Хаврогоры. Хавро или Ха - Ха

Рина Полесьева
    Раскинулось на несколько километров на высоком берегу Северной Двины древнее северное поселение Хаврогоры, которое включает в себя десятки деревушек, каждая со своим названием. Много веков живут здесь люди неторопливой жизнью, своими заботами и радостями. Современники ведут отсчёт существования этого, одного из красивейших сёл на Северной Двине, с 1492 года. Но так ли это на самом деле? В том же, 1492 году Христофор Колумб открыл для Старого Света Америку, но, даже, школьникам известно, что история цивилизации этих континентов насчитывает несколько тысячелетий, и 1492 год считают не годом основания Америки, а годом её открытия для Старого Света и начала колонизации европейцами. Историю же древних цивилизаций Америки кропотливо изучают и одно за другим находят подтверждения, что и до вторжения европейцев жили там люди, не такой уж отсталой жизнью, как думали вначале пришельцы. 
    А, что если провести аналогию этих двух событий? Одно из них оказало огромное влияние на развитие и судьбу всего мира, второе намного скромнее, но, как известно, мелочи иногда становятся причинами очень крупных изменений и событий.
   К сожалению, мы часто проходим мимо мелочей, поэтому не видим главного. А, что может быть главнее для человека, чем его собственная, пусть, не столь известная в мировом масштабе, родина. Место, где он появился на свет, звёзды, которые видны с этой частички Земли, реки, дающие воду для жизни, леса, сохраняющие жизнь. Корни, невидимо связывающие со своим краем, энергия предков, передаваемая через свершённые ими дела, через наказы и напутствия своим детям, а через них внукам и так далее. Оторвёшься, и вот ты уже, как дерево без корней, медленно засыхаешь в одиночку, каким бы ни был, в своё время, могучим. Конечно, человек – не дерево, он может и не жить там, где родился и вырос, но знать и чтить свою родину и своих предков, ради сохранения самого себя и своих потомков ему необходимо. В то же время, можно прожить в своём родном краю всю жизнь и ничего не знать, что и происходит сейчас после жутких потрясений прошлого века. Таким образом, и обрываются корни, питающие народную память, а с потерей памяти стирается с лица земли и уходит в забвение очередной народ.
   Как упрямо бьются за сохранение своих обычаев, своего языка и своей культуры многие малые народности и государства! И как спокойно мы, северяне, теряем свои отличительные, через века уважаемые всеми народами, качества – мужество, открытость, душевную теплоту. Свои обычаи, культуру.  Чтим чужих кумиров и с лёгкостью забываем своих. Почему так происходит? Ведь, ещё, в начале прошлого века Север считался хранителем русских традиций. Что произошло за эти 100 лет? И что происходило до этого?
   Учёные признаются, что Русский Север ещё очень мало изучен, да и условия проживания здесь таковы, что не способствовали сохранению следов древности. Раньше здесь расселялись, в основном, в поймах рек, чтобы жить, как можно ближе к заливным лугам. При разливах реки часто сносили места пребывания людей, изменялись и русла рек. И всё же. Всё же, если постараться, ещё можно что-то спасти, открыть, обрести заново. Если каждый положит свой кусочек мозаики, мы сможем создать великолепную картину, от которой захватит дух!
   Мой личный первый кусочек – это, конечно, Хаврогоры. Место, где я родилась, выросла и, где живёт моя душа, которая не даёт мне покоя. А, может, ей не дают покоя души предков.
   Итак, Хаврогоры впервые упоминаются в летописях, в связи с просьбой её жителей обосновать здесь свой приход в 1492 году. Что это значит? А значит это то, что жили себе люди здесь и раньше. И не как-нибудь, а уже по-христиански, вот только были почему-то приписаны к Кеврольскому приходу, расположенному на реке Пинега.  Почему так сложилось? Кеврола от  Хаврогор за сотню вёрст лесом, в то время как тот же Емецк всего в десяти верстах за рекой, которая в древности была не преградой, а «божьей дорогой». Вот и первая загадка. Ответ на неё, может быть, кроется в том, что, проживающие прежде в этих местах местные жители были одного племени с пинежскими поселенцами, проживающими к востоку от  Северной Двины, в то время  как на левом берегу Двины располагались другие племена?
