2-02. Мужчина как явление

Маша Стрекоза
Молодежи в нашем НИИ было много. Каждый год по распределению к нам направляли молодых специалистов – выпускников петербургских вузов, которые по истечению положенного законом трехлетнего срока отработки увольнялись. Молодые инженеры, обретя долгожданную свободу, легко находили себе новые рабочие места, где собирались делать свою карьеру. Специалисты требовались – в нашем большом городе всемогущий ВПК ежегодно прирастал новыми «ящиками» и требовал кадров. Переход в другой «ящик» давал возможность устроиться на больший оклад и лучшую должность: повышение на старом месте теоретически было возможным, но случалось редко. Таковы были правила игры того времени.

 Пока длился срок обязательной отработки, молодежь даром времени не теряла. Родная партия организовала их в комсомольские первичные организации по месту работы, а инженеров и техников еще и в «советы молодых специалистов». Бурная  общественная жизнь – собрания, спортивные и культурные мероприятия, совместные вылазки на природу – сплачивали молодежный коллектив гораздо лучше, чем производственная деятельность.

Опять мне захотелось более тесного общения с молодыми людьми и своей личной жизни.  Мой  тогдашний внешний вид бывшей отличницы – строгий и очень серьезный -  не располагал наших молодых людей к заигрыванию со мной. Как и всегда, мое внутреннее содержание полностью не соответствовало внешнему облику и всех  вводило в устойчивое заблуждение о моей неприступности: 

Сфинкса загадка в легкой позе!
Наши мужчины тебе желают
Скорее раскрыться, подобно розе -
Но как это сделать, увы, не знают!

К весне я окончательно решила покончить со своей «правильностью»: накупила новых нарядов с короткой юбкой и  сделала себе модную стрижку,  сбросив,  по словам наших дам, сразу лет пять.  К решению отправиться на поиск  новых приключений меня подвиг совместный поход в театр  с моей  бывшей однокурсницей Верой.

Вера всегда знала все обо всех и с удовольствием жила чужой жизнью,  не имея собственной. Не желая сдавать свои чувства в ее плохо охраняемую копилку информации «обо всех наших», я с Верой особо не откровенничала. Этот существенный момент  наших с ней отношений при  всех  достоинствах Веры  по  определению  исключал возможность называть ее  моей подругой в том смысле,  как я это слово понимала.

Вера поведала мне, что уже спустя пять месяцев после нашего развода, Толик  вновь женился  на ленинградке -  выпускнице  медицинского института,  которая была старше его на два года, но зато имела жилую площадь в Кронштадте.  Видимо, ему все-таки подошел ленинградский климат,  на который  он  постоянно жаловался, живя со мной и уверяя, что его абсолютно не интересует ленинградское распределение. Новость не относилась к разряду приятных. Одно было хорошо – теперь Толик не надумает подавать на раздел нашей квартиры и сам выпишется с нашего адреса. Впрочем, как раз за нашу квартиру я особо не волновалась – при всех Толиных  недостатках, я никогда не считала его подлым.

Празднование моего очередного дня Рождения осталось в памяти ярким воспоминанием. Набравшись смелости, я пригласила на него А.П., - естественно, не одного, а в компании с другими моими бывшими одноклассниками. Вечер  прошел на редкость удачно. А.П. был со мной робок, но внимателен. Он тоже только что окончил институт и теперь работал инженером на Кировском заводе. В этот день мы станцевали с ним первый и, к сожалению, предпоследний танец в нашей жизни: я сама пригласила его на медленный вальс. Как всегда, действительность произвела на меня меньшее впечатление, чем ее ожидание. Воспоминание об этом танце и о вечере впоследствии больше грели мне душу, чем сами события. Возможно, эта странность восприятия  вообще характерна для меня, и А.П. тут совершенно ни при чем.

Проводив в тот вечер своих гостей до метро, я повернула домой,  но неожиданно А.П.  отделился от наших ребят и пошел за мной.  У самых дверей нашего дома мы с ним договорились звонить друг другу при случае. Потом была пара поздравительных открыток к праздникам  и  еще несколько  телефонных звонков  ни о чем.

