Моё восьмимиллиметровое кино

Виктор Свиридов
     Кинолюбительство стало относительно доступно населению СССР в конце пятидесятых годов. Если не ошибаюсь, именно тогда в магазинах начали продавать любительские кинокамеры под восьмимиллиметровую плёнку. Например, в Москве на Ленинском проспекте даже появился специальный магазин «Кинолюбитель». Однако, тогда стать кинолюбителем могли очень немногие, т.к. кинокамеры стоили очень дорого. К тому же требовались постоянные расходы на киноплёнку и её проявку. Ну, и конечно, нужно было приобрести кинопроектор, который стоил почти как кинокамера… Само собой разумеется, что киноплёнку нужно было монтировать, клеить, хранить и т.д. Много плёнки уходило в брак, ибо экспозиция определялась «на глазок», а возможности аппаратуры и качество плёнки были весьма примитивны. Таким образом, стать кинолюбителем могли себе позволить или состоятельные люди, или оголтелые энтузиасты, готовые отказаться от многих благ ради своего увлечения.
     Я знал состоятельных людей, которые повинуясь новой моде, приобрели весь набор кинолюбителя и, отсняв две-три кассеты, навсегда забросили это дело. Слишком хлопотно, да и интерес у них быстро пропадал.
Мой отец с молодости был фотолюбителем, а тут появились новые горизонты! Он одним из первых в Инте приобрёл кинокамеру «Кварц». Это было в конце 1961 года. Когда я впервые увидел его первые ленты, то был просто потрясён, не смотря на неумелую операторскую работу и низкое качество плёнки. Ведь увидеть живые лица близких людей на киноэкране… в те времена… просто чудо! И я тут же «заболел» желанием снимать хроникальное кино.
    Наверное, если бы я (тогда уже студент) попросил отца купить мне кинокамеру, то он, конечно, не отказал бы мне. Но я НИКОГДА не просил его купить мне что-либо. И в первую очередь потому, что папа и без просьб всегда и всемерно помогал мне! Особенно, когда я был студентом. (Например: видит, что у меня ботинки старые, тут же купит новые… и т.п., и т.д.)

    Однажды, мой приятель-студент Витя Глазунов притащил в институт 8-мм кинокамеру «Спорт». Камера была дешёвая, примитивная, ненадёжная, работала от батареек. Однако у неё были и плюсы: не надо заводить пружину (которой просто не было). И я попросил Витю дать мне камеру во временное пользование. Очень уж хотелось заснять «на кино» процесс «перемещения» студентов МВТУ от метро Бауманская до института. Ежедневное наблюдение этого процесса вдохновляло моё желание запечатлеть это на века! Ранее я делал фото студентов, гроздьями висящих сбоку и сзади трамвая №37, но динамику могло передать только кино.
    Витя не мог мне отказать. Тем более за ним был должок: он утопил мой восьмикратный бинокль в Тереке при сплаве на плоту…
Так что первые мои съёмки сделаны Витькиным «Спортом». Я снимал переполненные трамваи, висящих на подножках студентов, бегущих и прыгающих отстающих страждущих… Самое смешное – это то, что от метро до МВТУ было 10-15 минут пешком. Но студенты вечно опаздывали, а трамвай сокращал время пути на 5 минут.
Камера работала плохо, однако кое-что снять удалось…
Плёнка была проявлена на Арбате. Там существовала мастерская по проявке…
На зимние каникулы я приехал в Инту и показал этот материал папе. (Проектор у него конечно был).  Ему моё кино понравилось, и он дал мне свой аппарат до лета: мол, снимай, летом покажешь.
   Надо сказать, что одной стандартной катушки хватало на двухминутный киносеанс. Катушка черно-белой плёнки плюс её проявка стоила около пяти рублей. Цветная ещё дороже. Для сравнения: стипендия у нас в МВТУ  тогда была 55 рублей (а зарплата молодого инженера -100 рублей).
И я, в меру финансовых возможностей, стал снимать. Снимал в коридорах института, снимал наш футбол вместо лекций, снимал дома… Потом «Кварц» вернулся к папе и в моих съёмках наступил перерыв. Жаль, т.к. можно было бы в 1963 году побольше отснять студентов на целине. А так снимал один Толя Александров своей однодорожечной кинокамерой «Экран». (Её запас – одна минута). Экономические возможности Толи были ещё ниже моих, поэтому снимал он мало.
Летом 1965 года нашу группу направили на практику в Ригу. Толя почему-то свою камеру туда не взял. Зато оказалось, что у нашего общего близкого друга Андрюши есть немецкая кинокамера «АКА». Собственно эта штука принадлежала его дяде, Анатолию Валериановичу Гурскому (большому учёному и директору Памирского заповедника»). Сам Андрей не увлекался кинолюбительством, но я уговорил его взять камеру в Ригу. Там я вцепился в эту камеру, тем более, что всю плёнку покупал и проявлял я. Камера эта по тем временам была просто чудом: в ней был встроенный фотоэкспонометр. Достаточно было в видоискателе совместить стрелку с «риской» и экспозиция выставлялась автоматически. Количество брака при съёмке резко сокращалась!
    Надо ли говорить, что весь отснятый материал остался у меня…
А уже в 1966 году папа отдал мне свой «Кварц», чтобы я снимал своего недавно родившегося сына… (а себе папа купил «Кварц-3»)
    И я снимал и снимал, нанося непоправимый ущерб семейному бюджету… Снимал студенческие походы, снимал практику на Бобруйском аэродроме, снимал армейские сборы под Тамбовом, снимал защиту дипломного проекта (даже в «секретной-ракетной» лаборатории умудрился поснимать.) Кинопроектора у меня ещё не было, для просмотра пользовались Андрюшиным. Позже, когда я стал сторублёвым инженером у Туполева, а вечерами на полставки работал в МВТУ, у меня появился кинопроектор «Луч». Тут же появилось желание обеспечить звуковое сопровождение киноленты. Тогда семейный бюджет понёс очередной урон: была куплена магнитофонная приставка «Нота» и электронный синхронизатор, который должен был синхронизировать кадр и звук. Однако он себя не оправдал. Частенько этот синхронизатор заедал и рвал магнитофонную ленту, к тому же и «Луч» делал с киноплёнкой то же самое.
Тем не менее, мои киносъёмки продолжались… Камера перемещалась вместе со мной во времени и пространстве. Я снимал походы по северу, работу нашего стройотряда на Сахалине, детей в детсаду, в школе и дома. На севере я утопил «Кварц» и… папа подарил мне чешскую кинокамеру «Адмира». Эта камера была плоской и помещалась в кармане. Ею я даже пытался снимать в режимном ОКБ Туполева. (Сохранилось несколько кадров). Однажды рискнул протащить «Адмиру» в ЛИИ. Очень хотелось снять взлёты и посадки самолётов. Возможность такая была, ибо моё рабочее место находилось в стеклянном «фонаре» старого КДП. Верхний этаж, обзор на все четыре стороны!  Часто я там оставался один. Можно снимать… однако осторожность на грани трусости не позволили мне пойти на этот шаг. Попадись с камерой, да ещё с отснятой плёнкой…
К тому же вопрос, где проявлять? Сам не умел, а в мастерской могли просмотреть материал… Одним словом – струсил и не снимал…

