2-01. Впервые на работе

Маша Стрекоза
ВНИИ РЭ, куда меня направили работать,  изнутри понравился мне даже больше, чем снаружи: высокие  потолки,  широкие  коридоры и лестницы. Четыре  огромных лифта доставляли сотрудников на все 12 этажей громадного здания, занимающего  огромную  территорию  с тремя внутренними дворами, куда в обед выходили подышать воздухом мои новые сотрудники. Здесь была прекрасная столовая, занимающая весь первый этаж, и актовый зал, вмещающий несколько тысяч человек, своя библиотека с читальным залом  и собственная  поликлиника.  Это был целый город в одном здании, к тому же, строго закрытый для внешнего мира, едва ли представляющего о профиле работы  института. Вывесок на дверях не было. От жителей прилегающего к институту района я не раз слышала самые невероятные и нелепые предположения относительно назначения здания, вплоть до существования под ним атомного завода. Чем действительно занимались мои коллеги,  я знала не больше других, хотя и была принята в институт в качестве дипломированного программиста.  Словом, типичное  НИИЧАВО из «Доживем до понедельника» братьев Стругацких.

Пока я дожидалась допуска к своей загадочной работе, все мои подруги  находились при деле. У Вероники родилась дочка Оксана. Еще не испытавшая  материнства, я не почувствовала особого восторга от вида младенца и характерного запаха пеленок в Вероникиной квартире. В то же время,  я  очень жалела,  что от моего замужества у меня не осталось даже ребенка, который смог бы наполнить мою жизнь смыслом.  Вернуть Толика  мне  не хотелось,  хотя очень хотелось найти ему замену - то ли отомстить,  то ли переключиться:  опасная глупость,  которая  не  сулила бы ничего хорошего.

Надя вышла замуж за москвича и теперь жила и работала в столице. Надя осталась столь же жизнерадостной и трудолюбивой,  как и  в нашу  стройотрядовскую бытность,  она хорошо ладила с соседями по квартире, сама вела хозяйство, лаской и терпением переделывала своего, далеко не идеального мужа, что у нее неплохо получалось. Надя стала  живым укором мне, ничего не сумевшей изменить в своем замужестве.

Таня уехала по распределению в Калининград и работала в редакции «Калининградской Правды».  Она писала мне,  что собирается выйти замуж без любви: нашелся человек, сделавший ей предложение. Я не отговаривала подругу:  тогда  мне казалось, что именно так и надо идти замуж -  по здравому и трезвому  рассуждению, чтобы не стать марионеткой своих чувств, не зависеть от поступков, слов и отношений любимого.

Когда мы с вершины более зрелых лет мы оглядываемся назад на свои двадцать два года, нам кажется, что это не  возраст: в двадцать два - вся жизнь впереди, а молодость авансом дает нам множество преимуществ  перед  другими!  Но как раз молодые больше всего  впадают в пессимизм. Я была полна горьких разочарований: все, на что я надеялась, - не осуществилось. Позади остались учеба в институте, защита диплома, короткое и неудачное замужество и даже томительное ожидание допуска к неизвестной работе. Настоящее казалось туманным – меня ожидала встреча со своим первым рабочим коллективом.

Седьмой этаж, где размещалось наше СКБ, был отделен от лестницы дополнительной вахтой с охранником, проверяющим пропуска на входе и выходе. С пропуском в руках теперь приходилось ходить практически всюду,  его потеря грозила  не только неприятностями, но и невозможностью  выйти из здания в конце рабочего дня.  Невозвращение  в  здание с обеда сразу же становилось заметным по наличию пропуска в ячейке проходной, все опоздания здесь автоматически считались «своим счетом» и вычитались из зарплаты в конце месяца, точно,  как в такси - сколько набежало, столько и недополучишь. Это не считая выговоров! Даже меня, достаточно пунктуальную  по складу характера, это напрягало. Во всей этой строгости было много абсурда:  нахождение  внутри здания нисколько не обязывало человека усиленно трудиться - платили не за результат работы, а за  «отсидку»!

Работа, конечно, была – мы готовили  документацию  по НИР или ОКР. Рядовые инженеры писали свои разделы по  выданным им  алгоритмам,  доводя до блеска чужие отчеты, и только ведущие создавали нечто относительно новое. При этом вся документация шла под грифом секретности, что создавало массу неудобств и дополнительных сложностей. Так называемый, Первый отдел, контролирующий сохранение секретности, казался мне нашей главной страшилкой: небрежное отношение с документами грозило не только лишением премии (она была невелика), но и допуска, а то и судебной ответственностью. Поначалу, все это очень пугало меня, но потом я  привыкла, а проработав на предприятиях  ВПК достаточно долго, настолько свыклась со всей  этой секретностью и пропусками, что иного себе даже не представляла.

