дневник 1963

Тамара Барышева
21/IV
Сегодня мы пошли в поход.
До Скалистого доехали на автобусе, а дальше, в горы, шли пешком. Я, Кучер, Давыдиха и Райка отстали, потому что нам было очень трудно нести еду. С Бурдычкой мы поссорились и сказали, что не дадим ей есть, потому что «кто не работает, тот не ест».
В пещерном городке мы догнали наших и стали лазать по пещерам. Там ещё до нашей эры жили скифы. В стенках пещер были выдолблены скамейки и ниши для святых. Мы видели баню и хранилища для зерна и воды.
Было очень жарко, мы не прошли и полпути. Все сильно устали, хотели есть, пить.  Мальчишки в пещерном городке выпили свою воду и потом просили у девчонок. Воды ни у кого не осталось, только у нас было ещё три бутылки, на которые все с жадностью набросились.
И вот, наконец, вдали показалась речка, а за ней деревня. Из Салгира я не выпила бы и глотка, а там мы пили воду бутылками. Перешли речку по бревну. На том берегу пасся баран. Мара закричал ему: «Бя-яша! Бя-яша!», а баран откликнулся: «Бе-е-е, бе-е-е!» Мы долго смеялись и теперь называем Мару Бяшей. В селе обедали, съели почти всё, что у нас было. Мальчишки обливали нас водой. Мы с Кучерявихой поймали три ящерки. Одна убежала, другой я выжгла глаза, а третью утопила в бутылке. Ленка вытащила ящерку из бутылки и держала её на руке, чтоб обсохла. Ящерица лежала-лежала и ожила.
Наконец пошли дальше. Мы снова отстали, поэтому нашли дорогу покороче. К гроту был очень крутой подъём. Мы попросили Савостю и Чапыша помочь нам, но они отказались. Сумку на гору тащила я одна.
И вот мы у цели. Подъём в грот трудный, потому что там трещина, по которой надо карабкаться, цепляясь руками и ногами. Первыми влезли мальчишки и вытянули нас.
Зашли в пещеру, там очень темно, но вскоре мы привыкли. Сначала было страшно, боялись провалиться (там есть такие глубокие колодцы, что не слышно, когда камень упадёт на дно). В одном месте очень низкий проход (камнем перекрыт), пришлось лезть на пузе. В пещере много красной глины, поэтому там скользко.
На одну горку первым влез Стюша, он подал Давыдихе ногу, чтоб она тоже влезла, а потм они поднимали меня. Я думала, что они стоят во весь рост, выпрямилась, когда поднялась, и треснулась башкой о камень.
Мы лазали-лазали и забыли, где выход. Вдруг увидели голубой свет и полезли к нему. Это оказался ЭТОТ свет! Мы с радостью выходили с того света.
На скале разожгли костёр, Ван Ваныч протянул над обрывом верёвку и полез по ней. Ленка Пета хотела повторить его подвиг, а мы решили, что ей жить надоело. Стюша вспомнил, как ездили в Севастополь, и сказал: «Ша, детки! С нами бог и сосиски!»
Многие мальчишки в походе курили. По дороге к Чистенькому Люська нашла часы Самохвальчика. На автобус мы опоздали, до Симферополя шли пешком, а потом на пятёрке и четвёрке добрались до дома.
В общем, день прошёл хорошо.

22/IV
Сегодня день рождения Ленина, третьячков принимают в пионеры. Мы в школу шли еле-еле, у всех болят ноги, головы и другие ушибленные места… Физ-рой из-за этого заниматься отказались.
В нашем классе есть новенький.

24/IV
День рождения Стюши. Вечером Надя приходила в наш городок, делать было нечего, поэтому мы друг другу гадали. Нам дали билеты по русскому, буду учить, пока не поздно.