  Вторая загадка, сколько же было населения в то время в Хаврогорах, если здесь разрешили открыть приход? Ведь, если верить древним источникам, для основания прихода требовалось около 700 душ мужского пола, крещёного, разумеется. Видимо, эти души в конце 15-го века в Хаврогорах были, то есть более полтысячи лет назад населения здесь было больше, чем проживает сейчас и, по тем временам это было не такое уж маленькое и захудалое поселение, а вполне самодостаточное.
   Следующий очень важный и интересный вопрос. Откуда взялось это красивое, но необычное название – «Хаврогоры»? Из-за его необычности многие путают его с Холмогорами. Приезжие произносят его с ударением на предпоследнем слоге, как бы  выделяя вторую составляющую часть - «горы», но те, кто здесь выросли, делают ударение на первый слог, подчеркивая, что основа здесь «Хавро», или, может быть, «Хавр». Так  что же обозначает это слово?  Местные предания, до невозможного скупо и  смутно упоминают что-то о новгородском разбойнике Хавро со своей бандой. Дескать, сидел где-то, в каком-то ручье, грабил проходящие суда, наживался награбленным добром и обосновывал наше село. Что за Хавро? В каком ручье сидел? Где начал строить?  Женщин, где брали? Неужели с собой возили?  Много вопросов, ответив на которые, может быть, что-то и узнаем. Кстати, практически, по всей Двине существуют похожие предания о своих разбойниках, которые в те времена сидели чуть ли не в каждом ручье и речке, впадающих в Северную Двину. Это сколько же судов тогда по нашей реке проходило!
   С одной стороны, жаль, что сейчас не 19-й век, когда, скорее всего, многое можно было ещё  узнать из устных преданий и песен. С другой стороны, сейчас  более свободным стал доступ к архивам и многим научным трудам, недоступным ранее для широкой аудитории. Также можно воспользоваться информацией из интернета, сопоставить, проанализировать Это, конечно, не предания «из уст в уста», но кое-что можно понять. Ну и старожилы еще кое-что помнят, спасибо им.
   Собственно, сначала я и не предполагала  заниматься исследованиями,  просто в свободное время решила покопаться, чтобы узнать, что означает непонятное для меня слово, название какой-нибудь местности, речки, ручейка. Делом это оказалось не таким простым, как представлялось вначале, а очень нудным, результат получался не таким, как хотелось, но всё же какие-то крохи, надеюсь, найти удалось. Обработав, полученные данные, могу выдать их для прочтения всем желающим, в надежде, что к этим крохам добавится ещё что-нибудь.
   Итак, начнём с самого важного слова - Хаврогоры. Кстати, есть, ведь, и другая версия происхождения этого названия. По всей видимости, эта другая версия вкладывалась всё с той же целью, убедить, что  никакой мы – северяне -  не исторически значительный народ, и история-то  нашего края началась совсем недавно, в частности, после проезда по Двине-матушке всеми уважаемого Петра I. Якобы, проезжая мимо наших мест, он был очень удивлён высотой крутых гор над рекой, под впечатлением чего произнёс: «Ха-ха-ха, что за горы!», а люди на берегу, не расслышав, истолковали по-своему, в результате каким-то образом и получились «Хаврогоры». Но, извините, Пётр I проезжал по Двине  в конце 17-го, начале 18-го веков,  а Хаврогоры уже упоминались, именно, со своим красивым названием в 1492-м., т.е. более чем за два века до известного путешествия императора. Следовательно, версия привязать название к его восклицаниям  «притянута за уши» с огромным промежутком во времени.
   А вот был ли Хавро или нет? И, если был, то  кто он такой – наш загадочный «Ромул» из Новгорода? И из Новгорода ли?  С огромным волнением начинаю поиски. Оказывается, есть  несколько значений этого слова. Во-первых, есть такая фамилия. Распространена  в Украине, в Волгоградской и Новосибирской областях. Во-вторых, в годы гражданской войны опять же в Украине орудовала банда во главе с батькой Хавро. В Новгороде и его окрестностях ни таких фамилий, ни имён, ни псевдонимов пока не проявилось.
    На ассирийском языке  и на иврите « Хавро»,  означает – товарищ.
   Очень интересно, что нашелся  мыс с таким названием где-то на юге Греции.
   Известный писатель Всеволод Иванов в своей книге «Русь изначальная» упоминает некоего Хавра бога предков хакана (хакан – царский титул в древней Азии и, возможно, в Древней Руси). Он пишет: «Хакан (царь) допускал веру в Хавра. Хавр был богом предков Хакана …».
