Современный взгляд на систему триграмм Ицзина

Накатимур
Ицзин – одна из самых старых китайских классических  книг.  За многовековую историю вокруг нее создалась обширная комментаторская литература. Тем не менее, ее текст и смысл остаются столь же темными, как и во времена Конфуция, учившего «понимать заведомо непонятное». Предмет рассмотрения Ицзина столь же всеобъемлющ, как и Дао. Но если Дао описывает природу (Небо-Землю-Человека), так сказать, феноменологически, то Ицзин описывает конкретные процессы (исторические, гносеологические, астрономические, астрологические, ритуально- административные и т.д.), так сказать, на микроскопическом уровне. Поскольку «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао», можно сказать, что непонятность текста Ицзина – принципиальная, так как это фактически попытка выразить Дао словами.

К счастью, в Ицзине,  кроме текста, есть и графическая часть – 64 гексаграммы - фигуры из 6 черт – целой и прерванной. Предание гласит, что вначале легендарный император Фу Си создал восемь триграмм, дал им названия, описал свойства и сориентировал по сторонам света. Уже в историческое время отец основателя Чжоуской династии, Вэнь-ван, приписал триграммам дополнительные соответствия в виде животных, членов семьи и т.д., и соединил их в гексаграммы. В данной работе мы основной акцент сделаем на графической части Ицзина, и в первую очередь, триграммах.

Один из конфуцианских комментариев к Ицзину перечисляет свойства триграмм, например: «Чжень – гром, дракон, черное и желтое, (небесное и земное), … , великая дорога, старший сын…, молодой бамбук, густорастущий камыш…». Современные параллели к триграммам также не внушают доверия: «Кань - … красный, луна, вор, лодочник…». При отдельных «попаданиях» и любопытных сопоставлениях этот подход методологически неверен. Триграммы являются вершиной китайского коррелятивного мышления, строго систематического и дедуктивного. Тут же надо отметить, что по-китайски эти символы называются «ба-гуа», т.е. внимание акцентируется на том, что  каждая триграмма является частью восьмиэлементной системы, т.е. триграммы следовало бы называть октонами, членами 8-элементной системы – октета. (То же самое касается и гексаграмм – по-китайски «лю-ши-сы гуа», т.е. каждая гексаграмма – элемент системы из 64 элементов). В то же время на западе их переводят словом «триграмма», т.е. акцентируют внимание на их структуре. Посмотрим,  что даст рассмотрение триграмм как системы, а затем учтем их структуру, что  даст серьезную дополнительную информацию.

И у Фу Си и у Вэнь- вана триграммы были парными. Исходя из всей системы гексаграмм, мы получили несколько иное «спаривание» триграмм. Первые две пары триграмм – 111 «небо»- 000 «земля», 101 «огонь» - 010 «вода» остались без изменения, а вот из оставшихся четырех -  комплементарной к 100 «грому(молнии)» оказалась 001 «гора», а 011 «ветру»- 110 «водоем».  Т.е. вся архитектоника Чжоуской «Книги Перемен» свидетельствует о такой системе триграмм: Ю. – С.: небо – земля; В. – З.: огонь – вода; С.-З.- гора, Ю.-З.- молния; С.-В- ветер, Ю.-В. - водоем. (Ее мы получим, если на иллюстрации поменяем местами левую нижнюю и правую верхнюю триграммы). Первые четыре триграммы - так называемые «сы-чжен гуа» или правильные триграммы – переходят друг в друга при изменении всех черт на противоположные (Так связаны все четыре пары триграмм у Фу Си и Вэнь вана). В оставшихся четырех - триграмма  переходит в комплементарную пару с инверсией, т.е. фактически они связаны изменением направления времени. Две первые пары триграмм являются симметричными и, следовательно, не зависят от направления времени.

