Год прошёл. Поговорим?

Машино
 
интервью с писателем Александром Терентьевым http://www.proza.ru/avtor/alextkun
 Эпиграф :
 " О-о-о у твоего друга- государственный ум, ... как он анализирует, как всё понимает... Захватывает чтение... Я бабушке мешаю читать, отрываю её, чтобы зачитать отрывки, а потом увлекаюсь и страницы читаю.. Скоро всю книгу прочитаю, вот уже сегодня 30 страниц прочитал..." ( отзыв моего папы о книге А.Терентьева « Преданный сын» ) ( слова " государственный ум " зачёркнуты, так как А.Терентьев не хотел их, а я как интервьюер и папина дочка  – хотела, вот и нашлось компромиссное решение – такое )


                Остаюсь верной читательницей Александра  Терентьева.

Уже очень хочется поговорить о том, что и как происходит в его литературной судьбе.
 Смотрю - на сайте читателей и почитателей прибавилось .
 Набираюсь духу и пишу письмо с просьбой о продолжении разговора.

Ответ приходит не сразу, но в нём то "да", которое открывает дорогу вопросам.

Вот и спрашиваю:

- Что происходит с родной душой, когда оказывается внимание Вам как автору, а не вообще как человеку?
 
   Прежде всего, оговариваю: отвечаю честно, как есть - а иначе смысл какой, да? И речь, прежде всего, ведем о нашем сайте, так? Душе, естественно, приятно и радостно - но без почти детского ликования, каковое, например, имело место быть в минуты, когда узнал, что первая книжка принята и будет издана.  Если "внимание" подразумевает похвалу написанному мной, то воспринимаю это сдержанно – мы здесь все люди взрослые и понимаем, что на сайте похвала может быть и не очень искренней. Вы без труда поймете, что сдержанность моя не есть следствие "звездности и завышенного самомнения", а рождена именно точным знанием своего места и реальной оценкой уровня написанного. Ведь почти каждый из нас точно знает, что у него написано средненько, а что хорошо. "Блестяще" - такой оценки в моем лексиконе вообще нет - это оставим для классиков...

- Какого внимания хотелось бы  и хочется ли вообще?

   Внимание - да, шумиха и нездоровый интерес в духе желтой прессы - нет. На местном уровне ( поселок, район и область ) внимания избегаю всячески. Здесь оно практически всегда имеет нездоровый оттенок - люди редко умеют радоваться чужому успеху. Не очень скромно, но пусть будет это слово. Газеты, телевидение? Нет, не хочу, да и чисто физически для меня это практически невозможно. Высшая форма внимания для такого провинциала как я - это звонок из "незнакомого изд-ва" с предложением. Пока же я уважительно стучусь в уже знакомые двери издательств, с которыми сотрудничаю. В мою – смеюсь - не стучит никто…

- Что пишется как бы само собой, а что - с усилием и почему?

   Здесь совсем просто... С усилием пишутся как раз те боевики, которые нужны изд-ву, с которым я работаю. «Сами собой» пишутся простенькие вещицы вроде рождественской шутки по гоголевским мотивам. Один из авторов "Проза"  - Григорий Родственников - называет эти жанры "дуркованием". Если брать в общем, то, конечно же, проще пишутся вещи, заведомо интересные самому - в таких случаях, как принято говорить, только успевай записывать...

- Можно ли говорить с современными издательствами о том, что Вы хотели бы написать? Можно ли доказать, что Вы чувствуете, точно знаете, что нужно читателю?

   За все изд-ва говорить не стану, но в тех, с которыми работал, установка для авторов моего "уровня и веса" была и есть довольно жесткая: пишем то, что успешно продается! Рисковать не хочет никто. Я предлагал пару тем, которые кажутся мне выигрышными и интересными для читателей, но неизменно в ответ слышал: "Не надо экспериментов. Пиши, что сказано!"

