Вторая книга царств

Александр Анайкин
Король умер, да здравствует король. Именно такой эпиграф годится ко второй книге царств. Да, первая книга царств заканчивается мученической смертью первого иудейского царя Саула. Вторая книга царств описывает путь на трон второго царя евреев Давида.

Интересно то, как Давид воспринял известие о смерти своего тестя, царя Саула, который, как известно, постоянно преследовал зятя, неоднократно пытался его убить. И, тем не менее, Давид, узнав о смерти Саула… Впрочем, лучше всего обратимся к библии. Вот как описана реакция Давида на известие о смерти Саула в первой же главе книги.
- Тогда схватил Давид одежды свои, и, разодрал их, так же и все люди, бывшие с ним.
- И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча.

По-моему Давид здесь проявил свои артистические способности, рыдая о «народе Господнем». Вспомним, что когда Давид служил у Филистимлян, то совершал в тот период набеги на города и селения этого самого «народа Господа». А совершая набеги Давид никого не оставлял в живых, дабы не было свидетелей. А тут вдруг разрыдался, услышав весть о поражении Израильтян.

Кстати, в этой книге смерть Саула описана иначе, чем в первой книге царств. Во второй книге утверждается, что Саул не покончил с собой, бросившись на меч, а что царя добил по его же просьбе Амаликянин, который и принёс Давиду весть о смерти Саула. Не знаю, чего ожидал этот посланник смерти от Давида, но, наверняка, не смерти. Но Амаликянин ошибся, Давид приказал казнить вестника. А когда тот уже был зарублен, то Давид обратился к трупу с такими словами:
- кровь твоя на голове твоей; ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: «я убил помазанника Господня».

Совсем как у нас в СССР. Ведь у нас в качестве доказательства виновности считалось признание заключённого. Именно на признаниях узников были построены все приговоры в СССР. Хотя эти признания и выбивались нечеловеческими истязаниями, пытками, пострашней средневековых. Но вернёмся к Давиду.

Давид был явно артистической натурой. Он не просто исходил слезами, он пел песню своего сочинения, оплакивая Саула и его сына Ионафана, с которым дружил и который неоднократно помогал ему избежать смерти от рук отца, Саула. Это уже третий поэт библии. Первым поэтом, изображённым в библии, являлся Моисей, тот самый, который вывел евреев из египетского рабства. Моисей написал, как мы знаем, гимн Богу.
Вторым поэтом, выведенным в библии, была судья Девора, которая, как мы знаем, даже давала перед всем народом публичные концерты.
Давид третий поэт, о котором повествует библия.
Так вот, после того, как Давид столь картинно оплакал своего тестя, он отправился со своими людьми в город Хеврон, где его сделали царём дома Иудина, одного из колен израильских.

Кстати, в этой второй книге царств мы узнаём, что не все сыновья Саула пали в бою, уцелел Иевосфей, которого Авенир, главнокомандующий Саула, сделал царём над всем Израилем, кроме рода Иудина, где царское место уже было занято Давидом.

Однако Иевосфей царствовал весьма недолго, всего два года. А скинул Иевосфея с трона не кто иной, как неутешный Давид.
Битва же между войсками претендентов началась с битвы юношей. С той и другой стороны вышло по двенадцать человек.
Вот как об этом коротком гладиаторском бое говорится в библии.
- Они схватили друг друга за голову, вонзили меч один другому в бок, и пали вместе.
Такая вот короткая стычка. А дальше пошла бойня. Вот как об этом повествует библия.
- И произошло в тот день жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражён слугами Давида.
Конечно, как могло быть иначе, ведь Давид, со своими головорезами, был опытным рубакой.

После этой победы над войском царя Иевосфея, который был сыном Саула и, стало быть, законным претендентом на престол, влияние Давида всё усиливалось. Да и жизнь самого Давида тоже сильно менялась. У него уже стало не две жены, а несколько десятков. Я со счёта сбился, пытаясь определить количество жён Давида. Но самого Давида его личный гарем вовсе не смущал. Более того, он захотел вернуть себе и первую свою супругу, дочь Саула, которую он получил «за сто краеобрезаний Филистимских». Но, в действительности, как мы знаем, Давид сильно перевыполнил план поставок и обрезал члены не у ста, а у двухсот Филистимлян. И вот теперь, вспомнив, вероятно, с каким трудом ему пришлось бороться за обладание дочерью царя Саула, он и послал послов к сыну Саула Иевосфею с одной лишь целью – вернуть себе Мелхолу, которая в это время жила со своим вторым мужем Фалтием. Желанием самой Мелхолы и желанием Фалтия никто не интересовался.

