На судьбу не жалуясь

Онучина Людмила
                (дневниковые записи)

                Мой добрый читатель,  сразу оговорюсь: не мои это записи. В текст не вмешивалась, только чуть сократила их, уточнив пунктуацию. Хозяин исповедальных  страниц мне не известен. Жаль, безусловно.  А попали они мне в руки случайно и давно.
                Если жизнь – это категория земного времени, то время – что молния, блеснувшая на небе в перистых облаках, начинающих кучеваться.  Молния неожиданна и мгновенна, бесследна. Так молниеносна жизнь человеческая (мне видится).
                Меня, как молодого специалиста, поселили в коммунальной квартире. Отдельная большая комната, чистая, солнечная – что ещё надо?! После неблагоустроенной районной гостиницы – роскошь. Обустраиваясь,  наткнулась в нише на стопку старых пожелтевших газет «Красная Звезда». Достала, а из неё выскользнула толстая, на сто листов, общая тетрадь, каких за студенческие годы нами исписывалось десятки.
               Тетрадь поизношена, видать, немало по свету путешествовала. Открыла: «Тетрадь  № 4. Размышления над прожитым». Стало как-то неловко самой перед собой читать чужое…Вот вспомнит автор о своей потере, вернётся и заберёт – так тогда решила и положила на то же место. Не вернулся, ни через год, ни через пять.
               Как-то в час досуга всё-таки заглянула на страницы, исписанные аккуратным мужским почерком, мелким и убористым, да и залпом – все сто страниц… Передо мной возник образ человека, про которого говорят: из ада, с того света, не раз возвращался, снова туда бросался – и вновь  оттуда  выходил, благодаря МАМЕ, что за него молилась в далёком сибирском краю все четыре года Великой войны. Удивили и его размышления о мужской доле, неудовлетворённостях в семейной жизни, что молча несут в душе, будучи  примерными мужьями и отцами.
               Не буду копировать все записи,  а извлеку из них только самое важное, как мне сейчас кажется. То важное, что лежало в основе жизни человека, прошедшего пекло сороковых огневых, дважды раненого лётчика, трижды менявшего самолёт, поскольку был трижды подбит, но каждый раз чудом дотягивал  до своего аэродрома. И только четвёртый…  Как из пепла поднимался и вновь – в небо. После войны остался в авиации. Правда, не летал – здоровье  не позволяло. Как он обозвал себя – « слуга на коленях» под самолётами, чтобы надёжно их провожать в небо.
               
                « 23 июня.1945 г.
                Сегодня ровно два месяца, как я в госпитале, в Москве. Попал сюда 
                из-под Берлина: « гостинчики» в логово Гитлеру доставляли, да так
                торжественно вручали  –  огонь сплошной, дым и грохот. А вот мягко
                сесть на своём аэродроме не получилось: бетонка полуразбита – при
                посадке мой «звездолёт» споткнулся чуть, в результате   
                нога и плечо вывихнуты. Теперь, можно сказать, всё позади.  Доктора
                к выписке готовят, да ещё санаторием угрожают.
                А мне бы в свою эскадрилью… Эх, жаль, не моя бомба была последней по
                звериному логову… И Победу отликовал на больничной койке… Вспомнил!
                Сегодня ровно пять лет, как мы, выпускники-воробышки, прощались
                на выпускном  1940 года. Разлетелись кто куда, но знаю, что все
                поступили в вузы, а я вот вихрем ворвался в лётную школу. 
                Где вы, мои школьные друзья? Живы ли? Четыре года бойни столько нас
                перемололи …
                Как-то моя мама… Должен написать ей, что жив-здоров, и всё мне
                нипочём, и скоро буду дома, как только получу отпуск. Только ты
                держись,  мама, ты у меня святая…».
             
               Надо ли читателю объяснять, кто перед нами. Это один из тех «воробышек» 1923 года рождения,  из которых только 3% вернулись с полей сражений. Он не жалуется на судьбу, нет, несмотря на потерю отца и двух братьев. Скуп на слова о себе. Волнуется за своих сверстников. Мама для него – святая. А разве о выстоявших в тылу женщинах с детьми можно сказать иначе? Да, святые…
               Вот оно, письмо к своей матери:
                « 26 июня 1945 г.
                Моя мама, не писал тебе целую неделю. Выхожу из госпиталя абсолютно
                здоров, Из части – к тебе, а не в санаторий. Ты мне – все санатории
                вместе взятые. В каждом бою ты была рядом. Выруливал на взлётку и,
                как молитву, твердил: моя мама, из боя мы с тобой вернёмся,
                обязательно… И возвращались, даже на изрешеченном пулями крыле,
                даже трижды подбитыми, даже из пылающей своей машины мы с тобой
                успели вывалиться и не совсем удачно, но приземлиться…  Стропы
                парашюта чуть спутались.  В последние  секунды падения я отчётливо
                слышал твой голос: сынок, будем жить…
                Моя мама!  До очень скорой встречи!  Сын».
               
