Важные мелочи

Алексей Курилко
  В большой трехкомнатной квартире жили два брата. Боря и Гриша Пархоменко. Говорили, будто они близнецы, но внешне между ними было мало общего. Боря двенадцать лет занимался боксом, что сильнейшим образом отразилось и на его телосложении и на его лице. К тому же лицо и голову он каждодневно брил, тогда как Гриша всегда ходил небрит и непричесан.

  Оба сидели. Боря даже дважды. Во второй раз, освободившись по амнистии в связи с пятнадцатилетием независимости Украины, он объявил, что начинает новую жизнь, в которой нет места разборкам, стрелкам, перестрелкам и всему тому, с чем раньше была связана его грешная душа. Слово свое Боря сдержал. Жизнь его изменилась: он крепко ударился в религию и начал по чуть-чуть выпивать. Их бедная мать целый месяц не знала, печалиться ей или радоваться такой перемене в сыне. По истечении этого месяца она умерла, умерла под утро еще тише, чем жила все эти годы, после смерти мужа – единственного, кого уважали и слушали ее сыновья.

  Скоро Боря нашел работу. Стал возить на собственном автомобиле какого-то иностранного проповедника. К огромному Гришиному недовольству, он принес домой котенка, подаренного проповедником, назвал его Мурзиком.

  — Хреновое имя, – сказал Гриша, – Назвал бы Иудой или Пилатом, и бил бы его на рассвете Библией по хвосту.

  — Да простит тебя, дебила, Господь, как я тебя прощаю, – абсолютно беззлобно ответил ему Борис.

  Гриша работал грузчиком в овощном магазине, однако, не пил. Еще он не верил ни в Бога, ни в то, что в Бога верит брат.

  — Я понимаю, в зоне ты косил – это святое! Но тут, на свободе, перед кем ты придуриваешься?

  — И сказал им тогда Иисус…

  — Стоп, стоп… стоп! Что там сказал Иисус – одному Богу известно! Меня мало колышет сказанное Иисусом. Я не его спрашиваю, а тебя. Пусть каждый отвечает сам за себя.

  — В этой книге, – отвечал ему Боря, доставая на свет божий Библию, – в этой книге есть ответ на любой вопрос.

  — Это-то и настораживает.

  — Ты – заблудшая овца, брат.

  — Иди ты на хер, брат! Сам ты овца! Тупорылая овца!

  — Извини, я не хотел тебя обидеть, но ты действительно блуждаешь в ночи. Тебе необходим пастырь.

  — А тебе – психиатр!

  — Я совершенно здоров, брат! Вера излечила меня! Аллилуйя!

  — Боря, ты мне не нравишься. Ты похож на идиота. Ладно, ты уверовал – черт с тобой – верь себе на здоровье, но не сходи с ума. Пусть вера не закрывает тебе глаза.

  — Наоборот, я прозрел, брат! Бог любит меня.

  — Ну вот, опять.

  — И тебя Бог любит.

  — За что?

  — Просто так.

  — Просто так, как известно, даже  папа маму не целует. Скажи, Боря, что с тобой случилось? Мне надо знать, пожалуйста.

  Интонация, с какой были сказаны последние слова, убеждали, насколько близко к сердцу Гриша воспринимал перемену в брате.

  Борис сказал:

  — Во-первых, мне явился ангел. Во сне. Он ничего не говорил, он смотрел на меня. Долго. Он смотрел на меня с сожалением. Никто никогда не смотрел на меня так. Никто. Никогда. А во-вторых… я ни разу не был счастлив. Вот так, чтоб сказать кому-то: «Я счастлив! Мне очень-очень хорошо и радостно!» Такого не было. И я подумал, раз в этой жизни счастья нет – а его нет, я искал его! – значит оно ожидает в другой жизни… Только надо заслужить.

  — И все? – Гриша был явно разочарован.

  — А потом я читал Слово…

  — Стоп! – Гриша выразительно поднял руку, словно приставил ее к стеклу, выдержал паузу для пущей важности и для начала повторил – Стоп! Пойдем с конца. Боря, поиски счастья обычно приводят к несчастью. Я это точно знаю. Не следует искать счастья, иначе рискуешь его не найти. А знаешь, почему? Потому что оно в мелочах, на которые в поиске счастья не обращаешь внимания. Ну там: свет в окне, голос в трубке, баба в стрингах, мясо в супе… Или: первая сигарета натощак, последнее слово перед смертью, холодное пиво в жару… Вкус ворованных яблок, запах любимой женщины, вид умирающего врага… В общем, у каждого свое. Я знаю наверняка, кругом десятки мелочей, приносящих нам счастливые мгновения… Теперь насчет твоего сна… Э… В жопу твой сон! На тебя никто никогда не смотрел с сожалением оттого, что ты никогда никому не давал для этого повода. Ты мужик! И я тебя за это уважаю. Ты сильный человек. Вера в Бога для слабых и убогих, а в тебе – сила.

