Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 8

Алекс фон Джаго
       Ещё одна неожиданная приятность пришла с запада. Указом ЕИВ в вооружённых силах учреждался Императорский военно-воздушный  флот. По старой русской традиции руководить им назначили какого-то прославившегося в русско-турецкую генерала от кавалерии (хорошо хоть не мебельщика). Облачили его в берцы, джинсы и короткую кожанку и свозили на завод в Ригу - дабы он глянул, как аэроплан выглядит. Найдя, что седло на фюзеляже держится плохо, ветеран расстроился и перспектив в новом транспорте не обнаружил. Но тут дошла до Отечества новая американская фильма "Бой российских аэропланов с японской эскадрой у Чемульпо". В которой Гольберг-старший, совместив снятое самим с запечатленным моей бортовой камерой0 доводил неискушенного зрителя до ужасного свинячьего визга. Туши лежащих на мелководье броненосцев и сами прекрасно говорили об эффективности авиации даже без сёдел.  А сверху видно и адмирала Макарова представления легли. Так что модную киноленту просмотрев, Николай  2-й самолично распорядился горстку орденов мне отправить и погоны с "рельсами" впридачу, и уж  чтоб я сам на месте разобрался, то ли полковником себя обозвать, то ли каперангом (дедушке на зависть). С правом единолично командовать в Маньчжурии всем что летает, как регионального руководителя самостоятельным родом войск. 
Тут ещё байка дошла до Питера, как я бритта на штуку развёл и, узнав порядок цен в авиации, повелел государь за аренду самолётов в военный период выплатить мне по "лимону за хвост" (и чего я так мало их перетащил?). Причём это было и не чрезмерно, ибо только спасённый "Варяг" стоил в разы дороже, а человеческие жизни и вовсе не учитывались. 
Прочел, наконец, царь и дошедшую до Питера мою докладную записку с выводами по итогам перехода группы судов из Чемульпо в Порт-Артур. Так что высочайшее "добро" на дальнейшее использование сложившейся группировки для ведения крейсерской войны снизошло. 
К хорошим новостям отнести можно было и ту, что на Балтике завершена комплектация эскадры нам в помощь. Причём, в Индийском океане к ней присоединится и французский флот - о своём Индокитае требовалось побеспокоиться, даже не взирая на англо-японский договор, о поддержке в войне, если одна из сторон схлестнётся с более чем одним противником. Формально, в этой войне вместе с Россией уже и Черногория против Японии воевала, а Британия обещания исполнять не спешила - нет у неё вечных врагов, нет вечных друзей, и договора - всего лишь бумажка. 
Но вот обоим союзникам нашим обещано уже было максимальное содействие в создании национальных военно-воздушных сил оказать - и первые их курсанты так же плыли в ставшую уже официальной Императорскую авиашколу, а Юрий, соответственно, получил внеочередное звание.

        Но вот из вышеназванной школы новости приходили уже дурные. На поступивших с завода аэропланах барахлили движки, и только счастливый случай разок уже отвратил серьезную аварию, когда отказ мотора произошёл в воздухе. Но хоть пилот и был малоопытен, посадить аппарат как планер сумел, ограничившись поломкой винта и стойки шасси. А я  велел самопальные и недовведенные пока моторы сменить на последнюю оставшуюся пару резервных оригинальных "австрийцев".
А отличившегося подпоручика перевели в инструктора школы - на этом типе самолёта он был сильней, что тут поделать, открылся у парня врождённый талант.
Но государю-батюшке из Артура писал не я один. От отца Иоанна (ставшего признанным провидцем) дошло в Питер, и высочайшим повелением было утверждено, предложение подумать о том, что поскольку война эта из меркантильных мотивов разгорелась (как и все остальные, впрочем), то и с нашей стороны разумно было бы деньги заставить воевать. Дело в том, что бюджет огромного и богатейшего государства складывался, как ни странно, в основном из косвенных налогов, и главнейшее поступление давала водочная монополия (в среднем россиянин уже тогда потреблял 7-8 литров 40-градусной в год!), увы, как раз на Дальнем Востоке не действовавшая. Прямые налоги в Германии почти вдвое, а в Британии более чем вдвое превышали российские. И такое расточительство Империя проявляла, имея довольно солидный гос. долг, который из-за военных расходов стремительно рос. При такой то вольнице Морозовы и Ко были ещё чем-то не довольны, финансируя революционеров. После войны перемены обязаны были грянуть - причем введение подоходного налога и налога с прибыли моментально могло вывести страну не бездефицитный бюджет (и обеспечивало даже возврат взятого ранее, как и прекращения непопулярных выкупных платежей), но и набрасывало лёгкую удавочку на недосягаемых досель олигархов. Просто рублём приучая их Родину любить, и действовать в её интересах. А лучше всего сделать это получится после объявления впредь Ляодунского полуострова зоной особого благоприятствования для предпринимателей, для победы трудов (и средств) не щадящих. И напротив - десятикратное ужесточение санкций, за поступки врагу содействующие. Вот поставил, к примеру, купец Гинзбург уголь не кардиф, как обещал, а у японцев же и купленный - почти что бурый. Тем самым он врага усилил финансово, да и котлы у броненосцев сразу давление перестали держать. По первости казнить, конечно, не гуманно, но вот от клептократических позывов, санкции к нему проявить всё ж следует.
