Имя её - МАТЬ. Часть 1

Незабудка 2
   У каждого человека есть мать. У каждой матери есть сердце. Материнское сердце!
Вот об этом и стоит рассказать. Вот об этом и начнется рассказ.

   Я впервые встретила ее в церкви. Проходила мимо и зашла. Я в то время была для церкви мертвая, это видно так и можно сказать о человеке, не познавшем Бога. Жила себе беспечно в миру, занимая все свое время житейскими делами, погрязшей по уши в суету... и ни разу не задумавшись: ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ, в чем смысл моего БЫТИЯ?
   Но случилось так, что проходя мимо церкви, взглянув мельком на голубые купола-луковки, я почувствовала всплеск любопытства: а что ТАМ? И зашла. Там было красиво! Какой-то удивительно спокойной красотой и чем-то настолько необычно, не привычно, волнующе родным...

   Я ходила по храму, притихшая и удивленная, рассматривала иконы, пытаясь в них найти что-то относительно меня. Наверное, где-то в глубине подсознания, я пыталась прочесть в них важность и нужность меня на этом свете...
   Это продолжалось минут двадцать, тридцать - пока я не заметила одинокую старушку у иконы Казанской Богородицы. Мое внимание привлекло и задержало выражение ее лица...

   Я бы не сказала что оно было спокойно или оно было страдальческое, но все это было в ее лице! Так, словно старушка пережила неземную боль, неимоверные страдания. И вот теперь она на пороге того, что СВЕРШИЛОСЬ! Свершилось - вся боль и скорбь отступили, но отпечаток свой они оставили в глубоких морщинах - на лбу, на щеках, возле глаз. Но в то же время, лицо ее светилось мягким светом умиротворения!

   Я рассматривала старушку и пыталась по чертам лица угадать ее нелегкую (в чем не сомневалась)судьбу...
   Чья-то мать, пережившая некогда радость рождения своего чада, не спавшая по ночам у его колыбели, бессонные ночи с тревогами о его юности беспечной... А она смотрела на икону и тихо шептала, несомненно молитву, аккуратно и медленно крестилась, низко кланялась. В тот момент в моей душе промелькнула тень желания так же - молиться! Креститься, и - поклоны, поклоны...

   Как часто потом я о ней вспоминала!
Мне хотелось, узнать о чем молилась старушка? О ком? Он наверное очень хороший! Добрый. Вежливый - никогда не допустит грубого слова! Благочестивый! Порядочный человек. Ведь у такой молитвеницы не может быть дурной сын, (а я почему то была уверенна, что именно сын!) только хороший.
   И меня стало тянуть в церковь! Я приходила вначале просто, чтобы еще раз взглянуть на нее, понаблюдать за ней, попытаться понять ее чувства, предположить, что она сейчас думает...

   Зачем мне это надо было? Не знаю. Может быть в ней я искала то, чего самой так не хватало - материнского чувства! Не того, которое мы привыкли называть материнским чувством - тревога, забота, любовь, нежность...
А вот такого, ДУХОВНОГО! В ее молитве проявлялась вся ее душа!
    
   Так я ходила в церковь вначале ради того, чтобы вновь и вновь увидеть старушку, которая так притягивала мой взгляд. А потом все получилось само-собой. Постепенно, незаметно для себя я ВОЦЕРКОВЛЯЛАСЬ! Заметила, что люди подходили к священнику, который стоял с кубком и с маленькой ложечки всех чем-то кормил. Позже я узнала что это не кубок, а Чаша со Святыми Дарами! И не ложечка, а лжица. И это было таинство Святого Причастия!