  Логично допустить в таком случаае, что, если Хавр или Хавро всё-таки был, то он пришёл в наши края не из Новгорода, а откуда-то из более южных мест.   
  Однако, прежде, чем делать какие-то выводы, советую рассмотреть ещё одну версию.  Есть, ведь, ещё слово «хавронья», которое означает свинья. Собственно, оно первое и пришло мне на ум, когда я только  начала более тщательно разбираться. Но я долго отбрасывала эту версию, поскольку никак она у меня не укладывалась в привычные понятия. Казалось, при чём тут свинья, да и хавроньями свиней называют на юге,   а у нас это не принято. Но не все так просто, как хотелось бы. Оказывается, в глубокой-глубокой древности   племена северных народов хавром называли дикого кабана. Дикий кабан был настолько эффектным и опасным зверем, что его нередко избирали и в качестве тотема племени. (Как  медведя, допустим). 
  Вот теперь осмелюсь  предложить свои выводы, не претендую на их неоспоримость, но, в свете последних открытий на севере, могу их опубликовать, не боясь чрезмерных насмешек. Кроме того, это не утверждения, это просто одна из гипотез. Никто уже не оспаривает тот факт, что до появления на берегах Северной Двины колонистов с юга (будем называть вещи своими именами), здесь давно жили  люди. Есть подтверждения, что в Хаврогорах до прихода славян тоже жили какие-то племена. Может быть, они и оставили такое странное название? Ведь, находится же совсем недалеко, напротив,  за Двиной  одно из древних поселений, которое и поныне тоже носит своё не менее древнее название – Емецк. Считается, что название своё это село взяло от речки,  на которой стоит -  Емцы. И, что уже та речка, в свою очередь, названа,  по, проживающему где-то в этих краях в незапамятные времена племени народа емь. Так почему бы нам не поискать объяснения некоторых слов с тех самых незапамятных времён или ещё раньше, может, тогда что-то узнаем и что-то поймём.
  Вполне возможно, что до колонизации,  жило здесь племя, считавшее своим священным животным кабана, которые, кстати, до сих пор водятся в этих местах. За давностью лет и полнейшего пренебрежения к своей истории сей факт забылся. Осталось только название. Как вам такая версия? У кого появилась своя, более правдоподобная или интересная? Обменяемся впечатлениями. Нельзя при этом не учитывать последних предположений, что несколько тысячелетий назад на Севере, в том числе и в бассейне Северной Двины, проживали древние арии, прародители индоевропейцев, к которым относятся и древние германцы, и кельты, и славяне. И одно из племён ариев тоже имело своим тотемом хавра-кабана. Так  что, вполне возможно, что Хаврогоры имеют более древнюю историю, которая уходит вглубь на несколько тысячелетий.
    Попробуем поискать ещё одно интересное и необычное для современного жителя Хаврогор название одного ручья. Настолько необычного, что в книге Н. Шарова  и Т. Мининой «Емецкая земля» (прошу простить уважаемых авторов за поправку) оно написано неправильно, перепутаны местами слоги. Ручей этот местное население называет Менчинов. У Н. Шарова он назван Немчинов, что, вроде бы, более логично, памятуя, о событиях, связанных с немцами в не столь далёкие времена. Кстати, я тоже всегда была склонна называть этот ручей, именно, Немчиновым, полагая, что некоторые люди просто оговариваются. Но сейчас, в ходе этой работы, вспоминаю что «оговариваются» чаще всего люди старшего поколения. Именно, они, без сомнений и, к сожалению, без вложения уже какого бы ни было смысла, по привычке называют ручей Менчинов. Значит, ниточка тоже далеко тянется.
   Потянув за ниточку, обнаруживаю фамилию Менчин в … Польше.  Кроме того, там же в Польше так называется одна из сельских местностей. Возможно, какой-то шляхтич добрался до нашего ручья ещё в то время, когда остатки войска польского бродили по северу, пока их не побили под Емецком в начале 17-го века, возможно, забрёл ещё раньше, после разгрома крестоносцев в начале 13-го? Вполне можно допустить, что тем разбойником, грабившим суда, был не Хавро, а Менчин тем более, что местные легенды определяют место засад грабителей судов в устье, именно, Менчинова ручья. Может быть, был и Хавр, и Менчин, только в разное время.  Всё возможно, не будем торопиться с выводами., тем более, что в русской истории сохранилось имя ещё одного Менчина. В 1798 году несколько «князцей» из Зашиверской округи Иркутской губернии, в том числе и Менчин Харатин получили медали от Павла I «за различные случаи», которыми награждались иностранные подданные и иноверцы.