- Что для Вас «Проза.ру»? Какие ещё литературные сайты Ваши? Почему Вы убрали статью о Каддафи? Я считаю её важной для публики, могу пространно объяснить - почему, могу коротко - она о человеке.

   Зарегистрирован и бываю лишь на «Прозе.ру» - к остальным нет интереса, да и времени, пожалуй, тоже жаль. На "Прозу" пришел, наверное, как и все - за читателями, за их живыми откликами, с тайной надеждой, что это станет дополнительным "пиар-вкладом в раскрутку". Все наивные надежды на "звонок заинтересованного издателя" быстренько развеялись, но взамен появилось другое: просто хорошие люди и авторы. Знакомые, друзья, единомышленники. На вещи смотрю трезво и понимаю, что виртуальные отношения и реальная дружба несколько отличаются, но порой именно виртуальный друг становится ближе и понятнее "живого", что рядом. Смеюсь: виртуальные друзья меньше раздражают, поскольку большинство их недостатков остаются по ту сторону монитора. Кстати, в виртуале и "умным", и воспитанным выглядеть намного проще – это по себе знаю. В реальной жизни я проще и, увы, жестче... 
    Почему убрал статью о Каддафи? Честно говоря, не считал, что она важна настолько, что стоит держать ее на страничке долгое время. Я часто что-то вывешиваю по определенной теме, а затем убираю. Я высказался, кто захотел - услышал-прочел. Тема "остыла" - на смену ей приходит другая... Уговорили – заметку о шакалах возвращаю. Кстати, думаю, прошло достаточно времени, чтобы понять: иногда «суровый диктатор» на троне предпочтительней махновской вольницы, а «демократия», принесенная чужаками на кончиках штыков, не всегда благо и радость.

-  Меняется ли читательская публика? Ваша и вообще?

   По-моему, нет. Если говорить о сайте "Проза", то есть десять-двадцать-тридцать постоянных читателей, просматривающих все новинки, а поскольку пишу я для сайта совсем мало, то и число читателей почти не прибавляется. Получается, что и у меня - как и у большинства авторов "Прозы" - "свой кружок, компания". Хочу особо заметить - компания очень приличных и интересных людей. О читающей публике "вообще" мне судить сложно - специально эти вещи не изучаю и не отслеживаю. Изд-ва в последние годы постоянно жалуются на спад интереса к чтению, на уменьшение тиражей, но... люди читают, изд-ва работают, писатели пишут! Значит, не все так уж черно и беспросветно, как порой нам рассказывают газеты и телевидение.

- Есть ли такая литературная критика, которая была бы Вашей? Нужна ли она Вам?

   Критика нужна любому автору - естественно, я о нормальных авторах, а не о гениях, признающих едой лишь лавровые веники, посыпанные сахаром. Но на сайте так уж сложилось, что нормальную критику попросту удавили. Нет, не руководство сайта или неведомые злодеи – мы сами, авторы нашей «Прозы». Да и не так это просто - внимательно прочесть чужой текст, разобрать, указать-подсказать автору недочеты и прочее. Это, прежде всего время, которого всем не хватает. Но даже если ты и напишешь относительно подробный разбор чьей-либо вещицы, то вполне можешь получить примерно такой ответ: «Спасибо, но я все оставлю как есть!» Вам захочется критиковать следующее произведение? Вряд ли. И еще один нюанс: разбор произведения - это работа. А работать бесплатно согласятся лишь... В общем, мало кто согласится.

- Каких текстов Вам не хватает для собственного читательского интереса?

   Смеюсь: таких, чтобы, как в детстве, открыть книгу и забыть обо всем на свете. Давно ничего подобного не читал. И вообще, сейчас больше не читаю, а перечитываю. Наверное, просто скучным стал и старым... Кроме того, если ты начинаешь заниматься сочинительством, то в какой-то момент вдруг понимаешь, что читать книги так, как это было «до», ты уже не можешь. Читают уже двое: ты и твой внутренний редактор, а это «не есть хорошо» - несколько мешает просто получать удовольствие от чтения хорошей книги.