  — Сила в Вере.

  — В вере в Бога?

  — В него.

  — Его нет!

  — В тебе говорит дьявол!

  — Да, а имя ему – здравый смысл! Не будь лошарой! Я смотрю на тебя – и мне тошно!

  — А мне хорошо. Со временем, и ты изменишься… А пока, давай не будем об этом… Лады?

  В общем, как считал Гриша, общего языка они больше не находили.

  Как-то поздним вечером после ужина случилось следующее.

  Гриша забил косячок, Боря налил стакан вина и сказал, как говорил всякий раз, поужинав:

  — Слава тебе, Господи, что я поел!

  — Между прочим, картофанчик-то пожарил я, а не Господь, – заметил Гриша.

  — Не важно, кто ее пожарил. Ее послал Господь.

  — Ее продала мне бабанька, которая сама, своими руками, посадила ее и собрала. Обыкновенная старушка. Сморщенная, как анус.

  — Не важно. Вас тоже, тебя и бабаньку, послал Господь.

  Глубоко затянувшись, и на секунд двадцать задержав дыхание, Гриша выдохнул дым и спросил:

  — А почему Господь меня послал, а не тебя? За картошкой?

  Боря не нашелся что ответить, и промолчал. Он взял на колени подошедшего Мурзика и не спеша осушил свой стакан.

  — Пить разве не грех? – спросил Гриша.

  Боря понюхал морду Мурзика и покачал своей бритой головой:

  — Иисус сказал, пейте вино, это кровь Господня.

  — Вот-вот, кровопийцы. На всё у вас есть ответы. Всё время находите в своей библии лазейки. Как кроты…

  — А план курить – точно грех.

  Гриша широко улыбнулся.

  — Я тоже умею съезжать. Иисус сам курил.

  — Неправда.

  — Правда. Перечти свой грёбанный талмуд и найдешь там такие слова: «Иисус с учениками присел на траву.»

  — Смешно…  Да простит тебя Господь.

  — Я не боюсь. После смерти ничерта нет. Черви съедят мой труп. И твой труп съедят. И на вкус они будут одинаковы.

  Гриша расхохотался. Затем вдруг стал очень серьезным.

  — Долго ты, Боря, будешь таким?

  — А что?

  — Меня раздражает твое поведение. Ты же теряешь мое уважение. Твой проповедник вызывает тебя, когда ему вздумается. И еще, я видел, ты выходишь из машины, чтобы открыть перед ним дверцу. Ты уже даже не шофер, ты – слуга! Скажешь, нет? Что молчишь? Тебе самому-то не стыдно?

  Ничего не отвечая, Боря поглаживал Мурзика.

  — Скажи, а если я тебе дам в рожу, ты подставишь другую щеку?

  — Попробуй.

  Гриша встал, обошел стол, приближаясь к стулу, на котором спокойно сидел Борис.

  — Если ты мне не ответишь, я вообще тебя уважать перестану, – предупредил Гриша.

  Продолжая сидеть на месте, Боря спросил:

  — Ты поднимешь руку на брата?

  — Да, мля, я грёбанный Каин!

  — Угомонись.

  — Я щас влуплю.

  — Прекрати, братишка…

  — Встань! – сказано это было довольно жестко и достаточно громко.

  Боря не шелохнулся. Молча сидел и глядел на брата. Тот буравил Борю взглядом. Медленно тянулись секунды. Гриша сжал руку в кулак и резко выпустил его вперед. Боря убрал голову вправо. Кулак пронесся буквально в нескольких сантиметрах от сломанного уха бывшего боксера. На шаг отступив назад, Гриша не раздумывая попытался нанести боковой удар левой. Не выпуская кота из рук, Борис вовремя отклонил корпус, и когда Гриша потеряв равновесие, свалился на пол, поднялся со стула и развернулся к брату. Падая, Гриша грохнулся головой об угол газовой плиты и рассек бровь. Потекла кровь. Он вскочил на ноги и, прищурив уже окровавленный правый глаз, снова бросился на Борю. Он вкладывал в каждый удар всю свою силу, помноженную  на злость, а затем и глухое отчаяние. Удары не достигали цели. Борис оставался неуязвим: он уходил, отклонялся, нырял, словом, мастерски действовал по всем правилам защиты, даже не думая отвечать. Через пару минут безуспешного размахивания кулаками, Гриша задыхаясь сел на стул.