Главное в триграммах - их системность. Т.е. неправильно говорить, что ли – это огонь, восток, фазан,…, а кань – вода, запад, свинья, …, а надо говорить, что ли относится к кань так же, как восток к западу, огонь к воде и т.д. Поскольку триграммы есть универсальные всеобъемлющие символы, описывающие (и создающие!) своими комбинациями все мировые ситуации, им надо привести в соответствие наиболее общие понятия. Такую роль могут играть четыре глобальные характеристики вселенной: действие (движение), материя (вещество), пространство и время, каждая из которых может иметь два проявления - интенсивное и экстенсивное. Так, «творчество» есть интенсивное действие, а «исполнение» – экстенсивное. Пара «огонь» – «вода» – определенно субстанциональная, причем интенсивность - экстенсивность проявляется здесь как тонкая материя (дух) и плотная материя (вещество). Параллели огня, света с мыслью, духом можно считать общепринятыми как в философии, так и поэзии, например, по Демокриту, дух создают круглые огненные атомы. Показательна амбивалентность свойства триграммы «ли»  - ясность, одинаково характерная для огня, света и мысли, духа! Интересно, что эти триграммы ориентированы по оси восток (дун) – запад (си), а "дун-си" по-китайски значит «вещь». Следовательно, эти ориентации по сторонам света имеют не только чисто классификационное значение; в них заложен определенный абсолютный смысл. Кстати, по оси восток-запад можно сориентировать и бинарную оппозицию «инь-ян», т.е. эти «обе противоположности» также в первую очередь вещественны, поэтому язык инь-ян прочно вошел в тезаурус западного (субстанционального) мышления.

Двум другим парам можно найти глобальное соответствие только в данной системе. Если рассматривать молнию как символ мгновенности, а гору - незыблемости, длительности, вечности, то это будет временнАя пара. В оставшейся паре – водоем – нечто локализованное, а ветер - делокализованное, т.е. это пространственная пара. Итак, пары триграмм представляют собой четыре формы движения материи, ее атрибута – действие, вещество, пространство и время в двух проявлениях – интенсивном и экстенсивном. В этом четырехмерном понятийном пространстве можно поставить триграммам в соответствие дополнительные образы или понятия.


Действие       Небо -Земля
               Творчество  - Исполнение
               Синтез- Анализ


Вещество        Огонь- Вода
                Дух- Материя
                Душа- Тело
                Культура- Цивилизация
                Сознание -  Бессознательное
                Ген  - Клетка
                Эйдос - Меон
                Виртуальность- Материальность
                Software - Hardware

Пространство Водоем - Ветер
                Животное - Растение
                Частица - Волна
                Организм - Окружающая среда
                Фигура - Фон

Время         Молния - Гора
                Время - Вечность
                Мгновенное время- Длительное время
                Настоящее - Прошлое, будущее
                Актуальное время - Потенциальное время
                Циклическое время - Линейное время
                Количество (возраст)- Порядок

Наиболее понятной является субстанциональная пара дух - материя. Взаимоотношение духа и материи считается основным вопросом западной философии. В идеалистической философии все существовало в духе, материальный мир рассматривался как продукт деятельности сверхчеловеческого сознания, как «инобытие духа». В диалектическом материализме, напротив, дух считался продуктом деятельности высокоорганизованной материи. Комплементарность духа и материи напоминает декартовские вещь(!) мыслящую и вещь протяженную. Глобальная оппозиция «культура-цивилизация» отсылает нас ко временам Вэнь-вана,  изменившего порядок триграмм и поставившего во главу угла «огонь», т.е. «культуру» (вэнь). Вспомним и Конфуция, представлявшего «Князя Просвещенного» Вэнь-вана то как носителя вэнь, то даже как олицетворение этого начала.

Два вида пространства легко представить в свете современной физики и математики: делокализованное, бесструктурное пространство, чистое вместилище - это евклидово пространство, а локализованное, структурированное – неевклидово. Два вида действия: если первое – творчество, синтез, то второе  - исполнение, анализ, программа, алгоритм, расчет… Самая трудная для понимания – временнАя пара. Длительное, вечное время, чистая длительность может быть уподоблена ньютоновскому времени, протекающему в евклидовом пространстве. Соответственно, второе время – это время в неевклидовом пространстве.  По некоторым представлениям, в макромире примером неевклидового пространства может служить пространство живого вещества, т.е.  мгновенное время – это время живого вещества. Отличия живого от неживого в пространстве - наличие симметрии пятого порядка и асимметрия правизны и левизны, во времени – ритмичность, с одной стороны,  и необратимость, с другой, биологических процессов.

