Великий национальный поэт В. С. Высоцкий

Александр Ивлин
Через несколько дней, 25 января, 75 лет со дня рождения великого народного поэта В.Высоцкого. Главного народного поэта на протяжении вот уже 40 лет. Ведь если говорить о поэте, чьё имя в эти годы знало наибольшее количество людей, то здесь с ним поспорить за первенство может, пожалуй, только Пушкин.
Но до сих пор с народным мнением и признанием упорно "сражаются", не соглашаются достаточно много литературных снобов, знатоков, педантов и дилетантов. И ими ставится чуть ли ни в укор поэту то обстоятельство, которое считаеся величайшей заслугой для любого другого поэта: у него-де не стихи, а песни.И успех этих песен объясняется манерой исполнения автора, простотой, сопровождающих текст мелодий. В текстах большинства-де песен нет поэтической глубины и образности, есть только занимательность, актуальность "злоб дня", и скоро их квазипопулярность сойдёт на "нет", и забудут про поэта Высоцкого, потому что не было такого. Был-де песенный "кумир" на час, неплохой бард, "попавший в струю", достаточно популярный актёр, не боле.
Но жизнь уже доказала - поэт Высоцкий - не мотылёк-однодневка в садах российской поэзии. И пусть в школьных программах его творчеству до сих пор не нашлось подобающего места, его стихи будут жить, и не одно поколение россиян ещё обратится в поисках правды о смысле жизни, подлинных ценностях человеческого бытия, сути загадочной русской души к его выношенным и выстраданным талантливым поэтическим стрОкам, воистину звучавшим "как колокол на башне вечевой" во дни духовного безвременья, лицемерия, ханжества и лжи фарисеев советской эпохи 60-х -80-х годов.
Доказательством этого является факт, что практически у каждого россиянина, независимо от возраста, образования, социального положения, темперамента и интересов, есть сегодня свой Высоцкий.
Залогом того, что не только узкий круг ценителей высокой поэзии, но и большинство образованных людей, полюбят его стихи именно как прекрасные образцы подлинной национальной поэзии, оценят высокие достоинства его поэтического дара является выход массовыми тиражами его стихов и книг, статей о его творчестве и жизни.
Муза Высоцкого, сбросив с себя все шутовские наряды, гримасы, вынужденные кривляния, недомолвки, утаивания, цензурные путы может, наконец, сама в полный голос, спокойно, без скороговорки сказать обо всём, что она давно хотела и может сказать читателю.
Важно вспомнить, кем сам себя считал В.Высоцкий, относил ли он сам себя к числу поэтов, предъявлял ли он к своим произведениям требования, которые предъявляются к поэтическому слову? И насколько эти требования были строги, высоки?
Исходя из всенародной популярности, обрушившейся на него с конца 60-х годов и со временем, в течение всех 70-х годов разраставшейся, несмотря на явное, жёсткое противодействие этому со стороны официальных властей, сам Высоцкий оценивал своё творчество не просто как поэзию, а как возможно новое явление в искусстве, которое получит своё название в будущем, как характеризующееся синтезом поэтического слова, музыкального ритма и актёрских данных автора-исполнителя.
Вместе с тем он определённо говорил о том, что первоосновой, главным содержанием его творчества является именно слово, Поэтическое слово. Вслед за Булатом Окуджавой Высоцкий стал экспериментировать с поэтическим словом, стихом в направлении максимального сближения, интегрирования поэтического, стихового ритма и смысла, образности с музыкальным ритмом, с мелодией. При этом безусловное первенство он отдавал задаче выявления смыслового содержания слова, образного рисунка стихов, а не мелодии. Он сознательно упрощал, огрублял мелодию, сводил её сплошь и рядом к набору самых простых, необходимых ритмов, отводя ей роль звукового резонатора стихового смысла, образа и ритма.
Поэтому ошеломляющий, грандиозный успех песен Высоцкого конца 60-х годов был связан прежде всего не с появлением нового певца-исполнителя, а с тем, что в тогдашнюю советскую поэзию неожиданно ворвался поэт, обладавший уникальным даром говорить на понятном народу, простым, рядовым гражданам языке на самые важные темы, касающиеся практически всех, на которые до этого можно было говорить лишь озвучивая официальную точку зрения, в рамках обкатанных словесных штампов и выражений. Поэт, вдруг громыхнувший на всю страну хриплым голосом поэтически обработанное народное мнение о многих бытовых явлениях тоталитаризма, монополия на освещение которых была у газеты «Правда», но которые обсуждались ежедневно на миллионах кухонь, в тайных анекдотах, перед сном на ухо в постелях. О бесправии перед милицейским произволом, о попираемом сплошь и рядом достоинстве простого человека, о тяжёлом быте советского человека, рождающем грубые, примитивные нравы, о высоких человеческих чувствах, сохраняющихся несмотря на эти нравы.
Песни так называемого «блатного цикла» Высоцкого были яростно оболганы сразу после их появления официальной пропагандой. И извращение их идейного смысла яростно велось ею до самого крушения коммунистического режима, как воспевание, идеализация преступного мира, «Урок» и уголовников. До последнего дня жизни написание этих песен не было ему прощено ком.системой.
Перечитывая сегодня эти стихотворения, физически, ярко, остро, и сердцем и умом, кожей ощущаешь ту жутковатую, гнетущую, затаённо-испуганную атмосферу тюрьмы, запахи которой и память о которой в послевоенные, 50-е-60-е годы были более чем свежи в сознании и взрослых и даже подростков. Миллионы прошли сквозь тьму и ужасы тюрем и лагерей, в редкой семье не было родственников, близких или дальних, не отведавших тюремной баланды.
Эти песни обличали этот дух и прямо, и воздействуя на подсознательном уровне.Высмеивали фальшь коммунистического благоденствия, справедливости, соцзаконности, соцдемократии. И тем раскрепощали, освобождали сознание людей от страха, чувства задавленности, беспомощности перед государственной машиной угнетения, подавления, манипулирования общественным сознанием. Не случайно эти песни оставались популярными в народе в течение десятилетий после их написания , не потеряли актуальности и сегодня. Они были своеобразной моральной прививкой для народа против пережитых им десятилетий государственного беспредела.