Лекция 7 о Ветхом Завете в Йельском Университете

Юрий Шибаловский
       ПРОФЕССОР  КРИСТИНА ХЭЙАС:  На прошлой лекции мы говорили о таинственном происшествии на берегу реки Иавока, где Яков получает новое имя, и я упомянула о том что, согласно библейской точки зрения, в имени заключена сущность того, кто его носит. Таким образом, узнав имя,  некто получает власть над его обладателем.
 Многие комментаторы заметили, что изменение имени влечёт перемену характера и сути Израиля.
 Было замечено, что борьба с ангелом является окончательным очищением недостойных качеств характера Якова, проявившихся в его последней деятельности( Сарна 1966, 206). И хотя Яков представлен скорее антигероем, он приходит один, хромая, в обетованную землю - и является обновлённым и честным человеком.  Мы сразу приходим к такому заключению из его примирения с Исавой.
  В Книге Бытия 33:10-11 он приветствует своего бывшего соперника и врага следующими словами: " "Если ты сделаешь мне одолжение и примешь этот подарок, потому что видеть твоё лицо  то же самое что видеть лик Бога, и ты принял меня благосклонно. Пожалуйста, прими мой дар, который принесён тебе, поскольку Бог облагодетельствовал меня, и у меня их много." И когда он настоял, он принял."
 Возможно, посредством Якова, который теперь именуется Израилем,  Бог наконец налаживает отношения с людьми, и это то что он пытался сделать с самого дня их сотворения. Едва создав это уникальное существо, он узнал, что этот плод  будет своевольничать в отношении Бога. Он понял, что ему придётся ограничить срок жизни людей, чтобы оградить себя от притязаний равного соперника. Он изгоняет людей из Сада и закрывает доступ к дереву вечной жизни. Они продолжают совершать насилия и злые деяния, и Бог в отчаянии стирает их с лица земли и начинает всё заново.  Это второе творение оказывается не на много лучше первого.  Они забывают Бога и поклоняются идолам. Однако, Бог обещал  на этот раз не уничтожать человечество, и он испытывает одного приверженца веры.  Вера Авраама выдерживает много испытаний.  Он послушен Богу, как ещё никто не был из упомянутых в библейском повествовании, но в конечном счёте, модель слепого подчинения также отвергается.  Когда Авраам готовится убить собственного сына, Бог, возможно, понимает, что слепая вера может быть столь же разрушительной и злой, как и не послушание, и Бог отказывается от своего требования слепого подчинения: он останавливает Авраама.
Благотворными могут быть только те отношения с людьми, в которых установлен баланс между неограниченной независимостью и слепым подчинением, и, кажется, такие отношения сложились у Бога с Авраамом. Метафорой для этих отношений служит борьба. Вы помните, что Израиль означает "тот кто борется с Богом."   Бог и люди замкнуты в вечной борьбе, не способные одолеть друг друга, однако оба, навсегда изменившиеся после встречи друг с другом.
Остальная часть Книги Бытия повествует историю Иосифа и его братьев, двенадцати сыновей Якова. Это одна из самых величественных психологических драм в Библии. Рассказ очень человечный. Потусторонние силы играют в нём не значительную роль. В основном рассказ сфокусирован на семейных отношениях,  ревности, с очень маленьким указанием на божественную перспективу.
Он похож на маленькую повесть.  Мнения учёных по поводу аутентичности египетских элементов  рассказа разделились. Вы прочтёте радикально отличающиеся версии. Некоторые из них указывают на  присутствие египетских  имён, обычаев, религиозных верований и законов, как признаки  исторической памяти, сохранённой в этих рассказах. Другие указывают на проблемы: анахронизмы, общий недостаток конкретики, как признак того что всё это было сочинено в более позднее время. Толкование снов занимает важную роль в этом рассказе.  Оно было сильно развито в различных частях Месопотамии, но древние Египтяне особенно отличались в искусстве толкования снов. 
Яков также славился своим умением толковать сны, но монотеистски настроенный библейский повествователь старается показать его скорее обычным пересказчиком того, что являет ему Бог, нежели толкователем, владеющим оккультными знаниями. 
Итак, братья завидуют  Иосифу из за особого к нему  расположения Якова, и они сговорились избавиться от него. Однако в последний момент Иуда убеждает братьев, что если вместо того чтобы убить, они продадут его, то получат небольшую компенсацию за своё беспокойство. В результате, Иосиф продан  и в конце концов оказывается при дворе фараона Египта и выказывает  похвальные качества характера в ходе своих приключений. Он приобретает огромное влияние после того как  толкует несколько снов, предвещавших грозящий голод.
С Иосифом, в качестве управляющего страной и контролирующего  зерновые запасы, Египет  благополучно переживает семь лет голода.
Этот голод также поражает и Ханаан и гонит братьев Иосифа в поисках пищи  в  Египет, но Иосиф не объявляется перед братьями. Он подвергает их испытанию. Он хочет узнать, остались ли они теми же злодеями, что жестоко разбили сердце своему отцу, продав его любимца Иосифа много лет назад.
