Попутчики

Вера Ежова
Скорый поезд Симферополь – Свердловск отошел от станции по расписанию.  В одном из  купе  было пока два человека:   Мария и   седой пассажир.  Его большие серые глаза время от времени останавливались на лице и фигуре моложавой женщины. 
-Интересно, сколько ей лет? 50? 60? Очень интересное лицо! В молодости, наверно, была красавица! Да и сейчас еще очень симпатична! А со спины ни за что не скажешь, что женщине столько лет. Я и сам подумал во время посадки в вагон, что впереди  - девушка,- размышлял пассажир.
-  Скажите, если не секрет, Вы до какой станции едете? – обратился он к попутчице.
Мария, смотревшая в  вагонное окошко,повернувшись к попутчику, прямо и открыто взглянула на мужчину:
- Я в Волгоград. А Вы?
 - Я тоже.  Еду к внуку на свадьбу. А Вы живете в Волгограде или как?
- Жила. Двадцать лет назад. Сейчас живу в Севастополе.  Мой муж был из Волгограда, а теперь еду в гости к его сестре.
  - А муж, что же? Оставили дома денежку зарабатывать?
- Муж давно умер. А с золовкой до сих пор у нас хорошие отношения. Время от времени ездим друг к другу в гости. Ну, и перезваниваемся часто.
- Это хорошо, когда дружеские связи не прерываются. К сожалению, часто бывает так, что даже родственники не поддерживают никаких отношений друг с другом. Со своим  двоюродным братом я давно утратил связь. Уже почти пятьдесят лет не общаемся. А недавно случайно узнал, что уже и села, в котором он жил, давно нет.
- Вот  так мы, русские, относимся к своим родственникам. Теряем кровную связь и не чувствуем потери. Печально знать и сознавать это. Недаром, видно, существует поговорка:  «Иван, не помнящий родства».
- Мы с двоюродным братом, Андреем, выросли вместе. А поссорились глупо, из-за одной девушки, пятьдесят лет назад.
- Что, оба влюбились,  что ли, в одну и ту же вертихвостку? Не поделили?
- Ну, зачем Вы так, вертихвостка! – обиделся собеседник. – Никакая она не вертихвостка, а очень хорошая девушка. Мне тогда двадцать два было, работал забойщиком на шахте в Краматорске. Девушка у меня была. Подали с ней заявление в ЗАГС.  Я решил до свадьбы съездить в родное село. Отпуск у меня как раз был. Брат мой работал в другом селе. Приехал к нему. У него тоже была невеста, Светка. Сама небольшого роста, белобрысая, на голове три пушинки, но палец в рот не клади. Хохотушка и насмешница. Увидела меня и стала настаивать, чтобы я познакомился с ее подружкой.
-Сейчас подождем ее, и мы  вместе пойдем на танцы в клуб, - решительно заявила  Светлана, подружка моего брата. Еле уговорили ее не ждать никого.
 -А зачем мне подружка, когда меня невеста  ждет. Не собирался я ей изменять и флиртовать с какой-то сельской девчонкой. Ушли мы на танцы одни. Но вскоре и подружка объявилась. Я как увидел ее, так и пропал. Вы, кстати, чем-то на нее похожи. Не сказать, чтобы писаная красавица, но и от сельской девчонки-замарашки в ней ничего не было. Платье - как сейчас вижу - синее, с тройными белыми точками, подчеркивало высокую грудь, тонкую талию. На стройных ногах красивые белые туфли на высоком каблуке. На улице весь день шел дождь, дорога не асфальтированная. Как она умудрилась  дойти, не испачкавшись?! И танцевала легко, красиво. Все танцы мы танцевали вместе.
- Вы классная пара! – в один голос твердили мне брат и Светка. Да я и сам это чувствовал! И зачем только я слово своей невесте давал!
- Дураком будешь, если упустишь такую девчонку! – шептал брат.
- Ты сам, что ли, в нее влюблен? Или как? – пытался я отшутиться, а у самого сердце не на месте было. Очень уж она мне понравилась. Но  кто я такой рядом с ней? Костюм старенький, кирзовые сапоги на ногах. Да она меня уж никак не будет держать в женихах! Студентка, последний курс института, а я со своими семью классами,  куда рядом с ней? 
