Сразу в операционную... У бухты Цемесской 3

Гавриил Иваниченко
Серёгин быстрыми широкими шагами вышел из кабинета. Идём  по коридору, затем -  вверх по лестнице.   На второй этаж. Справа, в торце здания – «Операционный блок». Я шёл за Серёгиным по пятам. Но он всё же коротко бросил мне – «Не отставай!»  Хотелось сказать, что я иду очень быстро, почти наступаю ему  на пятки.

Сдержался,  не  стал  возражать  главврачу по пустякам  с первых же минут своего прихода в эту Больницу №2 города Новороссийска.  Почему она  называется - вторая? По каким признакам?  В городе есть ещё Больница № 1. Интересно! Новые доктора…  Как они работают?  Каковы они как люди?  Мне с ними работать…   

Серёгин должен делать две операции: первую -  резекцию желудка,  а потом ещё  какую-то другую операцию. Обрадовало, что он предложил мне ассистировать. Одним словом – сразу приступать к работе. И мы направились в операционную.

По пути Геннадий Яковлевич коротко сказал, что все вопросы о моей работе он обсудит со мной после операций… Или  позже… Когда позволит  обстановка…

На втором этаже - Кабинет хирурга. Нас встретила хирургическая сестра.  Серёгин молча, не теряя времени, взял из шкафа полотняный лёгкий светло-голубой костюм для операции. Сестра подала  мне такой же. Одел сменная обувь.  - «Одевайтесь!» - торопил Серёгин. Надели хирургические шапочки («колпаки»), маски.
Помыли по всем правилам руки. Надели  стерильные халаты.

  Серёгин ненавязчиво,   молча наблюдал за моими  действиями. Я не обращал на это внимания. Это не смущало.  Привык участвовать в операциях, выполняемых  разным хирургам в  клиниках Краснодара.  Там были хирурги  высокого класса… Каждый со своими взглядами, мнениями, особенностями хирургических приёмов, характером… Интересно было наблюдать их работу,    стараясь понять методы,  хирургические приёмы…

Часто задавал вопросы, и во время операций. Но  хирурги обычно отвечали, что после операции расскажут всё и подробно ответят на любые вопросы… А сейчас, во время операции – не до разговоров! 

Оперировали,  как правило, молча, обмениваясь короткими фразами в случае необходимости - лишь в связи с операцией. И я сдерживал свои вопросы, что бы не мешать работать… Было  чему учиться!  И как вести себя в операционной, и как работать там…

Идём  в  операционную.  Серёгин представил   старшую операционную сестру  – «Нина Матвеевна…».  – «А это наш новый хирург – Гавриил Григорьевич…» - сказал он обо мне.

Добавил: - «В именах  - не запутаетесь! У нас в хирургии работают – только   Нины! Одни Нины! Ровно -  пятеро!  – Нина Владимировна Егорова – заведует  хирургическим отделением. После операции покажет вам отделение, познакомит с персоналом,  всё расскажет…» – «А пока не будем терять время – в операционной всё готово…»
Больной был уже на операционном столе, под наркозом.


 Нина Матвеевна, в стерильном халате, шапочке,   стояла возле своего столика с инструментами  .Серёгин обработал операционное поле. Обложили всё вокруг него стерильными  простынями…
 
Серёгин начал операцию.  Работал он очень быстро. Все действия чёткие, отработанные.  Стараюсь успевать за ним.  Обычно на такие большие операции хирург берёт двух ассистентов. Серёгин взял ассистировать меня одного. Не удержавшись, я  всё же  спросил: - «Геннадий Яковлевич! Я ассистировал на таких операциях, и хирург брал  обычно  двух ассистентов».