- Закончился рабочий год – наверное, есть и какие-то конкретные результаты? Чем можете похвастаться?

   Да хвастать особенно и нечем… Написал и сдал в изд-во книжку, над которой работал непростительно долго. Еще одно изд-во любезно согласилось переиздать выпущенную издательством «Эксмо» книгу «Преданный сын», в которой повествуется о работе наших разведывательно-диверсионных групп во время Великой Отечественной войны. В журнале «Искатель», в октябрьском номере, напечатали мою повестушку «Тень Великого Магистра». Кстати, с легкой руки Леонида Словина – нашего мэтра детективного жанра, ныне проживающего в Израиле. Именно он посоветовал отправить что-нибудь в «Искатель», с которым некогда сотрудничал и сам. И мне повезло – редактору повесть-детектив, написанная как некое подражание фандоринскому циклу Б.Акунина, понравилась. Да, а ведь было еще одно важное событие, опять-таки связанное с Леонидом Словиным! Между нами завязалась переписка – за что, кстати, отдельная благодарность сайту! – и однажды он предложил написать и издать в Израиле интервью. Речь шла о русскоязычной газете «Окна», для которой Леонид Семенович и подготовил нашу с ним импровизированную беседу. Редактор Ян Топоровский материал напечатал и предложил в виде довеска написать для «Окон» рассказ – что и было сделано. Рассказ – «Время слепых дождей» - некоторое время «висел» на моей страничке. Так что – опять смеюсь – теперь я в некоторой степени известен и за пределами России, а не только своего поселка.

- Почему Вы не пишете на сайте о себе? Не хвалитесь литературными достижениями?

   Давайте считать, что я очень скромный. А если серьезно, то в предыдущем нашем с Вами разговоре я рассказал даже больше, чем намеревался. И о коляске, и о занятиях литературной работой. Что остается за ширмой – семья? Тут, как принято говорить на Западе, «Но коммент – без комментариев!» Разве что такой: у меня замечательная семья!
   А достижения… На сегодняшний день написано одиннадцать книг – десять из них издано. Четыре под моим именем, остальные  - под псевдонимом. Под каким? А из вредности не скажу…  Одну из «моих» даже пообещали переиздать – если ничего не изменится, то весной выйдет. Есть несколько журнальных публикаций. Заметки для местной районки, большую часть которых можно прочесть и на моей страничке, считать не будем…

- Как Вы могли бы охарактеризовать современную художественную русскую литературу?

   Вот этого вопроса я и боялся… Не читаю я современную русскую литературу – Вы же не «Прозу.ру» имеете в виду? Нет, я пробовал просматривать широко разрекламированные произведения мэтров современности, но не прочел ни одной вещи. Наверное, мне должно быть стыдно. Но, увы, мне не интересно читать «Цветочный крест» и прочие вещи, удостоенные солидных литературных премий. Если я начну оценивать не читая, то как это будет выглядеть? «Не читали, но единодушно осуждаем и клеймим!» Это, кажется, мы уже проходили. Если же серьезно, то слишком часто произведения современных авторов можно назвать «дешевым заумным выпендрежем», о котором в народе говорят: «Замучила попа грамота!»
 
- Каких авторов Вы перечитываете?