   Из вышеизложенного следует, что наш Менчин мог быть и не поляком, а пришельцем с востока. Историки предполагают, что в I – III тысячелетии до н.э., или несколько раньше  на северо-восток Европы пришли из-за Урала угро-финские племена. Во всяком случае, связи между этими территориями были издревле. Да и, вообще, люди в древнем мире были очень мобильны.
   Можно попробовать разложить это слово на два, что, так сказать, само просится.  Попробуем отдельно обыграть слова Мен и Чин. В современном русском языке «мен» понимается, как «мужчина», обычно, успешный. Пришло из английского. Не думаю, что это имеет отношение к нашему «мену», хотя, почему бы и нет.  В той же Англии есть, например, остров Мен. Во Франции так названа река, протекающая  в центре страны.
   Это на западе от нас, а на востоке, например, в Казахстане «мен» - личное местоимение 1-го лица единственного числа, т.е. «Я» - имеет общетюрское происхождение.
    Не будем останавливаться и на этом, впереди столько интересных версий, надо просмотреть все и выбрать более правильную. 
   Поработаем со словом «Чин». Несколько его значений общеизвестны. Это, например, степень служебного положения, установленное при гражданской и военной службе «Табелем о рангах» при императоре Петре I.  Также в переводе с греческого (церковного)  чин  означает порядок, определённую последовательность в богослужении.
   Кажется, очень далеко от нашего ручейка. Но, например, можно предположить, что в этом  ручье в незапамятные времена началось крещение местного населения. А почему бы нет? В стародавние времена, именно, таким образом крестили язычников, вспомним, хотя бы, Киев, с его поголовным крещением в Днепре.
   Не нравится эта версия, могу предложить другую. В этом мне поможет словарь синонимов Абрамова. Согласно словарю, у слова «чин» существует много синонимов: план, образ действия, расписание, схема, маршрут, церемониал, тактика, смета, проект. Также в устаревшем русском языке оно обозначало порядок совершения чего-либо. Что-то можно выбрать. Ну, смету или проект ограбления наши ушкуйнички вряд ли разрабатывали, расписания движения судов тоже трудно было составить. А вот план, тактику, маршрут движения, порядок дележа добычи, в конце концов, вполне.   Если принять понятие Чина, как порядок дележа добычи, то подойдёт значение слова не Мен, а Мена. Современный смысл его понятен всем, мало того, в древности оно имело примерно тот же смысл – обмен одного имущества на другое. Так, может, не во все времена наш ручей использовали, как удобное место для нападения, может быть, когда-то здесь местное население производило обмен товаров, в том числе и своих: рыбу, мясо, дичь, пушнину, древесину или что ещё там можно было менять. Меняли себе чинно – важно, т.е. по заведённому порядку, а мы тут напридумывали всего про них…
    А сейчас пришло время рассказать красивую легенду или остатки нескольких легенд, сплетённых в одну. Дыма без огня не бывает, мифы и легенды, тоже основаны на реальных фактах, надо только научиться отделять вымысел от реальности. Благодаря мифам, например, учёные сделали много научных открытий, которые многими веками считались нереальными.
   В Хаврогорах легенды о разбойниках, грабивших, проходящие по Северной Двине, богатые суда, должны иметь под собой основу. Есть удобные места, откуда можно было делать подобные вылазки и одним из них вполне могло быть устье Менчинова ручья. С обеих сторон его прикрывают высокие горы. Сам ручей, хорошо попетляв по лесу, впадает в озеро, которое, в свою очередь, соединяется коротеньким ручейком с более длинным лесным озером. Так вот в глубине леса, на одном из берегов озера под берёзой, по поверьям зарыта бочка золота. И, если придти сюда в полночь одному и спеть 40 песен, бочка выкатится сама. Осталось выяснить несколько вопросов. Кто грабил? Когда? Кто закопал золото таким способом? Такой способ хранения сокровищ предпочитали  древние народы, имевшие способности к магии или, как мы сейчас говорим, обладали экстрасенсорными способностями. Простые бродяги  вряд ли стали бы так усложнять
  На одном из крутых берегов Менчинова ручья, при впадении его в Северную Двину.  стоит совсем маленькая сейчас деревушка, тоже с не совсем обычным для наших мест названием, Рябиха. Местные предания приписывают, именно, ей роль первого поселения, появившегося на этих берегах, что, вполне, вписывается в схему обогащения за счет проходивших по Двине судов. Первоначально здесь отлично мог расположиться некий наблюдательный пункт. Река отсюда хорошо просматривается в обе стороны, а чужаку добраться до наблюдателей не так просто, слишком крут и высок берег в том месте. К тому же, надо учесть, что раньше, в самом начале освоения, здесь не было полей, кругом были непроходимые леса. 