 В кульминационный момент рассказа Иосиф требует, чтобы его напуганные братья оставили в Египте  в качестве залога Беньямина, другого сына любимой жены Якова Рахили.  Иосиф знает, что его отец Яков не переживёт утрату последнего оставшегося от Рахили сына, но он проверяет, изменились ли его братья с того времени, когда продали его в рабство. И в самом деле, Иуда, который некогда организовал продажу Иосифа, по поводу которой сильно горевал отец, тот самый Иуда выходит вперёд  и предлагает себя, вместо Беньямина.
 Он говорит: " Потеря Беньямина убьёт моего отца, потому что он последний сын от его любимой жены Рахиль." После того как  братья доказали свою порядочность, Иосиф расплакался и в следующей трогательной сцене признаётся, что он и есть проданный ими их брат, и в конце концов семья переезжает и воссоединяется в Египте, где они живут мирно и процветают в течение нескольких поколений.
Это основная сюжетная линия рассказа об Иосифе и его братьях, но одной из важных тем этих рассказов является тема о Божественном промысле. Автор хочет представить сыновей Якова, их мелочную завистливость, их коварный сговор, самого Иосифа, как послушные инструменты более широкого божественного плана. Фактически, в главе 50:20  Книги Бытия Иосиф говорит своим братьям: " Что касается вас, то вы злоумышляли против меня, но Бог замыслил это к добру, чтобы спасти многих ныне живущих." Предательство братьев Иосифа, его отправка в Египет устанавливают фон не только для преобразования характера его братьев, что является важной частью истории, но и для вхождения всех Израильтян в Египет, для того чтобы избегнуть широко распространившегося голода.
 Таким образом, преодолена ещё одна угроза божественному обетованию: от угрожающего голода спаслись, переселившись в Египет.    
В Книге Бытия 46:4 Бог многозначительно говорит Якову: "Я сам пойду с вами в Египет, и я сам также возвращусь с вами назад." Короче говоря, перед нами налицо план действий.  Автор хочет показать прямое участие Бога во вхождении и в исходе из Египта.  Израильское переселение в Египет происходит на фоне восхождения фараона, который, как говорится в тексте, не знает Иосифа и всё то, что тот сделал для Египта. И этот новый фараон поработил израильтян и сделал их жизнь столь невыносимой, что они стали взывать к небесам - те же мольбы поколения потопа, те же жалобы, что некогда раздавались на жителей Содома и Гоморры.  Итак, начинается книга Исхода, которая ведёт нас из Египта в Синай.
Большинство повествовательных текстов в Книге Бытия с главы 12  по 50 - за исключением истории Иосифа приписывается учёными к источнику "Джей", и определённые темы появляются  в повествовании "Джей".  Во-первых, хотя обещание Бога не подлежит сомнению, способ и время его осуществления не возможно предсказать.  Земля на достаётся патриархам, которым была обещана. Их потомки приобретут её только после тяжёлой борьбы.  И в других случаях методы Бога кажутся странными. Почему он идёт против традиционной на Древнем Ближнем Востоке практики первородства, предоставлявшей право наследования первенцу?  Он выбирает Якова, лжеца и обманщика в первой половине своей жизни, пренебрегая старшим Исавой. Почему он отдаёт предпочтение юному Иосифу, который является высокомерным испорченным мальчишкой, мания величия которого провоцирует братьев?
Обратимся к закону о первородстве во Второзаконии  в гл.21: 15-17: " Если у человека имеется две жены, одна из которых любима, а другая нет, и у первой родится ребёнок позже, чем у второй, то распределяя свою собственность между сыновьями, не может он отдавать предпочтение сыну от любимой жены, в ущерб старшему сыну от нелюбимой."   Но разве не именно это и происходит с Измаилом? И не то же ли самое случается с Исавой? Не той ли же самой участи подвергаются братья Иосифа, которые родились раньше его? В тексте не даётся объяснений. И тем не менее, вопреки ложному старту, испытаниям, многолетнему голоду, бездетности и бесплодию, племя Авраама выживает, и обетование повторяется: " Я пойду с вами в Египет, и сам приведу вас назад."
Таким образом,  в источнике "Джей" окончательно утверждается контроль Бога над историей,  все пути которой,  проложены в соответствии с его промыслом.
Книга Исхода на самом деле  продолжает Книгу Бытия. Несмотря на обещание и благословение  Бога, события складываются не очень хорошо в конце Книги Бытия. Заканчивается она поселением израильтян в Египте. В обетованной земле они сумели заполучить лишь участок, предназначенный для захоронений. 
 Сам же Бог, покинув свою землю, осел с израильтянами в Египте, а его обещания и их выполнение представляются несколько отдалёнными.
Книга Исхода рассказывает о начале процесса выполнения обещаний.   