- Я тебе говорю, не упускай девушку. Жаль, что она меня,  мягко говоря, не любит. Сам бы приударил. Но она девушка строгая, к ней просто так не подойдешь.
 - И чем же дело у вас кончилось? – как-то напряженно спросила Мария. Стук колес  отсчитывал стыки и часы. Проводница время от времени заглядывала в купе, о чем-то спрашивала, но попутчики, захваченные воспоминаниями и беседой, отвечали невпопад. На столике давно остыл принесенный чай, к которому собеседники так и не притронулись. Других пассажиров в купе не было.
- Да, как? Проводил я ее до дому, немного постояли, поговорили о том, о сем,  договорились назавтра встретиться, а утром, ничего никому не объясняя, я уехал в свой Краматорск.  Не хотел я нарушать данного моей невесте слова. Через месяц  моя невеста стала моей женой.  Через год родились у нас близнецы. Я  закончил вечернюю школу, потом  горный институт. Так сказать, по социальному положению сравнялся с той, несостоявшейся любовью. С женой  то расходились, то сходились. Характер у нее не сахар. А, может быть, она чувствовала, что не люблю ее. Просто почти полвека вместе.
- А что стало с той девушкой? Вы не интересовались? – Мария печально посмотрела на мужчину.
 - Ну, как не интересовался?! – воскликнул попутчик.- Я даже ее искал!Светлана, жена моего брата, с ней переписывалась, так что я знал о ее житье-бытье.Брат больше не хотел со мной общаться, так как я его обманул, пообещав вернуться.  А девушка вышла замуж и уехала в Украину. Сначала  в Северодонецк, потом, после смерти мужа, в Севастополь. Я приехал в Севастополь, нашел через паспортный стол адрес, приехал к ней. На мой звонок дверь никто не открыл. А у старушки, сидящей на лавочке у подъезда, узнал, что незадолго до моего прихода она ушла куда-то со своим новым мужем. Вот так. Одна нечаянная встреча перевернула всю мою жизнь.
- Я Вам уже говорила, что я живу в Севастополе. Хотите, я Вам найду эту женщину и сообщу Вам о ее житье–бытье.  Скажите ее имя и фамилию.
- Я думаю, поздно ворошить прошлое. Жизнь практически прожита. Поздно, что-либо менять…. Ни к чему.  Давайте спать. Заболтал я Вас совсем.
- Вы так и не сказали, в каком селе Вы встретили свою любовь.
- Это было в  Ростовской области, село - не помню, как называется. А  родственники вначале жили в селе Дубровка. Вряд ли Вам о чем-либо говорит это название.
- Вот это  да! Мы с Вами, оказывается, земляки.  В селе Дубровка когда-то жила моя подруга. Может быть,  Вам знакома фамилия Дубовиковы? Нина Дубовикова?
 - Да, жили такие там. Но у них дочь, по-моему, была старше Вас лет на десять, моложе меня года на два. А Вам ведь менее шестидесяти?
- Спасибо за комплимент, - улыбнулась Мария.- Но мы с ней ровесники.
- Должен сказать, не подумал бы ни за что! Вы выглядите ….   Да, нет. Не может быть, чтобы Вам было…, - замялся попутчик.
- Мне семьдесят, - спокойно произнесла женщина. -  Что, не выгляжу на свой возраст?
 - Во время посадки в вагон я вообще подумал, что Вы совсем молодая женщина.
- Увы, но теперь свои года мне скрывать не за чем. Давайте спать, поздно уже.
Но Марии не спалось. Попутчик, выговорившись, уже тихонько посапывал на соседней полке. Теперь, когда он вытянулся на своем ложе, Маша увидела, что полка была явно коротка для пассажира.
- Нет, такого не бывает в жизни! – думала женщина с волнением. Неужели это он, Славка, о котором она помнила всю свою жизнь. Маша вновь переживала тот далекий вечер, когда она, зайдя за подругой, Светкой, не застала ее дома. Маша задержалась, дошивая свое новое платье, с беленькими строенными точками по синему полю. Ее серые глаза от синего платья тоже становились синими. Дешевенькие белые туфли на каблуках, чтобы не запачкать, она взяла в руки, так как целый день шел дождь. Шлепая босыми ногами по грязной размякшей дороге, она только у самого крыльца клуба вымыла ноги в луже и в клуб вступила при «полном параде». Светку в окружении двух молодых людей она заметила сразу и обратила внимание на высокого, стройного, мускулистого незнакомого парня. Она ахнула про себя – настолько он был хорош, этот незнакомец!