   При выяснении, откуда взялось название деревни, вариантов оказалось тоже несколько.   Сначала я не придала значения тому, что слово Рябиха наполовину состоит из суффикса  –иха. Вероятно, потому что это слово знакомо мне с раннего детства, сначала оно меня, вообще, не заинтересовало.
    В порядке отступления надо отметить, что в этой деревеньке жила моя прабабушка Таня, и мы – ребятишки – часто бегали к ней в гости, бывало, оставались ночевать. Столько лет прошло, а вижу, как сейчас узенькую тропочку, ведущую по крутым горам через ручей к знакомому крылечку. В детской памяти прочно остались полати, на которые можно было забраться с большой русской печки. Блестящий медный рукомойник в углу. Старинная мебель. Чулан с красивой старинной женской праздничной одеждой. Запах свежеиспеченного хлеба и  ощущение сказки.
   Вообще, первым словом, которое мне показалось интересным и, с выяснением значения которого, я надеялась сразу всё узнать, была «Жаровиха». Есть у нас такое местечко в лесу – Жаровов ручей, которое показалось мне сначала самым таинственным и необычным названием. Сразу же, однако, выяснилось, что такие места есть не только в нашей местности и расшифровываются они очень просто. Так в старину называли клюкву в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской областях. Н. Рубцов пишет в своём стихотворении:
«Внезапно ты видишь на кочке
(за тем и пришлёпал сюда)
Багровые крупные точки.
То – первые ягоды. Да!
На корточки сев перед ними.
Корзину поставив на мох,
Стерев быстро тающий иней
С их твёрдых прохладных боков,
Кладёшь себе в рот ЖАРОВИХУ»
   После такого открытия, я чуть не плакала и уже хотела завершить свои, не начавшиеся поиски, но что-то подтолкнуло проверить ещё несколько слов, у которых было, как я сначала предположила, общее окончание, которое оказалось суффиксом.
   Суффикс –их(а) в русском языке участвует в образовании имён существительных женского рода, вот почему его иногда соединяют с окончанием а: их+а=иха. Он образует существительные, обозначающие женщин по профессии (ткачиха, повариха), но чаще всего употребляется при обозначении женщины по мужу (Иваниха – жена Ивана) или самки по самцу (зайчиха, слониха). Перейдя в область топонимов, этот суффикс стал образовывать названия по принадлежности называемых объектов женщине: деревня Павлиха – название показывает, что в его основе лежит имя женщины по мужу (Павлиха – жена Павла).
   Однако, топонимы на –иха распространены не повсеместно, а лишь на определённой территории. Наибольшее скопление их наблюдается в Поволжье, на территории Ярославской, Ивановской, Костромской и Горьковской областей. И, если предположить, что некоторые деревни основали в Хаврогорах выходцы из Поволжья, это не будет противоречить общепринятому мнению о древних связях Поволжья и Севера. 
    Рябихой нашу деревню могли назвать в честь какой-либо женщины, жены Ряба. По аналогии: Ряб – Рябиха.   Откуда взялось мужское имя или, возможно, прозвище Ряб, подробно изложено в некоторых словарях русского языка, в том числе и в словаре В.И.Даля: « Ряба — уменьшительное от неканонического имени или прозвища Рябой». Например, кто видел фильм «Россия молодая», тот помнит, что главный герой - поморский кормщик Иван Рябов (Иван Ряб) прославился в Северной войне со шведами 1701 года.
   Вообще, Рябом могли звать человека, у которого была не гладкая кожа лица, чаще всего от перенесённой оспы. В наше время сохранились фамилия Ряб. Нашлись и деревни  Рябихи, кроме нашей, ещё  во Владимирской и Тверской областях.
