Глобы 16. Третий секретарь

Павел Разводовский
16. Третий секретарь.

Первое, что Яша разглядел, войдя в кабинет, была шляпа, на которой было написано: третий секретарь Беоса. Разглядел, потому что буквы ярко светились. И Яше показалось, что именно эта шляпа ему сказала: Бог создал мир и сказал: «Людям должно быть очень и очень интересно. Нет ничего интереснее внутреннего мира и познания. И найдете вы его свой чуткой, всех любящей душой».
«Умная шляпа и добродушная», - подумал Яша и перевел взгляд с вешалки в сторону стола. За ним сидел человек с обыкновенной головой и обыкновенными глазами.
И вот что поразило Яшу. Он ожидал встречи еще с одним глобом и заранее был антинастроен.
Отличаться от людей можно в двух направлениях: положительном и отрицательном. Но и то, и другое отличие вызывает у людей настороженность, если у тебя слишком большая голова. Он не такой, как мы!
А так как большинство не разбирается в направлениях, то часто хороших людей принимают за плохих!
«Вот так да! У меня никогда не было  столько злобы на самого себя».
Нет, человека за столом Яша никак не мог принять за плохого: потому что тот ничем не отличался от него самого. Это было полное его подобие. То есть – чего бы Яша и во  сне не приснил: он сам и был третьим секретарем Беоса. Но стоило человеку за столом улыбнуться, как Яша уловил явную подделку. У Яши никогда не было золотых зубов во рту, а у этого – полный рот.
Секретарь указал жестом Яше занять кресло у стола. Кресла были одинаковые, а стол один на двоих.
Пол в кабинете медленно кружился, и кружились два похожих друг на друга секретаря. И Яша начинал терять рассудок: он это или не он. Но кружение прекратилось. Теперь ближе к двери был не Яша. И казалось, этот золотозубый человек только что зашел в кабинет, а Яша сидел в нем вечно и выполнял свою секретарскую работу у Беоса.
- Кто-то перетасовал мир, - проговорил Яша.
- О, это пустяки. Всесильная рука перемешала звезды и заставила их кружиться во вселенной.
- Да, это Бог, - согласилось Яшино подобие.
- Только он правит миром.
- Да, только он, - согласилось подобие.
- А то, что творят разумные существа, всего лишь жалкое подражание.
- Да, жалкое подражание.
- Нам будет очень стыдно перед Богом.
- Да, очень стыдно.
Яше надоело, и он стукнул ладонью по столу:
- Вы так и будете все время повторять за мной?
- Да, буду…
Но тут существо спохватилось,  его рот опять блеснул двумя золотыми рядами зубов.
- Я только хотел сказать, что во всем с вами согласен.
- Я не ищу единомышленников, и в мои планы не входит создание Союза согласных. Мне нужно прямо к Беосу.
- Но вы должны согласиться, что имеете дело с доверенным лицом, и сами являетесь точно таким же лицом.
- Зачем вы меня задерживаете и что вы хотите мне сказать?
Подобие сделало очень серьезное лицо, а в глазах была почти неподдельная боль.
- Яков, мы поможем людям открыть мир познания. Они каждую минуту будут увлечены изучением шахмат, математики, языков. Они будут так же интересно жить, как и ты. Только люди должны поверить в Беоса.
- Как вам сильно хочется, чтобы в него поверили!?
- А разве ты не хочешь, чтобы люди поверили в тебя?! В твои мысли, в твою гениальность?
- Я хочу, чтобы люди не страдали, не испытывали боли, плохих чувств. Но для этого они должны поверить ни в Беоса, ни в меня, а в самих себя. Если они поверят в мир познания и будут самостоятельно учиться, они будут похожи на меня. А если они поверят в свою исключительность, они будут похожи на глобов. Но если люди умеют находить свое собственное счастье – это лучше всего.
- Счастье люди находят и в алкоголе, и в наркотиках.