                Сколько раз возвращаюсь к этой записи, столько и соглашаюсь с философской мыслью: самая сильная духовная связь – это связь матери с сыном. И какая мать не просит Силы Небесные не дать прерваться этим невидимым, но спасительным нитям… 
                Встрече суждено было быть. Запись о ней:
                « 14 июля 1945 г.
                Утро. Подхожу к дому. Мама полет грядки. Платок с головы сбился,
                как лунь, седая… А ведь нет ещё и пятидесяти. Стою, боясь испугать
                словом. Вдруг она повернула голову – и осела в борозду… Я нёс маму
                в дом на руках, лёгкую, исхудавшую от горя и недоедания.
                Слабенькая, захлопотала у печки. На столе появились  картошка да
                свежие огурцы. Не могли начать разговор, боясь ранить друг друга.
                Но мама моя
                оказалась «мужественней» меня и достала из сундука … три похоронки:
                на отца и братьев моих – Павла да Ивана. Прочёл: погиб под Москвой,
                погиб на Ладоге, без вести… Нож ползал по моему сердцу. У мамы не
                было слёз: видно, отрыдалась уже, обессилела.
                А затем она сказала: « Сынок, расскажи про 14 апреля 44-го года,
                что с тобой… Это был первый день Пасхи». Я содрогнулся: в тот день
                я был сбит, горела машина, а я всё никак не мог её покинуть –
                застрял, но всё-таки…
                Рассказал. Обычное задание – смешать с землёй вражеские эшелоны с
                танками. Дело привычное.  Всё получилось – звено наше славно
                поработало. Уходим домой. И тут откуда ни возьмись их стервятники:
                раз, два, три … десять, а нас пять. Завязалось…
                Пошёл к земле, полыхая, первый крестовый, второй… Мы старались.
                Слышу сдержанный голос ведомого: слева, Лёня, слева.  Успел левого
                угостить – пошёл на землю третий, кресты в огне.
                Ведомый Серёга в крик: дьявол норовит вверх – пори ему очередью
                брюхо! Удалось и это – кресты горят.
                Серёга кричал: Ванюша, прикрываем Лёню!
                Это была его последняя команда: подбили, сгорел…
                Слышу голос Ивана: заходи справа!
                Тут затрясло мою машину. Дым, гарь. Штурвал не подчиняется рукам.
                Земля стремительно летит мне  навстречу. Не могу выбраться из
                кабины – удалось. Успел раскрыться парашют, но поздновато… Именно в
                последние секунды полёта я отчётливо слышал, мама, твой голос:
                будем жить, сынок… Не жить бы, если бы не принял меня стожок
                старого сена на лугу.  На него и, как  на подушку, шлёпнулся. А
                машина моя угодила почти  рядом, штопором вошла в речку – хвост,
                вижу, из воды торчит, дымится ещё…
                В бою потеряли две машины и друга Серёгу Вернулись всё равно
                впятером – ты, мама, была рядом, пятой, чувствовал…
                Она в тот Пасхальный день стояла до вечера на коленях перед
                образами».

                Чья душа не дрогнет и не обольётся слезами при чтении такого  чистосердечия… Суждено было матери дождаться сына Лёни. Чудеса материнской молитвы ещё никому отменить не удавалось Связь между матерью и сыном, говорят, вечна, не прерывается даже когда они уже в разных мирах.  Кто знает, может, и так…
                Опять проводила мать сына на службу, только теперь уже мирную, спокойную. Каждый год он приезжал в отпуск, сначала один, а потом уж со своей семьёй (записи об этом опускаю).
Невестка оказалась не очень ласковой к матери, но Лёня, заметив это, раз и окончательно сказал своё слово. Вот оно:
                «  5 августа 1950 г.
                Запомни, дорогая и единственная на сегодня, если тебе моя мама
                не совсем приятна, то и ты нам не ко двору. Вас – много, а мама у
                меня одна. Решай.
                Мало-помалу начали они друг к дружке притираться… Подумать только,
                они стали настолько близкими, что в наших с женой размолвках мама
                принимала её сторону, чему я в душе радовался и любовался ими:
                какие ж они у меня мудрые…».

                Теперь уж перевелись такие мужчины, к великому сожалению. Разве это мужчина, когда им баба (извините) правит? Так, безвольное существо – отсюда и не клеятся семьи, дети-сироты, забытые родители. Катастрофа – всего и всея, одним словом.
                Не надо думать, что те семьи только и купались в солнышке да радуге, нет. И их корабль, бывало, покачивало. Но разум брал верх над некоторыми желаниями, увлечениями… К слову сказать, есть там вот такая запись:
                « 9 мая 1968 г.
                День Победы – самый святой Праздник моей Родины. После парада  с
                супругой были в кафе на вечере. Как же привлекательны офицерские
                жёны… Моя такой, кажется, никогда не была. Любил ли я её?
                Наверное, на свой вопрос и не отвечу.
                Только, признаюсь, часто стал ловить себя на мысли: с той ли я
                шёл по жизни. Может, та, мной не встреченная, подарила бы нам
                жизнь более счастливую. Хотя на судьбу мне грех жаловаться – дети
                вон в курсантах, жена пока здоровая…
                Прочитал тут недавно: всякий мужчина, семейный и бессемейный,
                ждёт до самой смерти ту, самую  единственную, и умирает, так и не
                дождавшись… А что? Может, и так.  Не признаёмся же…».

                Последняя мысль « ждёт до самой смерти… и умирает, так и не дождавшись» …
Может ли она оставить читателя равнодушным?!  При всех плюсах и минусах  жизни каждый
из нас о том единственном или той единственной хоть раз, да задумывался…  Не правда ли?
            
                16.01.2013 г.