   Казалось бы, всё просто и понятно, на этом можно поставить точку или выяснять дальше, кто же был этот, один из первых русских поселенцев, кто его жена и живы ли их потомки. Тоже интересно, тем более что этим потомком, вполне, могу оказаться и я. Но это в следующий раз, а сейчас меня заинтересовало, что слово «ряб» могло означать не только человека с рябинами на лице. Само слово «ряб» очень древнее, происходит от праславянской формы во всех славянских и финно-угорских языках Значений его очень много, я постаралась выбрать те, которые, по моему мнению, наиболее подходят.
   Опять же из словаря В.И. Даля:
 « -Рябый - водная рябь.
   -Рябок, рябчик, арх. - птица, из числа лесной дичи, куриного рода.
   - Рябина, дерево».
    Из перечисленных значений, каждое могло послужить при выборе названия деревни. Оно могло произойти и от рябого человека, как мы уже рассмотрели. Вполне подойдёт и рябчик. Ещё в начале прошлого века их тут было видимо-невидимо. Старожилы говорят, что   мороженых рябчиков возами возили в Питер  на продажу  и во дворец. Менее вероятна водная рябь, но исключать, как версию, не стоит.  А вот о рябине – дереве разговор особый. Возможно, это и из области невероятного, но всё же не стоит откидывать  этот вариант.
   Рябина – кельтское название известного и широко распространённого дерева, означает: терпкий, горький. Оно считалось священным деревом у друидов. Священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов. Могла такая роща расти где-нибудь неподалёку? А почему бы и нет? Месторасположение деревушки очень красивое и интересное. Кельты же тоже где-то не так уж и далеко, кроме того, как мы уже знаем, принадлежат тоже к индоевропейским языкам. В подтверждение такой необычной версии, можно добавить, что в Сегежском районе  республики Карелия протекает ручей с названием Ряб-ручей. А, если взять более значительные исторические факты, то уместно вспомнить, что Стоухендж в Англии и город-обсерватория Аркаим, несмотря на удалённость друг от друга около 4 тысяч километров, имеют столь много общего, что очевидно их взаимодействие друг с другом. Ну, а наши Хаврогоры находятся где-то посередине между этими значительными памятниками древности.
   Да и не только у кельтов, но и у древних славян и скандинавов рябина на протяжении многих веков считалась магическим растением и играла важную роль в поверьях и ритуалах.   Северяне обсаживали свои жилища и храмы рябиной, защищая таким образом постройки от молний. И почти везде само дерево посвящали богу-громовержцу. У славян рябина – дерево Перуна, у скандинавов – Тора, у карело-финнов – Тара. У славян день Петра и Павла – рябинник.
 Вот тебе и Рябиха – полузаброшенная деревушка в три дома! Кажется, какая уж тут история! Однако чем больше пишу и копаюсь в теме, тем больше убеждаюсь, что надо это делать. Столько тайн хранит наш маленький, мало кому известный,  уголок, что дух захватывает!
   Продолжаем следовать по нашему легендарному маршруту.  И находим ещё одну деревню с окончанием –иха – Басалиха. Она очень уютно устроилась в живописном местечке между двумя озёрами, о которых я писала выше и могла служить грабителям судов прекрасной, защищённой базой. Зная про суффикс, сразу ищу слово Басал. Впервые, к своему стыду из-за невежества узнала, что: басал – это обыкновенный репчатый лук, медицинские свойства которого описаны ещё Авиценной. Есть фамилии Басал, в основном на юге России. Очень много современных фирм с названием «Басал», особенно тех, которые занимаются агропромышленной продукцией. Есть и  ещё одна интересная версия:  Басалай - грубиян (от «баса» и «лай» - «красиво лаяться») (волог.)
   Так что же, в этой деревне раньше жил какой-то грубиян, который хорошо умел ругаться, или здесь выращивали лук? Не очень мне нравятся обе эти версии, но, что поделать, больше ничего предложить пока не могу. Лингвисты, между тем,  утверждают, что слово «басал» имеет, явно, арабские корни.
   А вот ещё кое-что интересное. Рядом с Басалихой, через ручей, есть природная площадка на небольшой возвышенности, с которой хорошо просматриваются оба озера. Старшее поколение называет это место непривычным, для северного уха, словом «майдан». Майдан — персидское по происхождению слово, означающее любую открытую площадку, парк или площадь. В тюркских языках стал употребляться для обозначения главной торговой площади в городе.   