  — Ладно, – сказал он, чуть отдышавшись, – я тебя по-другому достану.

  — Попробуй, – равнодушно ответил Боря.

  — Увидишь, – пригрозил Гриша, и встал, собираясь уходить.

  — Нужно остановить кровь.

  — Хорошо, что не выпить.

  — Да не кипятись ты…

  Что с ним такое, подумал Боря, когда Гриша ушел в свою комнату. Разве нельзя принять с радостью то, что близкому тебе человеку по сердцу. Нельзя требовать от других того, что кажется правильным тебе.

  Следует заметить, Боря любил брата. Любовь была крепкой, глубокой и – как такое редко бывает – заслуженной и не раз проверенной на деле.

  Обязательно переговорю с ним  завтра вечером, успокаивал себя Боря. Он должен понять, во мне что-то сломалось. Я не могу быть прежним. Человеку свойственно меняться. Это закон природы. Всё движется от простого к сложному. Это же ясно как день. Я изменился. С одной стороны… Но… тем не менее, я это я. Поговорим… Разберемся. Он же мой брат. Никого ближе него у меня нет. Раньше мы всегда понимали друг друга… Даже когда не понимали, всё равно поддерживали друг друга… А ведь ситуации разные случались… Я тянул за него мазу перед Монголом, хотя Гриша по всем понятиям был не прав… Но это не так важно. Мы братья… Короче, завтра вечером я с ним поговорю… Завтра… вечером…

  Однако вечером разговор не состоялся. Ему вообще никогда не суждено было состояться.

  Утром, едва Борис ушел, Гриша набрал полную ванну воды и хладнокровно утопил в ней Мурзика. Это было нелегко.

  Хотя котов он не любил с детства, ему было морально тяжело держать кота под водой, чувствуя, как тело Мурзика напрягается, стараясь спасти хоть одну из девяти своих жизней. Он даже чуть не расплакался. Вернее, к горлу подкатил ком, когда он подумал, что эта тварь ни в чём не виновата. И, наверное, даже не понимает за что ему такая горькая участь. Но потом Гриша стал себя уверять в том, что кошки не умеют думать. Он мысленно повторял себе, это же сабаки.

  Убийство отбило аппетит. Он отправился на работу, не позавтракав. Только выкурил две сигареты подряд.

  Днем в овощной магазин с черного хода вошел Борис, держа в руке пистолет «Макаров». Скрип Бориных зубов раздавался громче, чем звук его тяжелых шагов.

  Гриша обедал с престарелой продавщицей, похожей на скрюченный соленый огурец, и со вторым грузчиком-евреем. Про этого грузчика кто-то сочинил шуточнчное двустишие:  «Кто у нас подъёмный кран? Грузчик Миша Гутерман!»

  Увидев брата, Гриша поднялся к нему навстречу и безропотно принял пулю, которая, войдя в грудь, толкнула Гришу на пол.

  Продавщица охнула и стала белее аспирина. Гутерман перехристился и замер.

  Боря шагнул к брату…

  Наступившую тишину нарушал только полёт многочисленных мух…

  Продавщица бросилась в кабинет директора.

  Гутерман выдавил из себя:

  —  Какого хрена?..

  Затем плеснул в стакан водки и выпил.

  Опустившись на колени перед умирающим братом, Боря приподнял ему голову. Тот улыбнулся, обнажив красные от крови зубы, и что-то прохрипел.

  — Я не слышу, – признался Боря.

  Гриша напряг последние силы и повторил:

  — Уважаю… братан…

  Боря беззвучно заплакал. Борины слезы капали и текли по Гришиному лицу.

  Заиграла музыка.

  Боря обернулся.

  В дверном проеме, в ярком луче света стоял ангел в белых одеждах и смотрел на братьев. Долго смотрел. Печално.

  — Я не нуждаюсь в вашем сожалении, – произнес Боря и направил на ангела пистолет.

  Раздался выстрел…

  Ангел исчез, унося с собой пулю.

  Приближался звук милицейской сирены.

  — Возмездие, – шептал Борис. – Возмездие… В Бога душу мать…

  …Через неделю в следственном изоляторе …вской тюрьмы Борис Пархоменко совершил тяжкий грех – лишил себя жизни.

  Посмертная записка гласила:

  «Тех, с кем были связаны важные мелочи, не осталось»

  Жалко этих ребят… Повздорили из-за пустяка… И погибли… Глупо, конечно… Но люди, бывало, погибали по глупости и за менее умные вещи…