  Первые пятнадцать глав рассказывают о бытии Израильтян в Египте: восхождение нового фараона, который не знает Иосифа; угнетение израильтян, превращение их в рабов; умерщвление всех мальчиков первенцев; рождение, ранние годы и воззвание Моисея; борьба за свободу; Моисей уговаривает фараона позволить его народу уйти и молиться своему богу в пустыне; и затем окончательное освобождение, когда Бог свершает нечто в Камышовом море - об этом мы поговорим позднее - что позволяет израильтянам пройти, оставляя египетские колесницы барахтаться  в иле.  Две с половиной главы с 15:22 по 18 описывают  путешествие к Синаю, которое сопровождается жалобами.
 Люди жалуются на голод. Бог поддерживает их перепелами, манной и водой.  Главы с 19 по 24 очень важны, они содержат богоявление - явление Бога израильтянам и договор, заключённый у Синая. 
 Мы поговорим об этом побольше в следующий раз.  Главы с 25 по 40 содержат инструкцию Бога о том как строить или сооружать молельни, и сообщения о строительстве  и воздвижении израильтянами храмов.  Учёные источниковеды полагают, что эти сведения в Исходе в основном почерпнуты из источника "Джей". Они дополнены выдержками из "Е", а затем добавлен значительный правовой, ритуальный и генеалогический материал из "Пи."
Историческая ценность рассказа об Исходе очаровывала учёных, а так же обычных людей на протяжении поколений. Однако, был ли Исход на самом деле?  Если был, то когда? Имеет ли, вообще, это значение? Имеются ли ещё какие нибудь свидетельства об этой истории, помимо Библии? Нет, мы не имеем прямых сведений об этой истории  вне Библии.  Однако, начнём с начала. Мы имеем победный гимн, который высечен на стеле, то есть на каменной плите, которая была воздвигнута  в 1204 году (Д.Н.Э.) фараоном Мернептахом.
В этом триумфальном гимне он хвалится  своими победами над различными народами в Ханаане, одним из побеждённых народов он называет Израиль.
 Это очень важная надпись, потому что это самая ранняя из известных ссылок, не относящихся к Библии, на личность или общность, упомянутых в Библии, и это означает, что народ, известный, как Израиль, действительно существовал  в Ханаане к концу тринадцатого века (Д.Н.Э.) Конечно, не указано, прибыли ли они туда после Исхода из Египта. Источник об этом не говорит, и фактически не обнаружено никаких археологических свидетельств о переселении большой этнической группы  в Ханаан в означенное время. Наблюдается  ровный культурный континуум, никаких следов разрушений, которые бы следовало ожидать при большом вторжении. Об этом мы поговорим подробнее, когда будем рассматривать книгу Джошуа.
Тем не менее, давайте уделим минутку внимания моим вычислениям. 
Я полагаю, мне скорее следовало бы вычитать, поскольку речь идёт о периоде до рождества Христова.
Но если мы условимся, что для прибытия и обустройства в чужой земле понадобится 20 лет, то мы получаем 1225, и если мы примем на веру 40 лет блужданий по пустыне, то Исход приходится  на 1265г. (Д.Н.Э.) 
 В это время на троне сидел самый прославленный фараон  восемнадцатой династии Рамсес Второй, который правил около семидесяти лет, большую часть тринадцатого века, и весьма известен своими архитектурными проектами.  Согласно библейским записям, евреев определили работать на городских строительных объектах в районе Дельты в северной части Нила в городах Пифом и Рамзес. Библия утверждает, что израильтяне были в Египте 430 лет, и если мы прибавим это, то  получим время вхождения в Египет Иосифа и других сыновей Якова - примерно 1700г.(Д.Н.Э.) В этом сценарии имеется некоторая привлекательность, потому что в 1720х Египет был захвачен семитским народом, известным как Гиксосы. Они основали династию семитских правителей.
 Они обосновались на севере Египта, в области под названием Гошен, так что возможно, что фараоны  династии Гиксосов благоволили к другим Семитам: они могли позволять им приходить во времена голода  и обитать на земле Гошен, или как выражается Библия,  израильтяне  жили  на земле Гошен.
 Возвышение иноземца семита Иосифа до высокого поста управляющего становится более понятным, если предположить, что в то время правила семитская династия.
В шестнадцатом веке коренным Египтянам, которые страдали и пресмыкались перед унизительным чужеземным правлением Гиксосов, в конце концов удалось восстать и прогнать их и восстановить исконную Египетскую династию.  Некоторые учёные пришли к выводу, что утверждение гл 1:18 Исхода - о том, что новый фараон не знал Иосифа и о его заслугах перед Египтом и потому начал угнетать евреев - отражает реальный исторический факт.
 Похоже что основание новой местной династии могло привести к порабощению  оставшихся и пришлых семитов, в том числе, конечно, евреев.
Скорее всего, все кто ассоциировался с ненавистным оккупационным режимом, подвергался гонениям. Всё это представляется достаточно логичным.
