Конец - делу венец, 4-1

Ванятка
АКТ ЧЕТВЁРТЫЙ

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Территория флорентийского лагеря.

(Входит второй французский дворянин в сопровождении пяти-шести солдат, готовящих засаду.)

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Пройти он может только здесь. Другого лаза нет в заборе. Вы при поимке тарабарьте на  различных языках. Не важно, что и как вы говорите, но только жертву убедите, что вы не понимаете его. Один из вас, однако, должен переводчика сыграть.

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
Мой капитан, позвольте переводчика сыграть.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Надеюсь, он тебя не знает и голос твой не слышал никогда.

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
Ручаюсь, что не знает и не слышал.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
А на каком же языке ты с нами будешь изъясняться?

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
На том, какой предложите мне сами.

ПЕРВЫЙ ДВОРЯНИН:
Он должен думать, что мы – шайка иностранцев на службе неприятельского войска. Поскольку знает он немало языков, то вы должны придумать тарабар, который непонятен никому, но очень важен для задуманной идеи. Нам всё равно как говорить: то ль каркать, то ль по-волчьи выть. Запомни же, молодчик: благоразумней всех обязан быть, конечно, переводчик. Насторожись, засада, он идёт! Продрыхнет где-нибудь в кустах часок-другой,
и, дрыгнув левою ногой, он не преминет вновь явиться, вооружившись новой небылицей.

(Входит Пароль.)

ПАРОЛЬ:
Пока что – десять. Хватит трёх с лихвой, чтоб возвратиться с байкою домой. Как мне ответить на вопрос: «что сделал»?  Поймать придётся птицу-небылицу. Охотник, чувствую, по следу  устремился и у норы моей остановился. Язык мой смел, но страх мне сердце съел, я за спиною фарса боюсь до смерти Марса.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
А вот и первой истины итог, где твой язык тебе упасть помог.

ПАРОЛЬ:
Какой же бес меня толкнул на подвиг, я не знаю? Не только барабан вернуть, что сделать невозможно, но думать я об этом не желаю. Придётся голову бинтами повязать, сказав, что враг меня решил за дерзость наказать. Заявят мне: «Легко отделался, солдат»!, придется, как всегда, солгать. Себе я раны наносить не собираюсь. Язык подвешен! – снова оправдаюсь. Язык мой! Ты меня подводишь, на думы тяжкие наводишь: тебя торговке следует отдать, себе же – у осла на время занять.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Как можно до такого докатиться – зло, осознав, нисколько не стыдится?

ПАРОЛЬ:
А не сломать ли мне испанский меч, не изодрать ли мне одежду в клочья?

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Нисколько это нас не убедит.

ПАРОЛЬ:
А, может, сбрею бороду свою, сказав, что выдрали противники в бою?

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
И это не поможет

ПАРОЛЬ:
А, может, заявиться голым, не стыдясь позора, сказав, что обобрали воры?

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Нет, не поможет.

ПАРОЛЬ:
А если б я загнул, что из бойницы крепости сигнул?

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
С какой же это высоты?

ПАРОЛЬ:
И не поверишь даже: всего-то – тридцать сажен.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Хоть трижды небом поклянёшься, а веры не добьёшься.

ПАРОЛЬ:
Как нужен мне сегодня барабан, чтоб возвратиться победителем в свой стан!

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
И ты его сейчас услышишь.
ПАРОЛЬ:
Какой же я болван!  – Ведь это неприятельский грохочет барабан.
(За сценой суматоха.)

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
ТОка пОка биш корОка.

ВСЕ:
МагарОка ниш корОка.

ПАРОЛЬ:
Глаза завязывать не надо! Я обещаю вам награду!
(Хватают и завязывают глаза.)

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
ТромУльдо бОкос тОскос.

ПАРОЛЬ:
Я знаю вас. Вы из отряда МОскос.
Наверняка, погибну я, не зная языка.
Есть кто-нибудь из немцев, итальянцев,
Датчан, голландцев, прочих иностранцев,
С кем я могу сейчас поговорить
И подсказать, как флорентинцев разгромить?

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
КирдЫк бибИк я знаю твой язык.
Якши, ты думай о спасении души,
Тебя кинжалы острые сразят:
Семнадцать лезвий грудь твою пронзят.

ПАРОЛЬ:
О, господи, помилуй и спаси!

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
Всевышнего о милости проси! АтАра мАра брик.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
АтАра мАра фик.

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
На время казнь откладывает босс.
Сейчас судьбу твою решит допрос:
Коль выдашь нам военные секреты,
Получишь жизнь в обмен на взятку эту.

ПАРОЛЬ:
Позвольте жить! Предам я всех за это!
Вы удивитесь воинским секретам!

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
А если всё не подтвердится?
ПАРОЛЬ:
Да чтоб мне провалиться!

ПЕРВЫЙ СОЛДАТ:
Иди, иди. огеЙли ой, иди, иди, пока живой.
(Пароль удаляется в сопровождении конвоя. За сценой небольшая суматоха.)

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Скажи-ка графу и собрату, что петух в темнице,
До их прихода не отпустим птицу.

ВТОРОЙ СОЛДАТ:
Исполню, капитан.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Добавь при этом:
Нас предаёт он, искренне любя,
Глаза нам открывая на себя.

ВТОРОЙ СОЛДАТ:
Так, сударь, и скажу.

ВТОРОЙ ДВОРЯНИН:
Я под замком пока добычу подержу.

(Уходят.)