Зелёный лист! январь 2009
Время одуванчика, 2010
В этой статье, написанной совместно с Петером Мейляндером, 95-летний философ Арне Нейсс обрисовывает основные принципы глубинной экологии
Мы живем на непостижимо красивой маленькой планете. Но наше существование находится под угрозой. Если мы собираемся выжить, надо научиться думать по-другому. Наши мысли о будущем должны быть связаны с природой. Они должны касаться всех людей. Всех существ. Потому как все живое имеет свою ценность.
Глубинная экология – это менталитет будущего. Она поможет найти альтернативу тому, что сегодня кажется опасным и легкомысленным. Глубинная экология – это форма моральной серьёзности, основанная на анализе и науке. В своей основе она направлена на исследование понятия качества жизни и на обретение радости. В этой связи глубинная экология подразумевает также фантазию и игру. В сущности, глубинная экология – это позиция. Обязывающая позиция.
Мышление – это жизнь. В наше время жизнь находится под угрозой, а значит под угрозой и мышление. Поэтому мышление должно измениться. Речь идёт о тесной связи жизни на Земле и менталитета. Без мышления нельзя спасти жизнь. Без жизни нельзя спасти менталитет. Поэтому мы считаем, что мышление должно концентрироваться на жизни и природе. Не впадая в природоведческий идеализм, мы должны придерживаться научного реализма.
В своей основе менталитет будущего будет связан с поиском ответа на вопрос: Как сделать так, чтобы у большинства живых существ было наилучшее существование в обозримом будущем?
Это наш исторический вызов.
Глубинная экология предлагает метод для понимания и исследования жизни. Слово «глубинный» является прежде всего метафорой, указывающей на то, что наше понимание продумано, что мы настроены на мышление в «более глубоком русле». То есть, на вопросы глубинного критического характера и поиск наилучших ответов.
Под «экологией» мы прежде всего понимаем науку, согласно которой живые существа, включая людей, зависят друг от друга; более того, для действий и свободы человека существуют естественные границы. Во многих областях люди безвозвратно вытеснили или уничтожили многие биологические виды, поэтому переход к глубинному экологическому мышлению не терпит отлагательств. Все чаще мы стоим на краю перед выбором. От него зависит наша жизнь.
Мы верим в возможность обращения вспять нашей цивилизации. Мы верим, что переворот в сознании с последующим ограничением человеческой деятельности не обязательно означает ухудшение качества жизни. Совсем наоборот.
Главная мысль заключается в том, что наш менталитет развивается, а знания растут. Это позволяет нам ставить новые вопросы и получать на них новые ответы, ведущие к практическим решениям, а значит к новым и лучшим альтернативам.
Побудительным мотивом такого «глубинного» мышления является вера в то, что люди не находятся в конце своего эволюционного пути. И вряд ли мы когда-нибудь придём к нему. В глубинной экологии подчеркивается: быть человеком - значит иметь возможность стремиться к чему-то лучшему. Важно и то, что это «лучшее» касается не только меня лично или вас, но и всех людей в обозримом будущем.
Особенность человека по отношению к другим существам в том, что, размышляя, он может прийти к альтернативным решениям. Поэтому на человеке лежит большая ответственность, чем на других живых созданиях.
Вот почему понятие «ближний» такое важное для глубинной экологии. Ни одна из проблем не может обойтись без этого понятия. Для глубинной экологии «ближние» – это «все люди». Национальные границы, цвет кожи, религия и этническая принадлежность имеют второстепенное значение.
Но глубинная экология идёт дальше этого определения. Она хочет лучшей жизни для всех живых существ. Нечеловеческие существа имеют свою внутреннюю ценность. Они имеют такое же право на радость жизни. Мы не имеем в виду, что люди и животные имеют одинаковую ценность. Мы хотим лишь сказать, что люди не могут брать на себя право рассматривать других существ как средства [для удовлетворения человеческих нужд]. Человек находится в природе. И должен вести себя сообразно этой природе. Глубинный эколог не говорит: «Ты не должен убивать». Глубинный эколог спрашивает: «А есть ли необходимость убивать?» Или: «Есть ли необходимость убивать так много?» Из этого следует, что у нас есть право ограничивать чрезмерное распространение других существ, но нет права приносить им чрезмерные страдания или истреблять их.