   Я спросила церковницу(женщину, которая следит за свечами во время службы)что делают люди и что они едят. Она мне рассказала о Святом Причастии. "А это всем дают?" - Спросила я. "Все крещенные в православной вере могут причащаться!" - Ответила мне церковница. "Я тоже могу сейчас пойти туда?" - Поинтересовалась я. "Вы не исповедовались. - Ответила мне женщина. Надо перед причастием попоститься три дня, прочитать молитвы к причастию, вспомнить для исповеди все грехи. Утром пойти на исповедь и после к причастию" "Исповедовать?" -Я немного смутилась... Рассказать о всех своих грехах священнику?

   "Да вы не смущайтесь! - Подбодрила меня церковница. - Перед батюшкой за день проходят сотни людей! Да он и лицо ваше забудет.А вот если ваши грехи нераскаянными останутся, то они потом могут и в ад утянуть" В ад мне не хотелось... Хотелось к Богу, к Матери Божией, Заступнице нашей!.. Здесь жизнь полна мук и скорби и там... в ад не хочется. Я уже потянулась к чему-то большому, светлому!...
   "У нас есть церковная библиотека. Там вы можете взять книги о грехе, о исповеди и другие. Это поможет вам понять, зачем надо исповедоваться и как спасаться." - посоветовала мне церковница.

   Конечно я взяла эти и другие книги, купила и мой первый молитвослов. Дома я встала перед иконами доставшимися мне от мамы и бабушки и... Уставившись в знакомые буквы, споткнулась о незнакомые слова. Немного подумала и стала как первоклассница читать вслух, по слогам! Это была моя первая молитва.
   Я прочитала и почувствовала светлую радость! Внутри что-то заликовало... Я вспомнила старушку из церкви и сделала свой первый земной поклон. Я села на пол и задумалась...

   Вспомнила маму. Вот она стоит у окна, лицо отрешенное, как будто ее здесь нет... Был двенадцатый час ночи, брата еще не было дома, он ушел с девушкой прогуляться. А мама как стояла у окна, так и не отходила от него. И вот теперь я поняла что она МОЛИЛАСЬ о нем! Мама молила Бога, чтобы с ее сыночком ничего страшного не случилось! И поняв сейчас все это я заплакала...

   Я плакала от того, что в этой жизни я уже пережила много скорби и бед, потерь. Я плакала от того, что нет рядом любимых и родных. Я плакала от того, что не было сейчас со мною рядом моей молитвеницы - МАМЫ... Я плакала как ребенок.

   На утро я встала пораньше и пошла в храм на службу. Уже чувствуя потребность не просто придти и постоять, а молиться! Многие прихожанки уже узнавали меня и приветствовали.

   Когда священник выносил чашу с Причастием, на амвоне стоял певчий и что-то пел, а народ подпевал ему. Я пыталась понять слова, но слова для меня были не знакомые и мне их трудно было понять. Но проявив усилие, первую фразу я все же поняла : "Тело Христово приимите..." А дальше не понятно...

   Изо дня в день я напрягала слух, пытаясь разобрать слова. А потом получилось все само собой! За моей спиной пристроилась знакомая мне старушка и, прямо в ухо мне запела : "Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите!" Я обернулась, благодарно ей улыбнулась и поклонилась! Старушка степенно поклонилась и мне в ответ.

   Мне так хотелось узнать ее имя! Но спрашивать без причины было неловко... И тут мне тоже повезло! Когда служба окончилась, к старушке подошла церковница и спросила : "Мария, останешься подсвечники чистить?" "Да, да, обязательно!" - Ответила Мария. Она посмотрела на меня внимательно и спросила : "А у тебя, деточка, будет время в храме потрудиться с нами?" У меня екнуло сердце от назревающего серьезного события в моей жизни и я, волнуясь, торопливо ответила : " Да! Конечно же я сейчас свободна и с радостью помогу!"

   Люди постепенно ушли и в церкви осталось несколько прихожанок, которые должны были заняться работой. Я еще не знала что мы будем делать и беспокоилась о том, смогу ли сделать все правильно, как надо. Ведь это не просто - пол вымыть дома перед праздником...