Однако есть проблема с этой версией. В Библии находятся весьма противоречивые сведения относительно срока пребывания израильтян в Египте.  Так в Исходе 6:16-20 говорится, что израильтяне были там всего четыре поколения, не 430 лет, а, возможно, 80 лет - от Леви до Моисея (Леви был прадедушкой Моисея), что означает прибытие  в Египет гораздо позднее Гиксосов.  И мы не знаем, произошла ли миграция  в период Гиксосов, и потому мы можем опираться только на гипотезы.
 Число 430 является в некотором смысле идеальным.  Оно располагает Исход на 480 лет до постройки храма Соломоном: 480 это многократное двенадцать, а Библия любит производные от двенадцати, так что это идеальное число.
 Это такое число, которое всплывает частенько  в библейской хронологии, что заставляет задуматься о несколько отличных от истины резонах. 
Таким образом теория о Гиксосах привлекла к себе повышенное внимание на некоторое время, но не нашла достаточных подтверждений. Тем не менее, есть некое косвенное свидетельство участия семитов в строительстве в тринадцатом веке,  каким бы образом и в какое время они не попали в Египет. Археологические раскопки выявили, что укреплённый город Пи-Рамзес, очень похожий на Пифом Рамзес, был перестроен в начале тринадцатого столетия на месте расположения прежней столицы Гиксосов. Некогда была столица Аварис. Они передвинули столицу в район Дельты. Она пришла в упадок.
 И в тринадцатом веке была перестроена, оставшись в области Гошен.
 Таким образом, город был вновь захвачен в тринадцатом веке  при фараоне Рамзесе Втором.  Из письменных источников нам известно, что египетские чиновники разрешали голодным кочевникам заходить в район Дельты в поисках пропитания, а также то что рабы семиты чётко зафиксированы в тринадцатом веке в Египте.  Мы знаем о народе Хапиру или Апиру. Они не представляли собой этническую группу, а скорее маргинализированный социальный класс, однако некоторые предполагали некую связь со словом "Еврей".
 Мы знаем, что они работали на строительстве столицы Рамзеса Второго.
 Другие учёные отвергали связь со словом "Еврей" и д****ы по этому поводу не прекращаются. Один египетский папирус тринадцатого века свидетельствует о жёстком контроле над его приграничными территориями, а другой - о неких египетских чиновниках, преследующих беглых рабов. Видимо это случалось время от времени, и они бежали в пустыню. История об Исходе также содержит много египетских элементов.    
Имена Моисей, Аарон, Пинхас являются египетскими именами. 
 "Моисей" ("Moses") является лишь частью имени "Рамзес" (Ramses); буквы "мзесс" ( m-s-e-s]:) означают "рождённый от". Поскольку "РА" - это египетский Бог, то Рамзес означает "Рождённый от Бога". Так что даже Моисей - египетское имя.
Всё это, конечно, не подтверждает специфических деталей библейской истории. Не обнаружено египетских записей  о Моисее, чуме, поражении армии фараона. Имеется много косвенных свидетельств, которые, по мнению некоторых учёных, придают правдоподобие рассказу о рабах, трудящихся на строительстве, которые сбежали из Египта в описываемое время. Если сведения об Исходе имеют под собой основания, то наиболее вероятным временем этого события представляется 13 век (Д.Н.Э.) Некоторые учёные полагают, что искусный и драматичный рассказ о чудесном спасении Богом зиждется на исторической памяти.
 Зачем бы вы стали придумывать героя, национального героя, который является египтянином и носит египетское имя? Зачем сочинять миф о происхождении, в котором ваши предки представлены рабами? Ведь, как я подчёркивала ранее в рассказах о патриархах, в конечном итоге мы имеем дело со священной историей. Мы имеем дело с сильно приукрашенным и с теологической точки зрения интерпретированным мифом о происхождении народов.
 Гораздо более важным, чем историческая достоверность,  представляется убеждённость древних израильтян - которые получили и чтили эти традиции, развивали и украшали их - в том, что Бог когда то вступился за них, избавляя их от рабства и привязав их к себе вечным договором.
Скажем несколько слов о контуре рассказа и затем приступим  наконец к договору между Богом и Моисеем, для чего мы вспомним то, о чём говорили  в начале нашего курса. Для начала я хотела бы сказать о сюжетной линии и о некоторых темах, претворяющих Исход, о первых шести или семи главах.
В соответствии с текстом, израильтяне размножились и наполнили землю Гошен, которая была им предоставлена во время отправления Иосифом должности управляющего, и новый фараон, не знавший Иосифа и боявшийся иноземного присутствия, пытался сдерживать их рост. Он обратил в рабство всех взрослых мужчин. В тексте упоминается  "тяжкий труд с известковым раствором и кирпичом", но далее текст говорит " чем более их угнетали, тем более они увеличивались и распространялись",  и тогда фараон прибегает к более радикальным мерам. Он издаёт указ, предписывающий египетским акушеркам умерщвлять новорожденных израильтян мужского пола. Однако акушерки не очень стремились это исполнять. Оправдывались тем, что прибывали слишком поздно, когда  женщины уже успевали родить, и таким образом давали  возможность выживать мужским младенцам. Тогда фараон  вербует людей, чтобы уничтожать израильтян, топя всех новорожденных мужского пола в Ниле. Тут мы подходим к рассказу о рождении Моисея и его злоключениях на реке Нил. Он родился в семье Левита. Левиты были священниками в Израиле. Они прятали его в течение трёх месяцев, затем положили в плетёную корзину, просмоленную битумом и дёгтем, и оставили среди камышей на берегу Нила. Его обнаруживает дочь фараона, а мать его вызывается ухаживать за ребёнком и в конце концов
 дочь фараона усыновляет его и даёт имя Моисей, и напоминаю вам, что это чисто египетское имя.