     Купцам же честным, в лихую годину капиталом рискнувшим, хоть на десять лет бы следовало на их Ляодунские предприятия вполовину налоговое бремя уменьшить. И от степени участия даже более того послабления давать, но вот о  том, кто достоин этого, сами местные купцы на своих собраниях решать должны. Сбоку зачастую такое видно, что сверху никак не разглядеть.
   Первым претендентом на кучерявую жизнь предложен был местный филиал Голливудской киностудии - его идеологическая работа оказалась оценена по достоинству.  Немедленно Миша отправил телеграмму папе о переводе сюда и фабрики грампластинок. Война-войной, но у бизнеса ведь точно такой же математический алгоритм. Здесь же на волне патриотизма стольким шлягерам сбыт гарантирован, одна только песня о "Варяге" (правда, с измененной концовкой) какие барыши сулит!  А сколько ещё песен, хороших и разных, своего часа ждут! И в приложении к ним и патефоны разметать станут! НО СТОП! Будем пока скромней - война как никак. И думать будем о сражениях.

   Посему, оставив и.о. начальника школы (отличившегося подпоручика) своих ровесников обучать, я временно извлёк из преподавательской деятельности Юрия и предложил вновь привычным морским разбоем заняться. Благо, что Мишу ни у кого выклянчивать не требовалось, а вот Юру даже в аэроплан  сухопутные его начальники заставляли по полной форме с шашкой садиться - армейская дисциплина свою специфику имеет. 
Погрузили мы наши гидро по привычке на "Сунгари" и вновь, в сопровождении "Варяга" и "Корейца" пошли в крейсерский рейд. Порт-Артур кишел шпионами всех мастей, и наверняка нашлась добрая душа, успевшая об этом факте японскую разведку упредить. Но особо тихариться мы и не настраивались - монополия на небо позволяла наглеть, хотя о будущем уже стоило начинать думать. Вот-вот должна была появиться зенитная пушка, а ставить только начавшие поступать в японскую армию английские максимы на воткнутую в землю тележную ось самураи уже додумались. Так что поигрались чуток в войнушку, и завязывать пора - умирать по глупому не смешно. Ведь если разумно подкошмарить, то даже столь ничтожное техническое превосходство, которое имеем, можно раздуть до "правильных" размеров, а присоединение к люфтваффе в скором будущем ещё и кригсмарине должное расстройство в умы противника внесёт.
         Всё дело в том, что Япония, планируя эту компанию, к блиц-кригу не готовилась, но и войну на истощение потянуть не могла так же. Страна походила на игрока, занявшего денег, чтобы сорвать джек-пот. Как это уже получилось (к несчастью для Японии) - разок в войне с Китаем. Контрибуция в размере 200 миллионов лян (7,4 тыс. тонн серебра) перекрывала три годовых бюджета Страны восходящего солнца и приучала безнаказанно паразитировать на крови. Очень опасная зависимость излечивающаяся, увы, только кровью, но и ввергающая сразу в панику, когда получается не по задуманному. В ТОМ мире Штатам всего две атомные бомбы потребовалось, что бы умиротворить островное государство и оно вскоре начало процветать. Так может и обычные бомбы при необычной пока доставке (с неба) сработают не хуже? Господство России в воздухе свело на нет превосходство Японии как на морском, так и на сухопутном театре военных действий. Ситуация становилась патовой, причём на русскую чашу весов вскоре весьма ощутимые гири ожидались и уже весь мир знал об этом.

         Резко ставшая союзной Франция настраивалась на серьёзные репарации и в интересах Страны восходящего солнца было её скорейшее принуждение к миру без излишнего ограбления. Чрезмерное ослабление страны Ямото также было не в российских интересах (как ни странно это выглядит) - озлобленный, и лелеющий мечту о реванше сосед опасен. Поэтому, когда наша корабельная группа прошла Корейский пролив, радиостанция "Варяга" выдала в эфир морзянку о предстоящей бомбардировке Хиросимы (традиции надо чтить - такая уж судьба у этого бумажно- реечного города). Изначально отринута оказалась мысль применять хоть разбодяженный напалм - наша задача была продемонстрировать свои возможности и просто напугать. Поэтому  фугасные снаряды, принесённые под крыльями нашей тройки серьёзного ущерба не нанесли, но сотворили большее - породили страх.