   Сестры помогавшие в церкви были уже довольно сплотившиеся и с полу-слова понимали друг друга. Все заходили по храму, каждый делал свое дело. Выдвинули подсвечники, принесли коробки с лоскутами тряпок, какие-то коробочки, баночки... Мария позвала меня с собой. Мы сели около подсвечника на скамеечки и Мария стала доставать из ближайшей коробки тряпки и маленькие коробочки. "Вот. Берем вначале штырек и очищаем подсвечник от воска. Мы взяли штырьки и заработали.

   Я работала еще неловко, штырек выскальзывал из рук и со звонким стуком падал на пол. Вот он опять выскользнул и громко звякнул! Я покраснела, быстро подняла его, делая новую попытку. "Не смущайся! Научишься. Премудрость не велика, вначале кажется сложным, а потом навык обретется." - Поучала меня Мария. Мы почистили подсвечник и принялись тщательно вытирать его тряпочками смоченными в керосине. Мария делала все настолько ловко, что я стала следить за ее пальцами и у меня все тоже началось получаться как надо.

   Мы трудились долго, часа три. Я уже вела себя достаточно уверенно, как будто много лет этим занималась. Когда мы закончили свою работу, засобирались домой. И у меня получилось нечаянно просто :"Можно я вас немного провожу? - Спросила я Марию. - Не хочется так сразу оставаться одной..." Старушка внимательно посмотрела на меня и сказала просто : "А проводи! И, если у тебя есть время, зайдем ко мне, почаевничаем." Мы вышли на улицу и медленно пошли по тротуару. Я не знала как и о чем начать разговор и тут вновь все получилось само-собой.

   "Я тож когда-то первый раз в церковь пришла. И креститься-то правильно не умела! Да всему постепенно научилась..." - Заговорила Мария. "А у вас дети есть?" - Наконец осмелилась я. "Сын был... - Не сразу ответила она. - А теперь вот я одна." "Умер?" - Осторожно спросила я, боясь невзначай ранить человека. "Ушел. - Ответила Мария и вздохнула. - У него свой путь." Мы еще немного помолчали и Мария добавила : "Видно Господь его спас!" Мне трудно было уразуметь такое : ушел. Оставив старенькую мать одну. Господь спас? Она, видя мое смятение, сказала : "Пойдем, пойдем ко мне! Расскажу тебе свою жизнь. Может многое поймешь..." И мы уже молча продолжили свой путь.

   Дома у Марии было просто и уютно. Чистенько. В красном углу иконы. Немного, но с какой любовью был украшен скромненький иконостас! Я перекрестилась на иконы.  "Располагайся! А я пока о чае похлопочу." - Сказала мне Мария и ушла на кухню. Я присела на диван и задумалась... Вот пришла я к человеку с такой глубокой верой, а сама... Что в моем сердце? Что сейчас движет моим сердцем? Просто любопытство? Не знаю... Пока еще не разобралась.

   "Не скучаешь? - Спросила Мария входя в комнату. - Сейчас все устроим. Чаек отменный! С цветочками от Казанской Матушки Богородицы!"  К празднику украшали иконы цветами. У нас было три прихожанки, которые много лет подряд этим занимались.  "Такое у нас послушание!" - Говорили они. И очень красиво у них получалось! После праздника, когда икону уносили, цветы раздавали прихожанам. Кто хотел, тот брал. Я тоже брала. Высохшие цветочки хранились у меня в специальной шкатулочке как святынька.  "А я просто в шкатулке их храню. А вот в чай добавлять не догадалась..." - Сказала я.  "А зачем в шкатулке? В чаек! Здоровья больше будет! Ведь благодать на них. Только отжимки потом в мусор не бросай, в землю закопай, в домашнем же цветочке." - Поучала меня Мария. Чай был удивительно вкусным! Мы пили вначале молча, а потом Мария заговорила : "Ты вот меня о сыне спросила... Расскажу тебе."

