Неожиданный поворот

Римма Стаханова
  Однажды Таня оказалась свидетелем одной неприятной сцены.
Она сидела в парке. Одна. Просто ей хотелось побыть в тишине, подумать. Стояла осень. В парке было так красиво! Особенно она любила смотреть на клён. Пожалуй, он был самым  очаровательным среди деревьев! Хотя больше всего Таня  любила берёзки. Они ей казались такими нежными, такими  ласковыми…
  Она думала о том, что скоро наступит зима. А это значит, что прошло уже около года, как они расстались с Андреем. Нет, они виделись, но редко. Иногда он ей звонил. Но встречи были мимолётными, ничего не обещающими.
  Таня не могла знать, о чём думает Андрей, а он и предположить не мог, что она всё это время заставляла себя не думать о нём.
  Народу в парке было немного. В основном – молодёжь. Но вот появилась парочка. Это были мужчина и женщина, примерно такого же возраста, как и Таня. Они расположились на скамейке с противоположной  стороны. Выставили бутылку вина, какую-то закуску. Сначала мирно беседовали, но, по мере того, как бутыль  опустошалась, они начали ругаться.
  Таня не хотела слушать их ругань, но они так громко обсуждали что-то, что она невольно стала свидетельницей их скандала. Мужчина обвинял женщину в том, что она не может решиться уйти от мужа. А та, в свою очередь, выговаривала свои претензии по поводу того, что муж у неё больной, и она не может его бросить. Уговаривала своего  мужчину подождать немного. На что он отвечал ей, что не может до бесконечности ждать. Закончилось всё тем, что он ушёл, а женщина осталась сидеть одна в парке. Она тихо плакала.
  Да, это был поступок "настоящего" мужчины! Оставить женщину одну и уйти!
 Сначала у Тани было желание подойти к ней, попытаться успокоить. Но потом решила, что не стоит этого делать. Что она могла сказать женщине? Только то, что та  неправильно поступает в отношении  мужа? Тане было знакомо это чувство. Но ни успокоить, ни посоветовать она ничего женщине не могла.
  Всё это навело её мысли на их отношения с Андреем. Они никогда не требовали друг от друга такой жертвы. Таня знала, что ему лучше оставаться с женой. Даже  тогда, когда она осталась одна после смерти мужа, не допускала такой  мысли, чтобы заводить разговор о совместной жизни. Она  не  хотела, чтобы из-за неё у Андрея  были неприятности с Викой. Наверное, в этом и заключается любовь – думать  не о себе, а о любимом.
  Так, размышляя о жизни, Таня  вернулась домой, а дома её ждал сюрприз. Приехала давняя подруга, с которой не виделись года три. Она уезжала  в Петрозаводск, ухаживать за больной матерью. Приехала обратно, потому что мать умерла. Вера продала там квартиру и теперь собиралась купить себе новую, чтобы дать детям возможность жить отдельно. 
 - Ну, как ты, подруга, поживаешь? Смотрю, выглядишь прекрасно! Всё молодеешь! 
 – сказала Вера, обнимая подругу. Ведь когда она уезжала, у Тани тогда   развивался роман с Андреем.
 - Всё хорошо! Как видишь, живу с детьми.
 - Это-то я заметила. А как на личном фронте? Замуж так и не вышла? Ну, чего ты так смотришь на меня? Хочется мне видеть тебя счастливой!
 - Так я и есть – счастливая! А замуж никто не берёт.
 - Тогда счастье у тебя однобокое какое-то получается.
 - Да что ты в счастье понимаешь? Можно подумать, у тебя его – через край. Сама-то нашла себе половинку?
 - А мне некогда было искать! А вот теперь начну! Что же мне одной куковать век? У тебя, вон, дети, внуки! А у меня? У невестки не получается ребёнка родить. Боюсь, как бы на этой почве не развелись они с сыном.
 - А чего мы так сидим? – опомнилась Таня, – давай выпьем за встречу, и за твою новую жизнь!
 - Конечно, давай! Я с собой принесла.
  Подруги сели за стол, и уже там продолжали свой разговор.
 - Я в интернете прочитала: счастье, это когда тебя понимают, хорошее счастье – когда любят, а настоящее – когда ты любишь. Согласна с этим? – спросила подруга Таню.
 - Согласна. Кстати, это сказал Конфуций.
 - Молодец, подруга! И откуда ты всё знаешь?
 - Да перестань ты! Прочитала в книге мудрости. А насчёт составляющих, так скажу: трудно их составить. Пробовала - не получается .
 - Не поняла. Что ты пробовала?
 - Пробовала  без третей составляющей.
 - А с этого места поподробнее, пожалуйста! – и подруга подпёрла щёку рукой, приготовившись слушать.
 - Я познакомилась с  замечательным  человеком! Мы понимали друг друга с полуслова. Он  меня полюбил. Но без третьей составляющей у нас ничего не вышло.  А вот она-то, как раз, и одна из главных.
 - Понимаю. А как насчёт того, что стерпится – слюбится?
 - Никак. Это понятие давно уже устарело. Человек не может сделать счастливым другого человека,  если сам несчастлив.
 - С этим я согласна!
 - Тогда согласись и с тем, что лучше любить безнадёжно и знать, что у любимого всё хорошо.
 - Чем что?
 - Чем изображать себя любящей, когда любви в сердце  нет.
 - Так  неужели  всё так  безнадёжно? Ведь ты  Андрея имеешь в виду? Вы же  столько лет вместе!
 - Не знаю. Я не забиваю больше  этим голову. Хотя, сердцем  чую, что есть у него ко мне чувство. Но обстоятельства  выше нас.
  Вера смотрела на подругу и думала, что она, всё-таки, права. А потом, кто его знает, как может повернуться жизнь? Ведь говорят же, что за терпение Бог вознаграждает. Может, конечно, это не тот случай… Но всё же… Лучше так, чем поторопиться, а потом локти кусать.
