3. Борьба с экономическими преступлениями

Михаил Самуилович Качан
В годы кампании против экономической преступности по законам 1961-1962 годов было казнено около 8000 человек. В основном, «лиц еврейской национальности».

Да, в те годы евреи были "лицами еврейской национальности", как в 90-е появились «лица кавказской национальности». Это термин подчеркивал необычность этих лиц, по сравнению с другими, узнаваемость, определенную ущербность и злокозненность, раз в основном казнили именно их. Народ как бы предупреждали: «Будьте осторожны с лицами «еврейской национальности», не доверяйте им. Вон они какие жулики и мошенники».

В стране заговорили о новых репрессиях. Среди рассмотренных дел было много заказных. Вероятно, были и нарушители законов и преступники, но вместе с ними пострадало немало талантливых руководителей с предпринимательской хваткой, которые не вредили, а помогали советской экономике, которая была весьма неповоротлива и опутана густой сетью запретов.

Вряд ли такие суровые меры дали какие-либо результаты. Впоследствии экономисты, исследовавшие статистику противозаконных действий, пришли к неутешительному выводу: в 60-х годах количество «экономических преступлений» не только не уменьшилось, но, наоборот, возросло. Суровые меры, предложенные Хрущевым, лишь загнали хищения в еще более глубокое подполье, чем немало способствовали дальнейшему укреплению теневой экономики.

Другим последствием репрессий в хозяйственном секторе стало снижение общего уровня управленческих кадров и боязнь отступить от правил даже на минимальный шажок. Даже несмотря на то, что консервативное решение приводило к значительному материальному ущербу.

Людей учили не думать, а слепо следовать указаниям и правилам. И, конечно, руководители всех звеньев управления делали для себя выводы.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/01/19/264]