Чего-то не хватало в наших отношениях, то ли смелости, то ли страсти,  к тому же у А.П. в это время тяжело болел отец, которого он вскоре похоронил: ему, было не до «романов» с бывшими одноклассницами.

 Хорошо помню еще одну нашу встречу, случайную, возле моего института, откуда я выходила в конце рабочего дня.  «Ты встретился,  как нарочно,  в тот день, что была я злая…».  А.П. тогда очень обрадовался мне, мы живо поговорили с ним о его отпуске, который он провел на даче, и о работе, но я чувствовала себя скованно. Мне было привычнее и приятнее общаться с его мысленным образом, с которым я почти никогда и не расставалась. Реальный А.П. меня тяготил: несмотря на опыт замужества, я так же,  как и в школе, находясь рядом с ним, испытывала жуткое волнение. Не выдержав нервного напряжения, я зачем-то сказала, что тороплюсь и попрощалась, явно задев его этим своим поступком. Только завернув за угол, я снова почувствовала себя свободно, радуясь как нашей встрече,  так и своему избавлению от напряжения, вызванного ею!

Вскоре после этого в моей жизни началась череда  коротких и бестолковых отношений с молодыми людьми, давших мне такой необходимый мне опыт общения с мужчинами и несколько  отрезвивших мою пылкую натуру. Если у человека хандра, ему обязательно нужно купить туфли на два размера меньше, и тогда, избавившись от них,  он сразу почувствует себя счастливым.  Мои первые  знакомства  с мужчинами определенно сыграли в моей жизни роль этих туфель, но зато отлично повеселили.

Все началось с бывшего маминого ученика и давнего  друга семьи, который по доброте душевной  познакомил меня со своим недавно разведенным другом - Николаем выпускником филфака ЛГУ. Как выглядел этот Коля, я даже не помню,  вероятно, уродом он не был, иначе бы я это запомнила. Николай тогда находился в полном раздрае чувств: ему только что наставила  рога его молодая жена, о чем он не стеснялся говорить всем. На его лице было написано, что он о себе думает: какой он  умница и подарок, и как он  жестоко  обманут! Личная трагедия не помешала Николаю охотно взять у меня наш номер телефона и пообещать позвонить в ближайший понедельник. Позвонил он только в среду и долго и подробно растолковывал мне место и время  нашего  свидания  возле станции   метро.   

Для чего понадобились эти долгие объяснения я поняла только при встрече. В назначенном месте  Николая не оказалось, и только совершенно случайно, уже возвращаясь домой я обнаружила увидела  его  на  совсем  другом  месте.  Кто из нас и что перепутал, установить было трудно, я почему-то была уверена, что пришла именно туда, куда мне было сказано. Удивило другое – вместо того, чтобы  хотя  бы выразить  радость  от встречи со мной и забыть о  досадном случае,  он опять очень долго и по-бабьи дотошно стал доказывать мне свою правоту и мою невнимательность.

Когда первая тема была исчерпана, надо было что-то делать дальше. Николай очень сильно постарался доказать мне свою  начитанность. Он  был типичным  энциклопедистом:  на всякий вопрос отвечал долгой лекцией  о многочисленных  и  не  всегда нужных мне фактах. Он был очень высокого мнения о своем интеллектуальном уровне и охотно приобщал меня к нему. Мне было тоскливо.

Как культурные люди, мы конечно, поехали в Пушкин, некогда исхоженный мною вдоль и поперек с Толиком. Совместная прогулка по Александровскому парку окончательно забила мою голову умными разговорами о возвышенных материях. Вроде бы все умно, правильно, но скучно невероятно. Где выражение симпатии, где романтика, где хотя бы отдаленный интерес ко мне самой, не только как к девушке, ну, хотя бы как к новому для него человеку? На прощание  Николай окончательно добил меня тем,  что около одиннадцати  часов вечера   распрощался  со  мной возле электрички ,  не проводив до дому,  и поехал к себе. 

