Живопись и музыка

Родионов Виталий Константинович
11. ПОРТРЕТЫ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Перед нами лицо строгого, вдумчивого, рационально мыслящего человека. На нём ни тени вдохновенного порыва и одухотворённости. Этот образ запечатлён на картине Валентина Серова портрет композитора Николая Римского-Корсакова (1898). Кажется, что автор «Снегурочки», «Садко», «Китежа» служит искусству по велению долга и с такой же педантичностью, с какой он преподавал на протяжении около 40 лет в Петербургской консерватории (написал 15 опер и имел 120 учеников). Римский-Корсаков каждую ноту, каждую деталь тщательно обдумывал, скрупулёзно выверял форму и структуру произведения. Труженик невероятный! Но гений ли?

Серов вновь рисует композитора в 1908 году, в последний год его жизни. Здесь к педантичности добавилось страдальческое выражение лица – и опять ни тени одухотворённости, какая непременно присутствует на серовских портретах Анны Павловой (1909) и Иды Рубинштейн (1910). Следовательно, дело не в Серове, умершем в 1911 году, а в Римском-Корсакове.

Любопытен портрет композитора Александра Глазунова (1899), верного и самого любимого ученика Римского-Корсакова, ревностного защитника его творчества от посягательств со стороны молодых музыкантов. Нет, здесь ещё не обременённый всемирной славой композитор, почётный доктор Оксфорда и Кембриджа, директор столичной консерватории, человек грузный и с добродушной кошачьей улыбкой. Мы видим деятельного человека, смотрящего на мир настроженно-вопросительно, если не враждебно. Он, словно курица, готов защищать цыплят, т.е., своё и общее с Учителем дело. Серов выделяет его подвижнические черты композитора-борца, представителя передового русского искусства.

Благо, что во взоре Александра Константиновича нет предчувствия грозящих их делу в XX веке опасностей: поражение на музыкально-общественном поприще (уход из консерватории обоих профессоров и эмиграция Глазунова в 1928 году), постепенное затмение творчества двух прославленных композиторов и ощутимый урон, нанесённый учениками Римского-Корсакова его педагогической системе.

Что же? Вполне естественно: за формализмом и бездуховностью последовал крах!

Талантливый живописец Серов не мог не ощущать этого, хотя бы потому, что родился в семье музыкантов. Его отец, Александр Николаевич, был музыкальным критиком, автором знаменитых русских опер «Юдифь» (1863), «Рогнеда» (1865), «Вражья сила» (1871). Мать же, Валентина Семёновна (урождённая Бергман) – пианистка, композитор, автор четырёх опер, в том числе «Илья Муромец» (1899), совместно с Н.Ф. Соловьёвым, завершила неоконченную А.Н. Серовым «Вражью силу».

Художник Валентин Серов, хорошо знал музыкальные перипетии Москвы и Петербурга.


12. СИМВОЛ РОССИИ

Пригретая солнцем земля, берёзовый лес, бездонное синее небо – это символ России, есенинской и рубцовской, рахманиновской и свиридовской, бакшеевской. Мастер лирического пейзажа Василий Бакшеев (1862-1958) именно её, наполняющую душу свежестью и заставляющую сердце трепетать, изобразил на полотне «Голубая весна» (1930). Надо заметить, что он продолжал традиции русского искусства второй половины XIX века, в частности своих именитых учителей – В.Е. Маковского, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова и других.

Отсюда видно, как глубоко таятся корни одухотворённой, Небесной музыки Свиридова – композитора Божьей милости!