- «Думаешь, я с тобой вдвоём – не справлюсь?» Ответил он вопросом.
- «Не сомневаюсь, что вы справитесь…  Но я то новичок…»
- «Видишь ли!  Я рассчитываю во время операции в основном - на себя… Хотя неплохо иметь двух опытных ассистентов… Но в наших условиях это – невозможная роскошь… У  нас хирургов мало, и все очень  заняты работой… Поэтому оперируем чаще - вдвоём, с одним ассистентом… А  бывает – только с операционной сестрой, если возможно… Но, если надо – идём на операцию и втроём… А иногда, в очень сложных, тяжёлых случаях -  и  двумя бригадами одновременно,    4 – 5 хирургов на одного пациента…  Всяко бывает!  Нужно правильно оценивать  ситуацию… Привыкай к такой работе!»

Операцию – резекцию желудка выполнили под комбинированным обезболиванием. Геннадий Яковлевич работал быстро, уверенно. Нина Матвеевна быстро,  отлично помогала. Я старался изо всех сил - выполнял свои обязанности ассистента. Внимательно наблюдал за действиями хирурга. Молча слушал его указания. Старался точно выполнять.

Нина Матвеевна  молча подаёт хирургу инструменты, тот так же молча выполняет нужный момент операции и возвращает инструмент сестре. И всё происходит в очень  быстром темпе… Взгляд Серёгина всё время направлен в область операционного поля…  От его внимания ничто не ускользает…Всё  спокойно. Основные этапы операции  идут  к финишу…  Хирург и операционная сестра без слов понимают друг друга, работают очень синхронно…

Я внимательно наблюдаю за  ходом операции и действиями сестры.- «Не отвлекайся!» - коротко бросил мне в пол - голоса Серёгин. Впереди ответственный момент операции – Серёгин должен прошить круглой иглой с  толстой капроновой нитью участок тканей с очень крупным сосудом и затем перевязать.

Операционная сестра посматривает то на Серёгина, то на меня… Готовит инструменты, нужные для выполнения очередного этапа операции…
Приготовила и держит в руке иглодержатель с иглой и вдетой в неё нитью… Серёгин, не глядя, протягивает руку, хватает иглодержатель из руки сестры…

 Смотрю… Игла -  режущая!!! Доля секунды… Такую иглу -  нельзя! Надо – колющую! Режущая - повредит ткани…  Только  что Геннадий Яковлевич предупредил меня – не отвлекаться во время операции…Разговоры – после операции… Но  молчать  -  нельзя… - «Режущая!!!» -  громко выпалил я   и умолк…

Геннадий Яковлевич задержал свою руку, взглянул на иглу  и  внезапно вдруг просто взорвался –  размахнулся и швырнул иглодержатель с иглой и нитью, да так, что Нина Матвеевна присев за операционный столик,  едва увернулась от брошенного инструмента, который со звоном улетел по кафелю  стены и пола  в угол операционной.   Всё произошло в  долю секунды…  А у меня мгновенно мелькнула мысль: - «Хоть бы не попал!!!»

Серёгин, еле сдерживаясь,  буквально  рычал: - «Тебя  учить надо?! Эту нить подают на круглой колющей игле!!! Всю жизнь делаем так! И вдруг подсовываешь мне режущую иглу…  Ведь, не заметь… – повредил бы ткани! О чём мечтаешь?  Будь внимательнее…»

Нина Матвеевна очень смущена,   извинялась, всё старалась сгладить свою ошибку… Операцию заканчивали молча. Так же в полном молчании прошла вторая операция… Закончив её, Геннадий Яковлевич предложил мне пройти с ним по палатам хирургического отделения, присутствовать на его обходе.

Но тут Серёгина позвали к телефону, и он ушёл из  операционной. Из другой операционной, закончив операцию,  вышла высокая худощавая симпатичная женщина лет  сорока, представилась:
- «Егорова…  Нина Владимировна… Заведующая отделением…  Геннадий Яковлевич сейчас занят… О вас - всё знаю…   Вот  халат…  Идёмте  в отделение!   На обход!»  И мы пошли в отделение… Рабочий день продолжается…