Следующая наша встреча произошла через несколько дней и опять гораздо позже того времени, которое он сам же предварительно назначил. Все происходило примерно также – прогулка по Пушкину (именно там он жил!), скучные рассуждения обо всем, что встречалось на нашем пути и никакого ухаживания. Для разгону я прочла ему какие-то из своих стихов, показавшихся в тему. Их одобрили, но затем пошло детальное и въедливое рассмотрение каждой строчки стихов – я никогда еще не видела,  чтобы так относились к поэзии.  Охота читать ему что-либо еще напрочь отпала. К  концу прогулки я уже больше не проглатывала молча все его высказывания,  а начала с ним спорить,  опровергая отдельные моменты его «безупречного»  знания  обо всем.

Последней каплей наших отношений оказался  «Устный журнал», на который я его пригласила. Его проводили регулярно в нашем НИИ для сотрудников и их друзей, и это мероприятие всегда пользовалось бешеной популярностью – желающих достать билетик – отбою не было. Николай моего восторга не разделил. Упустив все то, что мне казалось главным – острые темы о неизведанных, необычных сторонах нашей жизни, Николай подверг глубокой критике неправильное ударение в словах,  употребленных участниками выпуска,  и ограниченность предложенных ими сведений (он знал гораздо больше!). Удовольствие от «Устного журнала»,  выпуски которого я очень любила. Для меня было полностью испорчено. «Может быть, права была его молодая жена, что так вовремя наставила ему рога?» - почему-то подумала я.

Итог наших встреч был очевиден - мы друг другу не понравились. Наши встречи сами собой засохли на корню, что подарило и безмерное облегчение:  Николай  до чертиков надоел мне своим занудством!

Со вторым своим парнем я познакомилась сама – совершенно случайно, когда пришла на работу к маме. Женя был маминым  учеником - будущим машинистом  метро,  бросившим  с третьего курса свой ЛЭТИ и подавшийся в техническую школу,  обеспечивающую  хорошие заработки по ее  окончании.  Небольшого роста   худенький,  черноглазый и красивый, Женя оказался в моем вкусе. Он вообще был кумиром девчат, которых менял достаточно часто, ни на ком не останавливаясь,  отчего наша болтовня и обмен телефонами и не внушили  моей маме особого доверия: мое знакомство с ним  она считала пустой тратой времени.  Но после скучного Николая,  живой и остроумный  Женя, показался мне приятной отдушиной: он умел себя вести с девушками, с легкостью поддерживал разговор, блистая остроумием, и всем своим поведением давал мне почувствовать его расположение  ко  мне.  Я  ощущала  себя очень свободно рядом с ним и была готова встречаться с ним в любое время дня и ночи. Но Женя, с первой нашей встречи надавав мне множество авансов, вел себя непредсказуемо. Он то надолго пропадал, забывая позвонить, как обещал,  то неожиданно снова появлялся на горизонте и говорил о том,  что хочет найти хорошую девушку,  подругу жизни,  так как устал от «вертихвосток». При этом он как-то особенно  выразительно смотрел на  меня.  К счастью, он не успел меня сильно привязать к себе, что было бы опасно. Я была слишком неопытна, для того чтобы не верить всему, что обычно говорят мужчины, и слишком чиста, чтобы самой временно попользоваться парнем, как милым украшением жизни, не планируя чего-либо определенного.

Женя сам исчез в неизвестном направлении так же неожиданно, как и появился в моей жизни, ничем не навредив мне и ничего не разрушив. За что ему огромное спасибо. Я немного жалела, что не смогла завладеть его сердцем, но никакой инициативы не проявляла. Ни ему, ни предыдущему Николаю, я сама ни разу не позвонила и встреч не назначала.  В те годы я была твердо убеждена, что  инициатива должна исходить только от мужчины!

Мужчина как явление, все еще оставался для меня непостижимой, но сложной для разгадывания загадкой. Герои моих первых романов не разбудили в моей душе ничего, похожего на любовь – как я ее тогда понимала: не сделали меня ни безумно счастливой, ни ужасающе несчастной. Между тем у меня на подходе уже маячило следующее любовное приключение.