Этимология данного имени в библейском тексте, увы, придумана.
Многие учёные заметили, что эта история полна иронии. Своим спасением Моисей, одолевший фараона, обязан дочери этого фараона, и во дворце последнего Моисей находит приют и вырастает.
Коме того, на значимость Моисея намекают литературные аллюзии в повествовании о его рождении и младенчестве. Корзина, в которую его помещают, называется ковчег, что соответствует еврейскому "tevah."
Это слово используется ровно два раза во всей Еврейской Библии: в этом рассказе и  в истории Ноева ковчега.  Кстати сказать,  "tevah", обозначающий  Ноев ковчег - это не то же слово, что используется для обозначения  ковчега Завета, этому последнему соответствует еврейское "aron." 
 Учёные уверяли, что  этот ковчег,"tevah", по выражению одного учёного - " инструмент спасения среди угрожающих вод" (Сарна 1986, 28), вод, которые угрожают перевернуть и уничтожить тех, на кого Бог возлагал надежду и строил планы. Более того, корзина положена среди камыша, последнему в еврейском языке соответствует "suph" - и это похоже на намёк или аллюзию на то что Моисей поведёт израильтян через "Камышёвое море", "the Yam Suph" на еврейском. Не Красное море (Red Sea), а Камышёвое море  ( Reed Sea).
 Однако мы поговорим об этом позже.
 Эта легенда о рождении имеет известные параллели, в том числе в Древней Ближневосточной литературе. То тут то там вы находите истории о необычайных событиях, сопутствующих рождению будущей выдающейся личности: Кир Персии, Эдип, Иисус и т.д.  Многие учёные указывали, что эта история особенно напоминает рассказ о рождении  великого аккадского царя Саргона примерно в 2300 (Д.Н.Э.) Обстоятельства их действительно схожи. Его положили в корзину промазанную дёгтем, и пустили по реке. Это ясно показывает, до какой степени этот рассказ обусловлен литературным  жанром, литературными условностями и что история об Исходе сама по себе является литературным произведением.
 О детстве Моисея ничего не говорится, но в главе 2:11-15 мы узнаём о его осведомлённости о собственной принадлежности к израильтянам его самоидентификации как еврея:
"Некоторое время спустя, когда Моисей вырос он навестил своих соплеменников и наблюдал их тяжкий труд. Он увидел, как египтянин ударил еврея, одного из его родственников. Он огляделся и, не видя никого вокруг,поразил египтянина и закопал его в песок. Придя на следующий день, увидел двух дерущихся евреев, и обратился к нападавшему: " Почему ты ударил своего товарища?" Тот возразил: "Кто поставил тебя командовать нами? Или ты так же убьёшь меня, как того египтянина?"
 Моисей испугался и подумал: " Выходит, об этом уже известно!" Когда это дошло до фараона тот решил убить Моисея, но он бежал в землю Мидии и осел там."   
Итак, вступившись за угнетённого родственника, Моисей убивает египтянина, и ему приходится бежать в Мидию. И там у колодца он вновь выступает защитником слабых. Это является ключом к пониманию его характера; у нас имеется только два таких эпизода, свидетельствующих о его жизни.  В стихах 16 и 17 Исхода  мы читаем: " У мидийского жреца было семь дочерей. Они пришли за водой и наполнили корыта, чтобы напоить паству своего отца, но пришли пастухи и отогнали их. Моисей встал на их защиту и напоил их паству." И это опять же свидетельствует о характере Моисея, как защитника слабых.  Моисей вскоре женится на  Сепфоре, одной из этих женщин и живёт в Мидии, как простой пастух, около сорока лет.
 Далее, текст сообщает, положение израильтян в Египте остаётся незавидным. Исход 2:23-24: " Израильтяне стонали под игом и роптали; их мольбы о помощи и освобождения от рабства дошли до Бога. Бог услышал их жалобы и Бог вспомнил свой договор с Авраамом, Исааком и Яковом. Однажды в дикой местности, названной Хореб, а также Синай, неподалёку от горы, Моисей видит  пламя в зарослях,которые сами не горят, и слышит голос, который говорит:  "Я Бог твоего отца, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Якова, - Моисей прячет своё лицо в ужасе, но Бог продолжает и предлагает Моисею работу: - Я хорошо знаю положение моего народа в Египте. Я обратил внимание на их мольбы из за надсмотрщика, да, я  очень обеспокоен их страданиями. И я пришёл, чтобы спасти их от египтян и увести их из этой земли в землю хорошую и раздольную, землю, изобилующую молоком и мёдом, в области Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев(Левитов?), Иевусеев. Теперь мольбы израильтян достигли меня. Более того, я видел воочию, как египтяне угнетают их. И потому я посылаю тебя к фараону, и ты выведешь мой народ, израильтян, из Египта" (Исход 3:7- 10).