 Лаборатория, где мне предстояло обосноваться,  находилась за дверью с кодовым замком в середине довольно большого и широкого коридора. Хорошо помню свое первое появление в этих стенах. Комната показалась довольно большой с очень высоким потолком, тремя окнами и тремя колонками столов, развернутых  к двери. Она  напомнила мне помещение школьного класса. За столами,  которых  там было не меньше 16-и, сидело пятеро. Один сосредоточенно ковырял в носу, другой неторопливо листал книгу,  завернутую  в газету, двое  в полголоса вели друг с другом беседу, еще один накручивал диск аппарата местного телефона. Столы были пусты - ни бумаг, ни книг, ни каких-либо других принадлежностей. На некоторых незаселенных столах, правда, все же что-то лежало - кепочка, авторучка или сумочка -  знак того, что их обладатель вышел на работу и где-то находится. Увиденное меня страшно удивило – я не так представляла себе напряженную научную деятельность. Первое, что пришло мне в голову – мне пока не доверяют! Я  новый человек, и они  скрывают от меня свою деятельность!

Все оказалось не так страшно. К обеденному перерыву большинство моих новых коллег, бродивших по институту, подтянулись к своим столам, и я успела их разглядеть. Их оказалось 15 - восемь мужчин и семь женщин, все старше меня, не считая одной девушки,  только что закончившей техникум и через месяц уходящей в декретный отпуск. Дамы встретили меня приветливо, но равнодушно. 

Начальником нашей лаборатории был сухощавый,  небольшого роста, подвижный человек лет пятидесяти, с располагающей,  приветливой улыбкой и умными глазами с  искринкой – Лев Константинович. У него была легкая, «демократическая» манера общения: изредка влетая в нашу комнату из кабинета начальника отдела или с другого совещания,  он на ходу шутил со своими сотрудниками и усаживался со своим секретным портфелем за свой стол  -  поработать  с документацией. 

Его заместителем и моим непосредственным  руководителем  был Беляев. Своим высоким ростом, светлыми волосами, огромным покатым лбом и носом с горбинкой, Беляев напоминал мне французского комика Бурвиля.  Евгений Николаевич немного заикался,  что не  мешало ему  охотно выступать на всех собраниях,  высказывать свое всегда расплывчатое мнение. У него был  мягкий  характер  и  отсутствие четких мнений, касающихся его  работы, но зато широчайший кругозор в области культуры и искусства.  Евгений Николаевич много читал и охотно делился своими открытиями с коллегами.  Наша группа занималась математическим моделированием и по роду своей работы часто ездила в командировки в Москву. Весь наш институт (а может быть и вся страна) в то время работал под руководством московских НИИ, и наши инженеры к своему великому удовольствию постоянно навещали столицу – отовариться, побывать на выставках и в музеях, а заодно отчитаться в московских НИИ о  выполненной работе.

Описание всех моих коллег может утомить читателя, вспомню лишь самых  ярких, типичных, подобие которых можно найти почти в каждом рабочем коллективе советского «ящика».

Типичный партиец и в прошлом общественник - Борис Григорьевич, ведущий инженер и заслуженный пенсионер,  не признавал  никаких вольностей.  Он поражал меня тем,  что на любом собрании, на которых он обычно  дремал, сидя с закрытыми глазами и даже достаточно громко похрапывая, неожиданно вскакивал и добавлял по существу вопроса несколько формальных фраз в духе времени, после чего снова уходил  в свое сонное забытье. За рабочим столом он также дремал,  но всегда с неизменной авторучкой в руке и над отчетом,  кажется уже много лет раскрытом на одной и той же странице.

Другим уникумом был Тютерев. Правильнее было сказать, что исполняющим обязанности инженера Тютерева была его кепка,  которую он клал на свой стол, приходя утром на работу, и тут же исчезал в неизвестном направлении. У Тютерева, как у занимающего большой пост в ДОСААФ, был свободный пропуск, позволяющий ему не оставлять его в кабине у проходной, а свободно выходить и входить в здание в любое время. Что он и делал.  Еще раз Тютерев появлялся в нашей комнате уже в конце рабочего дня, когда он забирал свою кепочку и прощался с коллегами. Руководство ничего с ним не могло поделать, разве что чертыхнуться, получив очередное письмо из сторонней организации, где Тютерева хвалили за хорошую общественную работу в масштабах города. Не исключено, что автором этих писем был сам Тютерев, имеющий много полезных друзей в разных организациях.

