Духовный регламент Императора Петра Великого

Георгий Асеев
Доклад Г. Е. Исаева на Международной научно-практической конференции «ЧЕТЫРНАДЦАТЫЕ РОМАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Екатеринбург – Алапаевск, 17 – 19 июля 2013 года, Секция «Власть, Общество, Церковь» (Ведущий:  д.и.н. А.П. Ярков),
            Церковная реформа Императора Петра Великого – сформулирована в «Регламенте, или Уставе Духовной коллегии, по которому оная знать долженства своя, и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оные Управлению Духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать имеет» епископом Феофаном (Прокоповичем) в 1719 году («Регламент» подписан Освящённым Собором и утверждён Самодержцем в 1720 году, опубликован в январе 1721 года, признан Восточными Патриархами в 1723 году) – установила новую  коллегиальную власть – Святейший Правительствующий Синод, ставший законным церковным правительством (1721-1917). 14 февраля 1721 года состоялось открытие новой Коллегии. В нее вошли митрополит Стефан в должности Президента, два вице-президента – архиепископы Феофан и Феодосий, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из пресвитеров и один – из «греческих черных священников». Уже на первом заседании Духовной Коллегии встал вопрос о молитвенном возношении нового церковного правительства и в ходе обсуждения собравшиеся остановились на греческом слове «Синод». Святейший Правительствующий Синод, как высший орган церковной власти, был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриарху и заменяющего её, а потому носящего титул Святейшего. Равным образом Cинод заменял и Поместный Собор. Президент, а после Первенствующий член Синода, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа (произвольное толкование 34-ого Апостольского правила: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух»).
            Церковный авторитет синодальным актам придавала подпись членов Синода – иерархов; а штемпель «По указу Его Императорского Величества», подобно подписям «внешних епископов» – Византийских Императоров под определениями Вселенских Соборов, придавал синодальным указам статус государственных законов. В «Духовном регламенте»  провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха уставлено». Для членов Синода составлена была присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей Коллегии быти самого Всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего» (присяга просуществовала до 1901 года) [1]. В государственных бумагах церковная власть стала именоваться «Ведомством Православного Исповедания», т.е. в государственно-правовом сознании утверждается принцип «территориализма» (главенство государя над всеми религиозными общинами подвластной ему территории).
            В Своде Основных Государственных Законов Российской Империи (в редакции 1906 года) в Главе 7 (О вере) содержатся следующие принципиальные положения:
«Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания» (Cтатья 62).
«Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. В сем смысле Император, в акте о наследии Престола 1797 Апр. 5 (17910) именуется Главою Церкви» (Cтатья 64) [2].
            Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. С согласия Высочайшей власти Императора, Синоду принадлежало право: открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Синод осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизировать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Синод имел право ходатайствовать перед Высочайшей властью о нуждах Русской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и апелляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными Православными Церквами, с Вселенским Православием. В домовой церкви Первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена Восточных Патриархов. Ещё Синод являлся епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную. Синод управлял ею через те же приказы, какие существовали и при Патриархах, переименованные в дикастерию (в Москве) и тиунскую контору (в Петербурге). После открытия Московской и Петербургской епархий в 1742 году, Синодальная область прекратила свое существование. В непосредственном ведении Синода от бывшей Синодальной области остались лишь Кремлевский Успенский собор и ставропигиальные монастыри.
            В 1722 году Указом Императора учреждается должность Синодального обер-прокурора, визировавшего все распоряжения Синода, действующего не только как орган высшей церковной власти, но и как правительственное учреждение, которое подобно Сенату или Кабинету министров имеет на то полномочия от Императора. Первым обер-прокурором был И. В. Болтин, занимавший эту должность с 1722 по 1725 год.
            Инструкция обер-прокурора дублировала Инструкцию генерал-прокурора при Сенате. Обер-прокурором, по мысли Императора Петра Великого, должен был назначаться «из офицеров добрый человек». Ему вменялось в обязанность быть «оком государя и стряпчим по делам государственным».
            Первоисточником церковного права всегда является Божественная воля, выраженная в правилах: святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, святых отцов; а также в канонических (согласно 33-ему правилу Карфагенского Собора 419 года) библейских книгах. До сих пор широкое распространение имеет русский синодальный перевод канонической Библии 1876 года.