Моисей возражает: " Кто я такой?  Почему не мой старший брат Аарон? Он намного превосходит меня в ораторском искусстве." Моисей выбирает такой аргумент: я косноязычен. Но как уже стало понятно из Книги Бытия, Бог выбирает того, кого выбирает, и его резоны не всегда объяснимы.
Моисей говорит: " Могу ли я сказать, кто послал меня? -  Он спрашивает имя у Бога. - Израильтяне захотят знать, кто послал меня," и Бог отвечает: " Ehyeh asher ehyeh." Это можно перевести как "Я тот кто я есть" или " Я буду тем, кем буду"  или, возможно,  "Я призван быть тем, кем я призван быть."
 На самом деле мы не можем перевести это абсолютно точно, но его ответ явно связан с "бытием."  Однако, Моисей достаточно мудро переделал это в выражение от третьего лица: "Он будет тем кем будет, он тот кто он есть, он будет призван быть тем кем он будет призван быть", и это предложение сокращается до "Яхве."  Таково библейское объяснение слова "Яхве", как персонального имени Бога. Некоторые утверждают, что оно означает такие качества как  активность и динамичность бытия.  Бог это некто кто даёт бытие всему: и сотворил вселенную из хаоса  и новый народ из толпы беглых рабов.
 Но с таким же успехом это может являться и обыкновенной манерой Бога не отвечать на вопросы об имени. Мы знаем точку зрения Библии относительно уязвимости открытых имён, и , разумеется, божественное существо, борющееся с Яковом не хочет произнести своего имени. Мне часто думалось, что не надо ли нам читать это иначе: "Кто я? Я тот кто я есть, и не ломайте над этим голову."
Диалог, происходивший в горящих зарослях, определённо содержит в себе важные и уникальные черты.
Сначала Бог обозначает себя как Бог Авраама, Исаака и Якова, и, как отметили многие комментаторы, библейский автор пытается таким образом установить нерушимую историческую последовательность между  откровением Моисею и откровениями и обетованием, полученными предками израильтян, патриархами.  И всё же, парадоксально,  само утверждение последовательности служит только для того чтобы подчеркнуть фундаментальный разрыв, потому что именно тогда когда Бог заявляет, что он Бог патриархов, он открывает Моисею своё новое имя, Яхве, так что Яхвизм, или культ Яхве, можно сказать, начинается с Моисея. Однако, как мы видели, библейские источники имеют различные мнения относительно этого.  В соответствии с источником "Джей", в Книге Бытия  4:26 древнейшие люди уже боготворили Яхве.  Это имя было известно всегда.
 "Джей" утверждает прямую связь между Богом патриархов и Богом Исхода. Источники "Пи" и "Е" излагают иначе. Например, в главе 6:2-4 Исхода есть важный абзац, приписываемый к "Пи", в котором Бог говорит: " Я (Яхве) предстал перед Авраамом, Исааком и Яковом под именем Эл Шаддай, но я не открыл им моё собственное имя (Яхве)." Тем не менее,  это противоречит источнику "Джей", и многие учёные предположили, что источники "Пи" и "Е" хранят сведения о времени, когда израильтяне боготворили Бога Ханаана Эла. "Пи" и Е" хотят убедить, что Бог периода Исхода это тот же самый Бог, который покровительствовал патриархам, но только выступающий под новым именем.    Они, так же как и "Джей", пытаются утвердить последовательность, но делает это таким образом, что  в конечном счёте наводят на мысль о фундаментальном разрыве и создают ощущение начала чего-то нового.
Чтобы понять это новое, нам нужно рассмотреть различия  между религией патриархов и новым Яхвизмом. 
Если  вы обратите внимание на список, составленный мной на основании работ Майкла Кугана и других учёных, то вы увидите что  в патриархальном разделе Книги Бытия Бога шесть раз именуют Эл Шаддаем.   Другие имена Эл-Элион, и Эль-Олам, Эль-Рои, Эль-Бейт Эль. Вы видите соответствующие их переводы: вечный Бог, самый высший Бог, Бог всевидящий, Бог  дома Божьего. Эл является именем главного Бога  в пантеоне Ханаана. 
