По главной улице с оркестром 11

Елена Вислова
В Барнаул все вернулись полные впечатлений и надежд на "светлое будущее".Поползли слухи,что Борисов всё-таки смог наладить какие-то контакты и приглашения на гастроли обязательно будут.Сейчас смешно вспоминать общую наивность.Столько народу выпустить за бугор!Кормить,поить,давать крышу над головой,инструменты таскать(не всё ведь в руках возить можно было)....Не реально....Но тогда возможность вырваться казалась такой близкой!Мы верили  в это чудо,не думали о трудностях и не подозревали,чем может обернуться сама идея для некоторых оркестрантов.
Мы сразу начали готовиться к следующей поездке.
О том,что оркестр будет записывать пластинку Борисов поставил нас в известность ещё в начале сезона.Выбирая между Барнаулом и Алма-Атой,дирижёр предпочёл последнее,потому что качество закписи там предположительно лучше.
---Есть ещё Ташкент--говорил он нам на собрании---Но это сложно,далеко и дорого.
Ах,как близка я была в тот момент к своей мечте о Ташкенте!Но Алма-Ата находилась совсем рядом с городом моей мечты и съездить туда было тоже не плохо.Большинство оркестрантов дальше Алтайского края нигде не были.Поэтому недовольных необходимостью сорваться с места и куда-то ехать не нашлось.Хотя пора наступала,прямо скажем,горячая.Поездку наметили на начало мая.И у педагогов,и у студентов буквально через месяц ГОСы.Каждый день был дорог.Борисов попросил заранее предупредить,если кто не сможет поехать.
Щас!Никто не отказался!Все посчитали,что неделя отсутствия погоды не сделает.А многие студенты взяли в дорогу свои инструменты,надеясь заниматься между делом.На всех была оформлена командировка,суточные,всё,как полагается.
Вечером 9 мая мы опять собрались на вокзале.Опять песни под гитару и предвкушение чего-то неизведанного.
Ничто так не сближает людей,как совместное путешествие.Полтора суток в плацкартном вагоне.И вот уже люди,сидящие по разным краям оркестра оказываются за одним столом и узнают друг друга по новому.Субординация между студентами и преподавателями медленно и верно стирается.Столько разговоров и обсуждений!В окно смотреть было некогда.На остановках мы дружно высыпали из вагона,что бы подышать воздухом и купить какую-нибудь местную вкусность.Время пролетело незаметно.
И вот,наконец,Алма-Ата,тогда ещё столица Казахстана!
После серого пыльного Барнаула,она показалась нам ослепительно красивой!
Чистенькая,свежая,вся  в скверах,фонтанах и розовых клумбах.Гостиница,в которую нас поселили была,может,и не самого высшего разряда.Но ведь мы там и не находились постоянно.Только ночевали.А что нужно вечером усталому музыканту?Душ и кровать.Всё это у нас было.К тому же вид из окон был потрясающий!Прямо напротив гостиницы,на фоне шикарных остроконечных горных вершин красовался Театр Оперы и Балета,в котором служил приезжавший к нам Алибек Днишев.Вокруг театра расположился небольшой уютный сквер с фонтанами  и открытым кафе-мороженым.Мы вообще первый раз увидели кафе,работающее ночью!Во всяком случае в 23.00 оно было ещё открыто.Бархатными,тёплыми вечерами после записи мы любили там сидеть.
Надо сказать,что "ответственные товарищи" предупреждали нас,что в тёмное время лучше находиться в номере.Мол,не спокойно,казахи с русскими что-то делят и стычки стали очень частыми.Но мы ничего такого не видели.Спокойно гуляли по вечернему городу,сидели в сквере.В кафе,которое мы облюбовали,обстановка была совсем умиротворённая.Тихая музыка,на столиках,застеленных клетчатыми скатёрками,маленькие абажурчики.Никаких пьяных компаний.За соседними столиками спокойно уживались  молодёжь и взрослые.
Записывались мы вечером,с 17 до 21.Такое время выделили нам на студии Казах-фильм.Так что время выспаться и погулять у нас было.
Первый раз  мы ехали на студию организованно.Что бы все знали куда и на чём добираться.Потому что куда бы в Алма-Ате вы не собрались поехать,это всегда на другом конце города.В этом плане жутко не удобный город.
Мне всегда казалось,что киностудия-это что-то очень большое,масштабное,с кучей снующих актёров,режиссёров,сценаристов и всякого персонала.Но Казах-фильм в этом смысле не впечатлил.Всё как-то очень обычно.Было ощущение,что в здании кроме нас никого и нет.
Ещё один бесценный опыт.Я имела очень смутное понятие о том,как записывается музыка.Студия звукозаписи показалась мне сначала маленькой комнатушкой,где за пультом с кучей тумблеров,рычажков и кнопок сидели два человека.Но не успела я подумать "как же мы все тут разместимся?",как за большим стеклом зажёгся свет и я увидела вполне вместительный,почти концертный зал.Только зрительских мест не было.
Мы расселись,как обычно.С потолка спустились несколько микрофонов,ещё несколько звукорежиссёры поставили по периметру.И пошла запись.
В первый же день мы выяснили,что играть в оркестре может быть не только удовольствием,но и тяжким трудом.
Очень кропотливая работа--звукозапись.Ни один посторонний звук не должен попасть на плёнку.Ни вздох,ни движение,ни шорох переворачивающегося нотного листа.Это очень сложно,когда в зале человек 50 сидит.Когда слушаешь пластинку кажется,что музыка льётся плавно и непрерывно.На самом деле мы записали кучу дублей,из которых звукорежиссёры потом вырезали самые блестящие куски и смонтировали в одно произведение.
Много было работы и с Карагыс Ялбаковой,которая тоже с нами приехала и записывала свой знаменитый "Бул-бул".Песня-то казахская.И оказалось,что некоторые слова она произносит не правильно.Режиссёры-казахи её поправляли и мы опять повторяли сначала.
За 20 минут перерыва,который нам полагался,мы не успевали ни перекусить,ни очухаться.Люди разбредались по шикарному яблоневому саду,который раскинулся за павильоном киностудии и был в самом цвету.В этом саду мы сфотографировались на обложку нашей пластинки.
Едва услышав Борисовское "Спасибо.Все свободны" взрослые серьёзные тёти и дяди превращались в толпу орущих на перемене школьников.Роняя пульты и толкаясь в проходе,они устремлялись на волю,к новым впечатлениям и приключениям.
Через пару дней по красивому студийному саду разбредались уже парочки.Я знала,что половина из них уже женаты или замужем,но не смотря на моё строгое консервативное воспитание,ни что во мне не возмущалось.Не было ничего удивительного,в том,что народ поддался романтическим чувствам.Тёплый казахстанский май,обволакивающий яблоневым цветом и благоухающий по вечерам ароматом роз, располагал к флирту,любви и просто к счастью.
И моя любовь в Алма-Ате как-то расправила крылья и набрала силу.