            В Российской Империи чётко соблюдается правопреемственность русского законодательства византийской имперской традиции «церковный канон – государственный закон». По законам Российской Империи Самодержавный Император – верховный правитель в государстве и Церкви, который как глава Церкви действует через Синод, а как глава государства – через Сенат, Государственный Совет или Кабинет министров[3].   
            Следует различать два основных материальных источника русского церковного права синодальной эпохи: государство (с «государственным о Церкви законодательством», например: «Артикул воинский» (1715), «Духовный регламент» (1720), «Манифест о упразднении поместного землевладения церковных учреждений» (1764), «Устав благочиния, или полицейский» (1782), Именной высочайший указ «Об укреплении началъ веротерпимости», данный Сенату (1905) [4]) и Церковь в лице Святейшего Правительствующего Синода (с «императорским церковным законодательством», например: «Книга о должностях пресвитеров приходских» (1776), «Кормчая книга», «Книга правил, или Синтагма канонов – вторая часть Номоканона в 14 титулах» (1839), «Устав Духовных консисторий» (1883).
            Для высшей церковной власти XIX века характерно поэтапное расширение прав обер-прокурора: при князе А. Н. Голицыне, графе Н. А. Протасове и особенно К. П. Победоносцеве права эти были расширены настолько, что из чиновника, только контролирующего ведение синодальных дел со стороны юридической правильности и соблюдения интересов государства, как это было предусмотрено в петровской Инструкции, обер-прокурор стал полномочным министром, ответственным перед Императором не только за соблюдение юридической формы в деятельности Синода, но и по существу. Эти новые полномочия обер-прокурора возникли из того, что при Александре I были отменены личные доклады Царю Первоприсутствующего члена Синода. Право представления регулярных личных докладов Императору по церковным делам и присутствия на заседаниях Комитета министров и Государственного Совета приобрел обер-прокурор.
            В круг обязанностей обер-прокурора входило: наблюдение за исполнением государственных законов по Духовному ведомству и контроль за своевременным исполнением дел; просмотр протоколов Святейшего Синода, прежде чем они будут приведены в исполнение;  представление докладов Синода Императору и объявление Синоду Высочайших повелений;  присутствие на заседании Государственного Совета и Комитета Министров по делам Православной Церкви;  через обер-прокурора осуществлялись все сношения Синода с министрами и другими высшими светскими начальниками; к нему на предварительные заключения поступали все рассматриваемые в Сенате дела, которые касались церковной недвижимости; обер-прокурор являлся главным начальником для светских чиновников, состоявших на службе в Духовном ведомстве.
            Как государственный сановник, равный по своим правам министрам, обер-прокурор имел при себе заместителя – товарища обер-прокурора – и канцелярию, подобную департаментам при министерствах. Эта канцелярия была учреждена в 1839 году. Кроме канцелярии обер-прокурора, существовала еще канцелярия Святейшего Синода, но и она подчинялась обер-прокурору. В ней рассматривались и подготавливались дела, которые утверждались Синодом. Обер-прокурору были также подчинены секретари епархиальных духовных консисторий.
            Состав Синода со времени его учреждения неоднократно подвергался основательным переменам. Уже при Екатерине I (1725-1727 гг.) он был разделен на два апартамента (1726 г.): духовный и экономический. Первый апартамент, в ведении которого оставлены были исключительно духовные дела, состоял из Первоприсутствующего (после кончины митрополита Стефана в 1722 году новый президент Синода уже не назначался) и шести членов. Экономический апартамент ведал земельными владениями монастырей и епархиальных домов и состоял из чиновников. При Екатерине I Синод перестал называться «Правительствующим» и стал «Духовным Синодом». Впоследствии восстановлено было его первоначальное название. Что касается экономического апартамента Синода, то он под различными названиями: «камерконтора», «коллегия экономии» - не один раз передавался из ведения Синода в ведение Сената и обратно, пока, наконец, в результате секуляризации населенных церковных земель от управления ими не была окончательно устранена церковная власть.