Иевосфей же к этому времени успел сильно поссориться со своим командующим войсками Авениром. Поссорился он со своим генералом из-за женщины по имени Рицпа, которая являлась наложницей погибшего царя Саула. Дело в том, что Авенир просто присвоил себе эту Рицпу. Его, конечно, понять можно, царь то всё равно мёртв. Какие могут быть препятствия? Но, однако, Иевосфею такая бесцеремонность очень не понравилась. Он считал, что жёны и наложницы его отца Саула больше никому из мужчин не должны уже принадлежать. И Авенир на своего повелителя за такую скаредность очень обиделся и стал агитировать всех старейшин за возведение единого царя. Разумеется, этим единым царём должен был стать Давид. В общем, стал Авенир агентом влияния Давида, причём по собственной воле.

Но сближение с Давидом не принесло Авениру счастья. Дело в том, что Авенир, когда между войском Иевосфея и Давида происходило сражение, убил в бою одного воина по имени Асаил у которого остались два брата по имени Иоав и Авесса. И вот эти то братишки очень сильно желали смерти Авенира. И, дождались-таки удобного момента. Иоав коварно заколол Авенира мечём, во время посещения того Давида. Авенир обсуждал с Давидом отстранения от власти сына Саула Иевосфея и план захвата всей власти в Израиле Давидом.

После этого убийства Авенира Давид вновь устроил грандиозный спектакль с организацией траура по убиенному. Этим самым он убедил весь народ в своей непричастности к смерти Авенира.

Иевосфей, как ни странно, тоже сильно переживал из-за смерти своего командующего войсками, хотя, если рассуждать здраво, должен бы радоваться, ведь этот его генерал готовил государственный переворот в пользу Давида.
Вообще у этого Иевосфея контрразведка весьма паршиво работала, ибо в заговор входили и другие генералы. Два генерала царя с лёгкостью осуществили террористический акт, убив Иевосфея прямо в его спальне. Более того, они преспокойно отрезали голову царю и отнесли её Давиду.

Но ведь мы знаем, как Давид относился к цареубийцам. Он этих двух генералов террористов приказал казнить самой лютой казнью. Им отрубили и руки, и ноги, а тела повесили над прудом. Вероятно, Давид заботился и о гигиене. Голову же царя Иевосфея погребли в гробу его главнокомандующего Авенира. То-то археологам поломать голову придётся, разгадывая, почему в могиле одно тело, но две головы.
Вот так Давид стал царём над всем Израилем в свои тридцать лет.

Но, война продолжалась. Время было беспокойное. Каждый князь желал быть независимым. Например, в Иерусалиме взбунтовались Иевусеи. Они были просто самонадеянно уверенны в своей силе. Даже нагло похвалялись, что Давид не сможет взять Иерусалим, ибо здесь с его войсками будут драться все, даже слепые и хромые. В общем, даже все калеки. Именно поэтому, когда войска Давида осадили крепость Сион, царь приказал не щадить никого. Особенно обращать внимание на слепых и на хромых. Этих требовалось уничтожить в первую очередь. Кстати, в Иерусалиме Давид набрал себе ещё жён. А чего не брать то, тем более что брал то он себе не калек, не хромых, не слепых.

В общем, живи да радуйся. Но нет, эти Филистимляне опять войной пошли. Такой народ беспокойный. Недаром их Господь не любил. В чём эта нелюбовь проявлялась? А в том, что Господь лично разрабатывал план наступательных операций против Филистимлян.

Естественно, что имея такого начальника Генерального штаба, Давид одерживал одну победу за другой. В качестве трофея Давид захватил у Филистимлян ковчег Господень. Это был очень серьёзный трофей. Поэтому Давид, который очень любил пиар, устроил по этому поводу грандиозное представление. Были задействованы все музыканты страны, все артисты. Давид лично играл на своих любимых гуслях. Хотя весь этот концерт окончился весьма плачевно, ибо один из приближённых Давида погиб при переносе ковчега. Кстати, этого человека по имени Оза, поразил лично Господь. Дело в том, что во время транспортировки ковчега тот на одном из участков пути сильно накренился. Оза, испугавшись, что ковчег упадёт на землю с повозки, поддержал святыню. Но то, что этот смертный схватился за ковчег, Господу очень не понравилось. Бог не принял во внимание даже благие намерения Озы и попросту убил его.

