою" (Ин 4:1-26).