Если дополнительно учесть структуру триграмм и представить их в виде трехмерных векторов, то элементарными ортами окажутся (100) и (001), т.е. два вида времени, а также (010)- плотное вещество. Остальные триграммы составные – пространство создается временем и веществом, дух – двумя видами времени, а творчество есть результат взаимодействия духа и материи. Таким образом, введение мгновенного времени создает неевклидово пространство, т.е. вносит жизнь, дух и творчество. Сколь прозорливым оказался комментарий к Ицзину «Сицычжуань», считавший началом всему триграмму «Чжень» (Гром)!

Понимание триграмм можно углубить путем размышления над их оппозициями  с разных сторон: так, оппозиция «частица - волна» добавляет нашему рассмотрению квантово-механические обертоны, а «эйдос - меон» - юнгианский комплекс идей. В вещественных триграммах наблюдается последовательная дихотомия духа и материи. Наиболее глобальная оппозиция этих триграмм есть дух и материя, сознание и внешний мир. В пределах духа эти триграммы можно поставить в соответствие сознанию и бессознательному. Из двух основных моментов бессознательного – индивидуального и коллективного – главную роль в психической жизни человека, по Юнгу, играет коллективное бессознательное, которое представляет собой как бы тело психики, сферу, наиболее общую психике и внешнему миру. По отношению к высшим слоям психики это последнее выступает в качестве материи. Наше понимание триграммы «кань» как бессознательного вполне созвучно представлениям Юнга, по словам которого, гексаграмму КАН (удвоенную триграмму «кань») нередко получали те его пациенты, которые были чрезмерно зависимы от бессознательного (воды!) и которым угрожало появление психотических симптомов.

Гексаграммы являются результатом взаимодействия триграмм – кроме известных ситуаций действия материи в пространстве и во времени, они дают возможность операционального определения более "экзотических" ситуаций – как например, духа времени, и уж совсем трудно представимых - действия пространства и действия времени. Так, гексаграмма №24 «Возврат» 100-000 оказалась моделью эпохи Возрождения, причем типологически общей для Китая 7-10 веков и Италии 14-16 веков (http://www.proza.ru/2011/04/09/1110). Гексаграмма № 16 - по Вильгельму, «Вдохновение» - структурно представляющая исполнение в мгновенном времени, точно соответствует наполеоновской формуле: «Вдохновение – это быстро сделанный расчет»!

В философии нового времени доминирующей является  материя, а движение, пространство и время являются ее атрибутами. Важным в данной системе триграмм является признание равноценности духа и материи, движения,  пространства и времени.

В 20 веке сложилось понимание отличия западного и восточного типов культуры и способов мышления: западная культура - объективная, аналитическая, логическая, восточная – субъективная, синтетическая, нелогическая. Для них характерны мышление понятиями и образами, соответственно, письмо – алфавитное и иероглифическое. Было высказано мнение о том, что это является глобальным отражением функциональной асимметрии человеческого мозга - правое, более древнее, отвечает за целостное видение, интуицию, единство; левое – за логику, анализ и синтез. Но лишь вместе они обеспечивают жизнедеятельность целого. В наше время наметилось смещение с рационального, дискурсивного мышления на интуитивное, целостное. Попытки достичь взаимопонимания Востока и Запада сменяются попытками добиться их синтеза в надежде решить стоящие перед человечеством глобальные проблемы.
 
«После веков рационализма уставшее левое полушарие ищет отдохновения и приходит во взаимодействие с правым. Это касается не только гуманитарных, но и точных наук, и это должно открыть огромные перспективы для всего человечества в целом» (Т.Григорьева).
На наш взгляд, система триграмм является своеобразным синтезом восточного и западного мышления. Итак, вперед, к «Ицзину»!