Подростковая наркомания

Геннадий Кульчитский
Наркомания – бич подрастающего поколения в современного обществе. Большинство наркозависимых начинают пробовать наркотики именно в подростковом возрасте в 11-13 лет. По данным НИИ наркологии Минсоцразвития России, средний возраст подростков, осуществивших первую пробу наркотических веществ, приходится на 13-16 летних. Уже к 15-18 летнему возрасту большинство из них становятся наркоманами, начиная употреблять героин, самый распространенный в настоящее время в России инъекционный наркотик.      
      
Решение о первом приёме и дальнейшем употреблении наркотиков у подростков формируется в результате сочетания нескольких или многих неблагоприятных факторов. Такими факторами могут быть последствия всех видов насилия – физического, сексуального, морального, острых конфликтов в семье и школе, отсутствие контакта с родителями. И уж, конечно, фактор первой пробы психоактивных веществ, за которым с вероятностью 90% последует повторный приём, является основным. Эти неблагоприятные факторы риска, накладываясь на интерес ко всему запретному и модному, генетическую или приобретённую предрасположенность и становятся решающими.
 
К группам риска, безусловно, относятся подростки, испытывающие интерес к наркотическим веществам и имеющие опыт разового, ограниченного или несистематического употребления слабых наркотиков, типа марихуаны, в группе и под влиянием сверстников. Подростки из последней категории употребляющих ближе всех к наркомании, правда, они не признают себя больными и не являются ими. Однако, на эту категорию подростков должно быть направлено первоочередное внимание.
     К группе риска относятся также подростки, курящие табак и склонные к употреблению спиртного.
   
Наркомания - не совсем обычная болезнь, зависимость от наркотиков нельзя вылечить с помощью медикаментов. Не существует лекарств, волшебных таблеток, которые бы купировали потребность в наркотиках, снимали тягу к травке, героину, амфитамину и любым другим психоактивным веществам. Единственное, что можно сделать с помощью лекарственных препаратов, – это облегчить, заглушить, сгладить физические страдания пациента, вызванные абстиненцией. Можно ещё несколько стабилизировать физическое и психическое его состояние в первый период после отказа от употреблени наркотиков. Наркотическая зависимость – это болезнь психики и, кроме всего прочего, успешное лечение её требует от пациента сильную мотивацию и огромное желание отказаться от употребления. Легче обеспечить нормализацию физического состояния – значительно труднее справиться с психической зависимостью.

Подростковая наркомания имеет, естественно, свои особенности. Здесь психическая зависимость ложится на благодатную почву несформировавшейся, незрелой личности. И в среде подростковых зависимых редко можно встретить человека с сильной мотивацией и огромным стремлением «завязать» с наркотиками.
 
Наркотики быстро и легко деформируют у подростка ещё не сложившуюся структуру мотивов и влечений, обесценивают простые земные радости, вытесняют другие желания. В сознании и подсознании подростка в короткие сроки формируется программа: достал деньги - нашёл – купил – приготовил – укололся – получил удовольствие. И тогда прием дозы становится для подростка единственным способом получения удовольствия и положительных эмоций. Пристрастившийся к наркотику подросток быстро теряет сложившийся круг друзей, которые замещаются такими же запрограммированными, зависимыми и, не обязательно однолетками. Кроме всего прочего, меняется самооценка подростка, теперь в своих глазах он часто считает себя неудачником, ущербным человеком, потерявшим независимость без надежды и перспективы её получить обратно. Он прекрасно понимает, что он «вляпался» во что-то нехорошее.
   
Нужно ещё учесть, что подросток в семье, как и всякий ребёнок, всегда человек зависимый от взрослых, от родителей. Отношения подростка в семье и до начала наркотизации часто бывают напряжёнными по разным причинам. А после того, как факт приёма наркотиков становится достоянием родителей, эти отношения претерпевают существенные изменения не в лучшую сторону. Теперь он – источник беды, которая обрушилась на семью, расстройства родителей, слёз мамы, бабушки… .
 