 - Таня, а ты сходишь со мной в "агентство  недвижимости"? Мне нужно квартиру найти, - спросила Вера, тем самым положив конец этому разговору.
 - Да не вопрос. Я же теперь дома сижу, не работаю.
 - Ну, тогда договорились!
 Они посидели ещё немного и подруга уехала домой, к сыну. А Таня занялась своими домашними делами.
  Через неделю подруги пошли смотреть новую квартиру. Надо сказать, что Вере просто повезло. Ей в агентстве предложили  квартиру  в новом доме. Конечно,  недёшево, но, подсчитав свой капитал, подруга согласилась. Дорого, зато  -  новая! Они съездили вместе с риэлтором, посмотрели, и Вера дала согласие.
  Когда все документы были готовы, они получили  вещи, которые Вера отправляла контейнером из Петрозаводска, наняли грузчиков и поехали обустраиваться.
 - Подруга, как хорошо, что ты у меня есть! Что бы я без тебя  делала? Мелочь я потом сама раскидаю, а сейчас давай новоселье справлять. Мне не терпится скорее  обмыть квартирку. Красиво здесь, правда?
 - Да-а, здорово! А главное – все автобусы рядом, магазинов полно. Повезло тебе! Теперь осталось  мужичка найти.
 - А знаешь... я повременю с этим. Надо насладиться одиночеством. Пожить в спокойствии, и в такой красоте!
 - Что так? Недавно другое говорила!
 - Мало ли что говорила? Если клюнут на квартиру, а не на меня, то мне-то это зачем?
  Из окна девятого этажа весь город был, как на ладони!  Даже был виден  район, где жила Таня. Они вышли на лоджию.
 - Вот здесь я поставлю  столик, и мы летом будем пить чай! А тут будут цветы! Здорово, правда? – восхищённо говорила Вера.
 - Ну конечно прекрасно! Мне только мечтать об этом можно! – ответила Таня и начала собираться домой.
  Возвращаясь от подруги, она  прошла мимо дома Андрея. Таня не заметила, что он  стоял у окна. Увидев её, Андрей обрадовался, сам не зная, почему. Ведь придти к ней не сможет, у Тани дети. Но радость пришла, и он ничего не мог с ней сделать. Отвернувшись от окна, он увидел Вику. Она стояла за его спиной и наблюдала за ним.
 - Чего засмотрелся? Пора бы уже забыть.
 - Это ты про что?
 - Про неё, конечно! Будто я не вижу! Чего тебе не живётся спокойно?
 - Я спокойно живу. Что я, хожу куда-нибудь?
 - Ходил бы, если бы не боялся остаться ни с чем. И сам прекрасно это  понимаешь.
  Андрей  ушёл в комнату. Он ненавидел себя за своё малодушие и хорошо знал Вику. Она может быть жестокой. Ведь выгнала же своего первого мужа ни с чем. А тут – он ей даже не муж. Но ведь и с Таней  ему было бы несладко. Там другие проблемы – дети. А это ещё хуже. Зачем показывал своё благородство, когда оставлял квартиру своей первой жене? Она-то теперь в шоколаде, а он - в примаках. Но винить некого. Сам захотел лёгкой жизни. Вот и получил!
  Зима! Морозы начались в декабре и сразу - за двадцать градусов. До магазина не хочется бежать, не то что в гости куда-то идти. А тут подруга  позвонила:
 - Слушай, а я купила мягкую мебель! И ещё кое-что. Приходи – увидишь!
 - Интригуешь? Но идти не хочется – холодно!
 - Ещё чего? Быстренько на такси, и ко мне! Я заплачу.
 - Уговорила. Сейчас приеду!
 - Тогда жду! Стол накрывать буду.
  Таня  зашла в квартиру подруги и обомлела! Шикарная мягкая мебель, напольная ваза, огромный телевизор на стене и то, о чём мечтала всегда сама - камин.
 - Ну,  ты даёшь, подруга, прямо  на глазах богатеешь! Поздравляю! Красиво!
 - Всё, больше в комнате ничего не будет! Зачем  захламлять  ненужными вещами? Погляди сюда, – и она открыла нишу в стене, – здесь у меня всё!
 - Когда ты успела сделать?
 - Так не я делала. Мастер. Кстати – холостой! Вернее – разведенный.
 -  Ну и что?
 - Да так, для информации.
 - Я смотрю на тебя, подруга, и удивляюсь. Ты как молодая! Не скажешь, что скоро  шесть десятков стукнет.
 - Тише говори, а то услышат, – и она рассмеялась, - ну что я могу с душой сделать, если она стареть не хочет?!
  В самый разгар веселья зазвонил телефон.
 - Это мне! -  и Таня  побежала в коридор.
 – Да, я слушаю! А, это ты? А почему номер незнакомый? Понятно. Я в гостях у подруги. Нет, у Веры. Она квартиру купила, мы тут празднуем новоселье.
  Вера выскочила из комнаты, показывая  жестами, чтобы Таня  пригласила Андрея.
 - Погулять? Не знаю… может, ты к нам? Ведь холодно на улице. Адрес я скажу.
  Войдя в комнату, она увидела Веру, трясущуюся от смеха.
 - Тебе чего смешно?
 - Ты бы видела себя со стороны! У тебя же на лице написано: "Я - жертва любви!"
 - Это почему?
 - А как ты  думаешь, я догадалась, что это он звонит? По твоему выражению лица и по голосу! Так что, приедет?
 - Обещал!
 - Ну, вот и ладненько! Посидим, а там - видно будет.
  Андрей  приехал очень быстро. Поздоровавшись, подал хозяйке  пакет. Вспомнил, что он видел эту женщину  один раз, когда  они вместе с Таней покупали на вокзале билеты, а он стоял, ждал автобуса, чтобы поехать в деревню.
 - Андрей, проходите! Вы уж извините, я знаю, кто Вы, поэтому нечего стесняться.  Таню я люблю. Хорошая она баба! И говорит, что счастливая. Хотя я с ней спорю.