26/IV
С Ленкой и Райкой не разговариваю после вчерашнего. Ленка первая подошла, чтоб я с ней обедала.
Днём, когда пришли на уроки, мы с Елисеевой оставили на заборе папки и пошли за речку купить семечки. Семечек не было, мы быстро вернулись, а Ленка Кучерявиха сидит на моей папке. Драку я начала первой. Когда все пошли строиться, я разозлилась и ушла домой. И правильно сделала! Как оказалось, на зоологии учили половое размножение гидры. По арише писали контрошу.
Вечером Надя сказала, что мальчишки в школе играют в футбол. Мы пошли болеть за Стюшу.

28/IV
Сегодня воскресенье, но мы учимся. В классе дежурят Яцык и Сося. Они всегда проверяют парты. Мы с Надей специально нарвали много бумаги и оставили в парте, а на одном листе большими буквами написали: «Яцык, Сося и другие! Из вас получатся хорошие сыщики». 

6/V
Олька с Наташкой каждый вечер сидят с мальчишками. Вчера мы заняли их место, они обиделись и сказали, что не будут нам подсказывать. У Наташки сегодня академ. концерт, поэтому Олька осталась одна и всё время ревёт. Долорес Даниловна спросила, почему, но Олька молчит, а мы рассказали. Доля заставила нас помириться. У школы мы встретили Наташку, она забрала Ольку с собой, номы….
[Это были четыре станицы одного из ранних дневников]

10/VI
Сегодня приехала в лагерь. Мы с Вовкой оказались в одном отряде, наш отряд называется «Юный друг пограничника». Из девочек я приехала первой, зашла в палату и выбрала кровать в дальнем левом углу у стенки, и окно рядом. Только начала переодеваться, зашли ещё две девочки – Лора Авралова и Света Шипилова. Девочки модные, современные.
В этот день мы были дежурными по лагерю. К концу дня в наш отряд приехали девять девок и три мальчишки.

15/VI
Так скучно в лагере. Сегодня первый раз нас водили в кино. Смотрели «Кёр-оглы», фильм интересный.

17/VI
Сегодня день рождения Сигалёнка, а завтра у Боди и Коли Ивановича (это наш вожатый). Мы решили собрать деньги им на подарки. Мальчишки и вожатые сдавали по 50, а мы – по25 коп. Вечером узнали, какой подарок купили мальчишки. Это девять бутылок вина! Шесть бутылок взяли себе, а три дали нам.
Прежде я пила вино только дома, с родителями, понемножку. Девчонки решили, что три бутылки – это очень мало, и мы придумали, чтоб надолго хватило, пить, как древние греки – разбавлять водой. Было весело.
Все вожатые знали, что первый отряд на вечерней линейке еле стоит на ногах. От нас несло, как от винзавода. Это первое нарушение дисциплины, но нас никто не ругал.

18/VI
Я уже написала, что сегодня родились два человека из нашего отряда. Поэтому мы с девчонками вчера одну бутылку не выпили, а сохранили на сегодня. Вообще-то, мы вчера обещали угостить вожатых, и бутылка оставалась для них, но сегодня мы её сами выпили, только воды наливали больше.

24/VI
Сейчас 6 часов утра, подъёма ещё не было. В четыре часа наши пошли в поход, мы высунулись из окон и орали, чтоб нас тоже взяли, но всё напрасно…
Мы с Танькой со злости пошли за водой (в лагере поставили автомат с газводой). Напились, сходили на набережную, больше делать нечего…  Пошли в пионерскую комнату – она закрыта. Тогда пошли в столовую, набрали хлеба на всю палату. И вот опять скука, делать нечего.
24 – самое плохое число в моей жизни. Сейчас, после сна, я подстриглась. Теперь у меня прича, как у любимой артистки (меня стригли по фотографии). А вожатая Людмила долго тявкала и сказала, что напишет домой послание о моём поведении.

