Зависть

Любомир Светлый
   Мой сын Михаил был замечательным малышом. Это мой первенец. Когда он родился, я испытал несказанную радость отцовства. Держать на руках свою кровинушку, кормить, менять запачканные пелёнки, купать малыша - это такое родительское счастье! Потом наступает пора воспитания. Ребёнку передают мудрость и опыт жизни. Это пора бесконечных вопросов. Откуда дети берутся? Зачем люди какают? И т.д.  и т.п. Надо научить малыша защищать себя от агрессии сверстников, правильно вести себя, благородно относиться к девочкам и много ещё чему... Порой вопросы бывают такими сложными и родителям нужно доходчиво объяснить ребёнку то, что его интересует.
   Однажды Миша подошёл ко мне и спросил: - Папа, что такое зависть? Ну, как объяснить четырёхлетнему малышу столь сложное явление жизни. Одним предложением ответить невозможно. Пришлось прибегнуть к развёрнутому определению и рассказу.
   - Зависть, сынок, - это человеческое чувство. Каждый его испытывает. Зависть бывает Белая, Серая и Чёрная.
   - А как это, папочка?
   -  Ну, вот смотри, скажем, у твоего друга появилась новая замечательная игрушка. Она такая интересная, хорошая, привлекательная! Тебе очень хочется иметь такую же. В этом ничего плохого нет. Это Белая зависть. Белая зависть никому не приносит вреда. Ты обращаешься к родителям и они покупают тебе такую же игрушку или даже, может быть, ещё лучшую. Вы с приятелем обмениваетесь игрушками на время и играете с ними. И вам обоим хорошо.
   - А Серая зависть, пап, что такое?
   - Серая? Представь, мальчику хочется такую же вещь, как у другого малыша. Очень хочется! Он просит родителей купить ему такую же. А у родителей нет денег или игрушки такой нет в продаже. Никак невозможно приобрести такую же. А мальчику очень хочется её иметь у себя. Желание такое сильное! Он чувствует себя несчастным без этой игрушки, мечтает о ней, а ничего не меняется. И тогда он решается на дерзкий поступок. Он незаметно похищает эту игрушку и играется ею тайно.  Это поступок плохой. Он приносит удовольствие, но не радость. Эту игрушку нужно всё время прятать. Играться ею только тайно. Приходится врать, когда спрашивают - А ты не брал у Вити эту игрушку?  Ведь мальчик расстроен пропажей, страдает. И маленькому воришке не по себе. Его мучает совесть. Он боится, что пропавшую игрушку найдут и ему будет очень стыдно, когда это произойдёт.  Ничего хорошего в воровстве нет.  Такая это плохая штука, Серая зависть. Она доставляет страдание тому, у кого похитили любимую вещь и не приносит счастья тому, кто её похитил. Серую зависть можно понять и простить. 
   - Как это папочка?
   - Тот, кто украл, может вернуть украденное и искренне попросить прощения за это. Каждый может оступиться и совершить дурной проступок. Повинную голову и меч не сечёт, как в сказках говорится. Главное больше так не делать, иначе можно стать преступником и попасть в тюрьму. Дурное дело засасывает человека.
    - А что такое Чёрная зависть, пап?
    - Это самое плохое чувство, сын? Это, когда человек завидует радости другого. Он понимает, что ему никогда не иметь того, что радует этого человека. Эта радость его злит, выводит из себя. Ему очень завидно и у него появляется желание лишить другого человека его любимой вещи. Он делает всё, чтобы похитить эту вещь и уничтожить. Тогда его знакомый или друг навсегда утрачивает любимую вещь или предмет радости. Чёрная зависть - страшное зло. Оно превращает человека в негодяя. Ты же не хочешь, сын, стать плохим человеком, которого люди не будут уважать и с которым никто не захочет дружить?
    - Нет, папочка, я не хочу быть плохим!
    - Ну, вот, послушай историю из моего детства. И я рассказал сынишке о своём детстве и как я столкнулся с Чёрной завистью.
   - Когда я был таким, как ты, сыночек, мы жили небогато. Мне покупали игрушки, но не часто. Я завидовал соседскому мальчику Генке, у которого была куча дорогих игрушек. Игрушки у него были, но он не умел ими играться так,  как я. У него не хватало фантазии. Когда меня приглашали к нему поиграть, я устраивал грандиозные игры. Это были целые спектакли, представления... И хотя мне было завидно, я ни одной игрушки у Гека не стащил. Мама очень убедительно  мне объяснила, как это дурно воровать чужие вещи и к чему это может привести в жизни. Генке было очень интересно со мной играться. В нашей с ним игре игрушки прямо оживали и жили своей жизнью, благодаря моей фантазии. А когда я уходил, игрушки становились кучей бездушных вещичек. Гек никак не мог понять почему так происходит. Он часто пинал свои игрушки и жаловался родителям, что они ему надоели. Тогда ему покупали очередную дорогую забаву.
    Однажды мама, твоя бабушка Катя, купила мне замечательную игрушку. Это был маленький плюшевый медвежонок.  Он был величиной с мою теперешнюю ладонь. На нём были синенькая рубашка и такие же короткие штанишки. У него была коричневая плюшевая шёрстка, блестящие чёрные глазки и носик и он показывал красный фетровый язычок. Он выглядел забавно и весело. Я сразу же признал в нём своего дружочка.