  Сели за стол. Выпили. Поговорили. И, вдруг, Вера куда-то засобиралась. Естественно, и гости встали.
 - А вы куда? Оставайтесь здесь! Мне нужно уйти на пару часиков, – и уже в дверях  крикнула: – "Таня, если что, ключи на тумбочке! Я пошла".
  Когда за ней закрылась дверь, оба в нерешительности ещё сидели какое-то время.  Первой пришла в себя Таня.
 - Неудобно как-то получилось. Такой  холод на улице, а она пошла куда-то.
 - Подруга у тебя хорошая, знает, что делать.
  Андрей подошёл к Тане. Опустился перед  ней на колени. Обхватил её ноги руками.
 - Танечка, я соскучился, правда! Сколько мы уже времени не были вместе?
 - Не знаю. Я не считаю. Начинаю уже отвыкать от тебя.
 - Разве это возможно?
 - А почему – нет?  Разлука накладывает свой отпечаток на отношения. Тем более, я никогда не была уверена в том, что ты меня любишь. Так, догадки. Или женское чутьё…
 - Значит, тебя чутьё не подводит. Я на самом деле тебя люблю! А понял это, тогда, когда расстались. Пока видел каждый день, был спокоен. А ты ушла с работы, и всё. Оказалось, что мне не хватает тебя. Мне самому это удивительно.
 - Ты ошибаешься, Андрей. Это у тебя не любовь. Просто ты лишён  праздника, который себе иногда устраивал.
 - Таня, давай сегодня не будем выяснять отношения! Такой шанс нам с тобой выпал. Неужели мы его упустим?
 Он взял её за обе руки, прижал их к лицу.
 - Ты так вкусно пахнешь. Я всегда помнил твой запах. Твои ласки. Знаешь, как иногда ночью мне бывает плохо?
  Таня  высвободила свои руки и,обнявши Андрея, прижалась к нему. Он почувствовал, как его тело отреагировало на её ласку. Не в силах больше терпеть эти муки, Андрей  стал её раздевать.
  Когда Таня  вышла из ванной комнаты, он обнял её, крепко прижал к себе и сказал:
 - Это просто чудо! Ты меня уже держишь возле себя почти пять лет, и никогда не надоедаешь. Наоборот, всегда, как в первый раз.
  Таня тихо смеялась. Он не мог понять, чем был вызван её смех. И не понял бы никогда, если бы она сама не сказала ему о причине.
 - Ты повторяешь мои слова, которые я тебе  не раз  говорила.
 - Правда? А я думал, что это мои слова. Иди ко мне, сладкая  моя! Значит, ты меня чему-то научила! Не зря я с тобой столько времени общаюсь.
  Потом они выпили ещё по стопочке за любовь, попили чайку, и Таня позвонила подруге, чтобы та шла уже домой. А Вера просила не беспокоиться за неё. Сказала, что если они  хотят, то пусть остаются  ночевать. А нет, так  могут идти домой. Уверила, что у неё есть ключи.
  Только оказавшись дома, Таня  поняла, что вновь дала повод Андрею думать о продолжении их романа. А она ведь готовила себя к тому, что они никогда не будут больше вместе. Не хотела Таня вновь испытывать боль. В который раз – на одни и те же грабли!
  А совсем недавно она общалась с  Игорем. С тем самым, с которым познакомилась в интернете,  который приезжал к ней. Она тоже съездила к нему в гости. Они хорошо провели время. Игорь оказался на редкость интересным мужчиной. Он очень понравился Тане. Она тогда подумала, что если бы не знала Андрея – обязательно бы влюбилась в Игоря. С ним так было хорошо в общении: легко, спокойно, уютно.
  Она стала задавать себе вопросы: почему всё так сложно? Или она сама всё усложняет? Может к Андрею  уже и не любовь вовсе? Тогда что? Почему она, вдруг,  стала ревновать Игоря ? Ведь ему ничего не оставалось, как идти к другой женщине после того, как Таня  разрушила все его надежды. И он пошёл. И его приняли! Но он до сих пор говорит одно:"Если только ты согласишься – я  уберу все препятствия, которые будут нам мешать".
  Глупая женщина! Она отвергает того, кто может дать ей гораздо больше. Ведь Андрей  ничего не даёт, кроме коротких встреч, после которых ей становится ещё хуже. Может, это жалость к Андрею? А может, она  всё ещё  живёт теми встречами, которые были в самом начале их знакомства? Нет! Она просто не может найти в себе силы – порвать с ним отношения! Она уверена, что никогда не будет с ним вместе. Он не уйдёт от Вики, если, конечно, она сама его не оставит! Со стороны Тани – это  глупость - тратить время, нервы на то, что всё равно, рано или поздно,  распадётся. Сколько же ей понадобится времени, чтобы окончательно понять, что ей нужно?
  Неужели Таня не понимала, что это не украшает женщину? Нисколько нет гордости! Её  можно было бы  оправдать, если бы она не догадывалась, что её используют. Но ведь Таня неглупая женщина. Она всё давно поняла. Можно её за это судить, но хотелось бы  пожалеть. Ведь она интересы  любимого ставит выше  своих.  Необоснованная жертва! Но, такая вот, Таня!
  Как всё в жизни сложно! Но если бояться сложностей – никогда ничего не добьёшься в жизни. Надо на что-то решаться!
 - Здравствуй, моя хорошая! Извини, что беспокою тебя, но очень хотелось услышать твой голос, – говорил в телефонную трубку Игорь.
 - Здравствуй! Не извиняйся, всё нормально! – ответила Таня, – Как у тебя дела?
 - Хорошо! Только вот тебя не хватает! Хочу пригласить тебя в гости.
 - Игорь, я уже тебе говорила, приеду тогда, когда окончательно пойму – чего я хочу. Я тебе и так голову задурила. Тем более, у тебя есть женщина. Не распыляйся на всех!