25/VI
Ночью мы спать не могли. Вчера на танцах к Тамаре пристал какой-то парень (не из наших), она с ним не пошла танцевать, потому что он был пьяный. Он полез драться, а в лагере осталось только три вожатых: Владимир, Миша и Коля. Наш Владимир – боксёр. Он дал пьяному два раза по роже, и тот упал. Он ругался и говорил, что от лагеря ничего не останется. Танцы прекратились, мы пошли в палату, закрыли окна и никак не могли уснуть. Боялись.
(Потом узнали, что зто был восьмиклассник из Алушты.)

1/VII
Сейчас ночь, пишу при свете луны, поэтому плохо. Только что мы всей палатой обсуждали наших мальчишек.
Ура!!! Всю смену я искала на небе свою любимую звёздочку, наконец - нашла!

24/VII
Почти весь месяц не писала, а сегодня вздумала. Сейчас сижу на чердаке и пишу. Мы здесь играем с девчонками в дочки-матери: я и Света – мамы, а Таня и Аля – дочки. Во дворе сейчас скучно, все девки нашего класса разъехались, а мальчишки, как назло, по городку бегают. Только вечером хорошо: ходим в парк, глазеем в открытые двери кинотеянтера. Таким способом мы уже посмотрели «Три мушкетёра» (теперь мы со Светой рисуем кукол с нарядами Миледи), «Банда подлецов» и «Если позовёт товарищ».
Семнадцатого июля мы с мамой ездили в Алушту, там я четыре раза видела Таньку (она тоже обкорналась), ещё Бодю и Нинель (теперь знаю, где она живёт).

25/VII
Со Светкой мы поссорились ещё вчера, сегодня она уехала на море. Я проснулась в час дня, вставать не хотелось, читала лёжа «Королеву Марго». Книга мировая! В ней описываются события Варфоломеевской ночи.

26/VII
Сегодня читала недолго, потому что приехала Светка и позвала гулять.

30/VII
Весь день сидела дома и читала.

31/VII
Сегодня утром кончила «Королеву Марго». Читала и ревела – такой конец! Все умирают!
Завтра, наверное, отрабатывать пойду.

4/VIII
Вкалывать буду с пятнадцатого. О чём писать?!

9/VIII
Утром смотрела в бинокль и увидела Ленку Пету. Я вышла. Мы с ней долго болтали о том, как отдыхали.

23/VIII
Сегодня утром за мной зашли девчонки. Мы пошли отрабатывать. Погода была хорошая: тучи затянули небо, вот-вот должен был начаться дождь. Мы полчаса убирали спортплощадку, а потом пошли за персиками. К сожалению, персики все оборваны, зато мы увидели великолепные груши. Я полезла на дерево, но груши росли так высоко, что их пришлось сбивать цапкой.
Потом мы гуляли по школе. Если будем учиться в старом классе, то плохо, потому что он розовый, а если в 7-а, то хорошо – он зелёный.
Днём ходили в город, а вечером шатались по городку.

27/VIII
Началось всё, как всегда: проснулась, оделась, умылась, позавтракала, пошла отрабатывать и т.д. и т.п.
Часов в шесть вечера мы с Олей и Наташей вышли гулять. Когда стемнело, сели на скамейку у Наташиного дома, начали вспоминать прошлое. К нам подошли Сава и Стюша и спросили, можно ли сесть. Они несколько раз пытались завести с нами разговор, но мы не обращали на них внимания.
Да, чуть не забыла: сегодня получила от Захаровой второе письмо. Теперь жалею, что не осталась на вторую смену в лагере, потому что  Филимон и Бодя оставались.

31/VIII
Вчера нас собирали в школе, сказали, что наш класс находится на втором этаже посредине, мы учимся на первой смене.
После школы мы с Олей потопали в город за бумагой и автокляксами. В горде встретила Туполобова.
А сегодня заходит Оля и спрашивает: «Тома, твоя автоклякса пишет? Моя – нет. Пойдём, купим новые перья.» Я сказала, что моя пишет, хотя сначала совсем не хотела писать.

2/IХ
Сегодня первый день занятий в школе. Нам прочитали лекцию о том, где переходить улицу, и пустили в классы. У нас все сидят на своих местах. Я, как и прежде, с Вороной.
Ну, пока! (Бабка в шоп посылает.)