Важные тексты были обнаружены в месте под названием Раз Шарма. Это был древний Угарит. В 1928 году сирийский крестьянин обнаружил надгробный камень в Раз Шарма, где впоследствии французами были произведены раскопки, в результате которых они обнаружили библиотеку табличек, содержащих тексты на языке очень близком к языку еврейской Библии. Это наводит на мысль, что еврейский язык всего лишь диалект ханаанского. Один учёный даже считает, что если углубиться в далёкую древность, то будет очень трудно  определить разницу между ханаанским и еврейским языками.  В найденных текстах описаны подвиги богов ханаанской религии.   В число этих богов входит бог неба Эл, отец различных богов и людей.  У Эла была жена Ашерах, мать богиня, их дочь Анат, богиня войны и любви. Она очень жестока. Их сын Баал, бог бури.
 В мифологической литературе его изображают как победившего бога моря Яма и бога смерти Мота.
Библейские боги патриархов очень похожи на ханаанского бога Эла, главу пантеона богов. Про него известно, что он имеет длинную белую бороду.
 Он живёт на вершине горы в куще. Его называют "Отец всех существ", "Буйвол", "Король." Его также описывают как защитника патриархов, их станов. "Бог отца клана" - говорится в тексте. Он руководит ими и защищает их.
Он обещает им потомство. Многие библейские абзацы описывают Бога точно таким же образом, как главу коллегии божественных существ. Некоторые эпитеты, которые к нему применяются, ассоциируются с Элом. Его полагают отцом всех существ. В некоторых поэтических пассажах он именуется "Буйволом", а также, конечно, и "Королём".
 В рассказах о патриархах Бог обозначает себя как Бог Отца. "Я Бог отца"; так же обозначают и Эла. Он защищает и руководит патриархами. Он обещает потомство Аврааму и его наследникам. Его так же ассоциируют с вершиной горы Синай, где по его распоряжению создают молельню, сооружение, напоминающее шатёр, в котором он обитает. Многие личные имена и названия мест  в рассказах о патриархах включают в себя такой элемент как "El", обозначающий Бога патриархов : Isra-el, Ishma-el, Beth-el. После времени Моисея имена израильтян начали образовываться от ЯХ "Yah", или  ЯХУ "Yahu" от части имени Яхве: Элия (Elijah)  в еврейском Элияху ( Eliyahu). Таким образом появляются имена, (theophorics) образованные от имён божеств, принявшую форму от Яху  (Yahu), вместо Эл (El). 
В Библии имеются описания Бога, которые больше напоминают бога бури Баала. Согласно ханаанской мифологии, Баал одержал победу над Элом и занял его место главы ханаанского пантеона, и в мифологии Ханаана отразился переход от правителя Эла к правителю Баалу. О Яхве говорится, что он, подобно Баалу, разъезжает на облаке: это описывается в одном поэтическом абзаце.
Его явления сопровождаются грозами и землетрясениями. Есть также поэтические отрывки, упоминающие победу Яхве над водными врагами, и этот сюжет ассоциируется с Баалом, который сражается с  морским Ямом.
И наконец, имеются священные воинские традиции Древнего Ближнего Востока, которые также ассоциируются с израильским Богом. Бог изображается как воин, который ведёт свою рать на битву. Он вооружён копьём, луком и стрелами. 
Религиозные обряды древнего Израиля и Иудеи определённо напоминают о религиозной практике Ханаана и древнего Ближнего Востока.
Религиозные ритуалы Ханаана проводились в небольших храмах, в которых располагались культовые статуи. В них были каменные столбы, возможно, символизирующие богов, или мемориалы умершим, а также  алтари для жертвоприношений животных, "жидких" жертвоприношений. Таким же образом, на различных возвышенностях, отправляли обряды израильскому Богу или богам,и об этом упоминается в текстах. Это были храмы с маленькими алтарями, возможно, в виде  культовых столбов, среди которых были и деревянные, обозначенные в тексте Библии словом "ашерах"   "asherah".  Эти храмы, возможно, ассоциировались с местом, где можно было общаться с умершими - своего рода культ мёртвых. Со временем богослужения на этих местных алтарях и возвышенностях были запрещены: Второзаконие осуждает их. Второзаконие утверждает, что все богослужения должны проводиться в одном центральном святилище, а все периферийные, вместе со своими алтарями (asherot), должны быть уничтожены.  Оно призывает к уничтожению всех этих алтарей и возвышенностей. Истории о патриархах наверняка написаны не автором Второзакония, и за этими рассказами должна стоять длительная и авторитетная традиция, для того чтобы редактор Второзакония  оставил их в тексте без серьёзной переработки. Некоторые модификации присутствуют, но они очень не значительны.