- Познакомься, это Славка, двоюродный брат моего шалопая, - затараторила подруга, хватая Машу за руку. – А это моя верная подруга,  Маша. Она через год заканчивает медицинский институт. Будет всех нас лечить. Ну, что? Танцевать? Славка, приглашай Машу!
Маша не видела ни старенького костюма юноши, ни кирзовых сапог. Она чувствовала крепкие руки парня, и от этих прикосновений ей было очень хорошо. После танцев, стоя около калитки своего дома, ей отчаянно хотелось прижаться к его сильной груди, но она так и не решилась.  То ли от холода, то ли от волнения,  ее била дрожь. Она уже не помнит, о чем они говорили. Наверно,  и о невесте он ей рассказал, потому что она об этом знала.  Дома мать ругала ее за поздний приход, а Маша думала, что они совсем чуть-чуть поболтали. На следующий день девушка с нетерпением ждала вечера, так как договорились со Славой пойти вместе в кино. К Светке на этот раз Маша пришла чуть ли не за час до свидания. Наконец, появился Андрей. Один.
- А где Славка? – зная о нетерпении подруги, сразу же задала вопрос Света.
- Он рано утром ушел  в Дубровку. Сказал, переоденется и к вечеру будет здесь. Почему не пришел – не знаю.
Врал ли Андрей или сам не знал правды, девушки не могли понять. Слава так и не пришел. Маша была в отчаянии. Впервые она встретила парня, о котором всегда мечтала, а он ее обманул. Ну и что, что у него есть невеста! Маша хотела его только видеть, слышать. Ведь они даже не целовались!  Все лето она не ходила больше в клуб и уехала  в институт за десять дней до окончания каникул.  Отчаянно скучала  в пустом общежитии, не находя себе места. Через год вышла замуж за парня, первого  предложившего ей замужество. Муж был никудышный. Промучившись с ним пять лет и родив дочку, Мария ушла от него, бросив и мужа, и квартиру. Потом он спился и умер. Со вторым мужем они прожили вместе всего три года. Еще раз Мария не захотела испытывать судьбу и замуж не выходила. Вспомнила Маша и о том, как однажды ее остановила соседка и сообщила, что ее искал какой-то красивый высокий мужчина, но узнав, что она замужем, погрустнел и просил передать пожелание счастья.
 - Он сказал, как его зовут? – разволновалась Маша.
- Я не спросила, а он не сказал. Да и зачем тебе? Ты вон с каким красивым мужиком надысь шла, как раз в аккурат перед приходом этого  красавчика. Это твой муж? Я ему так и сказала…
- Какой муж!?  Это я брата провожала! Неужели….  А, что теперь говорить!
Значит, это был он, Слава, о котором она всегда помнила. Ну, что ж, значит не судьба. И вот теперь, когда жизнь заканчивается, эта встреча. Надо же! А, может быть, просто совпадение? Может быть, это не Слава? У нее плохая память на лица,  да и прошло почти пятьдесят лет.  Они даже не познакомились сегодня. Обычно Мария легко знакомилась с попутчиками и попутчицами, а почему же сегодня…?  Заснула женщина уже под утро, когда за окном совсем рассвело.
Прощаясь на Волгоградском вокзале, Мария шутливо произнесла:
- Ну, если и на обратном пути мы попадем в одно и то же купе, я  расскажу Вам о своей жизни и любви!
 - А Вы  надолго сюда? Может быть, встретимся,  побродим вместе по городу? – предложил попутчик.
-  К сожалению, не получится. Моя бывшая золовка везет меня на дачу. А Вы?
-  Через три дня уезжаю. Но уже не в Симферополь, а в Краматорск.
- Вот видите, опять наши пути расходятся. Прощай, Слава!
- Откуда она знает мое имя? – изумился попутчик, глядя вослед  удаляющейся Марии.
Но выяснить этот вопрос Вячеславу так и не удалось. Женщина села в легковую машину и уехала.
А спустя месяц после этой встречи, Вячеслав ехал вновь в Севастополь  с твердым намерением найти Марию.