 - А ты не думаешь, что может стать поздно?
 - Нет, не думаю! Значит, не судьба быть вместе!
 - Судьбу люди сами себе строят!
 - Но не против своей воли!
 - С этим я согласен!
 - Ну, вот и хорошо, что согласен!
 - Какая ты, всё-таки, несговорчивая!
 - Какая есть!
 - Танечка! Я хотел, чтобы мы восьмое марта вместе справили! Ну что ж, не повезло.
 - Не переживай! Что ни делается – всё к лучшему! Захочешь пообщаться – есть интернет. До свидания, Игорь!
 - До свидания, Танечка!
  Игорь не надеялся на то, что Таня согласится приехать. Но всё же позвонил, чтобы заранее знать, к чему  готовиться. Ведь  Галя тоже неопределённо сказала, придёт или нет. Было бы очень неприятно, если бы  он пригласил Таню, а Галя тоже надумала придти.
  Не хотел бы Игорь терять Таню! Ему было хорошо с ней! Вроде бы ничего особенного не было в этой женщине, но он с ней испытал то, что не испытывал с другими женщинами. С ней он мог быть самим собой. Мог быть откровенным. Мог быть уверенным в том, что его поймут. А главное – выслушают! Ему казалось, что Таня – родственная душа. Была  в её поведении раскрепощённость, которой лишены многие женщины её возраста. Он до сих пор помнил тот незабываемый вечер вдвоём!  Конечно, Игорь понимал, что  такие мгновения могут быть единичными. Но как ему хотелось повторить его ещё раз!
  Наверное, нужно привыкать к той мысли, что это был просто прекрасный эпизод  в его жизни! Ещё одна встреча! И только! Но ведь надежда умирает последней! Он будет ждать!
  А жизнь продолжалась. Ни Игорь, ни Таня ещё не знали, какую злую шутку приготовила им судьба.
 ...Когда в дверь позвонили, веселье было в самом разгаре. Гости шутили, смеялись. Кто-то танцевал, кто-то уединился и тихо разговаривал по телефону. Хозяйка хлопотала на кухне. Пора было подавать горячее на стол. Звонка никто не услышал.
  Андрей стоял за дверями, не зная, то ли ещё раз позвонить, то ли - уйти. Ведь он дал себе слово, что не будет  приходить больше к Тане после их последнего разговора.
  ...Он тогда не  хотел  её обижать, но обидел и очень сильно. Произошло всё накануне восьмого марта. Возвращаясь с работы, решил зайти к ней, чтобы поздравить с праздником.
 Таня была одна дома. Он предложил ей отметить женский день вместе. Она  молча  достала закуску на стол. Сели. Андрей поздравил её, и они выпили. Немного  захмелев, гость  начал хозяйку уговаривать пойти в постель.
  Таня смотрела на него и думала о том, что он всё такой же. Ничего в нём не меняется. И, вдруг, она поняла, что  не хочет уже близости с ним. Почему? Что произошло в её сердце? Ведь она столько лет жила им! Какое счастье она испытывала от его ласк! Куда всё исчезло?
  Андрей смотрел на Таню и тоже пытался понять, что в ней не так? Появилась какая-то холодность во взгляде. Она не реагирует на его прикосновения, как прежде.
 - Таня, а что случилось? Ты меня уже не хочешь? А раньше бегала сама, стоило только поманить пальчиком.
 - Раньше и ты был другим. Обещал своей любовнице золотые горы! И где они?
 - Так ведь ты знала, что я несвободный! Я не могу уйти из дома, когда мне вздумается.
 - Я это понимала всегда! Именно поэтому, мы столько лет с тобой были вместе. Это я могла бросить все свои дела и бежать к тебе. А ты меня сейчас этим и упрекаешь. А ты хоть раз спросил меня: чего я хочу? Когда я тебя о чём-то просила – ты только обещал.
 - Что же ты молчала столько времени?
 - Потому что знала – ничего не изменится. Просто любила и всё.
 - А теперь что? Куда любовь делась?
  Таня сидела и думала: а и правда, куда делась любовь? А может во мне обида сидит и мешает чувству?  Наверное, так и есть. Ведь он снова пришёл с пустыми руками. Ни цветов, ни подарка…
 - Любовь, говоришь? Любовь умирает, если её не питать.
 - Интересно чем, и интересно - как?
 - О-о! Способов много! Но ты не знаешь ни одного!
 - Уверена? Чего же ты тогда бегала ко мне?
 - Любила! Разве не понятно? Или ты её не чувствовал?
  Андрей слушал Таню и думал о том, что чего-то он не догоняет! Ведь им так было хорошо! Но он лукавил сам себе. Андрей всё прекрасно понимал. Он знал, чего ждут женщины от мужчин. Просто  есть женщины, которые сами требуют внимания к себе, а Таня не  такая. И поэтому Андрей не напрягался. Ему было с ней не только  удобно, но и очень хорошо! Она умела дать ему всё, чего он ждал от неё.
 - Конечно, чувствовал, – ответил он, немного  помедлив. – Но сейчас не чувствую.
 - Вот видишь, и я не чувствую твоей любви! И уважения, как к женщине – тоже не вижу.
 - Вот, значит, как! Ну, что ж, тогда я пошёл. Не думаю, что тебе от этого будет легче! Годики-то бегут! Ещё пару лет – и сгодишься только для того, чтобы  пройтись под ручку со старичком.
  Таня подошла к Андрею, наклонилась к его лицу и шепнула:"Я только  об этом и мечтаю!"
  Гость поднялся из-за стола и пошёл одеваться. Но, видимо, хотел, чтобы последнее слово было за ним,и уже в дверях произнёс:
 - Женщин много!
  Когда за ним закрылась дверь, Таня с облегчением вздохнула: она выдержала испытание, хотя далось ей это нелегко.
