Трижды имени Ленина

Михаил Ошеров
Трижды имени Ленина.

Институт в те годы назывался "трижды имени Ленина" – Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт имени В.И. Ульянова (Ленина). Вождь русской революции в 1905 – 1907 годах неоднократно бывал в Институте. Он проводил здесь революционно-пропагандистскую работу среди рабочих и студентов Петроградской стороны и скрывался от преследования царской полиции. В Институте,  в его Первом корпусе, выходящем на угол Аптекарского проспекта и ул. Профессора Попова, до сих пор бережно сохраняется аудитория, в которой нам один раз случайно преподавали физику. Все остальные большие аудитории, наверное, были заняты, и пришлось расконсервировать музейную, обычно закрытую. В аудитории была большая двойная школьная доска, две части которой  могли одно временно подниматься и опускаться по системе блоков в противоположных направлениях, чтобы освободить для лектора чистое место на новой доске для написания формул. Справа от входа в аудиторию висела мемориальная бронзовая  доска, на которой было выбито, что здесь, в этой аудитории В.И. Ленин скрывался от ищеек царского правительства. Когда мы, любопытные первокурсники, подошли после лекции к лектору, чтобы спросить, где же тут Ленин скрывался от ищеек, привыкший к этому вопросу лектор махнул рукой на маленькую дверь позади этой сложной двойной школьной доски. Когда обе половинки доски на своих местах, за ними ничего не видно. И только если нижнюю половину сдвинуть вверх, а верхняя половина на блоках и полиспастах автоматически поедет вниз, внизу между сдвоенной доской и полом появится просвет, за которым видна эта самая мемориальная  дверь, которая ведет в какое-то небольшой подсобное помещение. Пролезть в эту дверь за школьными досками можно было только сильно наклонившись, или встав на корточки или на четвереньки.

Мемориальный музей Ленина в силу малости помещения и неудобства входа в него руководству Института  организовать в советское время не удалось, но мемориальные доски на здание Института, в коридоре у аудитории и в самой аудитории повесили.  Само здание Института на углу Профессора Попова и Аптекарского внешне и внутри напоминает старинный замок – с высокими сводами, потайными лестницами, запутанной планировкой. Так что Владимиру Ильичу  было, где скрываться. Имя Ленина было присвоено Институту еще при жизни вождя революции - в грозном 1918 году. Ленин, славившийся своей скромностью, как-то упустил из виду за чредой  бурных событий тех лет это поименование, и его не отменил. Так оно и осталось до времен перестройки. Сейчас в названии института имя В.И. Ленина сохранилось, но упоминается в нем вождь пролетарской революции всего один раз  – Институт официально называется "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ)". Полностью убрать имя В.И. Ленина из названия Института даже в современную капиталистическую эпоху не удалось.

Институт занимает большую часть Аптекарского острова. Через дорогу – Ботанический сад. Собственно говоря, это – история нашего города. Ботанический сад был организован еще Петром Первым, и выращивали там не просто заморские травы, кусты и деревья, а именно лекарственные, для снабжения первых аптек. Отсюда и названия и острова и проспекта – Аптекарские. Ну, а улица Профессора Попова названа по имени профессора нашего  Института и изобретателя радио А.С. Попова, который в начале 20-го века был первым выборным ректором Института, ранее преобразованного из профильного для А.С. Попова Технического училища почтово-телеграфного ведомства.

В Институте есть музей-квартира А.С. Попова, директором которой в 1980-х годах была внучка А.С. Попова – аккуратная сухощавая пожилая очень интеллигентная женщина. Недалеко от Института на очень бойком месте – у станции метро "Петроградская" в тихом скверике стоит памятник профессору Попову. Памятник большой, в полный рост, не бюст.  Всем студентам Института 1980-х годов это место памятно тем, что в дальнем углу этого скверика, на углу  с Кировским проспектом был бар-кафетерий, который в студенческом народе звался "Рим". Потому, что "все пути ведут в "Рим". На самом деле это заведение в советское время называлось как-то иначе. На последние деньги там можно было шикануть, заказав кофе с коньяком. Чуть дальше, на углу речки Карповки и Ординарной улице был пивной бар "Жигули", тоже одно из любимых  мест студентов-электротехников. Говорят, там примерно в это же время трудился барменом известный в последствии авторитетный предприниматель Илья Трабер.  Чтобы закончить тему окрестных пивных заведений отмечу, что с другой стороны  речки Карповки, почти напротив пивного бара "Жигули",  сиротливо стояли вместе сразу три пивных ларька, которые местные острословы называли "Малая Земля", по одноименной книге генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Наверное, эти ларьки у реки кому-то напоминали плацдарм за рекой, захваченный пивом у трезвого населения. Они находились по дороге к институту от одного из аспирантских  общежитий, и по слухам, некоторые студенты и аспиранты, завернув выпить пивка по дороге в Институт, так до него и не доходили.

7-й корпус Института, расположенный внутри, во дворе, назывался "Кресты" из-за крестообразной формы здания и красной каменной кладки, напоминающих здание знаменитой питерской тюрьмы. Также из старинного твердейшего красного кирпича было построено здание 4-го корпуса, выходящее на Инструментальную улицу. У здания 4-го корпуса были рифленые фасады, и на нем любили тренироваться спортсмены-альпинисты. Альпклуб института тогда возглавлял легендарный участник экспедиции на Эверест Леонид Трощиненко, которого я иногда встречал в спортклубе Института.

Напротив главного административного здания Института – Третьего корпуса, расположенного фасадом вдоль Инструментальной улицы, находится странное здание – церковь без крыши. Сейчас там лаборатория гидроакустики электрофизического факультета. Это – бывший храм Спаса Преображения господня Лейб-гвардии гренадерского полка. Это – единственное сохранившееся на северо-западе России церковное здание постройки архитектора Константина Тона – автора проектов Николаевского вокзала, Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя.  В казармах этого полка, расположенных недалеко, одно время жил Александр Блок, который ходил в эту церковь молиться. Воспоминанием о вечерней службе в этой церкви стало его стихотворение «Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах…». В начале века рядом с церковью забор в забор на казенной даче жил Петр Столыпин, на которого здесь было совершено покушение – черносотенцы спустили бомбу в дымоход. После революции здание церкви Спаса Преображения было передано Институту.

В годы Великой Отечественной войны в здании располагался штаб командующего Балтийским военно-морским флотом адмирала В.Ф. Трибуца, а также военный совет и политуправление. Из церкви были проложены кабели в ставку Сталина. За алтарём храма было выстроено бомбоубежище, сохранившееся и поныне. С тех пор в здании остались шестидесятисантиметровые броневые перекрытия и забутовка здания церкви снаружи.
В Третьем корпусе, расположенном по Инструментальной улице, находится администрация Института – ректорат, учебный отдел и так далее. Самым важным для нас, студентов, был буфет, расположенный на первом этаже, в котором можно было перекусить за несколько копеек. В Третьем корпусе также расположен большой парадный актовый зал и многочисленные службы института.