   "... Я замуж вышла молоденькой, да деток долго не было. Жили не тужили, трудились, быт устраивали, но за богатством не гнались. Да вот отсутствие детей наложило печать на наших отношениях с мужем... Стали и ссориться. И водочку пить приноровился мой благоверный. Да и сама я о детках тосковала... В Бога не так как сейчас веровала. Не отвергала, но и не ходила к Богу в церковь. Не то чтобы совсем не ходила, а только на Рождество да на Пасху. Вот и вся моя вера!

   Ну вот, тужила я о детках, тужила... А тут как-то соседка позвала почаевничать.
   Мы три подруги были : Верка, я и Ленка. Вот у Верки-то и собрались. А у Верки дочка раскрасавица замужем была, (Верка-то, подружка моя, на пятнадцать лет меня старше) ребеночка ждала.
   Поговорили мы о беременности ее дочки, да тут-то беда и случилась!.. Как скрутило ее дочку, как вскрикнет она! Да на пол села... Побелела вся. Мы посуетились, да в больницу девоньку.
   Пришли домой, да уже молчком сидим, печалимся. Вот Ленка-то Верке и говорит : "Ты в церковь сходи. Поклоны перед иконой Божией Матери Казанской положи! Да плачься ей погорше, да жалуйся ей о дочке... Бог даст и ребеночка сохранит Пречистая и выносить поможет."  "Да, да... - Ответила ей Верка. - Дочку-то я сама раненько родила, да трудно носила... Давайте, девчата пока прощаться. Сейчас же в церковь и пойду!"

   Я вот это все, подругой насоветованное, на ум-то и положила! Всю ночь продумала думки, проплакала... А на утро бегом в церковь!
   Люди службу слушают, молятся, а я укрылась у Казанской, да всю службу на коленях-то и проплакала о своей беде! Жаловалась Богородице что, несчастная, ребеночка понести не могу... Ох и горько плакала! Да видно услышала Царица Небесная меня, грешную, мольбы мои не отвергла...
   Через недельку что ли,две ли недельки, я и странно чувствовать себя стала...

   Мы, люди, когда к Богу приходим, все чуда от него ждем... А как чудо-то с нами и случится, то поверить в него боимся! Словно лучик на ладонь поймали и стоим не дышим, кажется чуть дрогнем, и чудо это исчезнет...
   Вот так и я трепетала сердцем, боялась в счастье свое поверить. А вдруг да нет?... А вдруг да ошибаюсь? Уж как скоро-то милостью Матерь Божия меня, недостойную, одарила! Вот так я свое счастье встречала!...
   А дело-то шло своим чередом. Уж и полоскало меня! Только проснусь утречком и... А я радовалась тому! Ведь и я матерью стала и во мне сердечко живое бьется! Сыночек будет! А уж будто и знала что сыночка ношу! А вот откуда? Видно мне Господь это знание и давал."

   А дальше у Марии было не так все гладко да сладко... Еще не родился ребенок, как погиб муж. Вечеринка бурная, после которой завязалась пьяная драка. И ведь не вспомнишь, с чего все началось... Но в этой драке, вроде и невзначай, а толкнули его и полетел. Да в ров глубокий, да о булыжник головой! Сразу и умер.
   Так и осталась Мария еще не старой вдовой ожидающей своей скромной радости. Теперь все ее мысли были о сыне.
   "Надежда моя!" - Мысленно ласково говаривала Мария сыночку. В церковь ходила теперь чаще, молилась о упокоении своего несчастного мужа и о добром здравии младенца во утробе. Жить стало тяжелее, приходилось через силу работать.
   Работала в школе уборщицей, таскала тяжелые ведра и "думала" сыночку ласково : " Вот, радость моя, сыночек мой, мама твоя работает. Тяжеленько! Но я справлюсь! Ради тебя терплю. А как родишься на свет белый, да подрастешь, будешь ты работать. Маме своей помогать. Вместе-то оно полегче станет жить."