   В первую очередь наших настоящих Мастеров: Гоголя, Бунина, Шмелева, Алексея Толстого и Льва Толстого, Шолохова и Абрамова, Зощенко и Шукшина. Был период прямо-таки сумасшедшего увлечения пьесами А.Н.Островского. Иногда пересматриваю  Ильфа и Петрова. Но уже редко, поскольку «Похождения товарища Бендера» давно уже почти наизусть выучил.
   Из зарубежных – Марк Твен и О.Генри, Купер, Стивенсон, Д.Лондон, Ремарк. Очень люблю Киплинга. Его «Маугли» - мудрейшая вещь. «Винни-Пух» Милна в переводе Б.Заходера без малейшей иронии считаю шедевром. Открываю на любой странице и просто наслаждаюсь замечательным языком, тончайшим юмором и изумительнейшей аурой света и добра! Да вот пример, просто не могу удержаться…
   - Тсс! - сказал Кристофер Робин, обернувшись к Пуху. - Мы как раз подходим к опасному месту!
   - Тсс! - сказал Пух, быстро обернувшись к поросенку.
   - Тсс! - сказал Пятачок Кенге.
   - Тсс! - сказала Кенга Сове, а Крошка Ру несколько раз подряд сказал "тсс" самому себе.
   - Тсс! - сказала Сова, обернувшись к Иа.
   - Цыц! - сказал Иа страшным голосом всем Родным и Знакомым Кролика, и они принялись поспешно говорить друг другу "тсс", пока не дошло до самого последнего. А последний, самый маленький Родственник и Знакомый, так испугался, решив, что вся экспедиция говорит ему "тсс", что немедленно зарылся в землю и просидел там вниз головой целых два дня, пока не убедился, что опасность окончательно миновала. Потом он поспешно отправился домой. Его звали Сашка Букашка.
   Разве это не чудо? Я в этом месте так смеялся, что чуть с дивана не навернулся!..

Кстати, на сайте мы все можем прочесть как произведения Г.С.Заходер, так и ее невероятно интересные воспоминания о Б.Заходере. С Галиной Сергеевной – как и со многими здесь – я встретился совершенно случайно, когда зашел на страничку с подозрительно знакомым именем «Кенга». Иногда бываю на ее страничке и оставляю короткое сообщение, что «Сашка-Букашка здесь был»…
   В общем, «детский набор». Странновато, да? Но, думается, хорошая детская литература часто может и любой взрослой «нос утереть». Если еще и учесть, что, по высказыванию Набокова, она просто из «гостиной спустилась в детскую», то все сразу становится понятным и вполне логичным… Есть, конечно, и более серьезные авторы, но это отдельный разговор и их произведения не перечитываю. Кстати, несколько раз перечитывал и «женские романы» - например, «Унесенные ветром» и «Поющие в терновнике» (ах, как же был хорош Чемберлен в роли Брикассара!) Скарлетт мне, как мужчине, малосимпатична, но в девяностые всем нам стоило поучиться у нее стойкости и умению выживать. Пусть ее методы и были, мягко говоря, не высокоморальными, но я не стану осуждать женщину, умеющую «так» драться за счастье для себя и своих близких…

- И напоследок не могу не спросить о проводимом на сайте конкурсе «Народный писатель». Как Вам эта затея?

   Отношение к конкурсу, скажем так, сложное. В прошлогоднем было немало минусов, видимых невооруженным взглядом. Но устроителей можно и должно понять: содержание сайта требует немало средств, и владельцы зарабатывают, как умеют. Ведь насильно ни участвовать, ни голосовать авторов никто не заставляет. В конкурсе вижу и несомненно положительный момент - среди номинантов немало достойных авторов, у которых теперь станет гораздо больше читателей. Это уже плюс. Как и то, что в итоге кому-то все-таки удастся издать свои произведения бесплатно, за счет сайта. Так что, остается пожелать участникам удачи и пусть победит сильнейший...

   - Спасибо, Александр, за разговор – думаю, он будет интересен и читателям, и авторам сайта. Также надеюсь, что точку мы не ставим, а… Жизнь продолжается?

   Это Вам спасибо и всем читателям и авторам «Прозы» - все-таки, несмотря на мелкие досадности, здесь собралась очень приличная и интересная компания! Международная, кстати – что тоже замечательно. Так что, всем всего самого доброго, светлого и, как говаривали в старые времена на радио, «до новых встреч!»