Мечеть

Герман Кузнецов-Валин
Посвящается прекрасной матери,
внучке кузнеца Исмаила
Хафизе Абдуловне

В этот день мы с приятелем попали под ливень и изрядно промокли. Он предложил зайти обогреться к его близкому знакомому, живущему поблизости. Хозяин квартиры Ахмед, татарин по национальности, был искренне рад нашему приходу. Войдя в комнату, я увидел на стене большую цветную фотографию, вставленную в дорогую рамку. На ней была изображена очень красивая по своему архитектурному исполнению мечеть.

- Нравиться? – задал мне вопрос Ахмед, - Она называется мечеть Рашида. Её история крайне интересна. Но сейчас к столу. Будете отогреваться.

За чаепитием с гречишным мёдом Ахмед поведал нам историю изображенной на фотографии мечети.

По рассказу Ахмеда, мечеть была построена на месте старенькой, развалившейся мечети. Красуется она на берегу речки Медянки, протекающей на окраине древнего села Медяна, что на Нижегородчине. Он оттуда родом. Строили мечеть всем миром. На стройплощадке можно была слышать своеобразный говорок москвича и украинца, белоруса и жителя Кавказа. Жили дружно, и мало кто интересовался национальностью соседа и откуда он родом. Главным мерилом уважения к человеку был его труд и порядочность. Конечно же, в первых рядах строителей были жители Медяны. Ахмед знал не понаслышке, как его земляки, представители разных национальностей и вероисповеданий, единой семьёй, поддерживая друг друга, пережили все невзгоды репрессий, войны, голода, и вот теперь вместе строили молитвенный дом для своих односельчан-мусульман.

Право дать название построенной мечети медянцы предоставили своему земляку по имени Васись. Он, крупный предприниматель, пожертвовал в общую копилку большие деньги на постройку молитвенного дома. Мечеть была названа именем его матери, Рашида.

На открытии новой мечении Васись сказал, что построенная мечеть – это подарок от ушедших и ныне здравствующих сыновей своим матерям из селения Медяны в знак большой любви и глубокого уважения. Так, нареченная именем одной матери, мечеть стала символом сыновней любви к своим матерям.

Но для Ахмеда и его односельчан мечеть Рашида является ещё и воплощением светлой памяти о местном кузнеце Исмаиле и героическом поступке молодого русского солдата.

О кузнеце Исмаиле Хайретдинове ходили легенды далеко за пределами села Медяны. Руки кузнеца создавали уникальные вещи не только из металла. Казалось, не было такой работы, которая была бы непосильна кузнецу. Со всей округи шли к нему люди за помощью. И не было случая, чтобы мастер отказал им в просьбе.

Но в один грустный день нашли Исмаила мёртвым у его горна. Отказало сердце. Односельчанами овладела глубокая скорбь. Смахивали слёзы взрослые. Притихли дети.
Хоронили кузнеца всем селом. Многоликая процессия, протянувшаяся за носилками с покойником, закутанным в саван, двинулась к кладбищу, расположенному на противоположном берегу реки Медянки. Тихая и безобидная в летнее время речка, которую переходили по перекинутым мостикам, встретила скорбную процессию буйным майским половодьем. Лёд и вода за одну ночь начисто срезали хилые мостки. Бурлящая река стремительно неслась к каменным порогам. С большим трудом мужчинам удалось проложить из брёвен и досок временную переправу. Но пронести по ней носилки с телом покойного даже двум мужчинам было опасно. Казалось, выход был найден. Привязав тело в саване к носилкам, двое мужчин перешли на другой берег реки и стали с помощью верёвки, прикреплённой к носилкам, перетягивать их по мостику к себе. И когда уже половина пути была позади, случилась непоправимое. Верёвка, скользкая от изморози, вырвалась из озябших рук. Носилки не удержались на сырых брёвнах и соскользнули на одну из проплывающих под переправой льдин беснующейся реки. Течение подхватило льдину с носилками и понесло её к порогам.
 
Люди с криками, мешая русские и татарские слова, бросились бежать по берегу за носилками, не зная, как исправить положение. Навстречу бегущей растерянной толпе шёл молодой солдат. Услышав крики и поняв, что случилось, он скинул шинель и бросился в студёную воду.

Льдины сбивали смельчака с ног, течение тащило к смертельным порогам, но он успел схватиться за верёвку, привязанную к носилкам, и стал тащить и толкать льдину к берегу. Подоспевшие селяне помогли выбраться солдату из холодной купели, а затем вытащили на берег и носилки с телом Исмаила. Лицо и руки молодого человека были изрезаны в кровь. Одежда начала покрываться изморозью. Женщины накинули на солдата его шинель и увели согреваться в ближайшую избу. Временно оставив героя на попечение старушки, хозяйки избы, женщины вернулись к похоронной процессии.

Наступили сумерки. Переправлять тело Исмаила на противоположный берег к кладбищу не имело смысла. Носилки с умершим установили в старенькой, полуразвалившейся мечети, стоявшей как раз на том месте, куда солдат подогнал льдину и на котором построена новая мечеть Рашида.

Когда группа почётных селян пришла в избу, в которой оставили обогреваться солдата, чтобы достойно отблагодарить его, того и след простыл. Сказала старушка, что зовут его Фёдором, а головка у него белая как лён, а глазки синие как небушко. Да когда нижнюю рубашку снял, чтобы воду выжать, заметила она на шее парня шнурочек с крестиком. Сказал служивый, что идёт он на побывку к маме. А вот фамилию и куда идёт, не спросила старая. Какой с неё спрос? Отпуск солдата недолог. Обогрелся чуток и в путь.

Похоронив Исмаила на следующий день, обшарили мусульмане все окрестные сёла и деревни, чтобы разыскать русского солдата. Да так и не нашли. Может, уехал он на попутной машине из этих мест.
 
И вот теперь мечеть Рашида считается мусульманами Медяны не только символом любви сыновей к своим матерям, но и памятью о самоотверженной взаимной помощи людей разных национальностей и веры.

Хорошо, если бы мы почаще вспоминали о подобных событиях в наше время.

Рассказчик умолк. Дождь кончился. Мы стали прощаться с гостеприимным хозяином. Перед уходом я снова бросил взгляд внутрь комнаты. Мечеть Рашида на глянцевой фотографии сияла всеми цветами радуги от заглянувшего в окно комнаты солнца.

Сборник «Сила добра. Рассказы о ненасилии и примирении»
“Издательство Икар”, Москва, 2005