Даже после лечения, которое, как правило, заключается только в снятии физической зависимости, в семье надёжно селится страх, что он снова начнет употреблять наркотики. Только-только избавившись от физической зависимости, он попадает в атмосферу слежки, подозрительности, запретов, отсутствия доверия, уличения во лжи. Всё это, мягко говоря, не способствует взаимопониманию и душевному комфорту в семье. В семье начинаются ссоры и конфликты между взрослыми, поиски виновных в плохом воспитании ребёнка, источником этого, тоже является подросток, и он этого понимает.      Подросток старается не бывать в семье, уходить под разными предлогами надолго из дома. А с удовольствием, как своего, его примут в свою среду опять только наркозависимые друзья. А это уже чревато срывом на 100 %. Частое отсутствие дома настораживает родителей и иногда приводит к насилию с их стороны, особенно отца. Угрозы побоями, закрывание в квартире на замок, вплоть до применения наручников с батареей отопления, вызывают естественный протест, который опять выражается в возврате к наркотикам.

Избавившись хотя бы в физическом плане от наркозависимости, в окружении здоровых людей, своих сверстников и одноклассников, подросток оказывается изгоем, не таким, как все, человеком с «не очень хорошей репутацией». Естественно, что в такой ситуации на этом психологическом фоне встреча с бывшими друзьями-наркоманами, обычные жизненные неудачи и напряжённость в отношениях с близкими приводят к срыву.

Самыми сложными семейными ситуациями в семье являются случаи, когда родители заподозрили, что ребенок употребляет наркотики или узнали, что ребенок принимает наркотики. Ошеломленные этой информацией, пребывая в растерянности и страхе за дальнейшую жизнь своего ребёнка, впервые встретившись вплотную с наркоманией, родители совершают массу ошибок, которые усугубляют отношения с подростком. От того, насколько правильно, грамотно родители поведут себя в этой ситуации, часто зависит успешность разрешения проблем с наркотиками в их семье. Далеко не всякая семья готова к таким испытаниям и уж совсем редкая семья может без посторонней помощи справиться с такой ситуацией. Такую помощь семье может оказать только психолог, имеющий опыт работы с наркозависимыми подростками.


Продолжительная психотерапевтическая и консультативная помощь родителям – это половина успеха в реабилитации их ребёнка. Для подростка же, только-только одолевшего с помощью врачей физическую зависимость, предстоит ещё преодоление психической зависимости. На него ещё через неделю-другую накатит псевдоломка, а потом ещё и ёщё раз. А он от «ломки» знает только одно средство – наркотик. В это время для подростка также очень важны систематические встречи и общение с опытным психологом. Оставшись один на один с психологической зависимостью, он вряд ли справиться. Необходимо помочь ему найти новые или реанимировать старые полезные для сегодняшней и будущей его жизни интересы и занятия, сделать его жизнь привлекательной и наполненной. Нужно найти пути усиления мотивации длительной ремиссии, реабилитации подростка. Это является решающим фактором окончательного и бесповоротного избавления подростка от психологической зависимости.
   
Сегодня региональная государственная наркологическая служба по многим причинам не может предоставить такие услуги ни бесплатно, ни за деньги.
   Во-первых, единственным внебольничным структурным подразделением службы является наркологический диспансер. В его структуре не всегда есть специализированные подростковые кабинеты и кабинеты психологической помощи семье. Кроме того, в таких кабинетах должны работать не врачи-наркологи в белых халатах, а профессиональные психологи и психотерапевты, имеющие опыт работы с наркозависимыми подростками. А их там, как правило, нет. Те врачи, которые в диспансерах в настоящее время работают на должности психотерапевта, зачастую специализируются в основном на кодировании, гипнозе, методах лечения, неприемлемых для подростков и уж совсем далёких от психологии педагогики.
    Во-вторых, эта работа не всегда укладывается в нормативы работы наркологического диспансера. А для работы с наркозависимым подростком и его семьёй нужны такие специалисты, чтоб могли, умели и хотели долго и  упорно возиться с семьей подростка, разбираться во внутренних отношениях в семье, учить и вместе находить пути выхода из психологической наркотической зависимости.
     В-третьих, должна быть обеспечена абсолютную доступность к этой услуге, что не может сегодня гарантировать государственная наркологическая служба из-за отсутствия кадров, загрузки и другим причинам.

Каждый этап избавления от наркотической зависимости имеет свои сроки. У каждого из этапов своя специфика и свои подходы к лечению. Но, безусловно одно, чем раньше удаётся получить квалифицированную помощь, тем больше шансов у семьи сохранить здоровье подростка, душевный комфорт и материальное благосостояние семьи.