 5/IХ
На физ-ру мы с бабами опоздали. Софа нас выгнала. Мы играли сначала в каравай, потом в колпачок, потом в круг-кружочек, а потом точили анекдоты.
Сегодня решили, что нашей отрядной песней будет «Любил меня один кретин».

6/IХ
Прощай, жизнь! После уроков сдаём плавание! Ужасно!
Не утонула, поэтому напишу всё, как было. Приехали мы на Симферопольскую лужу, сидим на берегу, смотрим. Как мальчишки плавают. Потом решили не стесняться и разделись. Из нашего класса пришли все мальчишки и семь девок: я, Оля, Надя, Люда, Люся, Наташа и Элька. Мы (кроме Эльки) поплыли до буйка и обратно. Смотрим: все с пляжа ушли и собрались вокруг Софы. Мы выскочили из воды и побёгли, зырим: мальчишки уже зачёты сдают! Такое расстояние – от берега к буйку, от буйка к другому буйку (в общем буквой «г») и обратно. Софа сказала: «Кто не может, садитесь у берега». Все наши девки сели.
Плавали по четыре человека. Кто не мог буквой «г», плавал вдоль берега. Мы с Олей приплыли последними. Софе понравился Наташкин брасс, она  будет участвовать в соревнованиях.

15/IХ
Скучно. На улице грязно, иногда идёт дождь. Я читаю. Смотрю на Савын балкон, там сидят Сава и Стюша.

24/IХ
Это число самое плохое (для меня), но сегодня день прошёл благополучно: было четыре урока, нас водили в кино на «Капитанскую дочку» (я летом читала, мы будем учить это по лит-ре и истории). В кине мы с Кучерявихой стояли, потому что опоздали из-за Бурденки. Бабы сидели на предпоследнем ряду, а бои на последнем.

29/IХ
Сегодня воскресенье, папа купил новые книги: Маяковского, Тургенева и Пушкина.
Весь день просидели со Светкой на чердаке, рисовали кукол.
Ой, времени много, а я ещё воротник не постирала!

2/Х
Была всесоюзная радиолинейка, а после четвёртого урока мы ходили на флюорографию.
Там рядом две церкви. В первую, в которой склад, ходили с мальчишками, а во вторую, которая с крестами, пошли только девчонки. Оттуда нас потурили. Мы решили пойти в церковь около базара и заметили, что среди нас нет Оли и Нади (они откололись первыми). Понемногу от нас откалывались другие девчонки, и в церковь мы пришли впятером: я, Наташа, Лена, Римма и Люся. Церковь была закрыта, мы решили походить по кладбищу. Видели ту красивую могилу, на которой всегда живые цветы, и могилу Савченко Михаила Алексеевича. Завтра спросим у Савы: не родич ли его?
По дороге домой снова зашли в православную церковь, на этот раз нас пропустили. Как там чудесно! Со всех сторон на нас смотрели святые. Мы были, как в музее. Говорили тихо-тихо. Какие там картины, люстры! И вообще так искусно всё сделано! Но ещё мы видели, как церковь обманывает людей. Там стоит коробочка – открытая. На крышке изображён святой, а в коробке лежат кусок тряпки и камень. Написано, что это кусок мантии святого и кусок камня, на котором есть его имя…
Домой пришла в четыре часа.

4/Х
Сегодня дерек на зоологии забрал у Рогача записку. Вадька её ещё не читал, поэтому спокойно отдал. А дерек прочитал вслух:
«Милый Вадичек!
Когда будешь выходить из класса, поцелуй меня.
Твоя Оля»
Эту записку написал Бяша.

5/Х
После шестого урока был оргчас, выбирали старосту, звеньевых и др. Лидушка назначила меня, Сосю, Берю, Милкошу и Николашу в редколлегию. Ворону выбрали хозяйкой. Мы обе злимся.
Вечером ходила с Шишариной на «Вольный ветер». Очень понравилась музыка.