- Большинство людей  не глупы, они умеют находить долгое, тихое, личное счастье. И быть деликатными к другим.
- И среди них Беос разглядел наиболее прекрасных.
- Кто же они?
- Они третьи секретари Беоса.
- Что за глупую игру вы затеяли? Говорите яснее!
- Я говорю о людях безгранично увлеченных познанием.
- И что же Беос может для них сделать?
- Если человек сильно увлечен шахматами, шашками, математикой, физикой, химией, музыкой, программированием, радиотехникой - Беос освободит его от всех остальных занятий. Увлеченность наедине с собой – это высшее состояние человека. Он имеет право не знать ничего о других науках, искусствах, учениях. Он увлечен и живет своим миром. Закон этот справедлив, хотя бы потому, что миллионы людей живут праздно, без никакой цели. Беос ценит увлеченных.
Яша согласно кивнул головой:
- То есть, он хочет помочь мне и таким как я.
- Вот именно! Вот именно! – радостно воскликнуло подобие. – Ведь Вас, и меня, и всех нас сильно обидели в этой жизни. Я мог бы быть шахматистом, с детства увлеченным на всю жизнь человеком, - продолжало подобие. – Не стал бы гроссмейстером, тренировал бы детей, увлекал бы их этой интереснейшей игрой. Но вмешались люди, они решили за меня мою судьбу: я попал под репрессии. В механических головах людей математика – нечто необходимое людям, а шахматы – так, развлечение, вроде карт. Люди выслали меня далеко за то, что я не хотел жить по их бездушно рациональным законам.
- Да перестань! – вдруг вскричал Яша. – Ты пересказываешь мою историю.
- Мою, твою… Какая здесь разница, - заёрзало в кресле подобие.
- Я давно простил людям. – Простил?
- Да, простил. И многих понял. Сам бог вмешался в мою судьбу для того, чтобы Яша стал Яшей.
- Но ведь у тебя большой ум. И ты бы мог…
- У меня теперь такая вера: бог умным не помогает, они пусть на свой ум надеются, а добрым надо помогать. Не такие они часто бывают умные, зато в душе у них столько хорошего. И если бы умные не приносили пользы добрым – то ум был бы великим грехом. Есть польза и от ума. Но только от того, который помогает доброте людской, а не вредит ей.
Яшино подобие вдруг застыло, о чем-то задумалось.
- Да, Яша, ты больше добрый человек, чем умный. Ты мог бы получить высшие блага жизни. Но ты – живая душа земли, твоя душа живет в крови всех людей – ты живешь жизнью каждого.
- Откуда ты знаешь?
- Когда кто-то воображаешь, что ты – это он, и тебе всегда бывает больно вместе с ним. А людей так много, так много. И боли в тебе целая бездна.
- Послушай, что ты говоришь!? Никто из людей не знает того, что ты говоришь!
Яшин двойник вдруг снял маску. Это был абсолютно лысый человек с маленьким лбом, с зелеными глазами как у кота и с довольно глубокой ямкой на подбородке. Он  спрятал в нее свой мизинец и грустно сказал:
- Да, я совсем не похож на тебя, Яша. У меня  тоже есть душа. Я живой человек. Но я всегда служил сильным. Тем, кто имел власть над этим миром. Я родился на планете роботов, когда мои родители проводили эксперименты. Мать и отец изучали этот мир, но что-то стало с их кораблем. Они не могли улететь.
