Мелкая моторика

Андрей Тюков
Помогают ли пряничные ангелы? А нарисованные? А настоящие ангелы? Епитрахиль отца диакона, крест, святая вода, шествие посолонь? И что лучше помогает: посолонь или в обратном направлении, а также: двоение аллилуйи – или троение, троеперстие – или двоеперстие (а ещё раньше было единоперстие)? "О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Мф, 17:17).
Все эти вопросы не риторические, ответы на них оказывали и оказывают самое непосредственное влияние на жизнь и смерть для очень многих. Какое же?
Человек, любой человек, привычно ограничен "мелкой моторикой" жизненных проявлений, неизбежно протекающих во времени. А ведь человек есть пространство, которое временем не описывается. Любое другое ограниченное пространство возможно описать во времени, человека – нет...
Имеем ли мы основания предположить: религия (любая религия) есть способ описать человека, определить человека через вневременные, "вечные" характеристики?
Что в религии исходит от человека, а что извне, от Отца? Ответив на вопросы, мы получим некоторое приблизительное представление о степени свободы человека в мире других, ему подобных, но не тождественных...
Религия как "всеобщий знаменатель"? Метаязык, описывающий реальность через сверхреальность? Механизм ограничения свободы, той, которой добивается сознание через свою деятельность?
Как всякая открытая система, человек демонстрирует эмерджентность, целое не выводится из частей и не является суммой частей. Это приводит к неуравновешенности и потенциальной (само)деструктивности системы. Не служит ли религия, как часть Супер-Эго и часть Эго (опосредованно), такая часть, которая соотнесена с Отцом и потому больше целого, сдерживающим началом для разрушительных тенденций (в системе религиозных воззрений обычно понимаемых как демонические)?
Где заканчивается Я и начинается не-Я? Чёткую и недвусмысленную черту провести вряд ли возможно, сама природа человека противится ограничениям всякого рода.
Я есть всё, что не противоречит Я.
Соотнесённость моего Я с чем-то бОльшим даёт мне зрение видеть предел этой непротиворечивости. Даёт мне знание относительной важности частей моего Я, помогает понять, какими из них я могу пренебречь для достижения комфорта личного и внеличного.
Нет нужды такой – днём ходить с фонарём, "искать человека", как поступал древний философ, если человек найден Светом. Прочее принадлежит области определений, не определяемого.
Перефразируя старое изречение, можно сказать: так ли обязательно показывать на луну пальцем?
Кресты, иконы, молитвы, ризы, храмы... пряничные ангелы... Разве Отец не знает о нас?
Или же всё перечисленное – лишь мелкая моторика, игрушки Отца для детей?

PS. Несколько слов о слове "отец", которое вошло в обиход: отец N, отец NN, в монастырях так вообще все "отцы".. А ведь сказано: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник – Христос" (Мф, 23: 8-10).


2013.