Молитва

Любомир Светлый
   Лучшим Учителем человека является сама Жизнь. Можно много говорить ребёнку о добре и зле, много приводить примеров нравственности, рассказывать нравоучительные истории. Это всё хорошо, всё ложится на детскую память и помогает в выборе между хорошими поступками и плохими. Но лишь собственный жизненный опыт помогает укрепиться в благе праведности и отвратиться от ужаса зла.
   Наше детство, послевоенного поколения, протекало на улицах. В старой части города было мало больших дворов, таких как , скажем,  в Москве и других больших городах. Там детство - дворовое. У нас, в Таганроге, оно было уличным. Чего мы только ни делали на улицах! И в жмурки играли, бегали, прыгали. Устраивали футбольные матчи. Зимой играли в хоккей, катались на санках...  Мы жили на улицах, бедокурили на них, взрослели, умнели. Самый беспокойный и беспокоящий окружающих людей народ - подростки. Один подросток большой проблемы не составляет. Но вот когда они собираются в группы - тут держись от их шалостей и выходок. Они как бы соревнуются между собой в дерзости, отваге, силе, изобретательности, лихости. Основной инструмент ребячьей шалости - рогатка. Это такое орудие, довольно опасное, для поражения целей на расстоянии. Такими целями может быть что угодно. Соседский кот, пёс, уличный фонарь, оконное стекло, мелкие птицы и т.п. Можно было с помощью рогатки и покалечить друг друга нечаянно. Рогатка делается из ветки дерева, имеющей два ответвления. Когда ветка срезается и превращается в рогатку она похожа на латинскую букву игрек Y.  У неё есть ручка, чтоб держать и два, расходящиеся в стороны отростка, рога, к которым привязываются полоски плоской резины. К противоположным концам резиновых полосок привязывается нитками кусочек кожи, как правило " язычок " от старого кожаного ботинка. Вот и всё  - орудие хулигана готово. Стреляют из рогатки просто. Кладут в кожицу рогатки мелкий камушек, зажимают снаружи пальцами левой руки, растягивают резинки рогатки, держа последнюю за ручку. Затем отпускают кожицу с камнем. Резинки сокращаются и камень летит с убойной силой на приличное расстояние, представляя из себя опасный снаряд. Одна хитрость. Во время выстрела из рогатки нужно саму рогатку резко опустить вниз правой рукой, придавая ускорение камню. Тогда он летит далеко и с приличной силой. Сила рогатки зависела от качества резинок. Лучшими были резинки, которые мальчишкам на базаре продавали ассирийцы. Не знаю откуда взялся этот смуглый народ в Таганроге с иссиня - чёрными волосами. У них на базаре были маленькие будки, в которых они продавали резиновый клей и нипельные трубочки для велокамер. Как сейчас помню их рекламные восклицания: " нипель - клей , нипель - клей ! " Трудно сказать откуда они брали резинки для наших рогаток. Но они были славными эти красные, эластичные резиновые полоски! Похоже, ассирийцы нарезали их с американских камер для колёс виллисов и доджей, армейских машин, доставшихся СССР по лендлизу.
   У меня была такая рогатка. И у моих друзей - мальчишек тоже. Мы приноровились стрелять не камешками, а использованными свинцовыми пульками от малокалиберных винтовок. Пульки мы добывали в городском стрелковом тире, расположенном внутри квартала, после стрельбищ. Самое удручающее для подростков  - это скука. Собираемся вместе и начинаем придумывать, чем себя потешить? Рассказываем байки, бегаем на перегонки, метаем перочинные ножи, стреляем по мишеням из рогаток. У меня была богатая фантазия, особенно на шалости. По этим вопросам я был спец в нашей подростковой компании. Возле нас находился детский садик на переулке Донском. Туда каждый день гужевым транспортом привозили большие алюминиевые кастрюли с готовкой для детишек. Первое, второе и третье блюдо доставлялось на тележке на резиновом ходу, запряжённой смирной кобылкой, которой управлял мужичок - возница. Работницы детсадовской столовой уносили кастрюли, а возница и кобылка терпеливо ожидали когда им принесут порожние кастрюли. Однажды мы с друзьями стояли на углу нашей улицы и Донского переулка. Детям привезли еду. Кастрюли с едой унесли. И мирная парочка , возница и лошадь, смиренно ждали пустую тару. Возница сидел с левой стороны тележки полубоком ,  спустив ноги вниз и дремал, не выпуская вожжей из рук. Лошадка тоже погрузилась в дремоту, иногда потряхивая мордой из стороны в строну, отгоняя назойливых мух... Наша компания изнывала от скуки. И тут я вмиг оценил обстановку. Сейчас  посмеёмся, - сказал я своим товарищам. Я зарядил пулькой свою рогатку. Мы все сгрудились за углом, наблюдая за возницей. Тот по - прежнему дремал безмятежно. План мой был прост - испугать лошадь и посмотреть, что будет дальше? Я хорошенько прицелился и ловко выстрелил из рогатки. Пулька просвистела в воздухе и пребольно ударила лошадь прямо в правую ляжку. От страшной боли и неожиданности мирная лошадка обезумела, подняла высоко передние копыта и рванула с места в карьер. Но вместо смеха мы все замерли от страха. Телега стояла под углом к лошади. И когда обезумевшее от резкой боли животное бросилось бежать, телега не поехала за ней, а стала переворачиваться вправо. Она катилась на двух колёсах и вот - вот грозила перевернуться. Испуганный возчик спросонья ничего не понял, но вожжей из рук не выпустил. Он сидел уже не на телеге, а отчаянно балансировал на левом ребре повозки, изо всех сил натягивая поводья, тщетно пытаясь остановить испуганную лошадь. Ещё миг - и телега перевернётся, подмяв свалившегося возницу под себя и размажет его о дорогу, мощёную булыжником. Все мы были страшно напуганы случившимся, а я так больше всех. Ещё секунда - и я стану малолетним убийцей. Всё внутри меня напряглось и похолодело... Я ни за что не хотел смерти или увечья несчастному кучеру. Я даже мысли не допускал, что телега перевернётся. Я не подумал, а послал в пространство отчаянное желание, чтобы всё обошлось... Теперь я понимаю, что это была молниеносная бессловесная молитва - призыв о благом исходе моей шалости. Я всем своим существом желал, чтобы возчик остался цел и невредим! Телега опустилась на все колёса и лошадь понесла её дальше... Возница уже сидел на телеге... Он запрокинулся назад, вытягивая на себя вожжи и отчаянно вопя тыр-р-р-рь! Лошадь вмиг домчалась до следующей улицы, по которой ходили трамваи и только непосредственно перед трамвайным путём остановила свой бег...
   Никто из нас не засмеялся и не улыбнулся. Мы только что стали свидетелями смертельной ситуации, сложившейся в результате детской шалости. У меня тряслись руки и ноги от страха. Мне было не по себе. Я, не прощаясь с друзьями, пошёл к себе домой и весь день был под впечатлением от случившегося. Страшно было подумать, чтобы произошло бы, перевернись телега и попади под неё мужичок - возница. Я мог попасть в детскую колонию и жизнь моя изменилась бы не в лучшую сторону. Я испытывал горькое раскаяние от содеянного, которое я испытываю до сих пор. Я увидел воочию и ощутил, как бездумная забава может мгновенно превратиться в трагедию. Я больше не стрелял в живых существ и вообще забросил свою рогатку. И я благодарен по сию пору, что Небеса вняли моей молниеносной молитве и не позволили случиться худшему в моей жизни. Аминь.

18.01.13        г. Таганрог