Джекпот

Игорь Печенкин
 «В этом деле главное системный подход,- выставив вверх указательный  палец и делая серьезное лицо, повторял Кузьма Ильич, - и тогда удача будет у нас в руках. Схатим её, так сказать, за бороду.»
  Кузьма Ильич Коновалов был маленьким, тщедушным стариком, с абсолютно лысой головой и большой, приметной родинкой на правой щеке. «Схватить удачу за бороду» было его последним, всеобъемлющим желанием, идеей-фикс.
 В жизни Кузьме Ильичу не везло: рано остался сиротой, быстро овдовел, единственная дочь, что называется, покатилась по наклонной плоскости. В последние годы Кузьма серьезно увлекся лотереями, вернее одной из них – «Первой национальной.»
 Нужно было вычеркнуть десять номеров из ста: угадал все десять – получи максимальный приз, угадал четыре – получи минимальный.
«Системный подход» к лотереи занимал все свободное время и большое количество школьных тетрадей, исписанных бесконечными рядами цифр.
При этом, как это не смешно, или грустно, за пять лет Кузьма  не выиграл ни чего. Но это не останавливало целеустремленного старика и очередные тетрадки заполнялись хитроумными цифровыми комбинациями.
  С детства воспитываемый дедом (дочь хотела сдать ребенка в детский дом, но дед добился на ним опеки, а с дочерью с тех пор не общался) внук Кузьмы Ильича - двадцатилетний оболтус по имени Степан, любящий выпить и покурить травку, часто подшучивал над дедом, правда, будем справедливы, беззлобно.
«Ну что, срубил бабла по легкому? Заработал мне на тачку? А то запарило уже на лоховозках ездить. Лоховосками отрок называл общественный транспорт.»
Под Новый Год, как раз накануне юбилейного тиража любимой лотереи,  Кузьма Илич заболел.  То ли сказались вечные неудачи, то ли просто дал о себе знать возраст. Тираж же был серьезный – в честь юбилея разыгрывался джекпот – несколько десятков миллионов рублей.
Выигрывал его участник (или участники) угадавшие десять из десяти выпавших номеров.
Кузьма попросил внука сходить за лотерейным билетом, но тот, неожиданно, вышел из себя и буквально наорал на деда:
 «Достал уже со своими билетами, старый придурок. В зеркало на себя посмотри, такие как ты, только бесплатные похороны выигрывают.»
 Внук, ещё что-то зло пробурчав, выскочил из квартиры, сильно хлопнув на прощанье дверью.
Кузьма Ильич тяжело встал, медленно оделся и поплелся за билетом.
Видимо это окончательно подкосило старика, он стремительно сдавал и не дотянув до праздника, умер.
 Степан похоронив Кузьму Ильича, стал жить один. Внук не очень грустил о деде, во-первых Степа не был сентиментальным, а во-вторых хватало и своих проблем.  Жизнь его так и не наладилась, он спивался и даже успел попробовать тяжелые наркотики.
Розыгрыш лотереи, к слову, вышел примечательным – единственный участник, сорвавший джекпот, упорно не приходил за выигрышем. По всем каналам постоянно напоминали -  через год по условиям лотереи деньги уйдут на благотворительность, проверьте  свои билеты ещё раз. И снова повторяли выпавшие цифры.
Как-то после очередного Нового Года молодой наследник, от нечего делать, разбирал бумаги деда и наткнулся на лотерейный билет. Степа не обратил бы на него внимание, билеты были повсюду,дед регулярно покупал их много лет, но в глаза бросилось слово «юбилейный».
Но ведь он не пошел в тот день за билетом. Неужели дед сам? Вот старый дурак, ведь на ладан уже дышал. Да и лохотрон это все, надо же, победитель пропал, чушь какая.
Степан даже помнил выигравшие числа: один, два, три, четыре, двадцать, тридцать, сорок, девяносто восемь, девяносто девять и сто. Невероятная комбинация.
 Степа еще раз взглянул на билет и похолодел – неровными крестиками рукой деда были вычеркнуты именно эти цифры. У него в руках была вторая (идентичная первой, ушедшей отправителям лотерии) половина выигрывшего билета. Победитель нашелся – через год и одну неделю.
 Страшная, непереносимая обида обрушилась вдруг на Степана, оглушив и ослепив его.
Дед выиграл! Выиграл! Все это было не зря. Он победил, в последней своей, посмертной, попытке вырвав удачу из рук судьбы.
И он ни когда не узнает об этом. Сутки разделили смерть и начало розыгрыша, жизнь и удачу.
Обида за деда стремительно перерастала в осознанное, наконец,  горе. Дед умер. Человек, который всегда был рядом, который жил ради него, был для него всем. Пропущенный срок абсолютно не волновал юношу. Это был не его выигрыш. В Степиной жизни был свой джекпот - дедушка Кузя.
 В Степане  росло новое, плохо еще осознаваемое чувство. Чувство жизни, желание что-то делать, двигаться вперед.
 Дед не должен умереть зря. То чего не получил, не добился Кузьма Ильич, должен добиться он. Ради них с дедом.