Крещение Иоанново Явление Христа народу

Тина Гай 2
Завтра Крещение, водосвятный праздник. Рассказ о Крещении хочется начать с картины Александра Иванова «Явление Христа народу», в которой так ярко представлен  смысл  Боговоплощения: «нас ради человек и нашего ради спасения».  Бог явился не для Себя,  для грешников, людей, нуждающихся в помиловании и спасении.

Бог принял человеческую природу  ради близости к нам, чтобы чувствовать ту же  боль, страх, одиночество и даже смерть. Он стал человеком, чтобы мы развернулись к Нему. Он не даст забить камнями грешницу  и обличит фарисейство,  Он вернет зрение слепому и очистит прокаженного, Он научит любви и смирению. И Иванов своей картиной  кричит именно об этом: о любви и милосердии, милости   к униженным и страждущим, о всепоглощающей любви Бога к людям.


Картина являет переломный момент в истории человечества, как бы кто из нас не относился к христианству.  Момент смены эпох, начала нового христианского мира, учения,  разделившего людей,  но в то же время давший надежду на спасение.  Иванов  меняет акцент,  делая его не на Иисусе, а на конкретных людях, их реакции на явление Мессии.  В этом замысел художника. Мы видим Господа уже после Крещения и после сорокадневного испытания в пустыне, готового на проповедь и смерть.


Картину можно было бы назвать «Вышел Сеятель сеять…»,   в ней можно было бы не изображать Иисуса вовсе. Идея художника  все равно  была бы прозрачна и ясна: «Не бойтесь! Я победил мир!» и в то же время «Не мир принес Я, а меч». И мы видим  как в разных людях, как по-разному воспринимается весть и свидетельство Иоанна: «Се, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».


Люди разные, почва разная,  хоть и  сеется  одно семя. Но одни приняли,  другие отвергли, одни уверовали, другие  усомнились, одни   успокоились, другие  возмутились, одни возрадовались,  другие опечалились. Две реакции разделяют картину на две половинки, она полна противостояния и разделения: на правых и левых.


Слева от нас и в центре, перед нами, стоят люди, уже покрестившиеся у Иоанна, принявшие его свидетельство, хоть  и  с разной степенью радости,  доверия и надежды. Юноша слева так и застыл в изумлении и радостном удивлении, забыв прикрыть свою наготу. Старец, опирающийся на посох, тоже с вниманием  смотрит на Иисуса в надежде на исцеление.


Его будущие  ученики - Иоанн, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил -  ныне еще ученики Крестителя, стоящие за спиной "Ангела пустыни", с трепетом и вниманием восприняли проповедь и известие о Грядущем.


Они устремлены туда, куда показывает им учитель: в сторону Спасителя, действие Которого уже проявляется в каждом: самый младший из учеников, прекрасный юноша, больше похожий на девушку, – Иоанн Богослов – пылкий и страстный готов уже сейчас бежать навстречу Господу.


Петр, опытный и рассудительный  разворачивается лицом к другим, как бы спрашивая: «Тот ли, Кого ждали?».  Андрей Первозванный не сомневается и отвечает этими же словами Петру: «Не сомневайся, Тот, Кого ждали». И самым последним в этой группе будущих апостолов стоит Нафанаил, о котором Господь скажет, что он – подлинный израильтянин, в котором нет лукавства. И действительно, апостол опустил глаза и смиренно думает о своем недостоинстве, услышав слова «Се, Сын Божий».


Самая крупная фигура картины - Иоанн Креститель.   Он настолько выделяется  что не сразу поймешь, что главное в картине – то ли проповедь Крестителя, то ли явление Христа.


Фигура Спасителя  по размерам значительно меньше не только фигуры Иоанна, но и всех остальных: рабов, фарисеев, апостолов, женщин, всадников.


Образ  Иисуса Христа явно имеет иконописное происхождение: тот же длинный синий гиматий и  длинный красный хитон, та же легкая и тихая поступь, как будто Он не идет, а плывет над землей.


Тот же лик - кроткий, спокойный и смиренный.

(Продолжение следует, см. в блоге - адрес ниже)

Автор публикуется в блоге