Качество жизни – основополагающее понятие глубинной экологии. Что такое качество жизни? Какого рода переживания дают жизни наивысшее качество? Как соотносится качество нашей жизни с качеством жизни других существ? Эти и подобные им вопросы постоянно находятся в фокусе глубинной экологии.
Качество жизни нельзя определить раз и навсегда. Это не заранее утвержденная норма, при помощи которой измеряют развитие. Понятие «качество жизни» требует, чтобы наше мышление и эволюция ориентировались на качественное улучшение жизни на Земле.
Мы полагаем, что качество жизни и радость жизни взаимосвязаны. Лучшее качество жизни может привести к большей радости жизни и благополучию. И наоборот.
Увеличение радости и благополучия – главные цели глубинной экологии.
Мы считаем, что важно уважать внутренний голос, который говорит: « Я хочу…» или «Я не хочу…». Поэтому глубинная экология говорит о значении «искры [святого недовольства]». Без такой искры человеческая жизнь становится бедной и мёртвой. Устойчивая культура предполагает наличие благополучия и искры недовольства.
Мы не верим в существование вечной и непоколебимой истины. Иными словами, глубинная экология – не догматическое, не религиозное, и не метафизическое понятие.
Поэтому нашу точку зрения нельзя обосновать священным писанием или обращением к «Богу». Она динамически обращена к миру, и всегда основывается на опыте.
Истина – это то, чего мы постоянно ищем. Истина – это поиск правды; непрерывный процесс, во время которого мы руководствуемся ценностями и этикой. Истина, которую мы ищем, – это экологическое понятие, находящееся в сложной связи с природой; которая в свою очередь находится в постоянном развитии.
Наш поиск истины сопровождается расширением знаний и формируется всем ходом эволюции, поэтому истина сегодня всегда будет чем-то иным, чем истина вчера или завтра.
В данный момент качество жизни находится под угрозой. Прежде всего, ему противодействует ненасытная жажда обладания материальными вещами и дорогими удовольствиями. Мы называем эту жажду «ненасытной», потому что она в большой степени является продуктом индустриального развития, и потому что она уводит от простых, жизненно важных и наиболее щадящих окружающую среду желаний и потребностей.
Многое из того, чем мы себя окружаем, лишь иллюзия благополучия. Рост техники, который якобы должен улучшить и облегчить нашу жизнь, все чаще наносит вред природе и людям. Растёт количество депрессивных состояний, людей-инвалидов, больных людей. Отравление животных, людей и природы растёт вместе с производством и количеством мусора. Растет вред от войн по мере совершенствования оружия .
Всё сложнее увидеть связь между причиной и следствиями. За каждым несчастьем стоит ворох причин. И неудовлетворенность порождает новые иллюзии о благополучии, которые только продлевают несчастья.
Боль и экзистенциальные устремления становятся предпосылками для новых иллюзий улучшения жизни за счет роста материальной культуры. Часто по этой причине именно могущественные экономические интересы поддерживают у нас ощущение неудовлетворенности.
Поэтому борьба за менталитет будущего – это борьба за власть. Мы находимся в центре идеологической борьбы ценностей, которая охватывает все стороны жизни человека. Следует признать, что существуют могущественные идеологи, зарабатывающие на приобщении нас к господствующей идеологии потребления. Эта идеология влечет за собой не только экономическую и физическую бедность, но может быть даже в большей степени экзистенциальную бедность.
Общая скудость ума и жажда выгоды жестко связаны с ухудшением качества жизни людей. В самом худшем случае нас ожидает полный коллапс и истребление жизни на Земле.
Всё чаще люди теряют представление о том, что значит быть человеком. Вещи, стресс и идеологии отдаляют нас от понимания самих себя и нашей человечности. Мы теряем веру в себя и отгораживаемся от ближнего какой-то искусственной формой жизни, где человеческое начало проигрывает. Мы теряем способность воспринимать человечность других людей.
Поэтому «смысл жизни» – важнейшее понятие. Оно может быть как притягательным, так и просветляющим.
Притягательным, потому что может заставить нас некритично поверить в то, что он где-то вне нас и что его можно купить или получить. Что смысл жизни не связан с нашей личностью.
Просветляющим, потому что заставляет задуматься над тем, что действительно такое «наша жизнь» и «наша человечность».
Мы считаем также, что полезно поговорить о человеческом достоинстве. Об обществе, достойном человека, о достойной жизни и т.д. Война, например, не достойна человека.