            При императрице Анне (1730-1740 гг.) Синод состоял из трех архиереев, двух архимандритов и двух протоиереев (настоятелей Кремлевских Успенского и Благовещенского соборов). По штатам 1764 года в Синоде положено было состоять трем архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею. По штатам, утвержденным в 1818 году, в Синоде присутствовали семь лиц, один из которых именовался «Первенствующим». При Николае I (1825-1855 гг.) места архимандритов в Синоде заняли главный священник гвардии и гренадерских корпусов (он же духовник Царя) и главный священник армии и флота. Впоследствии Синод приобрел исключительно архиерейский состав, что больше соответствовало церковным канонам. В него входили, как его постоянные члены, митрополиты Петербургский (обычно, но не всегда Первенствующий), Киевский и Московский, зачастую и Экзарх Грузии. Иногда членами Синода назначались другие архиереи, обычно в связи с их выдающимися заслугами. Например, членом Синода был митрополит Иосиф (Семашко), инициатор воссоединения униатов на Полоцком Соборе 1839 года. Другие архиереи, которые вызывались в Синод (по его представлению) указами Императора на неопределенный срок, именовались «присутствующими в Синоде».
            В XVIII столетии Святейший Синод возглавляли такие выдающиеся архипастыри, как митрополит Новгородский Димитрий (Сеченов) и митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров), в XIX - митрополиты Новгородские и Петербургские - Михаил (Десницкий), Серафим (Глаголевский), Григорий (Постников), Исидор (Никольский) и митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), в начале XX столетия - митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) и священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Петербургский, а потом Киевский. В состав Святейшего Синода в качестве его членов в разное время входили такие крупные церковные деятели, как митрополиты Платон (Левшин), святитель Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Булгаков); для присутствия в Синоде на несколько лет вызывались архиепископы Никанор (Бровкович), Арсений (Стадницкий) (позже митрополит), святой Тихон и Сергий (впоследствии Патриархи). В XX веке в Синод стали вызывать протопресвитеров, например святого праведного Иоанна Кронштадтского.
            P.S. Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог и Истинный Человек. При воплощении божественная и человеческая природы соединились во Христе как Едином Лице неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.   
            Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему!  Ибо одухотворённая Божественной благодатью  человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, материализует в своей земной жизни «трансцедентный идеал небесного совершенства».
            Русская религиозно-философская мысль, преображённая учением о Нетварном Свете афонских исихастов, отличается интуитивным чутьём «идеала». Отсюда стремление русского народа к соборно-иерархической гармонии в государстве (в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь), к одухотворённому единству содержания в многообразии форм общественной жизни, в которой каждый человек способен стать личностью.
            Монархическое единство в любви трёх Ипостасей единосущной и нераздельной Пресвятой Живоначальной Троицы заключается в том, что Бог Отец Вседержитель, являясь Творцом всего видимого и невидимого, предвечно рождает Единородного Сына (именуемого Словом Божьим или Логосом) и предвечно изводит Святого Духа.               
            Вспомним молитву святого Владимира, Крестителя Руси: «Боже  великий, сотворивый небо и землю! Призри  на новые люди  сия,  и  даждь  им, Господи,  увeдети   Тебе,  истиннаго Бога,  якоже  уведеша  страны  христианские,  и  утверди  в  них веру  праву  и  несовратну,  и   мне   помози,  Господи,   на супротивного  врага,  да  надеяся  на Тя  и  на  Твою  державу, побежду  козни  его».         
            Настоящее созидание Святой Руси началось с воплощения равноапостольным великим князем Владимиром на Русской Земле благотворной симфонии, описанной в 6-й новелле Юстинианова Codex' а Juris Canonici: «Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, — это священство и царство. Первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь. Поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство бесспорно, а царство пользуется лишь законной влаcтью, между ними будет доброе согласие».
            Цель православного христианского государства – создать благоприятные условия для свободного обожения человека, т. е. для его уподобления Совершенной Личности Богочеловека Иисуса Христа – Великого Архиерея и Царя Славы.
2013

ЛИТЕРАТУРА
[1] Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений).– М.: Издательство Сретенского монастыря, 1997. – 430 c.
[2] П. Е. Казанский. Власть Всероссийского Императора. – М.: Изд-во «Фонд И В», 2007.   – 600 c.
[3] Н. С. Суворов. Учебник церковного права.– М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1908.– 348 c.
[4] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3. T. XXV. Отделение 1. – СПб.,1908. № 26125.