 Через день передано было предупреждение о предстоящей бомбардировке Нагасаки. Не известно как дошедшая до жителей информация об этом породила в панику и бегство населения из города. Поскольку "Сунгари" на этот раз находилась всего в дюжине миль от цели атаки, летающая троица за ночь успела совершить аж десяток вылетов. После чего наше радио отморозило целый список из тридцати японских городов, коим следует ожидать авианалётов, и первым в нём стоял Токио.
  Почти немедленно пришло предложение о переговорах. Конечно, это была уже не наша прерогатива, ушлые дипломаты нашлись бы. В России во все времена в избытке наличествовало прохиндеев, настроенных за мзду Родиной торговать. Посему, решили ковать железо горячим - когда ещё из Питера высокопоставленные сановники по железке доползут.

         Благо, что в этот поход с нами и сам Макаров вышел - воздуха солёного хлебнуть, и духовником быть о.Иоанн согласился, так что не боящиеся ответственности патриоты нашлись. На траверзе Токио, сели они в мою летающую лодку, а в остальные - кортеж, и тройка гидросамолётов перелетела на пруд императорского замкового комплекса. Впечатление наше прибытие произвело очевидно неизгладимое, ведь этот факт как бы демонстрировал легкодоступность и уязвимость божественной особы, а так же то, что задача его уничтожения нами не ставилась. Пока! И слава Будде - выводы сделаны были верные. Изначально, за действия, полностью соответствующие кодексу Бусидо, адмирала (и нас с патриархом за компанию) наградили здоровенными блюдцами высшего ордена "Восходящего солнца" – мол, за благородство. Ответно  я так же преподнёс императору кварцевые часы-штамповку (за три бакса), а вот затем приступили к делу. Оказывается, о "пророчествах" на островах прослышаны были, и император очень этим интересовался, и в первую очередь будущим своей страны. Благо, к такому повороту и мы приготовились. Потому "провидец"  вместо ответа  предложил просмотреть "свежайшую" фильму, отснятую в Голливуде "по мотивам его видений". Врать батюшке сильно то и не приходилось, для гарантированной вербовки его в свои союзники, провели мы старца через портал, и сам он "удовольствие" имел будущее видеть. Помимо изучения в будущем литературы по налогообложению, оказался он также и "современником" аварии на Фукусиме. Увиденное по телеку его потрясло, да к тому же кошмарики, что потоками изливались с канала РенТВ, довели его неподготовленную психику до крайности. Потому и вещал он с такой искренностью, с таким пламенем во взоре, что не поверить ему было нельзя. А в добавок еще и дед раскопал где-то диск ещё до моего рождения очень качественно отснятого фильма-катастрофы "Гибель Японии". Который и пришлось, нынче адаптировав, выдать за свой футуристический продукт.
       Англо-саксы очень качественно задурили перед тем головы также островитянам, живущим на другой стороне земного шара. Вселив в них веру в беззаботную жизнь за чужой счёт, которая удачно наложилась уже на восточный лозунг "Гасин-сётан", дословно это переводилось - лежа на хворостелизать желчь. Если убрать преамбулу, то всё сводилось к простенькой идее - надо немного потерпеть, зато потом как же кучеряво мы заживём! А, по сути, вариация гоп-стопа на межгосударственном уровне. Но преподнесённая в красивом утопическом фантике, действующем почти всегда наверняка. Хоть загробную райскую жизнь тебе обещают, хоть сорок гурий, хоть светлое будущее в 1980 году, хоть квартиру в 2000-м! И перешибить такую чушь можно только чушью большей - доводящей до ужаса. Вот потому и выдано было пророчество о том, что Япония вскоре под воду уйдёт, причем, с демонстрацией фильмы, выглядело это ну очень убедительно. И не хрен нынче желчь лизать ради лишней чашки риса в будущем - о спасении время думать пришло. Причём не только душ, но и бренных телес.
