Жизнь продолжается

Галина Бэрэза
Машина, плавно покачиваясь, везла нас в село к бабушке Шуре. На руках у меня сладко посапывал наш неугомонный малыш. 9мая Витеньке – так зовут нашего первенца, исполнится один год. Мы с моим мужем Ярославом поехали к его бабушке поздравить её с самым любимым праздником – Днём Победы, а заодно и правнука ей показать. В этот раз я спокойно ожидаю встречи с ней, не то что в первую поездку к бабушке, когда Ярослав вёз меня для знакомства со своей строгой бабулей.

Перед первой поездкой, я, молодая и неопытная, чтоб понравится бабушке отрастила длинные ногти, сделала фантастический маникюр, приклеила длинные ресницы, соорудила ультра модную причёску с длинной чёлкой, а на пальцы рук одела все перстни, какие у меня были. Бабушка Шура встретила нас ласково и приветливо, и меня, как мне показалось, не разглядывала оценивающим взглядом. Вечером, после вечернего чаю, я помыла посуду и пошла на веранду, где Ярослав с бабушкой отдыхали от дневных забот. Когда подошла к двери на веранду услышала, как старушка жалобным тоном говорила моему мужу:
-Ох, внучек, неужели ты не смог найти дивчины поскромней. Ведь твоя жёнушка с такими длиннющими ногтями и борща не сварит и пол не помоет. Наверное, целыми днями сидит около зеркала да марафет наводит.
-Бабуля, успокойся. Всё она умеет делать. Просто хотела понравиться тебе и пере-усердствовала. Живём мы дружно, помогаем друг другу, – слышу ответ Ярослава.
-Дай-то Бог, - ответила она.
В первый приезд бабушка Шура мне понравилась. Худенькая, в беленьком платоч-ке, она легко, как бы играючи справлялась со своим не хитрым хозяйством. Я помогала ей. Голос у неё был мягкий и очень певучий. Нас называла внученятами. Во время прощания наказала нам родить ей правнука, Виктора, так звали её погибшего на войне мужа, и обязательно приехать и показать его.

 Мы её пожелание выполнили и сейчас везём правнука к его прабабушке Шуре. Приехали. Бабушка, как и в первый приезд, встретила нас ласково и приветливо. Она даже прослезилась.
-Ну, показывайте мне своего богатыря, защитника отечества – и протянула к малышу руки.
Виктор не испугался, потянулся к ней и, оказавшись на руках у прабабушки, доверчиво прижался к её груди.
-Вот и дождалась я своего счастья. Теперь у меня в этот день два праздника – День Победы и день рождения правнука, – со слезами на глазах взволнованно произнесла ста-рушка.
До обеда за разговорами, игрой с ребёнком время пролетело незаметно. Пообедали. На десерт бабушка Шура подала свой любимый пирог с капустой. Запивали компотом из чёрной смородины. Во время десерта нашу бабулю потянуло на разговор и она рассказала нам про свою жизнь.

Вспомнила молодость, а молодые годы у неё пришлись на самое страшное время в истории нашей страны – вторую мировую войну. Муж с первых дней нападения фашистов на СССР был на фронте, получил тяжёлое ранение в одном из боёв на Курской дуге и в госпитале умер. Она, тогда ещё Шурочка, осталась вдовой. Детей завести не успели. Плакала ночами в подушку в пустой постели. Чтоб как можно меньше времени находиться дома в одиночестве она старалась всё время быть на работе в больнице, на то время переоборудованную в госпиталь, а работы медсестре хватало с избытком. Больных с разными ранениями было очень много и каждому нужно внимание уделить.
Все работники госпиталя уставали неимоверно, иногда даже падали от усталости, ведь уже шёл четвёртый год войны. Наступила весна 1945года, бои шли за пределами Советского Союза и все предчувствовали скорое окончание этой страшной бойни, поэтому ощущение усталости было двойное. Дожили до мая месяца, и вот 9мая было объявлено об окончании ненавистной войны. Бабушка сказала, что рассказать о впечатлении, которое произвело это сообщение, очень трудно. Вначале было такое состояние, будто тебя остановили на полном бегу. Все замерли, не веря своим ушам, а затем неконтролируемая вол-на радости захлестнула нас. Кто-то хохотал до изнеможения, кто-то рыдал на плече рядом находящегося сотрудника, а кто-то целовался со всеми подряд.

Прошли первые минуты после сообщения об окончании войны. Работники госпиталя постепенно приходили в себя  и стали приступать к своей работе – раненым нужно проводить лечение. Делали свою работу с особым внимание к тем, кто приближал этот день. Шурочка, проходя по двору, увидела на скамейке молодую женщину, которая сидела наклонившись вперёд, обхватила руками живот и стонала.
-Что с вами? – спросила Шурочка.
-Наверное, роды начинаются, – ответила молодка.
-Так что же мы сидим. Идём скорее в больницу.
Роды были трудные. Ребёнок родился живым, а маму спасти не удалось. Роды принимать помогала наша бабушка. Вера, так назвалась роженица, умоляла спасти дитя. Она сказала, что родных у неё нет и попросила, если она умрёт чтоб Шурочка взяла ребёнка себе. Так у Шурочки появился сын Виктор, отец моего мужа.

Бабушка проработала в больнице до пенсии. Сын её вырос, выучился. Стал работать инженером на заводе в городе. Встретил свою любовь, женился. Через год родился внук, которого назвали  Ярославом, а в этом году и правнука дождалась.
-Бабуля, переезжайте к нам жить, – предложила я. – У вас уже возраст не позволяет жить одной в селе.
-Правда, бабуля, переезжайте, – поддержал меня муж.
-Нет, внученята мои ненаглядные, не поеду. Пока ноги ходят. Да и не скучаю я. Ко мне подружки приходят, устраиваем старушники с чаепитием, угощаем друг дружку пирожками, разговоры разговариваем, да и сын с невесткой скоро выйдут на пенсию – обещались переехать ко мне на жительство, а вам подарить свою квартиру. Живите, обо мне не переживайте, растите сына, чтоб жизнь продолжалась и почаще приезжайте ко мне в гости.

Галина Бэрэза, 11марта 2010г.