   Имя сыночку еще не давала, не торопилась. "Господь вразумит как назвать!" - Думала себе.
   К подругам заходила реже, уставала. А вот подруги не оставляли, заходили часто. То воды принесут, то по дому уборку организуют. А уж подарками завалили! И пеленки, и распашонки нашили сами, подгузники нарезали из марли! Ползуночков принесли штук двадцать!
   "Ах, вы подруженьки мои дорогие! - Ахала Мария, глядя на их старания. - Уж что бы я без вас-то делала... Словно матери родные для меня! Ведь сама-то, без вас я не справилась бы..."  Те только отмахивались смеясь : "Тебе не об этом думать. Носи себе да рожай! А все остальное тебя не касается. Сами все управим."
   И ведь управляли! Ленка одеялко детское, ватное сама пошила! И ведь не пожалела свое старое разобрать... Мария только ахнула! "Молчи! - Приказала подруга. - Оно совсем износилось, да мне тетка и новое подарила. Из старых запасов..."  Подруги дружно рассмеялись! Всем известны "новые" подарки родственников из старых запасов. В то тяжелое время и этому были рады.

   На тумбочке росла стопочка ползуночков-пеленок-распашонок. Подруги сшили на одеялко пододеяльничек, отбелили до белоснежности! Верка из старых дочерних запасов ленты, голубую да розовую принесла : "Вот! - Сказала подруга показывая немного выцветшие ленты. - Розова - девоньке. Голуба - если мальчонку народишь."  "Мальчонка! Мальчонка!" - Поспешила уверить Мария. "Ну, как Бог даст! - Строго ответила Вера. - А нам то не ведомо."

   Так проходили дни за днями, недели за неделями... И как трудно уж становилось ходить, работать... Ведра с водой стали почему-то очень тяжелы, хотя прежде Мария носила их играючи. Всем на зависть! И не согнется, не сгорбится даже ни сколечко. Ребятишки в школе почему-то стали до невыносимого шумливы, а раньше вроде и не замечала... Но Мария старалась не поддаваться раздражению. Терпела и была приветлива с детьми.

   Детей Мария любила и жалела. Когда кто провинится и его ругают учители, Мария останавливается, прижимает швабру к груди и сердцем просто плачет! И жаль ей проказника, ну зачем такое сотворил, теперь его бранят... А то ведь еще и родителям пожалуются, а те накажут. Может даже побьют...

   А тут как-то случай произошел неприятный. Пришел сторож утром школу открывать, а окно кухни-то и разбито! Он засуетился, побежал смотреть что да как... А там, сразу видно что кража приключилась! Семеныч (так звали сторожа)бегом к директриссе домой, докладывать о беде такой.

   Прибежала директорша, смотрит с укоризной на случившееся и только головой качает... "Милицию будем приглашать? - Спросил Семеныч. - Надо ведь по горячим следам разбойников искать." Алла Владимировна вздохнула тяжко и сказала : "Не надо милицию. А разбойники известны - наши же. Из многодетной семьи... Есть хотят! Что ведь и взяли-то? Ящик конфет и коробку печенья..."

   Мария сердцем екнула! Дети... Голодненькие... Мария знала эту семью, жили почти рядом. Девять детей! Мать вся высохла от непосильной работы, а отец инвалид. Без одной ноги. Но без дела и он не сидел, что-то мастерил из дерева. То шкатулки мудренные сообразит, то скалки-ложки деревянные. А уж как ложки разрисует! Дивно смотреть.
    В семье мальчишки и только две младшенькие девоньки близняшки. Учились в первом классе, ходили неразлучно и все рядышком. Девочки были тихонькие, скромненькие.
   Ох-хох!... Дети. дети, неразумные. Так и замяли эту историю, не стали никого наказывать.

   С того самого момента, Мария просто полюбила директоршу : "Ай, какая добрая, милосердная! Ведь пожалела деток чужих, не наказала. И родителям не стала сообщать. А то бы родители им бы устроили воспитательную порку..."

