1."Эх, время, в котором стоим", - сетуют старики-абхазцы у Фазиля Искандера. Я представляю это так: ты стоишь посреди реки времени; жизнь, которая была привычной и понятной для тебя, уходит, как вода, – вниз по течению, - в прошлое, и ты чувствуешь себя уже не так уютно в новых омывающих тебя водах. Ты еще пытаешься плыть наперегонки с резвящейся в реке этой новой жизни молодежью, но некогда великолепный стиль твой устарел, и ты отстаешь все более, понимая, что твое время уходит, утекает безвозвратно все дальше..
2. Накопление богатства и комфорт (у кого это накопление происходит) - изменяют российского человека: делают его независимым от ближнего. Увы, вроде необязательными становятся соучастие, благородство мешает карьерному росту, верность, дружба – обесцениваются, превращаясь в забытые слова. И в результате человек, потерявший лучшие качества, как личность не растет, деградирует. Прямо какая-то борьба за человека у Бога с дьяволом, и все - с переменным успехом. Впрочем, вряд ли все стоит сваливать на библейских лидеров.
3. В России, нырнувшей с головой в дикий капитализм, подняли знамя индивидуализма - в основном под лозунгами «спасайся, кто как может», «деньги не пахнут» и «цель оправдывает средства»; высмеяли коллективизм, который, культивируется, например, в Японии, внимательно изучавшей наш прошлый положительный опыт. Вспоминаю по ассоциации фразу из записной книжки И. Ильфа: «За что я должен уважать бабушку? Она меня даже не родила!»
4. Губерман в «Вечернем звоне» рассказывает, что его приятель, работающий в серпентарии, убивает мышку ударом об пол, прежде чем скормить ее змее, чтобы смерть ее была мгновенной, без лишних мучений. И высказывает предположение о том, что, возможно, подобный же гуманизм проявляет творец, когда случается «внезапная остановка сердца» у достойных и часто молодых людей.