8/Х
Сегодня Лидушке вздумалось пересадить меня к Малете (она вспомнила, что когда-то мы так сидели). Я отказалась и села на парту Соси и Яцыка (она сегодня пустая).
Физ-ры не было, Лида послала нас собирать металлолом. Мы ходили-ходили, но так ничего не нашли. Зато сочинили песню:

Соберём металлолом,
Место первое займём,
Место первое займём
И поедем в Ленинград!

Вернулись в школу за папками, видим – Эля плачет. Оказывается, у них дома трагедия: дядька Витька маму избил. Мы пошли к ним, вызвали врача, милицию, убрали в комнате. Жалко Элю, ведь мы к ней так плохо относились! Сейчас я узнала, что у её мамы выбита челюсть.

26/Х
Приходится начинать новый дневник. Тот я от своей родительницы спрятала, да так, что теперь найти не могу. Ну что ж, начну с сегодняшнего дня, вернее  - с утра.
…Воздушные замки, знакомые лица… «Тома, вставай!» - слышится голос бабушки. Я проснулась, смотрю на часы: «Боже!» - 7 часов 15 минут. Скорей собираться. За 10 минут привела себя в порядок и побежала к Оле.
Она была в форме без галстука и, как видно, в школу не торопилась. Я сказала, что встала сегодня в 7.15, она вылупила на меня беньки и спокойно заявила, что ещё только 10 минут. Наши часы спешили!
И вот пришли мы в школу. Цимбульской не было, я сидела с Вороной. Все знают, как проходит школьный день. Так было и сегодня. После пятого урока тринадцать человек остались репетировать монтаж. А потом, когда все ушли, я, Надя, Березин и Милко остались оформлять отрядную доску.
 Домой пришла в 4.45, а в 6 часов сбор отрядов! Пока мне родительница стирала и гладила фартук. Но вот зашла Ворона, и мы побёгли в школу. Сбор был скучный, до конца вечера никто не хотел оставаться (великое событие!). Яцков выразился: «В гробу я такой вечер видал!»
Когда шли домой, Надя плакала. Потом, у нашего угла, она сказала, что плакала из-за того, что у неё большой рост, поэтому Стенин с ней не танцует. Петкевича тоже ревела (из-за Савченки). Если ещё будут такие вечера, я вообще не буду ходить.

30/Х
Ну вот. Наконец выбрала свободное время. Пишу сразу за четыре дня.
Из-за Вороны всё воскресенье просидела дома (собирались идти в библиотеку).
В понедельник был диктант по English`у. Не знаю, что у меня будет в четверти. Двадцать восьмого в 2 часа был кружок английского языка, учили тему «Знакомства» и «Наша квартира». Вообще мне в кружке понравилось.
Во вторник мы с Надей собрались в библиотеку, пришли и увидели на двери объявление: «Во вторник библиотека работает до 4-х часов». И мы пошли домой.
Во дворе встретила Олю, и мы стали развлекаться. Сначала бегали наперегонки, потом прыгали на двух ногах, а потом бегали на четырёх. Вдруг я вспомнила, что у меня имеются копеечки, и мы пошли в магазин. Правда, у нас осталось 7 копеек, но мы твёрдо решили с пустыми руками не возвращаться. Сели на окно и начали считать. Сколько халвы нам дали бы на семь копеек. Вдруг видим: идет Кёша! Она дала нам 3 копейки, и мы купили 100 грамм леденцов.
А сегодня у меня новость!!! Самсоша украла у какой-то девчонки туфли.
А Лёня тупой! Я в ту среду оставила деталь, за что он поставил тройку, а потом, по моему настоянию, исправил на двойку. Я осталась после уроков и сделала всё с самого начала.
Вечером снова гуляли. Знам мы его, рыжего! Мать проверяет у него уроки слово в слово (это о Стюше). Я тоже так буду учить. Олька треснула меня по носу так, что я чуть не потеряла сознание. Было весело. Ну, бай-бай!