Что всё это означает? Какие выводы мы должны сделать из удивительной схожести божества и культа Израиля и его соседей? Как объяснить восхождение израильского Бога и израильской религии? Пока нам представлены две модели : в некотором смысле классическая эволюционная модель.  Политеизм,  поклонение многим богам,  в ходе эволюции переходит  в ксенотеизм, при котором   один из  богов становится верховным над другими. Его власть усиливается, а остальных - увядает, и в конечном счёте, все боги отрицаются, кроме одного - верховного, ставшего единственным.  Как мы видели, Кауфман в 1930х  восстал против этой концепции. Он утверждал, что монотеизм и политеизм настолько принципиально отличаются, что никак одно не может происходить из другого.  В обоих учениях есть определённая логика. Эволюционная модель, мне представляется, логически вытекает и учитывает тот факт, что во многих отношениях Яхве напоминает богов израильских соседей.  Говоря откровенно,  похоже, что патриархи поклонялись Богу Ханаана Элу.  Неувязка  в эволюционной модели состоит в том, что она не объясняет те аспекты  библейского текста, которые ясно показывают дух полемики между религией Израиля и религией его соседей.  Этим духом полемики пропитана Книга бытия 1. В глубине своей Библия определённо полемизирует с определённым мифологическим представлением о божестве. Революционная модель Кауфмана, наоборот, фокусируется в исключительно на различиях и противоречиях Яхвизма и ханаанского политеизма. Но революционная модель также не выдерживает критики, потому что она не принимает во внимание многие области контакта, сходства и даже идентичности. 
За последние 15-20 лет определилась третья модель, которая пытается избегнуть эту дихотомию между политеизмом и монотеизмом. Вместо того чтобы рассматривать израильскую религию, как плод естественного эволюционирования и очищения из религии Ханаана, некоторые ученые, такие как Марк С.Смис и Стивен Геллер, исследуют культурные и идеологические преодоления, приведшие к подъёму израильского монотеизма.  Марк Смис детально описывает происхождение и  развитие религии Израиля как  процесс конвергенции и дифференциации. Он пишет : " Конвергенция подразумевает слияние различных божеств или некоторые их черты в образ Яхве" ( Смис 2002, 7-8). Существует период конвергенции и смешивания божеств. Он описывает дифференциацию как процесс, посредством которого Израиль отвергает ханаанские корни и создаёт отдельную идентичность. С некоторого момента появилась тяга к отделению, и в этом процессе формирования идентичности, начинается полемика, в результате которой появляется Яхве, отличающийся от ханаанских божеств.
Рассмотрим сначала конвергенцию Смиса.  Ханаанские корни предков израильтян не подлежат сомнению. Сам еврейский язык представляет собой диалект ханаанского языка. Согласно библейскому тексту, древнейшие предки израильтян поклонялись Ханаанскому Богу Элу. Посредством конвергенции, утверждает Смис,  Бог Яхве, происхождение которого мы предполагаем из далёкого южного региона, Синая и Эдома, этот Бог в процессе смешивания культур начинает принимать черты других богов, сперва Эла, затем Баала, или одновременно того и другого. Позднее определённые аспекты этой конвергенции будут оспорены и отвергнуты, так же как партия Яхве в своё время стремилась дифференцировать себя от ханаанцев, отличающихся от израильтян.   
Модель конвергенции и дифференциации очень многое объясняет. Например, глубокое сходство израильского божества и божеств их соседей, а также объясняет бурную полемику Библии с религией Ханаана, особенно с поклонением Баалу. Это напоминает соперничество братьев. Братья, которые имеют много общего и могут быть чрезвычайно похожи  и в то же время могут сражаться  и пытаться дифференцироваться друг от друга.
Теория конвергенции и дифференциации Смиса избегает бесполезной дихотомии. Бессмысленно ставить вопрос следующим образом: Израиль схож или отличен от соседей?
 Модель Смиса помогает нам понять израильского Бога как конечный результат обычных культурных процессов, процессов конвергенции - которые мы наблюдаем постоянно -  и дифференциации, которые также происходят во все времена.  Когда и как, вы можете спросить, произошла эта дифференциация? Когда и почему некоторые израильтяне  приняли единобожие с Яхве и начали дифференцировать чистый, по их мнению, Яхвизм от таких культов, как, например, Баал?  По этому поводу разгораются острые споры, и мы  вернёмся к этому вопросу по мере нашего  продвижения  по библейскому тексту. 
В итоге, мы склоняемся думать, что библейские патриархи и матриархи не являлись чистыми Яхвистами, если можно употребить такой термин.
 Источники "Пи" и "Е" сохраняют это понимание в их утверждении, что патриархи поклонялись Богу Элу, но во времена Исхода, Бог явил себя, как Яхве. В книге Джошуа 24:14-15 имеется интересный пассаж. Джошуа был преемником Моисея. Он обращается к израильтянам со следующими словами:  "Теперь почитайте Господина , - он использует слово "Яхве", - почитайте Яхве и  будьте безраздельно ему преданы. Откажитесь от богов, которым поклонялись ваши предки за Евфратом и в Египте, и служите Яхве".  Только позднее партия Яхве будет полемизировать  и подавлять определённые, принятые за нежелательные элементы израильской-иудейской религии, и эти элементы станут именоваться  ханаанскими, как часть процесса дифференциации. Однако то что проявляется в Библии  как сражение между израильтянами, чистыми Яхвистами и ханаанцами, чистыми политеистами,  в самом деле лучше воспринимать как гражданскую войну между приверженцами  единобожия Яхве и израильтянами, отправлявшими культ своих предков.