...А теперь Андрей стоял за этими дверями и думал: уйти, или всё же дождаться, когда откроют?
  Но его думы прервал звук открываемого замка. Из квартиры вышел мужчина, а следом за ним женщина. Увидев Андрея, она заулыбалась.
 - Андрей? А Вы что тут делаете? К Тане пришли? Тогда почему не заходите?
Только тут гость узнал подругу Тани – Веру.
 - Позвонил, никто не открывает, – скромно ответил Андрей.
 - Так у нас там шумно. Не слышали звонка. Вы проходите! Не стесняйтесь!
  Андрей зашёл в квартиру. Таня в это время как раз несла блюдо с горячей картошкой. Увидев Андрея, удивлённо посмотрела на него. Но тут из комнаты  вышел мужчина.
 - У нас ещё гость? Проходите, пожалуйста, – и он вместе с Андреем зашёл в комнату.
 - Знакомьтесь, пожалуйста, – это Андрей, -  простите, как Вас по отчеству? - Сергеевич? Значит, Андрей Сергеевич! Садитесь сюда, – и мужчина указал ему на стул.
  Когда все сели и всем было подано горячее, Игорь Викторович встал, чтобы сказать тост.
 - Я хочу напомнить, для чего мы собрались. Сегодня пьём за самую прекрасную женщину, за  Танечку! Мы с ней знакомы уже  два года. И каждая встреча – для меня – праздник! Я даже и мечтать не мог, что попаду на её день рождения. Повезло! От всей души хочу ещё раз поздравить и пожелать огромного счастья и крепкого здоровья! И ещё хочу сказать, что она  круто изменила  мою жизнь! Я теперь живу только встречами с ней  в интернете.  Но очень надеюсь, что когда-нибудь она мне скажет: "да!"
  Все дружно выпили. Выпил и Андрей. Он видел, как Игорь смотрел на Таню. Невооружённым взглядом было видно, что он её любит. А Таня сидела  молчаливая, лишь  изредка поглядывая  в сторону Андрея.
  Он понимал, что глупо оставаться на этом празднике, где он был явно лишним. Андрей встал, чтобы попрощаться и уйти, но все наперебой начали просить его произнести тост. Не сделать этого он не мог. Но что он мог сказать? Андрей понимал, что Таня и его жизнь изменила. Сколько лет она радовала его! Вычеркнуть её из жизни не так-то просто!
 - Наверное, ни для кого не секрет, что мы с Таней знакомы много лет. И мне очень жаль терять её. Но хочется, чтобы она была счастлива! Танечка, я пью за тебя! Оставайся такой, какая ты есть!
  Он выпил стопку до дна и, попрощавшись, пошёл одеваться. Таня вышла его проводить.
 - Таня, ты извини, что я пришёл невовремя! И вообще, за то, что пришёл! Всё! Прощай! Желаю тебе счастья!
  Оказавшись на улице, Андрей перевёл дух. Всё! Теперь окончательно и  бесповоротно он расстался с Таней! У неё есть тот, который ей нужен: свободный, влюблённый… А как же он сам  теперь будет жить? Ведь Андрей тоже жил встречами с ней! Похоже, для него праздники закончились, начнутся серые будни. А не сам ли он виноват в этом?
  Возвращаясь в квартиру, которая не была его собственностью, к женщине, которая никогда его не понимала, он совсем упал духом. Как ему не хотелось идти  в ту жизнь, из которой ему так хотелось всегда вырваться! И он вырывался, встречаясь с Таней! Теперь этого не будет! Не будет даже надежды! Не будет никогда!
  Гости стали расходиться. Вера подозвала подругу к себе.
 - Таня, ты расстроилась? Не нужно переживать. Когда-нибудь тебе всё равно пришлось бы  решать. Да чего я тебя учу! Сама всё понимаешь. Андрей не пропадёт. Ведь тебе не его жаль, а себя! Ты думаешь: как ты будешь без него! Но Игорь тебя любит! А это-главное! Ты посмотри, как он о тебе беспокоится! А Андрей? Он что, не знал, что у тебя день рождения? Пришёл с пустыми руками. И хватит глупить. Пусть Игорь ничего не заметит. Не порти ему настроение!
  Подруги попрощались, и Вера ушла вместе с Павлом, который недавно сделал ей предложение и они вскоре должны будут расписаться.
Потом ушли  остальные гости. И когда Таня осталась наедине с Игорем, он подошёл к ней и спросил:"Мне уйти?"
 - Останься!
Игорь обнял её.
 - Таня, я всё понимаю, и не тороплю тебя! Даже, если ты никогда не согласишься быть моей, я всё равно буду тебя любить!
Она прижалась к нему, ощущая его тепло. Как бы ей хотелось дать ему то, чего он от неё ждал!
  Лето наступило неожиданно! Однажды проснувшись рано утром, Таня ощутила радость оттого, что солнце  вовсю  уже хозяйничает в комнате. По стенам бегают  солнечные зайчики. А за окном голубое-голубое  небо! На берёзке сидят  и чирикают воробьи. Как хорошо!
  Таня вышла на балкон, размялась немного, сделав несколько упражнений. Потом прошла в ванную, умылась прохладной водой и пошла  готовить завтрак. Зазвонил телефон.
 - Да, я слушаю.
 - Таня, это Андрей!
 -Здравствуй! Что ты хочешь?
 - Нам нужно встретиться!
 - Не понимаю, зачем?
 - Я тебя очень прошу, давай увидимся!
 - Ну,  хорошо, где?
 - Давай, у входа в парк.
  Андрея было не узнать. Осунулся, похудел.
 - Здравствуй! Зачем ты хотел меня видеть?
 - Таня, я не могу без тебя!
 - А я могу, Андрей! И не хочу больше ничего от  тебя! Я долго ждала. Но тебя устраивала такая жизнь. И дома всё в порядке, и я под боком. А теперь - что случилось?
 - Я ухожу от Вики!