    Сейчас очень жалею, что несколько раз не взял камеру в дальние края… Например, когда в 1972 году поехал в стройотряде на Байкал… А ещё жаль, что не взял камеру в 1976 году, когда нас вдвоём с Валерой Левшуновым мой друг вертолётом забросил за Полярный круг на озеро Ычайкоты…
    А ещё очень жалею, что, монтируя свои фильмы, безжалостно вырезал и выкидывал метры плёнки, считая, что затягивать сюжет не надо. Тогда я и представить не мог, что к началу 21 века эти киноплёнки можно будет перегонять на видеомагнитофон, и тогда монтировать любые сюжеты, не выкидывая отснятый материал.
   Но время пришло, и при первой возможности я перегнал все свои и папины кино-архивы на видеоплёнку, что, к тому же, позволило осуществлять нормальное звуковое сопровождение. В тот же период я стал настойчиво собирать у друзей старые, забытые любительские 8-мм киноплёнки, перегонял их на видео, себе оставлял копии. Друзья называют меня хранителем кино-фото архивов. Это соответствует истине…
Но я понимал, что смотреть набор старых, нечётких кинокадров неинтересно. Тем более, если они не связаны единой канвой. Явно нужна связующая нить: идея, история и т.п. Лучше всего подходили музыка, песни, стихи, тексты…
    И я стал монтировать небольшие фильмы и коротенькие «клипы»… Звуковое сопровождение подбирал по смыслу (в том числе использовал свои песни). Делал это для себя и для друзей…
Конечно, низкое качество изображения на 8-мм плёнках не может понравиться современному зрителю. Но если человеку интересно увидеть кинокадры полувековой давности, причём снятые «навскидку», без наигрыша, в момент действия… то можно отвлечься от нерезкой картинки на экране и представить эту картинку в её первозданном виде… Поэтому я благодарен старым аппаратам, сохранившим для нас отдельные моменты нашего личного прошлого…
   Своё отношение к старому любительскому 8-мм кино я выразил в строчках:

         Моё восьмимиллиметровое кино
         состарилось оно, увы, давным-давно.
         Как старый хлам его ждёт только свалка,
         как всё старьё, его почти не жалко.

         Моё восьмимиллиметровое кино…
         не нужно никому теперь уже оно,
         как старое гусиное перо,
         или как маска бедного Пьеро.

         Моё восьмимиллиметровое кино –
         в ушедший мир туманное окно:
         знакомые мелькают силуэты,
         и оживают старые сюжеты.

.........Такое может, разве что присниться,
.........Ведь вдруг воскреснут дорогие лица,
.........размытые, нерезкие черты
.........друзей старинных там увидишь ты.

         Моё восьмимиллиметровое кино…
         я знаю, что оно старо, нелепо, но
         сквозь времени кошмарный монолит
         тебе и жизнь, и молодость продлит…

.....................................................
      Ссылка на киноверсию:
      http://video.mail.ru/inbox/vs43s/104/148.html