Путешествие в прошлое

Геннадий Хмелёв
Посвящается моим первым школьным учителям:
         Андроновой Марии Ивановне,
         Радченко НатальеСемёновне,
 которые безкорыстно делили своё личное время и знания с нами своими подопечными.

   О первых года обучения в Советское время в начальной и средней школе. Для написания данного рассказа меня подтолкнули не дающие мне покоя воспоминания и впечатления от методов обучения и воспитания, как родителями, так и учителями и методов их убеждения, на фоне нынешних многочисленных, реформ, которые, как снежный ком преследуют современную школу.
  Я себя не отношу к отряду консерваторов, но я всецело за преобразования в школе, которые не подрывали бы основ воспитания: патриотизма, любви к Родине, почитания родителей, старших по возрасту и стремления к постижению знаний.  Да, я за демократию, но в рамках разумного, где бы чётко были прописаны в первую очередь обязанности, а позже
уж права, а у нас наоборот.
   Пробу гранита наук я начинал в четырёх классной школе небольшого сибирского села в середине 50 годов прошлого столетия.  Данное учебное заведение, отстояло от моего роди- тельского дома на расстоянии около 800 метров, почти на краю села в небольшом по нынешним меркам деревянном доме с печным отоплением и туалетными удобствами во дворе.  Это были ещё трудные послевоенные годы, нехватало учебников, одежды, сумок для книг, чернил, ручек и перьев. Как я помню в то время классы комплектовались по сорок
учеников и более. Когда я пошёл в первый класс, мне мама сшила холщёвую сумку и мешочек для переноски пузырька с чернилами. Нашей первой учительницей была Мария Ивановна
Андронова, в её педагогической деятельности мы тоже были первыми.
  В то время трудовая дисциплина на производстве и колхозах соблюдалась неукоснительно, так что нечего было думать и мечтать о том, что тебя родители проводят в школу, этот
вопрос решался проще, младших поручали чуть старшим ученикам.  В нашем регионе в зимнее время не редки холода под сорок градусов, а занятия в школе отменялись только, если столбик термометра опускался ниже этой отметки и для нас тогда наступали не запланирован
ные каникулы,иногда их продолжительность затягивалась до недели.
И вот наступил день когда я закончил курс начального образования и был атестован с правом обучения в пятом классе средней школы. Но я не имел ни малейшего предста- вления, как и где буду продолжать своё обучение, хотя об этом порой задумывался. Заканчивались летние каникулы, мне купили полевую сумку для учебников и объявили, что я буду обучаться в соседнем селе, что расположено в шести километрах от нашего села и что с этого учебного
года , для перевозки учащихся будет выделена автомашина.
Да с первого сентября для перевозки учащихся дирекция МТС выделила автомашину, по утрам в школу нас отвозили почти регулярно, а после уроков до дому мы часто добирались
пешком, так как автомашин не хватало.
  Так первого сентября, мы почти всем своим бывшим четвёртым классом пришли в другую школу, с новой организацией классного обучения, за нами закрепили учебный класс, назначили классного руководителя - Радченко Наталию Семёновну – учителя математики. На первых порах мы с ней не находили взаимопонимания, так как до пятого класса изучали арифметику, а тут появились алгебра и геометрия, нужно было учить математические правила, мы не были готовы к этому, да и мышленье не на высоком уровне, сказывалась оторванность от дома и бесконтрольностьсо стороны родителей.
  А это не маловажная составляющая при изучении точных наук. У  Натальи Семёновны  за спиной давлела у чебная программа, еёнужно было осваивать, а нам чем дальше в лес - тем становилось темнее. И вот толь сейчас, я начал пони - мать, как же ей трудно было с нами и поэтому на ваш суд хочу вынести её методы борьбы с нашей безграмотностью и изменением мышления. Из учебника по алгебре, как сейчас помню, почти на каждой странице были пропечатаны правила того или иного действия и мы их порой не успевали заучивать, как следствие не усваивали нового материала.
  Все её попытки, как – то наладить контакт с нами, заканчивались нервными срывами с её стороны, она нас обзывала и пешками, и турками, на пол бросала мел, плакала от бессилия, выходила из класса, успокаивалась, извинялась и продолжала урок, а мы стеснялись. Но наконец, мы поняли,что наша задача, внимательно слушать объяснение нового материала, а если кому – то, что не понятно, задавать вопросы и она снова будет объяснять только что пройденный материал и это могло продолжаться до тех пор пока  все не усвоят данную тему.
Наконец,  ликвидировав наши пробелы в заниях, по пред –идущим темам и наверстав программу, мы поняли, что порой нет необходимости учить правило до автоматизма,а его просто надо понять и оно легко запоминается.
Но я до сих пор не могу осмыслить, как Наталья Семеновна успевала объяснить несколько раз новую тему и ещё провести беглый опрос и выставить оценки.  В итоге к концу
учебного года в нашем классе не было троишников.
  Наталья Семёновна  вела активную внеклассную работу, постоянно поддерживала связь с родителями.
  Если мне не изменяет память, то в нашу школу тогданаправили двух преподавателей математики: Наталью Семеновну и Прасковью Демидовну о методике преподавания которой я ни чего не могу сказать, только знаю одно, что о ней говорили, что она тоже очень строгая. И благодаря труду этих Учителей в то время наша школа по математике  занимала одно из первых мест в республике.
  Может быть, что – то и было не педагогичного в методике преподавания Натальи Семёновны, в этом разберутся специалисты, но тот труд, что был затрачен ею, на всю жизнь остался светлым пятном в моей памяти, и не раз помогал и помогает до сих пор в моей жизни.
  Я желаю выразить за это им свою признательность и благодарность! Бывший ученик Гена Хмелёв.
 12.01.2012.