 - А чем я могу помочь? Я выхожу замуж за Игоря!
  Андрей смотрел на Таню, не веря в то, что услышал. Он всё ещё надеялся,что  она его по-прежнему любит и обрадуется тому, что он теперь свободный. Но всё рушилось. Андрей столько месяцев вынашивал эту мысль – уйти от Вики. Решил всё один вечер.

...Андрей возвращался с работы. Подходя к своему дому, увидел Таню. Она шла с сыном. Поздоровалась и прошла мимо. А ему так захотелось догнать её, заглянуть в её глаза.
 Дома его встретил неприветливый взгляд жены.
 - Иди,  мой руки. Ужинать будем.
  Андрей прошёл в ванную, умылся. Глядя на себя в зеркало, подумал:"О такой жизни ты мечтал? Получай! Одни дежурные слова! Только Таня могла скрасить твою  жизнь! Она бы нашла для тебя ласковые слова! Но тебе не нужны были трудности.  Испугался проблем? Тогда не стони! Живи так, как живёшь!"
  За столом сидел тесть. Они что-то обсуждали с дочкой. Как только Андрей зашёл на кухню, они замолчали.
  Чувствовалось какое-то напряжение. Вика подала тарелку Андрею и сказала:
 - Мы с папой решили, что нужно продать наш дом. А он нам подпишет свой.
 - А почему это ты с папой решаешь, а не со мной?
 - Потому, что этот дом мой!
 - Интересно, а я что там  делал все эти годы? Для кого я строил баню, дом ремонтировал? Теперь все мои труды коту под  хвост?
 - Почему же под хвост? Сможем дороже продать! Нам одного дома хватит. Будем там сажать. Земли много.
 - Ну, уж нет! Там я работать не буду! Если этот дом не мой, то отцовский - тем более. Вика, мы с тобой живём уже тринадцать лет! Ты так и не решила, кто я для тебя? Муж? Наёмный работник? Кто? Почему ты не захотела со мной расписаться? Чтобы потом оставить ни с чем?
 - Не доверяла.
 - Все тринадцать лет?
 - Да! Ты же изменял мне! Скажешь – нет? Почему я тебе должна верить? Не  нравится здесь, можешь отправляться куда угодно!
 - Понятно! Зачем  теперь я нужен? Квартиру отремонтировал, обставил мебелью. Дачу привёл в порядок. Что ещё надо?
 - Мне надо, чтобы ты не таскался за каждой юбкой. Думаешь, мне приятно, когда ты приходишь  от, какой-то там,  шлюхи, и ложишься ко мне в постель?
 - Ты так говоришь, будто меня за ноги держала. И потом, при отце-то зачем такие вещи говоришь? Чтобы тебя пожалели?
 - Не оправдывайся. Я это знаю точно. А папе наплевать на твои похождения.
 - Почему тогда молчала столько времени?
 - Не знаю. Может, потому, что была уверена, что никуда не денешься. Ты не из тех, кто сломя голову бросается в омут. Если бы ты не знал, что у меня квартира и нет детей, навряд  ли, стал бы со мной знакомиться.
  Да-а, тут Вика была права! Андрей всё просчитал. Нельзя сказать, что она совсем ему не нравилась. Первый год они жили хорошо. Даже съездили  отдохнуть на море. Ничего не мешало их счастью. Но через два года Андрей понял, что эта женщина его уже не устраивает. В постели -  холодна. В общении - непроста. Наверное, сказывалось то, что работала в «верхах». Чувствовалась в ней надменность. Она всем старалась руководить сама. Её мнение было превыше всего.
  Андрею хотелось ласки, простоты в общении. Поэтому и привлекла его Таня. А, встретившись с ней один раз, не мог уже от неё оторваться. Если бы он решился изменить жизнь раньше, возможно, был бы счастлив с Таней. Но теперь - время ушло.
...- Ты выходишь замуж?
 - А что тебя так удивляет? Разве меня нельзя любить?
 - Тебя невозможно не любить! 
 - Ну, вот, видишь! Значит, я заслужила этот брак!
 - Таня! Я знаю, что ты не веришь ни единому моему слову. Но я говорю правду! Ты для меня  всегда была дорога. Ну, не умею я выражать свои чувства! Это с детства  в  меня заложено. Не научили меня  этому. Не было в моей жизни такой женщины, как ты! Только с тобой я оттаивал душой. 
 - Андрей! А как ты теперь представляешь наше счастье? Ведь ничего не изменилось в моей жизни: те же проблемы, так же нет отдельного  жилья. Тебя же это пугало?
 - Меня пугало то, что всё это вместе взятое  могло разрушить наши отношения.
 - Полный бред! Если два человека любят друг друга, разве может им что-то помешать? Напрашивается вывод – не любил! А теперь - что? Деваться некуда?
 - Таня, ты стараешься уколоть меня побольнее? Мне есть куда уйти. Но я хочу быть с тобой!
 - Поздно, Андрей! Я не могу так поступать с людьми, как ты поступаешь. Я выхожу замуж!
 - Ты его любишь?
 - Для тебя это так важно?
 -  Важно! Но не для меня, а для тебя! Я не хочу, чтобы ты потом жалела, как я сейчас жалею.
 - Я жалеть не буду.
 - Уверена?
 - Уверена! А тебя мне жаль. Но ты сам этого хотел. Ищешь лёгких путей и этим только усложняешь себе жизнь. Прощай Андрей!
  Таня смотрела ему вслед, и у неё сердце  разрывалось от боли. Как она раньше мечтала об этом – быть его женой! Оказывается, иногда страшно мечтать! Мечты сбываются, но не так, как хотелось бы! Она жалела Андрея. И это была непридуманная ею жалость. Она готова была помочь ему. И помогла бы, даже в ущерб себе. Но она не хотела причинять боль другому человеку, который не заслужил этого.