- Сынок, - сказала мне мать, - ты еще мал. Эта Планета искусственная. Всех роботов создал один великий человек. Его звали Гоб. Он все продумал. Но в одном он был бессилен: роботы не могут жить без программы. Все разумное, что в них вложено – в них и работает. Но все, что вне программы, все, что не мог предусмотреть Гоб – все это для них пустой звук. Гоб действовал по законам своего времени. Но время уже ушло на 200 лет вперед. Мы родились на планете Ид. Каждые сто лет с Ида запускаются корабли во все известные планеты, где есть жизнь. Мы прилетели сюда 20 лет спустя. Твой отец погиб, инспектируя электростанцию. Я осталась одна с тобой маленьким. Я не могла улететь. Теперь я сама тяжело больна и даже не знаю чем. Жить человеку среди роботов очень тяжело. Они во всем ведут себя как люди, только одно отличие: в их мозгу заложена программа. В тебе же программы нет. Ты мыслишь независимо. Только руководствуясь совестью. Твое мышление ничем не ограничено. Ты можешь делать открытия. Совершать великие дела. Можешь все создать самостоятельно.
- Мне  было 19 лет, когда мать ушла из жизни. Я знал только одно – я по-другому устроен. Меня создал еще более мудрый биомеханик, чем Гоб. И создатель этот – великая тайна. Гоб некогда творил роботов. Они помнили это. Еще существуют  те роботы, которые помнят этого человека в белом халате с длинной бородкой. Он сам осматривал все свои создания,  прежде чем отпустить в жизнь. Роботы – живые существа, они также чувствуют боль, как и мы, но они запрограммированы. Их главная черта: мыслить массово как большинство, как все. Стоит только понизиться напряжению – у них повышается и понижается стремление к чему-то. Они не могут мыслить, прислушиваясь к душе, которая заложена в совести человека – у них такого устройства нет. У них стремление больше к технической мысли, чем к душе. Они прикованы к компьютеру, к  центру управления. В них царит технократия.  Чистое явление души для них явление совсем непонятное.
- Они роботы и у них есть души? – удивился Яша.
- Гоб был  истинным творцом, художником, поэтом. Во все творения он вложил частичку своей души. Мало того, эти роботы создают сами себя. А Беос – главное и самое совершенное творение Гоба. Он заставил робота поверить, что он Бог.
- Как тебя зовут? – спросил Яша секретаря.
- Сеук.
- И почему Сеук ты вдруг решил снять маску?
- А потому что, Яша, я хочу остаться среди людей. Меня всегда окружали роботы, и я вынужден был работать на них. Но, всматриваясь в тебя, я вдруг почувствовал, что такое душа истинного землянина. Мне стало так невыносимо горько, и я не смог дальше играть свою роль. Забери меня, Яша,   с собой на Землю!
- На Земле вовсе не рай, Сеук. Здесь миллионы секретарей, которые служат своим начальникам.
- Да, но ты пожил на ней так долго. Ты был среди людей.
- Все мы на этой земле без году неделя. И что мы можем сказать о ней. Не успеет человек родиться, а уже скоро умирать. Это хорошо, когда успеваешь стопку-другую умных книг прочитать. У многих и  на это времени нет. Им бы хоть пожить да радостями жизни подышать. А жизнь она тем не менее имеет серьезный смысл.
- Какой же это смысл, Яша?
- Спасать людей от глобов.
- От глобов?
- Да, от всего глобального, атомного оружия, которое может уничтожить землю. От заводов, которые загрязняют чистое небо. От автомобилей, от которых гибнут тысячи и тысячи людей.
- Да разве человек не живет для своей души?
- Он вечно чего-то ищет, Сеук. Человек пробует и так, и этак, и смотрит, что получится из этого. Если что-то полезное, то этот опыт перенимают все. Опытом были созданы и паровозы, и автомобили, и электричество, и компьютеры. Оттого, что мы ищем со всех сторон, у нас появляется такая интересная жизнь. Мы открыли совершенно ранее фантастические вещи: последняя из них -  мобильная связь.
- Но у людей кроме этого есть еще и поэзия, музыка. Я часто слушаю задушевные песни людей и плачу.
У Сеука и вправду навернулись  на глаза слезы, он вынул платок и стал вытирать их.
Яша не знал, что ответить этому человеку с далекой планеты. В кабинете была еще одна дверь, к которой Яша все время присматривался. Теперь он встал, открыл ее и вошел.