Война – это временное состояние, иллюзия того, что можно считаем достойным. Но война оказывается средством, которое редко приводит к цели. Слишком большие ресурсы используются на развитие наших способностей к уничтожению. В результате наши способности к миротворчеству падают. Ставки в войне носят кратковременный характер и быстро дают видимые результаты; работа же по установлению мира требует длительного времени и даёт поздние результаты. Глубинная экология настроена на длительную перспективу.
В эту перспективу входит развитие способности помогать ближним улучшать качество жизни, которое - в итоге – определит лучшее будущее всего человечества. Многие чувствуют это, но всё же делают очень мало для развития этой способности. Для общества война становится чем-то выгодным, поскольку производство оружия увеличивает торговлю и ВВП. Сотрудничество, напротив, выливается совсем в другие продукты и ценности – в человечность, которую надо мерить совсем другими критериями.
При свободной капиталистической конкурентной экономике и глобальном росте населения конфликтный потенциал в мире будет расти. Поэтому будущее необходимо строго регулировать.
Нам необходимо позаботиться о мире. Заботиться о мире означает бороться за чистый воздух и чистую воду, за прекращение распространения СПИДа. Заботиться о мире означает делать все необходимое, чтобы остановить глобальное потепление.
Даже наиболее благополучные из нас понимают, что необходимы радикальные перемены в образе жизни человека. И что эти перемены рано или поздно должны коснуться всех. Это укрепляет надежду.
Мы считаем необходимым дальнейшее развитие экологического международного законодательства.
Законы должны иметь такой же международный характер, как и загрязнение, денежный потоки, коррупция, болезни и перемещение товаров. Они должны соблюдаться беспрекословно и иметь одну и ту же силу действия во всех странах и среди всех национальных групп.
Американец не может использовать нефти в сто раз больше, чем азиат. Глубинная экология против этого. Все люди должны подчиняться одним и тем же ограничениям и иметь одни и те же возможности.
Не имеет значение, где вы родились и в какой стране проживаете. Главное: соблюдаете ли вы правила, обращаетесь ли друг с другом по-братски, чувствуете ли реальную ответственность за жизнь на Земле.
В такой перспективе, например, этнический норвежец играет второстепенную роль.
Мы полагаем, что хозяйственную жизнь, экономику, легко можно подчинить таким правилам. Разделив понятие «хозяйственная жизнь» на две части, мы получим «хозяйство, питание» (норв.) и «жизнь». Нет лучшей основы для будущего. Будущее должно нас питать, наполнять в самым широком смысле этого слова, оно должно поддерживать жизнь в самом широком её понимании.
Из-за исключительного богатства Норвегии на нас лежит особая экологическая ответственность. Мы уже «высунули голову над водой» и хотим использовать наш разум способом, которого еще не видела история. Желание измениться растет день ото дня. Изменение курса истории уже началось. Почему бы нам не использовать наше благополучие для развития нашего сознания?
Глубинная экология указывает на то, что изменение мышления – это непрерывный процесс. Мы знаем, что должны идти в этом направлении. До сих пор мы откладывали изменение курса, потому что боялись. Но сейчас мы понимаем, что у нас нет другого выбора. Если мы сами не возьмём на себя управление будущим, изменения будут нам навязаны либо в виде принудительного политического режима, либо катастрофы. И того и другого мы должны избежать во чтобы то ни стало.
Мы верим в наши способности сохранить будущее. Мы также полагаем, что большинство понимает, какие нас ожидают кардинальные изменения.
Мы способны измениться. Это реально. Но это значит, что должен измениться язык и понятия, которые он отражает. Все исторические эпохи пережили периоды, когда слова и их значение изменялись. Сейчас мы должны найти новые слова и понятия для будущего.
Здесь большая ответственность лежит на средствах массовой информации и политиках. Все, кто используют язык, должны помочь прояснить новые ценности и нормы. Мы должны повзрослеть и стать умнее – по крайней мере, почувствовать, что каждый из нас, каждый день, создаёт будущее.
Это и будет менталитет будущего.
* * *
Статья впервые опубликована в Карельской экологической газете “Зелёный лист!” (1;2009) по материалам норвежской газеты «Dagbladet» от 22 января 2007.
Перевод с норвежского: Злата Кононова, преподаватель норвежского языка Кафедры скандинавских языков филологического факультета ПетрГУ
Новая редакция: В.Постников, 1 ноября 2010 г..