Пришлось прервать транспортировку ценного груза и оставить ковчег в доме Аведара на целых три месяца.
Лишь спустя указанный срок Давид продолжил перевоз ковчега к себе. И опять весь народ пел и плясал. Сам Давид, одетый в одну тонкую рубашонку, скакал впереди процессии. Когда же ковчег был поставлен на место, то все жители страны получили по буханке хлеба, по куску мяса и по одной лепёшке. Я почему перечисляю здесь подарки для народа? Обратите внимание на то, что народ не получил ни капли спиртного. И что интересно, никто из народа не бросился искать выпивку, не раскупали в магазинах средства для мытья окон, политуру, денатурат и прочие суррогаты. Ах, верно, вспомнил, тогда ещё ничего этого не было изобретено. Но скандалы семейные и без политуры происходили. Например, Давид в этот торжественный день поссорился со своей Женой Мелхолой, дочерью первого израильского царя Саула. А поссорился потому, что Мелхола стала выговаривать Давиду. Да вот как об этом повествует библия.
- как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек.
Но Давида слова супруги совершенно не смутили, и он ответил ей весьма достойно:
- пред Господом, Который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождём народа Господня, Израиля, - пред Господом играть и плясать буду.
- И ещё больше унижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
В общем, поставил жену на место. А у той в наказание за дерзость перед Богом, так и не было детей. В данном случае бесплодие явилось наказанием Божьим.


В этой же книге вновь повторяется распространённый слоган библии, утверждающий, что нет Бога, кроме Бога. В библии этот слоган повторяется почти столь же часто, как в СССР повторялось высказывание – слава КПСС.

Но, оставим пропаганду и вновь вернёмся к деяниям Давида, которому пришлось вновь воевать с Филистимлянами. Но, для опытного в военном деле Давида война протекала весьма успешно. Кого-то он истреблял полностью, кого-то обращал в рабство. Знамение времени. Мне, лично, в действиях Давида очень не понравилось его жестокое обращение к животным. У царя Адраазара наш Давид захватил в качестве трофея всех коней. И что он с ними сделал? Может быть стал использовать на службе в своём войске? Да, некоторое количество коней для ста своих колесниц он оставил себе, а вот с остальными животными поступил крайне жестоко – он перерезал у лошадей жилы на ногах.
Но, однако, Господь любил этого живодёра.

Хотя, если быть объективным, то Давид оказал милость Мемфиосию, сыну своего погибшего друга Ионафана. И, хотя этот Мемфиосий был хром на обе ноги, он не только не убил его, но и вернул тому все богатства царя Саула. Более того, этот калека Мемфосий, внук Саула, стал постоянно обедать за одним столом с Давидом.

А войны всё продолжались, и Давид успешно поражал врагов. Наверное, именно поэтому самомнение Давида возрастало. Он даже со своими генералами стал вести себя весьма бесцеремонно и даже подло. Например, одного из своих генералов по имени Урия, он послал на верную смерть для того, чтобы взять в жёны его супругу по имени Вирсавия, которая уже была беременна от Давида. Когда же Урия погиб как герой, то Давид на вполне законных основаниях женился на этой Вирсавии.

А войны всё продолжались и по-прежнему весьма успешно для Давида. Давид же против завоёванного населения применял самый жесточайший террор для устрашения населения. Например, Давид применял тотальное истребление всего населения городов самым жестоким способом. Вот как об этом повествует библия:
- А народ, бывший в нём (городе), он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими.

Нет, в революцию у нас в России революционные матросы тоже поступали жестоко с офицерами, вспарывая им животы штыками и сбрасывая в Неву, но массовых прилюдных казней такого порядка не было даже у нас. Хотя мы и убивали классы, за принадлежность людей к определённой социальной группе. Например, были вырезаны практически все казаки государства Российского. Количественно мы даже перещеголяли в смертях Давида, но делали это не столь вызывающе. Но, Давид считал, что ему позволено всё.