   - Мама, а почему он всё время показывает мне свой язычок? - Спросил я у матери.
   - Ну, ты же балуешься и не всегда бываешь послушным, вот он тебя и дразнит.
   Мне это очень не понравилось. И первым делом я удалил у своего друга этот язычок. Теперь мы с ним могли дружить. Что он только ни вытворял,  мой мишка: он лазил по деревьям, показывал цирковые номера, запросто крутил сальто - мортале, умел летать, плавать, бегать, разговаривать. Он помогал мне есть, я с ним засыпал и с радостью просыпался, зная, что снова увижу своего любимца. Он гулял со мной на улице, сидя в моём кармане. Играл со мной в песочнице. Плавал в корыте, как матрос деревянного кораблика. Это была моя любимейшая игрушка! Я с ним никогда не расставался. Надо ли говорить, что соседский Гек обзавидовался на моего мишку. Он думал, что это необыкновенная игрушка, которая доставляет столько радости её обладателю. Однажды он похитил его. Попытался играть им тайно. Но у него ничего не получалось. Мой мишка не хотел с ним играть так, как он это делал со мной. Гек это сразу понял. А тут я хватился своего мишки и мы пришли с мамой к Геку и заставили его вернуть мне моего любимца. Я снова был счастлив. А у Генки поселилась Чёрная зависть в маленьком детском сердце. Он долго думал и придумал план, как лишить меня моей радости. И вот однажды летом мы гуляли втроём на нашей улице Розочке. Я со своим медвежонком и мои " приятели " Генка и Алик. Я и не подозревал какую подлую пакость хотят они сделать мне.  Я был сильнее и крепче моих " друзей " . Поэтому Гек подговорил Алика помочь отнять у меня мою игрушку. Одному ему было бы не под силу совладать со мной. Они заманили меня подальше от дома. Мы дошли до угла Розочки и переулка Антона Глушко. Там вдруг Генка резко вырвал у меня моего мишутку и рванул наутёк к себе домой. Я бегал быстрее всех и мог бы легко его догнать. Но  Алик подло набросился на меня сзади и схватил за руки. Я стал с ним бороться. Вырвался из его цепких " лапок ", успел дать ему затрещину и погнался за Генкой. Конечно же я его догнал. Гек жил внутри нашего двора. Его часть дома была огорожена штакетом в котором была калитка. Гек успел домчать до своей калитки, но вот открыть её не успел. Я схватил его за шиворот и попытался отнять свою игрушку. Видя, что у него ничего не получается, Гек резко швырнул моего плюшевого дружочка через свой забор, прямо в густой виноградник, который выращивал Генкин отец,  дядя Жора. За Генкиным забором находилась злая овчарка Эра с громадными клыками. Генка всё рассчитал. Я не мог войти к ним во двор и забрать своего плюшевого мишку. Тогда я не предполагал, что это конец нашей с мишуткой дружбы и конец самого мишутки. Я всё ещё надеялся Вернуть своего любимца. Пришла с работы тётя Вера, Гешкина мама. Она закрыла злую овчарку. Мы с моей мамой и тётей Верой излазили весь виноградник. Увы, нигде мы не нашли пропавшего медвежонка! Как в воду канул. Как же я по нему тосковал! Ничто меня не радовало. Я потерял друга. Куда же он запропастился, думал я? Гек его, наверное,  нашёл и перепрятал. Но Генка божился, что никуда  того не перепрятывал. Он уже и сам был не рад, что сделал эту пакость. Я перестал с ним играть, и он изнывал от скуки над кучей своих игрушек, которые " не хотели " с ним играть.
   Закончилось лето, прошли осень и зима. И вот весной, когда только сошли снега, проходя мимо штакета соседей, я увидел на виноградной растяжке знакомую фигурку. Это был мой мишенька! Я позвал тётю Веру. Она впустила меня во двор к ним. Я достал своего дружочка. Мишка зацепился за проволочный крючок и не упал на землю. Потому мы и не смогли найти его среди густой виноградной листвы... Это уже не была прежняя весёлая игрушка. От дождей полиняла и раскисла плюшевая шёрстка, вывалились глазки. Я взял в руки мишку... Это были жалкие останки моего дорогого друга. Плюшевая оболочка разлезлась в моих руках и из тельца медвежонка  вылезли мокрые опилки. Мой друг погиб! И убила его Генкина Чёрная зависть. Я испытал настоящее горе. Со слезами на глазах похоронил я моего дружочка в глубине двора. И долго потом пребывал в глубокой печали. Маме было очень жаль меня.
   - Сыночек, дорогой, пойдём в игрушечный магазин и купим тебе другого мишку!
   - Нет, мама, мы не купим такого, мой мишка был живой... Другого мне не нужно...
   Я взглянул на моего милого сынишку. Глазки ребёнка блестели от слёзок, он шмыгнул носиком...
   - Теперь, сынок, ты знаешь, что такое зависть?
   - Да, папочка, завидовать - это очень плохо.
   - А чего ты плачешь, милый?
   - Мне очень жаль твоего медвежонка.
   - Да, он был хорошим другом, мой мишка. Он жив в моей памяти. А у меня есть ты, мой дорогой Мишутка, мой славный дружочек!

19.01.13       г. Таганрог