Самым симпатичным представителем нашего мужского коллектива был Сеня Рабинович, много лет сидевший без продвижения на небольшом окладе старшего инженера, -  худой, лысый, с умными и печальными еврейскими  глазами.  Рабинович был из тех, кто наперекор всей своей нации, не умеет устраиваться в жизни, но с большим  юмором относится и к себе,  и к тому,  что видит вокруг.  Это он задумчиво ковырял в носу, когда я впервые вошла в свою лабораторию. В этом его «ковырянии» осуществлялась его скрытая и выразительная форма протеста против своего вечного безденежья, неприкаянности и участия в  игре,  которой требовала от него жизнь. Сеня был женат на русской - практичной и шумливой, вечно попрекающей его за неумение жить и сожалеющей, что «вышла замуж за еврея, оказавшегося на поверку хуже русского»!  На самом деле она его любила,  что было неудивительно:  у него было  на  редкость доброе сердце и  неподражаемый «черный» юмор,  которым он одаривал всех,  невзирая на чины и лица. На фоне остальных мужчин, он показался мне самым нормальным.

Среди женщин ярко выделялись три наших обрусевших хохлушки - Валя Демченко,  Света Русак и Люда Овченко. Валя и Света были ведущими инженерами и вечно соревновались друг перед другом в своей компетентности. Они заводились по малейшему поводу и  наскакивали на Беляева,  стараясь перетянуть его на свою сторону, но всегда получали от него одно и то же заключение:  «во-о-о-бще-то, Вы п-п-правы!»,  независимо от полярности их мнения. Так  же бурно они обсуждали проблемы воспитания своих дочерей,  но, в общем и целом, жили дружно и были  отходчивы. 

Люда, еще ни разу не бывшая замужем, имела препаршивый характер, часто ссорилась с людьми и была нетерпелива и обидчива. При этом она никогда не держала камня за пазухой. Еще одна тридцатилетняя старая дева – Верочка, всегда одетая по моде, была  страшная кокетка  и  милая язвочкой. Я с интересом наблюдала ее манеру общения с мужчинами - ласковое и шутливое заигрывание, внутри которого обязательно припрятана острая колючка.

Ближе всех по возрасту мне была Лена, молодой специалист, на год раньше меня закончившая «Политех». Ее мама – Яна Комиссарова, некогда блистала на сцене БДТ. Она передала своей дочери живой ум и артистичность. Отца у  Лены, так же  как и у меня, не было, наши семьи были в чем-то схожи по открытости и трагичности восприятия жизненных ситуаций, по вспыльчивости и отходчивости характеров. Лена глубоко презирала нашу работу в НИИ и необходимость своей трехлетней отработки в нем, она  мечтала вернуться в свой Политех - в аспирантуру.

Итак, я оказалась в довольно разношерстном коллективе, не слишком  обремененном  работой,  но живущим собственной  насыщенной жизнью, как и тысячи других, таких же производственных коллективов нашего ВПК.

Сблизиться и,  наконец, почувствовать себя своей в рабочем коллективе мне помогли наши командировки в Москвудля отладки наших математических моделей. Особой загруженностью эти поездки не отличались  - то электропитание в московском НИИ отключат на стенде, то разработчик заболеет, словом, большую часть дня мы оказывались свободны.  Наши дамы шли в гости к своим московским родственникам,  Лена  отправлялась на каток или пляж, в зависимости от времени года, а я знакомилась с Москвой.  Москва мне нравилась чрезвычайно и нравилась именно тем,  за что ее обычно ругали ленинградцы - своими огромными  размерами  и толпами  людей,  половина  из которых - приезжие.  В такой большой толпе мне почему-то было очень уютно:  меня не волновало ни  как я выгляжу со стороны, ни  то,  что я не знаю города. Имея карту метро, я не боялась заблудиться - шла, куда глаза глядят, и по дороге находила интересное. Нигде,  кроме Москвы,  я не чувствовала себя так свободно, раскованно и легко. Меня никто не ждал, некуда было опаздывать, а город казался мне очень «советским» -  понятным мне, я была полностью сама собой в этом большом городе! Совсем не так, как в  тихом  захолустье,  в провинции, где каждый человек на виду и постоянно  находится под оценивающим взором местного населения.

Особенно приятными  были наши летние командировки.  Во время их   мы с Леной успели перекупаться во всех московских водоемах: в Филях, на Ленинских горах, в Сокольниках, у Речного вокзала. С каждой своей поездкой я все больше узнавала и влюблялась в  Москву. Я  пересмотрела там весь репертуар Московских театров,  покупая билеты с рук у входа, побывала во всех музеях. В московских универмагах я приобрела многое из  одежды  и  домашней утвари: в родном городе все это было, но не хватало  времени для посещения магазинов. Каждый раз я возвращалась в московскую гостиницу, где нас поселяли, за полночь - с переполненными сумками, счастливая, усталая и  полная новых впечатлений о Москве.