   Старшеньких мальчишек директор в учительскую пригласила. Ребята переглянулись тревожно, но тут же нехотя пошли. Видно точно о них Алла Владимировна угадала... Мария как раз в кабинете стены генералила и стала невольной свидетельницей разговора.

   "Костя, - обратилась директорша к старшему, - как вам живется? Маму слушаете?" У Кости забегали беспокойно глаза и он пробурчал : "А че? А ниче, нормально у нас все! А че, может кто про нас наябедничал че..." "Да никто "ни че" не наябедничал! - Перебила Алла Владимировна мальчика. - Из Гороно прислали помощь вашей семье. Вот - конфеты, печенье..."

   Костя еще больше насупился, а у Саши глазенки вниз и покраснел густо-густо! "Не надо... Мы обходимся как-то... Не голодные..." - Забормотал Костя что-то невпопад. "Константин! - Окликнула строго директорша. - Вам помощь прислали! Не надо отказываться. Берите, мальчишки, будете есть, только учитесь старательнее." Мальчики взяли коробки и пошли к двери. Саша оглянулся : "Спасибо, Ал Владимировна! "  "На здоровье." - Ответила она грустно смотря мальчикам вслед.
   Мария сидела замерев в своем углу, забыв про ведро и тряпку, в глазах застыли слезы.

   Дома Мария долго не могла уснуть, вертелась с бока на бок и мысленно повторяла со вздохом : "Господи! Господи мой Господи!..." И сама не заметила как провалилась в глубокий и тяжелый сон...

   А на утро, собираясь на работу, взяла с собой в салфетке два ломтика хлеба намазанные вареньем. Вышла на улицу и стала ждать.
   Вот показались две девочки-первоклашки. Помахивая портфелями они приблизились к Марии и весело болтая стали проходить мимо. Мария молча шагнула к девочкам и протянула каждой по кусочку хлеба. Девочки недоуменно посмотрели ей в глаза, переглянулись, немного постояли в нерешительности, потом так же молча взяли хлеб и... побежали в школу.
   Так и повелось с тех пор! Мария рано утром стояла на улице ожидая сестричек. В руках у нее были два кусочка хлеба намазанные вареньем.

   Вот так потихоньку да полегоньку и шли дела у Марии. Как-то пришла домой с работы, да так тяжко стало!... И сил нет от выполненной работы, и выпуклый живот что-то разболелся, и ребеночек вроде как уже пол-дня не шевелился...
    Мария погладила живот и тихо сказала : "Сыночек! Ты чего это там так притих сегодня? Ну надо ведь немного размяться, ну толкни маму ножкой, толкни..." Она тревожно поглаживала живот, но ребенок вроде и не думал шевелиться... И тогда Мария обмякла, упала на кровать вниз лицом на подушку и зарыдала!

   Скрипнула дверь, кто-то прошел в комнату... "Это еще что такое? - Раздался у нее над головой строгий голос. - Чего ревешь? Нельзя тебе. Ну ка, вставай да рассказывай о своей печали!"
   Мария подняла голову и увидела подругу Веру, та с дочкой к ней пришла. "Вера!!! Он умер! Умер! Он не шевелится..." - Еще пуще прежнего зарыдала Мария. Дочь Веры Татьяна быстро подошла и положила руку на живот Марии, сосредоточившись прислушивалась. Подруги замерли.

   "Ну что? _ Дрогнувшими губами прошептала Мария. - Он... умер?" Таня еще помолчала и раздраженно сказала : "Ну ты, тетка Маша, даешь! Умер! Да жив он! Живее не бывает. А что ты хочешь - ему и не спать совсем, не отдыхать?" Мария почувствовав толчок, прислонилась к стене и закрыла глаза. Несколько секунд так посидела и вдруг опять зарыдала. "Ну теперь-то ты чего ревешь?" - Спросила ее подруга. "От ра-а-а-дости - жив мой сыночек!!!" - Проревела Мария. "Фу ты! Ох, дуреха, дуреха... - Покачала головой Вера. - Не реви! Вредно ему это. Лучше вон чаек приготовь, гостей встречай." Мария тут же успокоилась и засуетилась, о чае захлопотала.