   После более тщательного расследования понимаю, что не такое уж оно и непривычное  для коренного двинянина. Оказывается, так раньше на севере назывались смолокурни. Но никто из местных жителей не припоминает, чтобы в нашей местности занимались производством смолы, может, только очень давно, не менее двух-трёх столетий назад.
    Пока не установлено, что где-то поблизости была смолокурня, приходится принять  южную версию происхождения названия этой площадки. Расположена она в красивейшем месте над ручьём, который соединяет два озера водного пути от Северной Двины до места, где, по преданиям зарыто золото, то есть на пути ватаги, занимающейся разбоем. В таком случае, эта площадка, как нельзя лучше подходила бы для, скажем, их места отдыха, важных совещаний, игр и т.д.
      С –иха(ми) кое-как разобрались. Дальше меня заинтересовали тоже непонятные и как-то выделяющиеся на общем фоне, названия  таких деревень, как Ераши, Минеши, Луташи. Сведений о них получилось очень мало. Луташи, например, называлась также  речка в Нижегородской области, которая сейчас оказалась в водах Горьковского водохранилища. Ераши – деревня в Сокольском районе Белостокской области. Нашлись фамилии Минеши в Израиле и в Сербии. Здесь тоже прослеживается связь нашего поселения не с западом, а с югом.
   В центре Верхних Хаврогор находится скопление деревушек, которое сейчас всё чаще называют чисто по-русски – Ивановы. Названия отдельных деревушек, образующих скопление потихоньку стираются из памяти людей, а, ведь, они очень интересны. Вот, например, одна из них Бухаровщина. Нет, оно происходит не от слова «бухать». При выделении корня «бухар», узнаём, что оно может происходить, как от арабского – беднота, так и от северо-русского – пчела или шмель. Можно вспомнить и знаменитый в древности город Востока Бухару. С санскрита оно переводится, как монастырь. В древности же Бухар было личным именем (в 17 веке в Казахстане жил известный казахский акын Бухар Жырау). Но, скорее всего, в данном случае оно более оправдано в обозначении запашной, пустошной земли или сенокосу в лесу, как было, например, в Тверской области. 
  Деревня Бухаровщина располагалась на высоком берегу Двины, неподалёку от Рябихи, по другую от неё сторону Менчинова ручья. поэтому, вполне, возможно, что земля здесь осваивалась и освобождалась от древних лесов также одной из первых.
   В этом же скоплении деревень совсем затерялась деревенька Бушковы. Вроде бы ничего особенного, окончание привычно для русской речи. Но, в пылу исследований интересуюсь всё же несколько необычной основой – Бушк. Так и есть, Бушк – личное имя, скорее всего  финно-угорского народа, т.к. ещё в настоящее время его можно встретить в республике Марий-Эл. При крещении имя преобразовалось в фамилию Бушков, что, впрочем, довольно часто практиковалось на Руси.
     Одно из самых невероятных ассоциаций оказалось связанным с деревней Макары, некогда административным и культурным центром Верхних Хаврогор. В пору моего детства в этой деревне находилась начальная школа, и первые три класса обучения я прошла, именно, в этой школе. Неподалёку на высоком угоре был клуб – местный очаг культуры, в недалёкие ещё годы очень оживлённый. Сейчас он разваливается, как и школа. Как и бывшая контора отделения бывшего совхоза.  Что же здесь было много веков назад, если слово Макара означает мифологический образ фантастического морского животного, известный в индийской традиции, а также у народов ряда районов, испытавших влияние индийской культуры. Макара связана со многими индийскими божествами,  в индийском зодиаке - знак Козерога. Вот и деревни с такими названиями нашлись в Белоруссии, Украине, Псковской области – области распространения индоевропейских языков.
   Вышеперечисленные названия указывают на то, что небольшую полоску берега Северной Двины населяли в древности ещё задолго до новгородцев. К новгородским же можно отнести такие деревни, как Заозерье, Заручевье, Заполье, Законокса. Населённые пункты с приставкой за- очень часто встречаются и сейчас в Новгородской области. У нас же все эти деревни образовались, явно, позднее, чем с непонятными нам названиями. Все они находятся на некотором расстоянии от Двины.
   В моей родительской семье хранится предание, что предки по мужской линии – выходцы из Новгорода являются одними из основателей деревни Заозерье, в которой и сейчас живут мои родители. К сожалению, сохранилось немного, только имя моего прапрапрапрадеда, который поселился первоначально в этом благодатном месте. Звали его Афанасий. Я помню наш старый дом, который был ещё в начале 60-х. Он был, как и многие дома на севере, большой двухэтажный. Но, как говорит мой отец, и это уже не первый дом моих предков - новгородцев в нашей деревне. 