          А потом уже расстилалась карта мира, и начинался разговор по существу - куда от беды драпать нипоннам? Единственным незаселенным континентом на шарике на тот момент оставалась только Антарктида, но микадо туда почему-то не пожелал свой народ переселять - де холодно слишком. Тогда в ответ уже от нас вопрос последовал - а почто тогда с Россией воевать надумал? Ведь даже если и завоевал бы - то в Якутии те же -50 по Цельсию, как и в Антарктиде, гарантированно! Надули его, значит, заокеанские советнички, а ведь от расходов на войнушку страна на грань банкротства поставлена и желчь лизать уже от нужды, а не для закалки самурайского духа придется. Но тут взор божественного упал на приличных размеров очень малозаселённый континент Австралию, так же Тихим океаном омываемый, но плыть до которой даже ближе чем до Антарктиды. Вот там то климат телесам его подданных привычный, а проживает на континенте в десять раз народу меньше чем на Японских островах. Вдобавок, проводит то правительство прям расистскую политику - цветных не пускать, и тут-то очень понятно было бы всем, когда славные самураи объяснили бы недавним англо-саксонским переселенцам, что те не правы. И так, достаточно по миру расселились (и резервной жил.площади хоть отбавляй), а храбрейшему в регионе народу жить скоро просто негде будет. Квартирный вопрос ведь кого хочешь до исступления доведёт. Правда в планах австралийцев, когда-нибудь число хоть как то обученных военному делу аж до 200 тыс. довести, но армия Микадо уже в разы больше, а выучка славных воинов и вовсе несопоставима. Правда, как выяснилось, технически несколько отстаёт - аэропланов не хватает. А так бы возможно бы было по пути хотя бы Пирл-Харбор у Штатов отхватить - и "дранх на страну кенгуру".

         Вот с этого места слушать надлежало уже внимательней, ибо разговор переходил на конкретику. Завелась у нас цацка, которую и микадо ужас как иметь хочется. И на всё готов пойти, чтобы бывший враг его недавние шалости забыл. Что ж, недаром Черчиль много позже сказал - нет вечных врагов, есть только вечные интересы. Можно и в Японии авиацию зародить, всё равно это ведь неизбежно, но добро помнить будут, а что бы супротив России более это благодеяние не обернулось, всегда требуется на шаг впереди находиться.
  Значит, изображаем, что намёк поняли, и по японской манере намекаем, что в принципе не против. Но прежде чем о будущем думать с прошлым разобраться требуется. И даже возможно на некоторые уступки пойти. Например, победу не афишировать, и даже статусом войны пренебречь. Назвать нынешнее действо возможно как урегулирование вооружённого конфликта, случившегося по самостоятельной инициативе безответственных лиц. Раз адмирал Того уже на дне, то на него и всех собак повесить можно, а император - ни сном, ни духом о замыслах сбрендившего маразматика не догадывался. В ТОЙ войне безвозвратные потери России были 52 с половиной тысячи воинов, у японцев - 86 тысяч. Нынче у нас и до десяти не дотянуло, а японцы всё равно правду пока не скажут, так что пока под понятие "инцидент" хоть со скрипом, но укладывались. Тем паче, что и территориально статус кво сохранялся - каждый оставался при своём. И всё это заносилось в официальный протокол для общего пользования. Но дополнялся договор и секретным протоколом. По нему Японии надлежало вернуть полученные за Ляодунский полуостров 400 миллионов - раз попытка отобрать честно купленное сорвалась. Только вот у страны-банкрота этих денег давно не было и пришлось соглашаться на рассрочку  и возмещение рабочей силой. Тут считать было легко. В России чернорабочий в год получал в среднем 200 рублей, баба - на треть меньше, а подросток - половину. Если японский землекоп одолеет русскую норму по кубам – зачет ему будет по полной, ну, а если не потянет, то слабосильность его приравнена к бабьей или подростковой приравняется. Кормить и прочим снабжать "трудармию", разумеется, ИХ родина будет, но тысяча "подростков" за год миллион и возместит. А дальше - курочка по зернышку - России эти миллионы тоже не даром доставались. Трудотерапия при лечении государства от заболевания глупостью. Только очень желательно в десять лет уложиться (а то включим счётчик)! Но для внешней благопристойности, возможно, представить всё это будет как СП. Тогда и мы открываем технологии авиастроения, но тоже в форме СП. К примеру - передаём японской компании для изучения и создания копий авиамотор, но 51% выпуска - наш. И так далее. Тогда кроме завода "Мотор" на западе, начнёт на нас работать и ещё какой-нибудь "Мицубиси" на востоке, а в выигрыше от этой игры по любому остаётся заведение. И бояться, что эти моторы на Россию бомбы понесут уже не следует - великий и трудолюбивый народ теперь озадачен правильно. Если хорошо себя проявят, так и американскими подлодками, что вскоре подойдут, на тех же условиях поделимся - нам халява лишней не бывает.