   Подруги пили чай молча. Видно смирила их пережитая тревога. Татьяна тоже молчала. Когда тишина уже стала тягостной, Мария спросила Таню : "Как твоя малышка? Что с собою-то не взяла?" Татьяна два месяца назад родила дочку. "Все хорошо. Она спит, а мы с мамой к тебе быстренько. Как чувствовали что ты тут истерикой страдаешь." - С усмешкой ответила Таня. "Ох ты! Истерикой страдаешь... - Возмутилась Мария. - Знаешь как напугалась! Не понимаешь меня, да? Будто сама в тягости не была? Будто сама не тревожилась?" "Ну ладно, ладно, тетка Маша... Не сердись. Тоже тревожилась да боялась... У тебя все нормально, еще четыре месяца потерпи и прижмешь к себе свою радость!" - Успокоила Марию Татьяна.

   Мария мечтательно задумалась, глаза ее наполнились нежностью... "Ну, ладненько! - Сказала Вера. - Спасибо за чай! Пойдем мы. Пора. Не реви больше, подруга! Его пожалей." "Да уж не буду." - Как школьница смутившись, проговорила Мария. Вера и Татьяна ушли, а Мария прилегла на кровать и почувствовав страшную усталость, вдруг неожиданно уснула...

   Как-то зашла подруга Лена. Посидели, поговорили о том о сем... Пили чай и Лена говорила : "На чай, на воду теперь сильно не соблазняйся. Отеки пойдут, давление подскачет. Немного воздерживайся."  Мария слушала и выполняла советы подруг. А как же, они ведь опытные, детей нарожали, знают. А особенно Мария вслушивалась в советы Тани. Ничего что молодая, а вот ведь как серьезно ухаживает за младенцем!

   Лена что-то рассказывала, а Мария все размышляла в уме, как вдруг до нее дошло нечто сказанное Леной : "...Ребенка Катька родила здорового. Мальчик, крепыш! В роддоме его оставила. Ох и дура! Ну и что что без мужика живет, что нагуляла? Ну поболтают старухи, потешат себя, языками почешут... Молва-то не вечна, поговорят и забудут, а тебе чадушко родное рядышком! Вырастет, помощником будет." "Так и оставила? - Ахнула Мария. - Ну как же можно, кровиночку свою..." "А ей, распутной все можно! - Возмутилась подруга. - Нагуляла, родила, оставила. И все дела. Вот послушай! Принесла бы дитятко нагулянное домой - бабы бы осудили. Оставила его в роддоме - пуще прежнего судить будут! в чем разница? А так, ну перетерпела бы сплетни, а сыночек рядышком бы рос, маму бы радовал! Ой, глупая, глупая..."

   Подруги опять замолчали, думая каждая о своем... Мария и представить не могла, как это - в роддоме оставить... "Ух! И посмотрела бы я в глаза женщине которая от дитя отказалась!" - Возмущенно выпалила Мария. "Ну и что особенного? Кукушка и все тут..." - Ответила Лена. Подруга ушла, а Мария укладываясь спать, все шептала сыночку : "Мама тебя никогда не бросит! Ты мой желанный, долгожданный, любимый сынок!"

   Утром Мария проснулась и решила немного понежиться в постели. Ну выходной ведь! Хотя она не привыкла долго спать, выходной не выходной, всегда в шесть утра вставала! Мать ее так приучила. А что выходной? Работы и дома валом. А тут как девица в кровати лежала, потягиваясь, нежилась... А потом вдруг встрепенулась : "Да что же это я так валяюсь. лентяйка! Вдруг да сыночек так к лени через меня приноровится? Не-е-е... Надо вставать!"