   Хаврогоры растянулись вдоль Двины на несколько километров, примерно посередине их  находится деревня Погост, которая делит всё поселение на Верхний и Нижний конец. Погостами на Руси первоначально называли места сбора дани, потом уже на этих местах строили часовни, церкви, устраивали поблизости кладбища. Наш Погост полностью соответствует своему вторичному назначению. Здесь находится церковь, известно, что раньше возле неё были захоронения. Может быть, в ещё более древние времена осуществлялся здесь и сбор дани.
   Всего в полукилометре от Погоста ниже по течению Двины был раньше «Святой колодец»,  рядом с которым была построена первая церковь.  По местным преданиям где-то здесь проживало древнее местное неславянское население. Вероятнее всего, здесь было также одно из мест поклонения древними своим святилищам. Вполне, возможно, вода в святом источнике была целебной, т.к. наши древние предки жили в единении с природой, лучше нас знали её тайны и умели использовать их для своего блага. В этих местах, действительно, обнаружена древняя стоянка, правда, всё ещё не исследованная.
   Тут же неподалеку протекает небольшая речка Конокса, больше похожая на ручей. В месте впадения в Двину, чуть ниже от предполагаемой древне стоянки красиво раскинулась деревня с одноимённым названием. Я долго ломала голову, откуда такое странное, вообще, выпадающее из всей схемы названий деревушек, местечек и ручейков. Потом уже, когда детальнее проштудировала источники по истории, название объяснилось самым простым образом. Оказывается на одном из финно-угорских наречий –окса обозначает «вода». Вот откуда похожие: Нёнокса, Вуокса, Пуксоозеро и т.д. Так, может быть, Конокса более древнее поселение в Хаврогорах, чем Рябиха? Или в одной деревушке жили раньше финно-угры, а в другом поселились первые славяне? Отсюда и названия, сохранившиеся через толщу времен. Наши предки жили мирно друг с другом, иначе не сохранилось бы угорское название. Подтверждением более-менее мирного сосуществания являемся мы, их потомки. В современных Хаврогорах можно встретить наследников этих  разных народов. Никто, даже, не задумывается, почему на таком маленьком пространстве можно увидеть,  как высоких светловолосых сероглазых людей, так и кареглазых с черными волосами невысокого роста.
   В заключении не могу не поведать ещё об одном открытии. В полукилометре выше по течению от Погоста, по другую его сторону,  протекает небольшой ручеёк тоже с необычным для нашей местности названием – Тордов ручей.  Кстати, по преданиям, здесь тоже бывали разбойники, грабившие проходившие по Двине суда. Замечу, что в этом случае я сориентировалась почти сразу, откуда пришло к нам такое название. Торд – чисто скандинавское древнее имя, распространённое и в настоящее время в Норвегии, Исландии, Голландии. Встречается оно и в древних исландских сагах. Нет ничего удивительного в том, что в нашей округе сохранилось норвежское имя. Да, собственно, для местных, даже, после веков забвения и запретов, не были секретом продвижения викингов по Двине. Об этом не принято было говорить, но ощущение этих связей в прошлом присутствовало, даже, в нашем селе, находящемся на расстоянии более 200 километров от побережья Белого моря. И нашлось подтверждение в названии маленького ручейка. А я, когда смотрю на своего отца, высокого, крепкого с характерными чертами лица с резкими движениями,   не могу отделаться от мысли, что и в нашем роду были не только славяне и финно-угры, но также ещё и  викинги.
   Вот такие тайны хранят, примелькавшиеся местному уху, названия. Стоило немного вникнуть в их смысл, и родная деревня, казавшаяся до этого такой простой, с незатейливой историей, приобрела в моих глазах статус одного из древнейших поселений. Много повидала она на своём веку, оставаясь милой, уютной, патриархальной, неброской северной деревней, вырастившей не одно поколение вдали от шумных перекрёстков и полных опасностей дорог мира.  Многие народы оставили здесь свои следы. Очень хочется их сохранить в памяти потомков.

В тексте также использованы материалы из Википедии; Викисловаря; словаря В.И. Даля; словаря Брогкауза и Ефрона; с сайта «Занимательная топономика».
   2012 г.                Е. Плёсова