...С того дня прошло два месяца. Андрей не появлялся. Таня начала успокаиваться, думая, что он помирился с Викой. У Игоря были всё какие-то дела. Он так  ни разу и не выбрался к Тане в гости. Но они часто общались в интернете. 
  Уже и лето подходило к концу. Впереди - осень. Очаровательная пора! Таня любила  это время года, потому что осенью они познакомились с Андреем. Это было прекрасное время! Время свиданий, переживаний, ожиданий! Как теперь это далеко!
  С Игорем было всё иначе. Как-то тихо, спокойно. Может, потому, что тогда была зима. И познакомились они в интернете. Поэтому не было каких-то ярких воспоминаний. Только одна встреча запомнилась им обоим.
... Таня тогда приехала к нему в гости. Они гуляли по городу, потом сидели у него дома и расслаблялись вином. Разговаривали откровенно друг с другом,  даже танцевали. Возможно оттого, что у Игоря не было долгое время женщины, а Таня, на тот период,  рассталась с Андреем. Так или иначе, но встреча эта дала какой-то толчок  их отношениям.Это было так давно...
  Стоял сентябрь. Таня поехала к Вере.  Они решили сходить  за грибами.  Договорились, что переночуют у Веры, а с  утра - в лес.
 - Таня, как у тебя дела дома?
 - Всё хорошо!
 - А Игорь не приезжал больше?
 - Нет! Дела какие-то у него. Зато Андрей приходил.
 - Да ты что? Откололось что-нибудь ему?
 - Ты смеёшься?
 - Так он же за этим к тебе приходил всегда.
 - У него проблемы. С Викой вроде разбежались. А может уже помирились.
 - А  зачем к тебе  приходил? Замуж звал?
 - Нет. Замуж не звал, но хотел, чтобы я была с ним.
 - Да! Интересный мужчина! Таня, ты меня, конечно, прости, может, я чего-то не понимаю, но Андрей, всё-таки, тебя любит!
 - Почему ты так решила?
 - Сколько вы с ним вместе были? Вот, видишь! Если бы не любил, давно бы оставил  тебя.
 - Ты меня пугаешь! Что я, такая плохая?
 - Нет, я не это хотела сказать. Если женщина столько времени удерживает возле себя мужчину,значит ему с ней хорошо.
 - Но, это не одно и то же! Любовь- это другое!
 - Перестань! Любить можно по-разному! А скорее всего, он и сам не понимает, что любит тебя.
 - Давай не будем философствовать. Знаешь, Вера, а я ведь не могу его забыть.
 - И не забудешь! Где он сейчас?
  Вера разогрела плов, поставила тарелки на стол. Потом, подмигнув подруге, достала из холодильника бутылочку вина.
 - Давай, по пять капель выпьем за нас! Хорошие мы бабы!
 - А где у тебя Павел?
 - Длинная история. Потом расскажу.
 - Ну, уж нет! Давай рассказывай!
 - Нечего рассказывать. Уехал он к себе домой.
 - Как это уехал?
 - А вот так! Взял и уехал! Хотел прописаться ко мне, а я отказала. Сразу и любовь куда-то делась.
 - Ну, ты даёшь!
 - Нет! Это он даёт! С какой стати я должна его прописывать? Чтобы потом судиться из-за собственной квартиры?
 - Так ведь можно было без права на жильё прописать.
 - Таня, у него  жильё  есть! Он почему-то решил, что со своей квартирой  он  может  делать то, что считает нужным, а в мою - прописаться.
 - А что он со своей хотел сделать?
 - Детям отписать. А не подумал о том, что, мало ли, нам не поживётся, куда он тогда пойдёт? Дети ведь сейчас ушлые.
 - Ну, ты скажешь! Неужели бы меня дети не пустили домой, если я, к примеру, не ужилась бы с Игорем и домой вернулась?
 - Про твоих не знаю. Но примеров таких сколько угодно! Кстати, а к Игорю ты собираешься ехать?
  Таня разглядывала стопку в своей руке и молчала. Она думала, что у неё ведь тоже могли бы возникнуть такие проблемы. Она когда-то думала даже о том, что если  Андрей стал бы жить с ней, она прописала бы его на свою жилплощадь. Даже не подумала бы, что когда-нибудь пришлось бы с ним судиться из-за жилья.
Да-а, какие все люди разные! Но Таня не спешила судить подругу. Наверное, она права.
 - Ты о чём-то спросила?
 - Спросила! А ты где витаешь, в облаках?
 - А-а, вспомнила. Не знаю. Теперь не знаю.
 - Почему теперь? Впрочем, можешь не отвечать – поняла. Снова ждёшь Андрея. Что тебе сказать, подруга, любовь – не картошка, не выкинешь в окошко. Только, подумай хорошенько.
  Засиделись подруги допоздна. А утром, проснулись ни свет, ни заря - и в лес! А там - красотища! А воздух! Грибов - море! К обеду корзины были уже полные. Сели перекусить. Выпили за хороший урожай и потопали домой.
 - Ко мне, конечно,  не зайдёшь? – спросила Вера подругу.
 - Ясно дело, нет! Быстрее домой! Грибочков пожарить ребятам, – и Таня заспешила на автобус, – звони, подруга!
  Подходя к дому, увидела машину Андрея. Подумала: видно, помирились. Ну, и слава Богу! Значит, так нужно.
 В коридоре стояла сумка. "Интересно, кто это у ребят в гостях?" - подумала Таня и прошла на кухню.
  Из комнаты вышел Вадик, старший сын.
 - Мама, у нас гость!
 - Вот и хорошо! Сейчас грибочков пожарю, будем ужинать.
  И только она собралась чистить грибы, в дверях появился Андрей. Таня смотрела на него, всё ещё не веря, что это не привидение.
 - Здравствуй, Таня!
 - Здравствуй, Андрей! Какими судьбами ты здесь?
 - Да вот, выписался из больницы и решил зайти.
 - Ты болел? Да, что я ерунду спрашиваю. Что у тебя было?