1/ХI
Сегодня Цимбульская пришла в школу. Мы над ней издеваемся. От неё так несёт, точно из помойной ямы, поэтому мы с Малетиным отодвинули свою парту на 50 см от её.
Вечером Оля не гуляла. Мы развлекались, как могли.

2/ ХI
Сегодня у нас было три урока: история, география и русский. На русском спрашивали «Узник» и «Ответ», а потом объявили, что 7-ые и 8-ые классы идут на демонстрацию. После третьего урока мы пошли маршировать в 12-ую школу. Лидушка поставила меня рядом со Стюшей, а Ворона, мне так кажется, обиделась. После школы я не знала, как провести время, легла в 1.30, в 5.40 встала, а потом мы с Бурденкой гуляли, разговаривали по-английски. Сегодня решили завести дневники. Оля сказала, что назовёт свой «My Family and it`s Life», а я ещё не придумала.

10/ ХI
Уже больше недели не писала, потому что у нас были каникулы, я была занята. Сегодня мы с Леной вместе делали уроки. Потом пришла Надя, мы начали составлять диалог по-английски на тему «Здравствуй! Как тебя зовут?» Надя и Лена ушли в 8 часов, а я села переписывать тетрадь по литературе. Потом чертила чёрными чернилами чертёж, а потом взяла дневник. Ну, уже 12-ый час. Спать пора!

13/ ХI
На русском получила файв. В конце урока Лида объявила, чтоб я, Надя, Лена, Люба, Чапа, Стенин, Николаенко, Саитгалиева, Демская, Березин, Олька и Наташка остались. Нам дали слова для лекции на тему «Наш труд и мечта».

23/ ХI
Сегодня этот праздник состоялся, а точнее провалился. Ворона заболела, Чапа не стал читать, а мы вставали, заикались и садились на место.

24/ ХI
Сегодня воскресенье. Скука! Поэтому опишу события последних дней.
Итак, 22 ноября в городе Далласе (штат Техас) было совершено покушение на президента США Джона Фитцджеральда Кеннеди. Из окна шестого этажа книгохранилища было произведено три выстрела, два из которых попали в президента, а третий в губернатора штата. Кеннеди умер через тридцать секунд после того, как первая пуля попала в висок. Через некоторое время в нескольких шагах от места убийства был задержан некий молодой человек по имени Ли Харви Освальд. Он арестован, но отрицает предъявленное ему обвинение.

25/ ХI
Сегодня Кеннеди похоронили. Освальда тоже убили. Это случилось через сорок часов после смерти Кеннеди. Джек Рубинштейн по кличке Руби в упор выстрелил в предполагаемого убийцу и тем самым заставил его замолчать навсегда. Суд над Джеком Руби будет девятого декабря. До следующих выборов президентом США будет Линдон Джонсон.

1/ ХII
Зима! Но у нас снегом ещё и не пахнет. Правда, сегодня что-то вроде снега капало, но мало.

2/ ХII
Сегодня на инглише Эля получила четвёрку благодаря мне. На инглиш спикинг клаб учили две песни: «Осень» и «Пусть всегда будет солнце». Нам сказали распространить их по классам.
Вечером я читала «Над Волгой» и ела семечки. Книга ничего, но семечки лучше.

3/ ХII
Цимбульская качарит и говорит: «Барышева и Ворона разрешили мне не ходить в школу».
Лида и Марьюшка сегодня не в духе - столько двоек наставили! После уроков я, Надя и Эля остались заниматься. Дежурят Сося и Яцык. Мы занимались, они убирали класс. Было весело: Яцык жонглировал, Сося показывал фокусы. Кончилось тем, что их выгнали из класса, потому что начали кидать друг в друга камни.
В три часа мы зашли за Петкевичей  и пошли кататься на речку. Показывали друг дружке балет «Лебединое озеро». Когда замёрзли, Надя ушла домой, а мы с Леной пошли ко мне рисовать кукол.
Только в 7.10 я села делать уроки, а сделала в 8.30 – это очень быстро! Сейчас ещё часик почитаю и буду спать. Good night!