   Чай пила Мария и в окно смотрела. А там, Катя проходила... Мария и не осознала как вдруг махнула ей рукой. Катя тут же зашла к ней : "Здрасти!" Мария немного смутилась, неожиданно все вышло, но тут же взяла себя в руки и ответила приветливо : "Здравствуй, Катюша! Присядь со мной почаевничать. Скучно одной."
  Катя присела и чтобы как-то сгладить неловкость положения, спросила : "Как вы? Не тяжело?" Мария поперхнулась, прокашлялась и сказала : "Не тяжело, Катюша! Я ведь сыночка долгожданного жду! Радость моя! И то, что без мужа рожать собралась - тож не тяжело. Пусть бабы себе судачат, мне не больно от того! А вот ребенок радостью все сгладит!"  Катя опустила глаза... Слезы в них блеснули!

   "Кать, да ты никак плачешь?" "А вы бы не плакали? Я ребеночка своего в роддоме бросила! Мать сказала что убьет если ублюдка принесу в дом. - А я все равно бы хоть как-то вырастила! А куда мне с ним идти? На улицу, в овраге жить? Вы вот говорите, без мужа вам не страшно... Вас бабы осуждают!!! Хотя вы - вдова, мужа убили... А я? Нагуляла..."

   "Ну, нагуляла... А малыш-то не виновен. А мать-то убьет... Да пусть попробует! Не мать она тебе - мачеха!" - Негодуя вскричала Мария. "Мачеха, мачеха, а уж двадцать лет мамой зову... Да и боюсь ее. А что делать? Я бы и сейчас обратно забрала!" - Катя уже в голос зарыдала. "Дай подумать... - Мария сосредоточилась. - Знаешь что? Пойдем со мной! Есть один человек, поможет тебе!" Катя волнуясь вскочила и решительно пошла за Марией.

   Пока они шли, по дороге встретились подруги, Вера и Лена. "Куда это ты, подруга, бежишь? С Катькой..." - Спросила Лена. Катя смутилась и глаза опустила. Мария наскоро все подругам и выложила! "Добро! - Сказала категорично Вера - Пойдем вместе. Не трусь, девонька! Мы тебе поможем. И ребеночка забрать и вырастить его!" Катя заморгала мокрыми от слез глазами и заулыбалась. Подруги решительно пошли за Марией. Мария привела их к дому директора школы. "Алла Владимировна! Помогите! - Выпалила Мария с порога, забыв поздороваться. - Беда у нас." "Проходите, дорогие, садитесь и рассказывайте." - Просто ответила Алла Владимировна.

   После того, как все было рассказано, Алла Владимировна посмотрела на Катю и заговорила : "Я, Катюша, тебе помогу. Пойдем сейчас же ребеночка забирать! Проблем не будет, у меня там сестра работает, все быстро уладит. Сына никогда не бросай! Береги его. Вырастишь! Помогать по мере сил буду. А с мачехой я поговорю. Чтобы ссор с ней не было, поживешь пока у меня." Катя заплакала. а женщины стали ее утешать.

   Все действительно быстро и просто уладилось. Катя поселилась у Аллы Владимировны и нарадоваться не могла на сыночка! Мачеха их дом стороной обходила. Пройдет, обернется и плюнет :"Потаскуха!" Мария с подругами помогали чем могли. Ну как известно : с миру по нитке - голому рубашка! Катя приободрилась! а сплетни... так ведь на то они и сплетни. что их за глаза говорят! В лицо не скажут. Подруги берегли катюшу и старались, чтобы слухи мимо пролетали. А когда не уследят и какая гадость Катиного слуха коснется, подруги тут как тут - и подбодрят и утешат и доносчикам рот заткнут!
   
(продолжение следует)
 
© Copyright: Лана Мак, 2013-2014