 - Всё хорошо! Не переживай! Я домой заходил,вещи свои забрал.
 - Так вы не помирились с Викой?
 - Нет! А зачем? Ты не думай, я не проситься к тебе пришёл. Просто захотелось увидеть тебя!
 - Почему ты мне не позвонил? Я бы к тебе пришла.
 - А зачем? Из жалости?
  Андрей смотрел на Таню и удивлялся сам себе. Никогда она ему не была так близка, как сейчас. Ему казалось, что он не видел её целую вечность. Так хотелось поцеловать её, прижать к себе и не отпускать. Пока Андрей лежал в больнице, многое передумал. Он понял, что  не сможет теперь жить с Викой, даже если она этого захочет, и решил, что поживёт пока у матери. А там - видно будет.
  Таня приготовила грибы и пригласила всех к столу. Андрей хотел откланяться, но она его не отпустила.
 - Даже не думай! Поешь с нами, а потом, как хочешь.
За столом ребята разговаривали с Андреем. А Таня сидела и думала о том, что как это здорово, когда есть мужчина в доме! Нет, сыновья, конечно, тоже мужчины, но  это всё не то. А Андрей, будто угадав её мысли, спросил:
 - Как у тебя с Игорем? Ты, вроде, замуж за него собиралась?
 - Пока не вышла.
Андрей улыбнулся.
 - Значит, место свободно?
 - Где? В сердце или в постели?
 - В сердце.
 - Вот как? Раньше тебя другое интересовало!
 - С тех пор много воды утекло.
  Сыновья поблагодарили маму, и вышли из-за стола. Через пять минут уже одевались в коридоре. Таня поняла, что они дали возможность побыть  ей с Андреем  вдвоём.
 - Танечка, я не надеюсь на твоё снисхождение. Я хочу знать, любишь ли ты меня  ещё?
 Таня молчала. Она не хотела снова окунуться  с головой в свои чувства. Ей нелегко давалось забыть всё. Но она поняла, что ждала встречи и именно такой!
 - У тебя хорошие сыновья.
 - Спасибо!
 - Таня, я могу ещё надеяться? Если нет, то скажи прямо. Я пойму.
  И тут она разревелась. Не могла унять своих слёз и после того, как он прижал её к себе и целовал её мокрые глаза. Давно она уже так не плакала. Всё в её голове смешалось: и радость встречи, и горечь обид, и лопнувшие надежды, и метания из стороны в сторону. Как ей хотелось быть просто счастливой, вместе с любимым человеком. Не просто спать с ним иногда, а просыпаться вместе.
  Андрей гладил её волосы, уговаривая, как ребёнка. И столько нежности было в его словах! Она столько не слышала от него за всё время их отношений.
Он впервые в жизни обращался так с женщиной! И не стыдился своих чувств. Почему он был так слеп? Сейчас он хотел только одного – быть рядом с Таней! Он молил  об этом Бога, хотя сам не очень верил в то, что он может помочь.
...Таня так никогда и не узнала, что Игорь приложил руку к тому, чтобы соединить их вместе. Знала об этом только подруга Вера, которая дала Игорю номер телефона Андрея.
 - Здравствуйте, Андрей! Это Вам звонит Игорь – знакомый Тани. Мы виделись с Вами на дне её рождения. Я бы хотел с Вами поговорить. Плохо, что находимся мы в разных городах. Но я не могу молчать, потому что хочу, чтобы Таня была счастлива.
 - Я слушаю Вас. Что Вы хотите знать?
 - Вы меня не поняли. Я ничего не хочу знать. Я хочу, чтобы Вы приняли правильное решение. Насколько я знаю, Вы ушли от жены. Не от Тани знаю, не думайте. Она, вообще, не должна знать о нашем разговоре. Я попросил номер телефона у Веры. Просто, на сайте нашёл её среди друзей Тани.
 - О каком решении Вы говорите?
 - Андрей, давай перейдём на "ты".  Ты  любишь Таню? Молчишь, потому что не знаешь, как ответить?  Хорошо, не отвечай. Просто я знаю, что Таня тебя любит.
 - Она говорила это?
 - Говорила. Но ведь ты и сам это знаешь. Ты хочешь быть с ней?
 - Вообще-то я не люблю, когда суются в мою жизнь.
 - Я не суюсь. Просто хочу тебе сказать, что если ты не хочешь её потерять, действуй! Иначе это сделаю я!
 - Не понял! Что ты сделаешь?
 -  Женюсь на ней! Это не женщина - это мечта всей моей жизни!
 - Так в чём же дело?
 - Не хочу её несчастной делать! А ты можешь сделать её счастливой! Так что, прощай, друг. Желаю удачи!
  Андрей потом долго  думал об этом разговоре. Сначала он был в бешенстве! Кому какое дело до его жизни! Почему ему диктуют, что он должен делать. Он никому ничего не должен! И почему, интересно, этот Игорь печётся так о нём? Другой бы, наоборот,  делал всё, чтобы не давать  Тане возможности  видеться со мной. Странный мужик!
   И только когда Андрей попал в больницу, где у него было достаточно времени обдумать свою жизнь, он начал понимать Игоря. Андрей несколько раз брался за телефон, чтобы позвонить Тане, но всякий раз откладывал. Так и не решился. Но когда его выписывали, он уже был уверен, что Таня ему нужна, как воздух. Он не сможет без неё дышать. Ему уже были не страшны никакие проблемы. Он не думал о "потом". Он думал о том, как он будет жить с Таней. Только бы она захотела!
...После той их первой встречи, когда они познакомились на дне рождения  у Тани, Игорь понял, что она всё ещё любит  Андрея.  Поэтому, он не стал звонить ей. И хотя они общались в интернете, дал себе слово, что не будет им мешать. А когда узнал от Веры, что Андрей ушёл от жены, решил помочь ему, ради Тани.
Да, только любящий человек способен жертвовать ради любимого.
 

-