7/ ХII
Сегодня на географии мы вели себя как всегда, но Лидия нажаловалась Лидушке, что мы не даём ей проводить урок!!!
И вот на классном часе две Лидии нас отчитывали. Назвали семь плохих учеников: Демскую, Ралко, Марченко, Малетина, Яцкова, Самсоненко и ещё кого-то (не помню). И семь хороших: меня, Стенина, Савченко, Березина, Глушкову, Бурдыко и тоже кого-то. Плохих пугали-пугали и посадили на места.
Тут Милкоша поднял руку, сказал, что признаёт свою вину и просит прощения. Николаша тоже извинился. Тогда встал Яцков и, улыбаясь, сказал, что осознал вину. Лидушка на него стала кричать, а он заревел (по-настоящему).
Потом  Сося спросил: за что по географии ставят оценки (меня этот вопрос тоже интересует). Он тоже заревел из-за нечестной тройки в четверти. На них было жалко смотреть!
В заключение Лидушка прочитала с чувством, с толком, с расстановкой «Правила поведения в школе», и нас вытурила вторая смена…
А дальше было такое, что писать не хочется!

9/ ХII
Проснулась. Первое, что увидела, был снег! Снег! На домах, на земле, везде.
После пятого урока был английский. Наконец-то наши мальчики начали ходить на него!
После школы мы с Леной пошли в библиотеку, по дороге встретили Рогача и Стюшу. Нам было по пути, но на пути у нас встал (вернее протянулся) каток. Там катались Шишарина и Савостенко, мы присоединились к ним…
Потом мы пошли в читальный зал (на завтра надо сочинить песню о Северо-Крымском канале)…
Сейчас вечер. Я совсем не рада снегу, потому что болит шея и ещё кое-что (я два раза упала, да ещё как).

11/ ХII
В школу я шла с Вороной, а из школы одна. Как это случилось? А вот так.
Ещё в понедельник Ольгу посадили к Николаше. Она с ним сидеть не хочет, в понедельник и вторник сидела с Елисеевой, а сегодня хотела сесть с Вороной, но Цимбульская не пустила. Тогда на первый урок она села со мной (Малетин украинский не учит). Олька с Надей решили на перемене упросить Лидушку, чтоб она разрешила им сесть вместе. Лида сказала: «Посмотрим завтра».
Я уже писала, что Ворона бегает по пятам за Ольгой. Сегодня мне стало обидно: она отказалась сидеть со мной. Я ревела всю перемену и всю алгебру. Если завтра Олю посадят к Вороне. Я снова буду реветь. А сейчас я совсем одна. Завтра я, Римма и Люся дежурим, а Нади со мной не будет…
Когда села делать уроки, к нам постучали, я открыла дверь и увидела Ворону. Она пришла узнать уроки. Ей очень весело, ведь завтра с ней будет сидеть Оля! А как мне без неё плохо… Ничего не хочется делать… Только плакать…

13/ ХII
Вчера не писала, не могла. Да и сегодня пишу только в 8 часов.
Вчера дежурила. На каждой перемене ревела. Только на пении забыла обиду.
После уроков оценки выписывали, у меня в журнале совсем не те, что в блокноте. Пришла домой, сделала письменные уроки, поссорилась с папой. И с 6-ти часов ревела всё по той же причине.
Но вообще-то я сама виновата: ведь это я с ней не разговариваю. А она всё с Олей, обо мне вспоминает, когда ей линейку или резинку надо. Олю к ней не посадили, а посадили Колесова.
Сегодня  встала в 5 часов, учила устные. На третьей перемене учила литературу, ко мне подошла Алёна, и больше ничего не помню…  Каким-то образом оказалась дома. Температура тридцать четыре и девять. Упадок сил. А всё потому, что много реву. Приходили Оля, Алёна и Ворона узнать, что со мной, но я им не сказала. Потом Алёна пришла одна, рассказала все новости.
Зоологии не было, и они бесились. Некоторые дети интересовались, куда я ушла, она посоветовала им сходить ко мне, но не верю её рассказу.
А голова у меня ещё кружится.