Впрочем, и сыновья его зачастую вели себя столь же бесцеремонно и вызывающе нагло. Например, один из сыновей Давида Амнон изнасиловал собственную сестру, а потом выгнал её из дома, которая вынуждена была жить после этого у другого своего брата по имени Авессалом, который сильно возненавидел после столь непотребного поступка своего братца Амнона.
А как прореагировал на всё это царь Давид? Да никак, хотя и сильно рассерчал на сына Амнона.

Зато Авессалом отомстил за сестру и, в конце концов, убил братца Амнона. Давид же не стал преследовать своего сына, который убежал из дворца в город Гессур.

Этот случай ещё раз подтверждает, что законы писаны не для всех. Вспомним, хотя бы, как сынок Никиты Хрущёва пристрелил своего собутыльника. И что было сынку члена Политбюро? Да ничего. Просто списали всё на несчастный случай.

Но, хотя Давид и не стал преследовать своего сына Авессалома за убийство брата, тем не менее, убийца проявлял осторожность и продолжал скрываться от папашки, вернее просто жил не во дворце.

Но со временем Давид совершенно простил Авессалома и тот вновь стал жить во дворце. И слыл Авессалом красавцем среди людей. Может быть потому, что у него были очень красивые волосы, которые он стриг всего раз в год. Единственно, что огорчало Авессалома, так это отсутствие сына. Он даже себе при жизни памятник поставил, потому что считал, что из-за отсутствия сына о нём не сохранится память. Впрочем, Авессалом несколько поторопился, ибо вскоре у него родились и сыновья.

И вот тогда стал задумываться Авессалом о захвате власти, то есть о дворцовом перевороте. Но сначала он решил просто упрочить своё положение при дворе. Для этого Авессалом с раннего утра становился у ворот в город и с каждым прибывающим заводил душевные беседы. Да вот как об этом повествует библия.
- Тогда говорил ему (просителю) Авессалом: вот дело твоё доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.
- И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьёю в этой земле! Ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде.
А чем это пиар закончился. Авессалом в конце концов предпринял решительные действия. Вот как об этом повествует библия.
- И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: «Авессалом воцарился в Хевроне».


В общем, этот Авессалом достиг в народе большого влияния. Настолько большого, что Давид, когда узнал о готовящемся перевороте, то ничего не смог поделать, и вынужден был податься в бега со всеми своими жёнами и слугами. Лишь десять наложниц своих оставил, чтобы те присматривали за дворцом.

Хотя у Давида хватило смекалки и на большее. Он оставил при дворце так же своих осведомителей, то есть создал разведывательную группу.
Авессалом же, заняв дворец, решил своего папеньку опозорить. Для этого он тех десять наложниц, что Давил оставил при дворце, поселил в шатрах на крыше и стал прилюдно посещать этих женщин.

Давид вероятно просто не стерпел такой наглости и дал бой изменникам. В конце концов, не будем забывать, что Давид имел богатый, даже богатейший опыт боевых действий. В этот раз удача тоже не оставила его. Погиб и Авессалом, хотя Давид и приказал своим последователям не убивать сына смутьяна.

Но тут как дело получилось. Когда Авессалом убегал от людей Давида на муле, то зацепился своими шикарными волосами за ветви. Мул убежал из под него, а наш волосатый красавец повис на своих волосах.

Висит Авессалом на дереве на своих волосьях и тут к нему подошёл Иоав, тот самый, который коварно заколол мечём командующего войсками Саула. И что сделал этот Иоав? А он не выполнил приказа Давида и, схватив три стрелы, просто вонзил висящему на дереве Авессалому их в сердце. А потом произошло то же самое, что и у нас в России в 1917 году, ибо труп Авессалома сбросили в глубокую шахту, совсем как родичей нашего российского царя. Правда, у нас в шахту бросали ещё живых людей, а не только трупы. Некоторые умирали в шахте мучительно долго, как установила судебно-медицинская экспертиза.

Но вернёмся к библии, где мы увидели печальный финал смутьяна.
Иоав же сделался, в конце концов, главнокомандующим при царе Давиде. Ведь войны всё продолжались. Смутное было время. Была вновь попытка государственного переворота. Были эпидемии. И публичные концерты Даывид вновь устраивал в честь бога, где перед всем народом исполнял стихи своего сочинения. В этой же книге Давид устроил перепись населения в своём государстве. Что интересно, многие из дворян, из его администрации не понимали, зачем устраивать перепись населения. А вот Давид понимал и организовал. Это делает ему честь.