14/ ХII
Мы помирились. Случилось это так. После линейки ко мне подошла Римма Аркадьевна и сказала, что я с Надей буду разучивать сказку «Теремок» с 5-а классом. После шестого урока Лидушка выбрала нас обёртывать цветы, а потом мы с Надей пошли в библиотеку.

16/ ХII
Сегодня все уроки мы с Надей воевали с Лишаёвым. Должны дежурить на английском мы, а они с Милкошей хотели исправить оценки. В общем, рапорт сдавали мы.
После пятого урока пошли в 5-а. Ну и дети! А ещё вымпел имеют! На них только орать надо. По-английски ни слова не знают, а выступать хотят. У Нади кто-то спёр варежки, а у меня пропала автоклякса.

17/ ХII
Вечером было родительское собрание с детьми. Нас всех ругали, хвалили только Берю и Глушкову. Надин папа такую речь произнёс, что у меня коленки задрожали. Дома тоже досталось: не выполняю общественных поручений, плохо себя веду!

21/ ХII
Сегодня у нас КВН с 7-в. Как готовились, писать не буду. В общем, мы проиграли 123:128. Были впереди, но на вальсе продули. Оля с Клячей вышла, но он не смог танцевать…
Вечером родилась идея разыграть лотерею. Каждая девочка должна принести игрушку и номерки. Какой номер мальчишка вытянет, та игрушка ему будет.

23/ ХII
Софа мне «не хочет портить обедню». За канат четвёрка, а кувырки потом сдавать. По истории первая пятёрка!

24/ ХII
«…На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.»
 
Это Пушкин. Но это правда. Совсем как в «Евгении Онегине». Сегодня надо идти в библиотеку, к Софе и за игрушками. Весь день занят, и гулять некогда.
Получила письмо от Еленки. Она уже большая – шестнадцать лет… Некогда писать, уже поздно. Но напишу, что купила кота в сапогах, и Надя тоже.

25/ ХII
Как же! Пушкин! Это вчера, а сегодня Тютчев:

«Ещё в полях белеет снег.
А воды уж весной шумят…»

Зима сказала: «Граждане, хорошего понемножку». И снова грязь, лужи и «травка зеленеет, солнышко блестит»… В школе всё вверх дном, уроки переставили, инглиша не будет, украша выставляет четвертные, Стенин читает классу «Шерлока Холмса».
Уроки на завтра не сделала. Но делала…

26/ ХII
Папаша разбудил в 7.30. В это время я всегда иду в школу, в это время и зашла за мной Надя. Папаша сказал, что у меня болит голова (это я его научила). В школу не ходила, дочитала «Чёрного принца».

29/ ХII
Последний день. У нас сегодня должны быть русский, литература и классный час – все Лидушкины уроки. Но все уроки был только классный час: сначала она зачитывала наши произведения про Северо-Крымский канал (среди хороших  - моё. Глушковой, Стенина, Яцкова, Савченко, Николаенко и Самохвалова), потом назвала четвертные оценки (у меня все пятёрки и четвёрки).
На второй перемене мы выгнали из класса мальчишек и разложили на столе игрушки. Мой кот достался Бере, но он поменялся с Бяшей. Надин – Соколу. Олина игрушка – Милкоше,  а Наташина – Чапе. На следующей перемене мальчишки дарили игрушки нам: мне – Стюшин ёж, Наде - Вадькина книга.

31/ ХII
Вчера весь день сидела дома, помогала родительнице.
Это последний день года. Зашла за Петкевичей, но она не вышла, потому что мыла пол. Надя уехала. Вечером немного погуляла с Олей и Раей.
У нас гости– дяди, тёти, дети. Новый год я встречала с плохим настроением.